Тема 11. Психологическая теория учебной деятельности

 

Основные аспекты темы: понятие об учебной деятельности. Развитие основных структурных моментов учебной деятельности и оптимальные условия их развития. Мотивы учебной деятельности и их формирование в процессе обучения. Психологические условия развития познавательной мотивации в процессе обучения: переход к самостоятельной учебной деятельности и к самообразованию. Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Проблема контроля и самоконтроля учебной деятельности.

 

1. Общая характеристика учения. Переход от учения к учебной деятельности.

2. Структурные компоненты учебной деятельности (Д.Б.Эльконин).

3. Мотивы учебной деятельности и их формирование.

4. Типологии учебных мотивов.

5. Различные виды учебных действий.

6. Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности.

7. Проблема контроля и самоконтроля учебной деятельности.

8. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.

 

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984.

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 2001.

3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М., 2003.

7. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие – СПб., 1998.

 

 

Тема 12. Возрастные особенности усвоения знаний дошкольником, младшим школьником,

Подростком, старшим школьником

 

Основные аспекты темы: обучающийся как представитель возрастного периода. Возрастная периодизация как основа дифференциации субъектов учебной деятельности. Возрастные особенности усвоения знаний дошкольником. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Подросток как субъект учебной деятельности. Старшеклассник как субъект учебной деятельности.

 

1. Возрастная периодизация как основа дифференциации субъектов учебной деятельности.

2. Возрастные особенности усвоения знаний дошкольником.

3. Учебная деятельность младших школьников.

4. Учебная деятельность подростков.

5. Особенности учебной деятельности в старшем школьном возрасте.

6. Мотивация учения в среднем и старшем школьном возрастах.

 

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 2001.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

3. Готовность к школе. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – Н., 1995.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

5. Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М., 2003.

 

 

Тема 13. Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления

 

Основные аспекты темы: психологические основы работы с «трудными» детьми. Типы неуспевающих школьников. Дети с нарушениями развития (аутизм, инфантилизм, задержка психического развития, олигофрения). Дети с временными задержками умственного развития и психологические особенности педагогической работы с ними.

 

1. Типы неуспевающих школьников.

2. Педагогически запущенные дети.

3. Дети с нарушениями развития (аутизм, инфантилизм, задержка психического развития, олигофрения).

4. Гиперактивность.

5. Основные подходы к психокоррекции «трудных» детей.

 

Литература

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

2. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / Под ред. М. Пассольта. – М., 2004.

3. Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.

4. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. – Уфа, 2006.

5. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб., 2001.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.

 

 

Тема 14. Психологическая природа и развитие общих и специальных способностей в обучении

 

Основные аспекты темы: психология общих способностей и индивидуальная успешность усвоения знаний в школе. Психологическая природа и развитие общих способностей в обучении. Психологическая природа и развитие специальных способностей в обучении (языковые способности, математические способности, музыкальные способности, технические способности). Психологическая природа и развитие творческих способностей в обучении. Проблема способностей к усвоению знаний и диагностика индивидуальных различий. Психологические принципы создания и использования диагностических методик выявления общих и специальных способностей.

 

1. Определение способности и одаренности.

2. Трехмерная модель одаренности Дж. Рензулли.

3. Психологическая природа и развитие общих способностей в обучении.

4. Психологическая природа и развитие специальных способностей в обучении

5. Психологическая природа и развитие творческих способностей в обучении.

 

Литература

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

3. Минияров В.М. Педагогическая психология. Ч. 2. Психология обучения – Самара, 2004.

4. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтес. – М., 2003.

 

Тема 15.Профессиональная деятельность учителя в системе профессий «человек – человек»

 

Основные аспекты темы: педагогическая профессия среди других профессий. Соответствие человека педагогической деятельности. Психологические требования к профессиональной деятельности учителя в процессе обучения и воспитания учащихся на разных возрастных этапах развития. Структура педагогических способностей и условия их становления.

