Четвертой важной проблемой современной научной гносеологии является проблема соотношения чувственного и рационального в познании. Абсолютизация этих уровней в истории философии давала противоположности сенсуализма и рационализма.
Сенсуализм материалистический (Бэкон, Локк, французские материалисты ХVIII века) заявлял, что источником знания являются материальные предметы, действующие на органы чувств человека: «нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах» (Дж. Локк). Сенсуализм (сенсус – чувство, ощущение) – абсолютизирует чувственную ступень познания. Рациональня ступень, с точки зрения сенсуализма, лишь перекомбинирует данные чувственной ступени познания (Локк, Гоббс).
Сенсуализм идеалистический (Беркли, Юм) представил дело так, будто бы данные органов чувств – это единственная реальность и подлинный предмет познания, и тогда существование вне их материальных предметов либо отрицается, либо объявляется проблематичным.
Рационализм (Декарт, Лейбниц, Кант) полагал, что всеобщие и необходимые истины (без которых нет подлинной науки) не могут быть получены из чувственного опыта, а содержатся в самом разуме. Декарт представил, что в нашем сознании всегда имеются наиболее общие и предельно простые знания, которые настолько ясны, что в них невозможно сомневаться. Например: «Целое больше части», «Если три точки лежат на одной прямой, то одна из них находится между двумя другими». Декарт считал, что они вложены в нас богом, который не обманывает, поэтому они истинны. Рационализм – это абсолютизация логической (рациональной) ступени познания. Ощущения, с точки зрения рационализма, дают лишь материал для истинного и глубокого знания.
|
|
Научная (материалистическая) гносеология показывает, что эмпирическое и рациональное познание не противопоставлены, а дополняют друг друга: эмпирические факты изначально воспринимаются в свете определенного теоретического знания, а само это знание является результатом обобщения эмпирических фактов.
Формы чувственной ступени познания
Ощущение – отражение отдельных свойств предметов работой разроз-ненных органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние).
Восприятие – отражение комплексов свойств предметов посредством совместной работы нескольких органов чувств.
Представление – отражение целостности предмета без непосредственного чувственного контакта с ним (по памяти).
Формы логической ступени познания
Понятие – отражение существенных свойств определенного класса предметов в результате аналитико-синтетической работы мышления.
Суждение – отражение новых свойств предметов в результате оперирования понятиями.
Умозаключение – формирование нового суждения о предмете на основе оперирования частными и общими суждениями.