Этапы работы над произведением:
1. Первичный синтез – чтение всего текста. Ознакомление учащихся с сюжетом произведения, выяснение эмоционн. воздействия произведения.
2. Анализ – установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, выяснение мотивов поведения героя, выяснение ведущих черт их характера. Рассмотрение композиции произведения. Анализ ИЗО средств с точки зрения раскрытия содержания.
3. Вторичный синтез – обобщение существенных черт характера героев, сопоставление героев, оценка их поступков, выяснение идеи произведения. Оценка произведения как художественного документа эпохи, источника познания действительности. Оценка произведения как произведения искусства.
Приёмы первичного синтеза:
1. Чтение произведения целиком (читает учитель либо вкл. аудиозапись)
2. Беседа. Вопросы для беседы:
- понравилось произведение? Почему?
- какой момент рассказа понравился больше?
- какая часть рассказа лучше всего запомнилась?
- кто из героев понравился?
|
|
- что вас привлекло в этом человеке?
- в какой момент чтения вам было особенно грустно, радостно?
Приемы анализа произведения:
1. Беседа:
1) о ком говорится в рассказе?
2) о чем рассказывает автор?
3) где происходят действия?
4) почему герой ведёт себя так?
5) с кем у вас ассоциируется этот герой?
2. Выборочное чтение - чтение части текста в соответствии с заданием или вопросом.
3. Постановка вопроса самими учащимися.
Как обучить ставить вопросы по тексту:
А) анализ вопроса, поставленный учителем или помещ. после текста;
Б) деление текста на части, определение частей, по которым будет поставлен вопрос;
В) коллективное формулирование вопросов, их обсуждение;
Г) самостоятельная постановка вопросов учащимися.
4. Иллюстрирование текста – графич.рисов., словесное.рисов.
Как обучать словесному рисованию:
А) сопоставить иллюстрацию с отрывками текста произведения;
Б) прочитать отрывок текста;
В) самостоятельно описать иллюстрацию.
5. Экранизация текста – создание целой серии рисунков, расположение их в определенной последовательности, подбор подписей к этим рисункам.
6. Составление плана произведения.
Приёмы вторичного синтеза:
1. Работа на действующими лицами - герой рассм. Как представитель эпохи, обществ. Группы и в то же время как конкретный человек. Выясняется авторское отношение и собственное отношение к герою.
Этапы работы над образом персонажа:
1. Эмоц.восприятие образа.
2. Конкретизация уч-ся своего первонач.восприятия.
3. Обобщение мотивационно оценочного суждения о персонаже (Учитель спрашивает кто этот персонаж? Как выглядит?).
|
|
2. Выяснение идеи произведения.
Идея – это то, что хотел сказать автор читателю. Для выяснения идеи необходимо:
а) рассмотреть мотивы поведения героя;
б) рассмотреть отношение героев к фактам и событиям в тексте;
в) поиск предложения, в котором сформулированы идеи текста. Обсуждение названия текста;
г) обсуждение вопроса о том, чему учит данное произведение.