 

1. Педагог в мире профессиональной деятельности.

2. Соответствие человека педагогической деятельности.

3. Учитель дошкольной и младшей школьной ступени образования.

4. Общий состав педагогических способностей.

5. Структура педагогических способностей.

 

Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. – С. 358-372.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.

5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб., 2000.

 

 

Тема 16.Педагогическая деятельность: структура, содержание, функции

 

Основные аспекты темы: формы педагогической деятельности. Характеристики педагогической деятельности (целеположенность, мотивированность, предметность, продуктивность). Предметное содержание педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Мотивация и центрация. Основные функции педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Педагогические умения.

 

1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.

2. Общая характеристика педагогической мотивации.

3. Мотивация и центрация.

4. Основные функции педагогической деятельности.

5. Структура педагогической деятельности: проективная, организаторская, коммуникативная, гностическая.

6. Общая характеристика педагогических умений.

 

Литература

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

3. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 2001.

4. Минияров В.М. Педагогическая психология. Ч. 2. Психология обучения – Самара, 2004.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.

6. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М., 1999.

 

 

Тема 17.Особенности личности и индивидуального стиля педагогической деятельности учителя

 

Основные аспекты темы: профессионально значимые качества педагога. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога. Личность учителя и педагогический такт. Личностная направленность учителя и типы педагогов. Мотивация и продуктивность педагогической деятельности. Профессиональная Я-концепция педагога. Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя.

 

1. Профессионально значимые качества личности учителя.

2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога.

3. Личностная направленность учителя и эффективность преподавания.

4. Профессиональное самосознание педагога.

5. Общая характеристика стиля педагогической деятельности.

6. Индивидуальные стили педагогической деятельности учителя: эмоционально - импровизационный, эмоционально - методичный, рассуждающе - импровизационный, рассуждающе - методичный.

 

Литература

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб., 2000.

4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.

 

 

Тема 18.Психологические основы педагогического общения учителя с учащимися

 

Основные аспекты темы: общение в образовательном процессе. Психологические условия и принципы педагогического общения учителя с учащимися, его виды и функции. Стили педагогического общения и проблема их продуктивности. Психология отношений учителя с учащимися. Педагогическая социальная перцепция. «Барьеры» в педагогическом общении.

 

1. Общая характеристика общения.

2. Функции общения.

3. Определение, направленность, специфика педагогического общения.

4. Уровневая схема общения.

5. Основные области затруднения в педагогическом общении.

 

Литература

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб., 2000.

4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.

 

 

Тема 19.Психологический анализ урока в деятельности педагога

 

Основные аспекты темы: психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога. Форма психологического анализа урока. Три плана психологического анализа урока. Объекты психологического анализа урока. Уровни (этапы) психологического анализа урока. Схема психолого-педагогического анализа урока.

 

1. Общая характеристика психологического анализа урока.

2. Форма психологического анализа урока.

3. Три плана психологического анализа урока.

4. Объекты психологического анализа урока.

5. Предваряющий психологический анализ.

6. Текущий психологический анализ.

7. Ретроспективный психологический анализ.

8. Схема психолого-педагогического анализа урока.

 

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

2. Козлова И.Н. Психологические аспекты анализа урока. // Хрестоматия по курсу педагогической психологии. Часть 1. – Вологда, 2002.

3. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

4. Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.

5. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. – СПб., 2002.

 

Тема 20.Психологические проблемы развития личности в процессе воспитания

 

Основные аспекты темы: методологические проблемы психологии воспитания. Значение психологических знаний для построения теории воспитания. Психологические проблемы формирования личности в процессе воспитания. Понятие, цели, средства и методы воспитания. Основные социальные институты воспитания. Психологические теории воспитания. Деятельность - основа формирования индивида как личности. Психологические условия формирования свойств личности. Проблема управления и самоуправления воспитанием.

 

1. Понятие и цели воспитания.

2. Средства и методы воспитания.

3. Основные социальные институты воспитания.

4. Психологические теории воспитания.

5. Значение психологических знаний для построения теории воспитания.

6. Психологические условия формирования свойств личности.

7. Деятельность - основа формирования индивида как личности.

8. Проблема управления и самоуправления воспитанием.

 

Литература

1. Бодалев А.А. О психологических основах воспитания личности // Вопросы психологии, 1986. - №1.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

3. Минияров В.М. Педагогическая психология. Ч. 1. Психология воспитания – Самара, 2003.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн.2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995.

5. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.

7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М., 2003.

 

 

Тема 21.Проблема нравственного воспитания

 

Основные аспекты темы: проблема нравственного воспитания. Нравственная основа личности. Роль коллективных взаимоотношений и различных видов деятельности (общественно полезной, трудовой, общественно-организационной) в формировании нравственных основ личности. Моральные представления и нравственные поступки.

 

1. Проблема нравственного развития ребенка.

2. Уровни нравственности по Л. Кольбергу.

3. Формирование нравственных основ личности.

4. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм.

 

Литература

1. Бодалев А.А. О психологических основах воспитания личности // Вопросы психологии, 1986. - №1.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн.2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995.

4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М., 2003.

 

 

Тема 22.Психологические особенности детей с отклонениями в поведении

 

Основные аспекты темы: проблема отклоняющегося поведения. Классификация видов отклоняющегося поведения. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте. Агрессивное поведение. Суицидальное поведение. Противоправное поведение. Десоциализация. Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения.

 

1. Общая характеристика отклоняющегося поведения.

2. Классификация видов отклоняющегося поведения.

3. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте.

4. Агрессивное поведение и пути его коррекции.

5. Суицидальное поведение в детском и подростковом возрасте.

6. Противоправное поведение подростков и юношей.

7. Нарушения социализации.

8. Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения.

 

Литература

1. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2004.

2. Минияров В.М. Педагогическая психология. Ч. 1. Психология воспитания – Самара, 2003.

3. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. – Уфа, 2006.

4. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб., 2001.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.

 

 

Тема 23.Психологические особенности выбора профессии

 

Основные аспекты темы: психологические особенности выбора профессии. Психологические основы профессиональной ориентации учащихся. Психологические закономерности, этапы и условия развития профессионального мышления в трудовом обучении. Психолого-педагогические требования к организации производительного труда учащихся как фактор воспитания профессионально важных качеств личности. Психолого-педагогические условия формирования у школьников положительного отношения к труду. Профессиональное мастерство как фактор развития профессиональных творческих способностей личности.

 

1. Готовность школьника к профессиональному самоопределению в соответствии с требованиями общества и личными возможностями.

2. Становление и развитие личности в процессе профессионально-технического образования.

3. Проблема диагностики воспитанности в отечественной педагогике и психологии.

4. Показатели и критерии воспитанности, их психологическая природа.

5. Диагностика воспитанности школьника в практике работы учителя, воспитателя.

 

Литература

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

2. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

3. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.

 

 

Тема 24.Психология коллектива

 

Основные аспекты темы: психологические проблемы организации коллектива учебного класса с целью решения задач воспитания личности в коллективе. Педагогическое общение в системе «учитель-ученик» как фактор становления и развития личности школьника. Психологические основы индивидуального подхода в воспитании. Психология конфликтов между учащимися, пути их предупреждения и разрешения учителем.

 

1. Психологическая характеристика структуры классного коллектива.

2. Общение и межличностные отношения в классном коллективе и их роль в формировании личности.

3. Педагогическое общение в системе «учитель-ученик» как фактор становления и развития личности школьника.

4. Психологические основы индивидуального подхода в воспитании.

5. Конфликты среди учащихся, их психологическая природа, способы разрешения и воспитательный смысл.

 

Литература

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

2. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб., 2000.

4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: