И развивающем обучении

 

Основные аспекты темы: получение новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических задач в проблемных ситуациях (В. Оконь, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер). Теория программированного обучения Б.Ф. Скиннера. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова. Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова.

 

1. Психологические основы организации проблемного обучения (В. Оконь, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер).

2. Психологические основы организации программированного обучения (Б.Ф. Скиннер).

3. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.

4. Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова.

 

Литература

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2003.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

4. Минияров В.М. Педагогическая психология. Ч. 2. Психология обучения – Самара, 2004.

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М., 2003.

 

 

Тема 7.Обучение и психическое развитие учащихся

 

Основные аспекты темы: соотношение обучения и развития. Движущие силы психического развития. Социальная ситуация развития. Развитие интеллекта. Уровни умственного развития. Развитие личности. Развитие человека как субъекта деятельности.

 

1. Различные подходы к вопросу соотношения обучения и развития.

2. Движущие силы психического развития.

3. Влияние обучения на умственное развитие учащихся.

4. Ориентировка на зону ближайшего развития.

5. Развитие личности.

6. Развитие человека как субъекта деятельности.

 

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 2001.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

3. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2003.

4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М., 2003.

 

 

Тема 8.Учёт индивидуально-психологических особенностей усвоения знаний учащимися на уроке

 

Основные аспекты темы: знания в структуре мышления. Психолого-педагогические условия развития творческого мышления в обучении. Индивидуализированный и дифференцированный подходы в обучении. Психологические особенности усвоения знаний учащимися с различными типами высшей нервной деятельности и характера.

 

1. Проблема индивидуализации и дифференциации обучения.

2. Учет особенностей темперамента в процессе обучения.

3. Типы личности по К.Г. Юнгу (экстраверт - интроверт, рациональный - иррациональный, логический - эмоциональный, сенсорный - интуитивный) и их проявления при обучении.

4. Проявления характера обучаемого в различных видах деятельности. Акцентуации характера.

 

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 2001.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001. – С. 352-355.

5. Минияров В.М. Педагогическая психология. Ч. 2. Психология обучения – Самара, 2004.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.

7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М., 2003.

 

 

Тема 9.Психологические вопросы использования компьютера в обучении

 

Основные аспекты темы: основные предпосылки и направления компьютеризации обучения. Компьютер как средство обучения. Интеллектуальные обучающие системы. Психологические аспекты оценки качества обучающих систем. Проблемы и задачи психологического обеспечения компьютеризации школы. Модульно-рейтинговое обучение.

 

1. Компьютер как средство обучения.

2. Психологические аспекты оценки качества обучающих систем.

3. Проблемы и задачи компьютеризации обучения.

4. Модульно-рейтинговая система обучения.

 

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 2001.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

3. Психологические проблемы компьютеризации обучения («Круглый стол») – ж. Вопросы психологии, 1986. №№ 5-6.

 

 

Тема 10.Пути повышения эффективности усвоения знаний: психологическое значение

Активных методов обучения

 

Основные аспекты темы: психологическое значение активных методов обучения. Знаково-контекстное обучение. Психолого-педагогические принципы игровых методов обучения. Групповая дискуссия. Групповой психологический тренинг как совокупность активных методов обучения.

 

1. Понятие об активных методах обучения.

2. Проведение групповой дискуссии.

3. Знаково-контекстное обучение. Игровые методы обучения (ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры).

4. Использование релаксационных и медитативных техник в процессе обучения.

5. Групповой психологический тренинг как совокупность активных методов обучения.

 

Литература

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М: Ось-89, 1999.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001.

3. Минияров В.М. Педагогическая психология. Ч. 2. Психология обучения – Самара, 2004.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.: Прогресс, 1990 – СПб.: Питер Ком, 1998.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: