Подготовка учителя к уроку чтения. (21, 30)

Этапы работы над произведением:

1. Первичный синтез – чтение всего текста. Ознакомление учащихся с сюжетом произведения, выяснение эмоционн. воздействия произведения.

2. Анализ – установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, выяснение мотивов поведения героя, выяснение ведущих черт их характера. Рассмотрение композиции произведения. Анализ ИЗО средств с точки зрения раскрытия содержания.

3. Вторичный синтез – обобщение существенных черт характера героев, сопоставление героев, оценка их поступков, выяснение идеи произведения. Оценка произведения как художественного документа эпохи, источника познания действительности. Оценка произведения как произведения искусства.

Приёмы первичного синтеза:

1. Чтение произведения целиком (читает учитель либо вкл. аудиозапись)

2. Беседа. Вопросы для беседы:

- понравилось произведение? Почему?

- какой момент рассказа понравился больше?

- какая часть рассказа лучше всего запомнилась?

- кто из героев понравился?

- что вас привлекло в этом человеке?

- в какой момент чтения вам было особенно грустно, радостно?

Приемы анализа произведения:

1. Беседа:

1) о ком говорится в рассказе?

2) о чем рассказывает автор?

3) где происходят действия?

4) почему герой ведёт себя так?

5) с кем у вас ассоциируется этот герой?

2. Выборочное чтение - чтение части текста в соответствии с заданием или вопросом.

3. Постановка вопроса самими учащимися.

Как обучить ставить вопросы по тексту:

А) анализ вопроса, поставленный учителем или помещ. после текста;

Б) деление текста на части, определение частей, по которым будет поставлен вопрос;

В) коллективное формулирование вопросов, их обсуждение;

Г) самостоятельная постановка вопросов учащимися.

4. Иллюстрирование текста – графич.рисов., словесное.рисов.

Как обучать словесному рисованию:

А) сопоставить иллюстрацию с отрывками текста произведения;

Б) прочитать отрывок текста;

В) самостоятельно описать иллюстрацию.

5. Экранизация текста – создание целой серии рисунков, расположение их в определенной последовательности, подбор подписей к этим рисункам.

6. Составление плана произведения.

Приёмы вторичного синтеза:

1. Работа на действующими лицами - герой рассм. Как представитель эпохи, обществ. Группы и в то же время как конкретный человек. Выясняется авторское отношение и собственное отношение к герою.

Этапы работы над образом персонажа:

1. Эмоц.восприятие образа.

2. Конкретизация уч-ся своего первонач.восприятия.

3. Обобщение мотивационно оценочного суждения о персонаже (Учитель спрашивает кто этот персонаж? Как выглядит?).

2. Выяснение идеи произведения.

Идея – это то, что хотел сказать автор читателю. Для выяснения идеи необходимо:

а) рассмотреть мотивы поведения героя;

б) рассмотреть отношение героев к фактам и событиям в тексте;

в) поиск предложения, в котором сформулированы идеи текста. Обсуждение названия текста;

г) обсуждение вопроса о том, чему учит данное произведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: