Лабораторная работа № 7

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТЕПЛОВОЗА ПРИ ПОМОЩИ АРМ «ОСЦИЛЛОГРАФ»

2.

Цель работы: изучить особенности процесса диагностирования тепловозов, оборудованных системами семейства МСУ-Т.

Общие сведения

Семейство систем МСУ-Т разработано и производится во ВНИКТИ (г. Коломна). Аппаратная часть производится Научно-производственным комплексом «ЭЛАРА» (г. Чебоксары). Имеются следующие основные модификации МСУ-Т:

- МСУ-ТЭ для пассажирских тепловозов ТЭП70У и ТЭП70БС.

- МСУ-ТП для грузовых тепловозов 2ТЭ116У и 2ТЭ116УМ. МСУ-ТП поддерживает работу по Системе многих единиц (СМЕ).

Системы семейства МСУ-Т является микропроцессорными комплексами, предназначенными для:

- Управление автоматическими системами тепловоза. Помимо управления работой дизеля и возбуждением генератора имеется ряд дополнительных функций, таких как управление жалюзи холодильной камеры и работой асинхронных мотор-вентиляторов (на тепловозах серии 2ТЭ116у).

- Визуализация процессов и параметров работы тепловоза. Монитор МСУ-Т заменяет стандартную панель приборов тепловоза.

- Помощь локомотивной бригаде. Система МСУ-Т обладает примитивной функцией автоматического диагностирования, способной выводить на экран предупреждения в случаях нарушений в управлении или работе агрегатов тепловоза. Функция задействует ряд вычислительных операций, позволяющих из информации, собранной с датчиков получить некоторые вычисляемые параметры, такие, как мощность или коэффициент использования полезной мощности дизеля. К сожалению, функция автоматического диагностирования на тепловозе весьма примитивна, и не позволяет получать достаточно адресной информации для проведения ремонтных и, тем более, настроечных работ.

- Запись параметров работы тепловоза. Функция, наиболее важная с точки зрения работы с системой. МСУ-Т не только опрашивает все имеющиеся датчики с частотой 1 раз в 6 секунд, но и сохраняет все полученные данные в энергонезависимой памяти системы, откуда их, в дальнейшем, становится возможным перенести на стационарный ПК для анализа.

В МСУ-Т изначально предусмотрено большое число датчиков для решения задач диагностирования – до 250 входов. Накопление информации – на встроенной энергонезависимой памяти. Передача диагностических данных – съёмный накопитель информации (стандартная Flash-карта, подключаемая к бортовому компьютеру под управлением MS-Windows). Набор записываемых системой МСУ-Т данных зависит от задействования конкретных узлов локомотива, так функции контроля расхода топлива и положения кнопок и реле работают при включенном информационно-вычислительном модуле (питается от аккумуляторов тепловоза), а остальные данные привязаны к работе конкретных узлов тепловоза.

Информационно-вычислительный модуль МСУ-Т представляет собой промышленный компьютер с интегрированными устройствами ввода и вывода информации, работающий под управлением ОС MS Windows XP. Диагностические файлы системы сохраняются в его памяти в виде самораспаковывающихся exe-архивов, которые могут быть скопированы на съёмный носитель информации по команде «экспорт диагностических данных».

При переполнении энергонезависимой памяти, новый диагностический файл записывается «поверх» самого старого диагностического файла. Опыт эксплуатации МСУ-Т показал, что памяти хватает на 4 – 7 дней в зависимости от интенсивности эксплуатации тепловоза. Предоставляемая МСУ-Т информация удовлетворяет требованиям по критериям полноты и точности, но при этом имеет значительный объём: запись за 1 час работы тепловоза составляет 2,5 Мб. Соответственно объем информации за 1 сутки работы тепловоза может достигать 60 Мб. С учётом наличия в парке среднего депо нескольких десятков тепловозов объем информации может достигать нескольких гигабайт информации в 1 день.

Первоначально данные МСУ-Т (МСУ-ТП и МСУ-ТЭ) следовало просматривать с помощью АРМ «Осциллограф» (Рис.2.1), разработанного специалистами Отдела микропроцессорных систем управления и регулирования (ОМСУиР) ВНИКТИ для контроля работы МСУ-Т на стадии её внедрения на локомотивах. АРМ является визуализатором, представляющим последовательности снятых датчиками МСУ-Т параметров в графики. Также в программе предусмотрена функция просмотра тревожных сообщений, выдаваемых системой в процессе эксплуатации тепловоза. Имеются возможности индивидуальной настройки.

Рисунок 3 – Внешний вид рабочего окна АРМ «Осциллограф»

 

Наибольший опыт использования АРМ «Осциллограф» для диагностирования тепловозов накоплен в ремонтном депо «Волгоград» и подразделении ТМХ-Сервис «Максим Горький». Аналогичные инициированы ТМХ-Сервис в Монголии на Улан-Баторской ж. д. На каждой секции зашедшего на ремонт тепловоза из бортового компьютера микропроцессорной системы управления (МСУ) информация переносится на flash-накопитель (необходим переносной накопитель информации с объемом памятью не менее 8 Gb) и затем вводится в ПК. По информационной системе АСУТ-Юг ОАО «РЖД» определяются затяжные подъемы, на которых тепловоз следовал с тяжеловесным поездом. Информация заносится в Электронный журнал для дальнейшего анализа.

По каждому случаю отклонения параметра за пределы допуска определяются мероприятия для определения и устранения причин. Дальнейший анализ производится по-агрегатно:

АРМ «Осциллограф» используется в подразделениях ТМХ-Сервис Комсомольск-на-Амуре, Тында СПб-Сорт.-Витебский, Сольвычегодск и Максим Горький с постепенным переходом на АРМ «Осциллограф-2».






double arrow
Сейчас читают про: