Как основная проблема психологии обучения

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

«Педагогическая психология» - это самостоятельная отрасль психологии, изучающая психологические аспекты образовательной деятельности, педагогической и учебной деятельности, психологические особенности обучающихся и педагогов, психологические характеристики обучения в школе, профессионального образования, проблемы воспитания.

Для достижения этих целей в курсе должны решаться следующие задачи:

· Ознакомить студентов с психологическими основами учения, обучения и воспитания обучаемых;

· Дать основные представления о психологических особенностях и закономерностях жизнедеятельности и личностного развития человека в условиях образовательного процесса, учебно-воспитательной деятельности;

· Ознакомить студентов с основными традиционными психологическими теориями учения и обучения, а также с современными технологиями и методами обучения;

· Ознакомить студентов с основами учебной деятельности и педагогической деятельности;

· Дать представление о специфических особенностях субъектов образовательного процесса;

· Сформировать представление об основных критериях оптимизации процесса обучения, принципах организации эффективного педагогического общения, особенностях управления и профилактики конфликтов в учебе, педагогическом сотрудничестве;

 

       Связь с предшествующими и последующими дисциплинами (модулями, практиками, научно-исследовательской работой (НИР))

Для освоения данной дисциплины студент должен иметь базовую подготовку по дисциплинам «Введение в профессию», «Общая психология», «Педагогика», «Психология развития и возрастная психология». Курс «Педагогическая психология» является базовой для изучения дисциплин профессионального цикла Б 3 «Методика преподавания психологии», «Психология личности и дифференциальная психология», «Социальная психология», «Основы консультативной психологии», «Психология социальной работы», «Психология семьи».

 

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения.

 

Студенты, завершившие изучение дисциплины «Педагогическая психология», должны обладать следующими компетенциями:

  • использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики(ОК-4);
  • владению навыками анализа своей деятельности умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
  • восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей(ОК-7);
  • описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
  • выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам(ПК-5);

и

Студент, завершивший изучение курса «Педагогическая психология», должен знать:

- психолого-педагогические основы учения, обучения и воспитания;

- сущность обучения и воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы;

- содержание образования и педагогические основы его совершенствования;

- сущность процесса обучения и учебной деятельности, задачи, внешнюю и внутреннюю структуру;

- методы обучения и активации познавательной деятельности учащегося;

- особенности различных систем образования.

Студент должен уметь:

- ориентироваться в методах и формах обучения школьников, студентов;

- ориентироваться в методах диагностики и коррекции, применяемые в психолого-педагогической деятельности;

- составлять отчеты и рекомендации для родителей и педагогов по различным проблемам субъектов образования;

Студент должен владеть:

- основными методами постановки образовательных и воспитательных задач, планирования профессиональной деятельности;

- навыками работы с научной и учебной литературой, реферирования статей, анализ научных работ;

- владеть основами психологического анализа уроков различных типов

- способностью выявлять особенности психического и личностного развития обучающегося с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Предмет, задачи, структура, методы педагогической психологии

 

Основные аспекты темы: предмет педагогической психологии и ее основные разделы. Дошкольная, школьная, профессионально-техническая, вузовская психология. Педагогическая психология в системе психологической науки; педагогическая и возрастная психология. Методы педагогической психологии; эксперимент в педагогической психологии. Лабораторный эксперимент в структуре урока. Применение статистико-математических методов в педагогической психологии.

 

1. Предмет и задачи педагогической психологии.

2. Основные разделы педагогической психологии.

3. Педагогическая психология в системе психологической науки. Связь педагогической психологии с другими науками.

4. Общая характеристика методов педагогической психологии.

5. Эксперимент в педагогической психологии.

 

Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

3. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2003.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн.2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.

7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М., 2003.

 

 

Тема 2. История зарождения и становления педагогической психологии

Основные аспекты темы: педагогическая психология в дореволюционной России (вклад К.Д. Ушинского, А.П. Нечаева, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого). Развитие педагогической психологии в советский период (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн). История развития педагогической психологии за рубежом. Задачи педагогической психологии в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы.

 

1. Этапы становления педагогической психологии.

2. Педагогическая психология в дореволюционной России (вклад К.Д. Ушинского, А.П. Нечаева, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого).

3. Становление педагогической психологии за рубежом. Развитие тестовой психологии (Ф. Гальтон, Э. Мейман, А. Бине, Б. Анри, Т. Симон, Дж. Кэттелл и др.).

4. Вклад основных психологических направлений в развитие педагогической психологии (ассоциативная психология, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, операциональная концепция Ж. Пиаже, когнитивная психология, гуманистическая психология).

5. Развитие педагогической психологии в советский период (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн).

6. Задачи педагогической психологии в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы.

 

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 2001.

2. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2003.

3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн.2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995.

 

 

Тема 3. Психологические основы образовательного процесса

Основные аспекты темы: образование в общекультурном контексте. Общеметодологический смысл понятия «образование». Образование как система, процесс и результат. Основные тенденции и психологические принципы современного образования.

 

1. Основные тенденции и принципы современного образования.

2. Взаимосвязь культуры и образования.

3. Сущность контекстного обучения.

4. Личностный и деятельностный компоненты в личностно-деятельностном подходе.

 

Литература

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2003.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

3. Давыдов В.В., Радзиховский Л.А. Теория Л.С. Выготского и деятельностный подход в психологии– ж. Вопросы психологии, 1981. №1.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн.2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.

 

Тема 4. Психологические механизмы и закономерности усвоения знаний, умений и навыков

как основная проблема психологии обучения

Основные аспекты темы: проблема соотношения знаний, умений и навыков. Психологические закономерности познавательных процессов и усвоение знаний в школе. Психология усвоения системы научных понятий в школе: психологическая природа, основные этапы и условия формирования обобщений в процессе обучения. Формирование системы научных понятий на основе психологических закономерностей мышления - обобщения, абстрагирования, конкретизации и др.

 

1. Проблема соотношения знаний, умений и навыков.

2. Подходы к определению усвоения.

3. Структурная организация усвоения.

4. Этапы, стадии усвоения.

5. Психологические аспекты формирования навыков учащихся.

 

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 2001.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М., 2003.

 

 

Тема 5. Теория обучения в отечественной психологии

Основные аспекты темы: деятельность обучения. Процедура (состав) обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Структурный и функциональный анализ действий. Характеристики действия. Типы схемы ориентировочной основы действия. Самообучение.

 

1. Общая характеристика обучения.

2. Место управления в обучении.

3. Понятие и свойства действия.

4. Типы схемы ориентировочной основы действия (ООД).

5. Самообучение.

 

Литература

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2003.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

3. Давыдов В.В., Радзиховский Л.А. Теория Л.С. Выготского и деятельностный подход в психологии– ж. Вопросы психологии, 1981. №1.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М., 2003.

 

 

Тема 6.Психологические основы организации усвоения при проблемном, программированном


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: