Формирование технической стороны навыка, умения осмысливать читаемое и читательской самостоятельности как компонента процесса обучения чтению

Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. В техническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты: Способ чтения, Темп чтения, Динамика скорости чтения, Правильность чтения.

В смысловую сторону: Выразительность, Понимание.

Цепочка становления технической стороны чтения: Способ чтения, скорость чтения, динамика скорости.

Сознательность чтения предполагает:

1. Осмысление значения каждой языковой единицы текста;

2. Понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.ё. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

3. Осознание себя как читателя.

Технология осмысленного чтения включает:

1-й этап - первоначальное чтение (звукобуквоград)

2-й этап - словесное чтение (карточками-столбиками, карточками-горками, карточками- ёлочками).

3-й этап - фразовое чтение (Подготовка к чтению сложных структур предложений, развитие внимания к значению слова, развития воображения, работа над осмысленным чтением, работа с небольшими текстами).

4-й этап - текстовое чтение (Приёмы, улучшающие технику чтения: Вычеркни букву, «Магнит», Прятки, Чтение с пометками, Развитие концентрации внимания «Таблицы Шульте»).

Основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

- умение осмысливать цели чтения;

- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

- умение извлекать необходимую и второстепенную информацию из прослушанных текстов различных жанров;

- умение определять основную и второстепенную информацию;

- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Читательская самостоятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.

Формирование основ читательской самостоятельности начинается с работы над детской книгой в первом классе с периода обучения грамоте (15-20 минут) на уроке и продолжается на уроке литературного чтения и учёт уровня читательской самостоятельности определяется до проведения уроков внеклассного чтения и индивидуальной беседе. Центральным звеном в работе по формированию читательской самостоятельности младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Литературные игры – это игры и упражнения по развитию речи: головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды), викторины, стилизованные игры («Умницы», «Сильное звено», «Поле чудес», «Сильное звено», «Умники и умницы»). На развитие познавательного интереса к чтению влияет отбор материала для чтения, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними, овладевая всеми читательскими премудростями, чтобы с помощью книг-собеседников лучше осознать себя и понимать окружающий мир.

Сознательность, правильность, беглость, выразительность как необходимые качества чтения, их взаимосвязь.

Основные характеристики навыка чтения:

1) правильность чтения (чтение без искажений) отсутствие пропусков и перестановок слов в предложениях правильная передача звуко-буквенного состава слов;

2) беглость чтения - кол-во слов произнесенных читающим в минуту.

Примерные нормы чтения:

Ø 1 кл. – 20-25/ 35-40;

Ø 2 кл. – 40-50/ 55-60;

Ø 3 кл. – 60-70/ 70-75;

Ø 4 кл. – 75-80/ 85-95.

Главное не скорость чтения, а понимание смысла читаемого.

3) сознательность чтения понимание фактического содержания читаемого, роли художественных средств, идеи произведения;

4) выразительность чтения способность передать замысел автора, чувства и идеи вложенные в произведение. Выразительность формируется в процессе анализа произведения.

Учет навыка чтения, способы его проведения. Ошибки, нарушающие правильность чтения. Причины ошибочного чтения и пути их предупреждения и устранения. Условия и способы формирования беглости чтения.

Навык чтения - это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слово, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не следует забывать и о темпе чтения. Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т. е. осуществляется без напряжения, полу- или совсем автоматически. Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий.

1. При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.

3. Формирование навыка полноценного чтения необходимо рассматривать не только как задачу специального урока — урока чтения, но и как одну из задач других уроков.

4. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.

5. Необходимо преодолеть крен урока чтения в техническую сторону в ущерб художественной. Технические упражнения по формированию навыка следует выносить на отдельный короткий этап урока (как устный счет на занятиях по математике) и для этого использовать тексты, не имеющие большой художественной ценности, а основное время урока отводить чтению и работе над художественным произведением как над произведением искусства.

Виды ошибок при чтении. Возможные причины.

Замены близких по конфигурации букв. Несформированность зрительного восприятия и/или зрительного образа буквы, недостатки методики обучения

Трудности различения буквенных знаков. Нарушения зрительного восприятия, зрительной памяти, трудности формирования зрительного образа букв, недостатки методики обучения

Побуквенное чтение. Недостаточная сформированность зрительного образа букв, трудности дифференцирования букв, несформированность навыка слогослияния и/или фонематического слуха, недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

Искажения (перестановки, вставки, пропуски). Нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, форсирование скорости чтения, трудности концентрации внимания, выраженное утомление, функциональная слабость центральной нервной системы

«Застревания». Несформированность зрительной дифференциации букв, неадекватный темп работы (форсирование скорости обучения), трудности автоматизации навыка

Ошибки при чтении по догадке. Проявления общего недоразвития речи (незнание языковых норм), неадекватный темп работы, трудности восприятия незнакомого текста, трудности концентрации внимания

Трудности понимания прочитанного. Трудности автоматизации навыка чтения, неадекватный темп (форсирование скорости), трудности концентрации внимания, низкий уровень оперативной памяти, несформированность контроля деятельности

Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года). Индивидуальные особенности темпа деятельности

Трудности воспроизведения текста (пересказ). Несформированность вербально-логического мышления, трудности кратковременной слухо-речевой памяти, непонимание прочитанного, трудности концентрации внимания, выраженное утомление

Устранение ошибок в чтении

* Ежедневно в течение 5 минут ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р-л, с-ш и т.д. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5-10 минут) улучшается качество письма.

* Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…). Пишите тексты по 15-20 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

* Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Приёмы работы, способствующие развитию беглости чтения.

1. Речевая разминка включает в себя несколько этапов:

а) речевая разминка;

б) упражнения для развития четкости произношения;

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно;

г) чтение тихо и умерено;

д) чтение громко и быстро;

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок;

ж) чтение согласных;

з) чтение согласной с какой-нибудь гласной;

и) складывание слов из половинок.

2. Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз.

3.Чтение в темпе скороговорки

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

4.“Молния”

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!”.

5. Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

6. Восполнение пропусков букв в словах:

Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

7. Поиск в тексте заданных слов:

Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: