Характеристика первичного рынка ценных бумаг

Институт комплексной безопасности и специального приборостроения

Кафедра КБ-10 «Экономическая безопасность»

 

 

Кандидат экономических наук, доцент Дыхова А.Л.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 4 (4 часа)

По дисциплине С3.Б.13  Рынок ценных бумаг

 

ТЕМА: Структура рынка ценных бумаг

 

 

МИРЭА (МГУПИ, МИТХТ) – 2020г.

Вопросы

1. Характеристика первичного рынка ценных бумаг

2. Особенности функционирования вторичного рынка ценных бумаг

3. Эмитенты: характеристика и функции на фондовом рынке

4. Инвесторы: характеристика и функции на фондовом рынке

5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг: характеристика и функции на фондовом рынке

6. Инфраструктурные организации на рынке ценных бумаг

 

Характеристика первичного рынка ценных бумаг

 

Рынок ценных бумаг представляет собой сложную организационно-правовую систему. В зависимости от той роли, которую он играет в процессе воспроизводства, его принято делить на первичный и вторичный рынок ценных бумаг.

Первичный рынок ценных бумаг — это рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных эмиссионных ценных бумаг.

Основной целью первичного рынка является мобилизация временно свободных денежных средств и их распределение по отраслям экономики путем организации первичных и вторичных выпусков эмиссионных ценных бумаг и их размещения.

К основным задачам первичного рынка ценных бумаг относятся:

· привлечение временно свободных ресурсов в реальный сектор экономики;

· создание эффективных критериев структурной перестройки экономики;

· стимулирование инвесторов по вложению средств в выпускаемые ценные бумаги;

· осуществление контроля за процессом эмиссии и размещения ценных бумаг со стороны государственных органов управления.

Первичный рынок выполняет следующие функции:

· организация выпуска ценных бумаг;

· размещение ценных бумаг;

· учет ценных бумаг;

· поддержание баланса спроса и предложения.

Основными участниками первичного рынка ценных бумаг являются эмитенты и инвесторы. Эмитенты определяют предложение ценных бумаг, а инвесторы формируют на них спрос.

Активными участниками этого рынка являются инвестиционные банки, фонды и финансовые компании, а также различные посредники: фирмы, представительства, агентства, филиалы, занимающиеся куплей-продажей корпоративных ценных бумаг. Активно работают на первичном рынке коммерческие банки.

В результате на первичном рынке происходит распределение свободных денежных средств по отраслям и сферам экономики. Критерием распределения выступает доход, приносимый ценными бумагами. Это означает, что первичный рынок ценных бумаг определяет размеры накоплений и инвестиций в стране, и, следовательно, определяет темпы, масштабы развития экономики и эффективные критерии ее структурной перестройки.

К основным операциям первичного рынка ценных бумаг относятся эмиссия и размещение новых выпусков эмиссионных ценных бумаг. Выпуск эмиссионных ценных бумаг осуществляется при учреждении акционерного общества, при увеличении размера уставного капитала акционерного общества, при привлечении заемного капитала и др.

Подготовка нового выпуска эмиссионных ценных бумаг включает ряд этапов, которые регламентируются законом от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и другими нормативными актами, призванными минимизировать риски выпуска необеспеченных ценных бумаг. 

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг в соответствии с законом от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» включает ряд этапов:

1. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Выпуск ценныхбумаг это совокупность ценных бумаг данного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав и имеющих одни и те же условия размещения. Решение о выпуске ценных бумаг — это документ об объеме, виде, количестве, целях и сроках выпуска ценных бумаг, который принимается общим собранием акционеров акционерного общества или иным органом, имеющим соответствующие полномочия, оформляется отдельным протоколом.

2. Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами.

3. Регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг

Регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется Банком России, а в случаях, предусмотренных законом о РЦБ, может осуществляться регистратором, биржей или центральным депозитарием (далее - регистрирующая организация). Регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, осуществляемая Банком России, именуется государственной регистрацией. Регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется регистрирующей организацией при условии заключения эмитентом договора с такой регистрирующей организацией.

Для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в Банк России или регистрирующую организацию представляются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг. Перечень таких документов устанавливается нормативными актами Банка России. Внутренними документами (правилами) биржи, которые регулируют ее деятельность по регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг.

Банк России обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации. Основаниями для принятия Банком России или регистрирующей организацией решения об отказе в регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются:

1) нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;

2) несоответствие документов, представленных для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России;

3) непредставление в течение 20 рабочих дней по запросу Банка России или регистрирующей организации всех документов, необходимых для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;

4) несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;

5) внесение в проспект ценных бумаг, решение о выпуске ценных бумаг или иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Регистрация выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ, а также регистрация выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличных акционерных обществ, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы, может осуществляться регистратором.

Регистрация выпусков (дополнительных выпусков) облигаций может осуществляться биржей (если облигации размещаются путем открытой подписки и допускаются этой биржей к организованным торгам или центральным депозитарием при соблюдении следующих условий:

1) облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости или номинальной стоимости и установленных процентов и прав, возникающих из обеспечения, предоставляемого по таким облигациям;

2) централизованный учет прав на облигации осуществляется центральным депозитарием;

3) выплата номинальной стоимости и установленных процентов по облигациям осуществляется только денежными средствами.

Регистрация выпусков российских депозитарных расписок может осуществляться биржей

4. Размещение ценных бумаг.

Размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется в соответствии с определенными эмитентом условиями размещения эмиссионных ценных бумаг. Условия размещения эмиссионных ценных бумаг должны содержать:

1) количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг;

2) срок размещения эмиссионных ценных бумаг или порядок его определения;

3) порядок приобретения ценных бумаг при их размещении;

4) иные сведения, установленные нормативным актом Банка России в зависимости от вида, категории (типа) размещаемых ценных бумаг и способа их размещения.

Размещение ценных бумаг может осуществляться путем открытой или закрытой подписки. Открытая подписка или публичное размещение – это размещение ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов. Закрытая подписка или частное размещение – это размещение ценных бумаг среди ограниченного круга лиц. Закрытое акционерное общество может использовать только способ закрытой подписки. А открытое акционерное общество самостоятельно определяет способ размещения обыкновенных акций. При этом размещение акций способом закрытой подписки принимается только общим собранием акционеров в соответствии с Федеральным законом от 05.03.99 г. № 46-ФЗ «О защите прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

5. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить для государственной регистрации в Банк России отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Отчет должен содержать основные итоги размещения ценных бумаг; дату начала и окончания размещения ценных бумаг; фактическую цену реализации; количество размещенных ценных бумаг и т.д.

Для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг представляются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения эмиссионных ценных бумаг, подписания отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), раскрытия информации, и других требований, соблюдение которых необходимо при размещении эмиссионных ценных бумаг.

Формы (форматы) уведомления и отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и требования к их содержанию, форма (формат) заявления эмитента о государственной регистрации указанного отчета, требования к его содержанию и перечень документов, представляемых для его государственной регистрации, определяются нормативными актами Банка России.

Банк России обязан принять решение о государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или об отказе в его государственной регистрации в течение 10 рабочих дней с даты получения документов, представленных для такой регистрации.  Основаниями для принятия Банком России решения об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг являются:

1) нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска);

2) обнаружение в документах, на основании которых была осуществлена регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, и (или) документах, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение информации, повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг;

3) неисполнение эмитентом требования Банка России об устранении допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений требований законодательства Российской Федерации.

В Банк России в срок регистратором, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг эмитента, или депозитарием, осуществляющим централизованный учет прав на ценные бумаги эмитента, представляется уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. При этом представление для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в Банк России не требуется.

 

В соответствии со ст. 22 закона о РЦБ регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, должна сопровождаться составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг, за исключением случаев, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

1) в соответствии с условиями размещения эмиссионных ценных бумаг они предлагаются только квалифицированным инвесторам и лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций и (или) эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;

2) в соответствии с условиями размещения акций и (или) эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, они предлагаются только лицам, которые на определенную дату являлись или являются акционерами акционерного общества - эмитента;

3) в соответствии с условиями размещения эмиссионных ценных бумаг они предлагаются заранее определенному кругу лиц, число которых не превышает 150, без учета квалифицированных инвесторов и лиц, имеющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг;

4) сумма денежных средств, привлекаемых эмитентом путем размещения эмиссионных ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного календарного года, не превышает один миллиард рублей;

5) сумма привлекаемых эмитентом, являющимся кредитной организацией, денежных средств путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного календарного года не превышает четыре миллиарда рублей;

6) в соответствии с условиями размещения эмиссионных ценных бумаг сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее одного миллиона четырехсот тысяч рублей;

7) облигации размещаются в рамках программы облигаций и с даты регистрации проспекта облигаций, зарегистрированного одновременно с регистрацией программы облигаций, не истек один год.

Проспект ценных бумаг должен содержать:

1) введение (резюме проспекта ценных бумаг), в котором кратко излагается информация, позволяющая составить общее представление об эмитенте и эмиссионных ценных бумагах, основных рисках, связанных с эмитентом и приобретением его эмиссионных ценных бумаг, а в случае размещения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, также об основных условиях их размещения;

2) информацию об эмитенте и о его финансово-хозяйственной деятельности;

3) бухгалтерскую (финансовую) отчетность эмитента и иную финансовую информацию;

4) сведения о лице, предоставляющем обеспечение по облигациям эмитента, а также об условиях такого обеспечения;

5) условия размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции;

6) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Информация, содержащаяся в проспекте ценных бумаг, должна отражать все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг. Ответственность за полноту и достоверность указанной информации несет эмитент.

Формы (форматы) проспекта ценных бумаг и требования к его содержанию устанавливаются Банком России в зависимости от вида, категории (типа) ценных бумаг, количества размещенных эмитентом в течение календарного года выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг, вида основной деятельности эмитента, а также в зависимости от того, является ли эмитент субъектом малого или среднего предпринимательства, осуществляет ли эмитент раскрытие информации в соответствии с пунктом 4 статьи 30 закона о РЦБ.

Размещение ценных бумаг, в отношении которых зарегистрирован проспект ценных бумаг, допускается в течение одного года с даты его регистрации. По истечении указанного срока размещение ценных бумаг допускается при условии регистрации нового проспекта ценных бумаг.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг. (ст.30 закона о РЦБ):

Под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Раскрытие информации осуществляется в форме:

1) отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (отчет эмитента);

2) бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, а также консолидированной финансовой отчетности эмитента или, если эмитент вместе с другими организациями в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности не создает группу, финансовой отчетности эмитента.

3) сообщений о существенных фактах.

 

2.Особенности функционирования вторичного рынка ценных бумаг

Первичный рынок ценных бумаг предполагает обязательное существование вторичного рынка ценных бумаг.

Вторичный рынок ценных бумаг — это наиболее активная часть фондового рынка, на котором осуществляется обращение ранее выпущенных ценных бумаг. На вторичном рынке ценных бумаг обращаются все виды ранее выпущенных ценных бумаг (эмиссионных и неэмиссионных).

Основной целью вторичного рынка является обеспечение условий для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения.

Основными задачами функционирования вторичного рынка являются:

· соблюдение принятых правил и стандартов поведения участников РЦБ и проведения ими сделок с ценными бумагами;

· совершенствование нормативно-правовой базы регулирования РЦБ;

· развитие инфраструктуры фондового рынка;

· повышение финансовой активности хозяйствующих субъектов и физических лиц;

· обеспечение контроля за участниками РЦБ и проводимыми ими сделками с ценными бумагами.

Вторичный рынок выполняет следующие функции:

· обеспечение ликвидности ценных бумаг;

· перераспределение уже аккумулированных через первичный РЦБ капиталов между различными инвесторами;

· выравнивание спроса и предложения на ценные бумаги и формирование равновесного курса купли-продажи ценных бумаг.

Основными участниками вторичного рынка являются инвесторы: акционерные общества, инвестиционные фонды и компании, коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды, прочие хозяйствующие субъекты и граждане, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, целью которых является получение текущих и капитализированных доходов от проведения операций с ценными бумагами.

Таким образом, вторичный рынок ценных бумаг не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает только перераспределение средств среди последующих инвесторов. Однако поскольку целью инвесторов и спекулянтов является получение максимального дохода, то они продают ценные бумаги низкодоходных компаний и покупают ценные бумаги перспективных компаний, что позволяет прибыльным компаниям осуществлять дополнительную эмиссию ценных бумаг по высокому рыночному курсу на первичном рынке, получая новые инвестиции и эмиссионный доход.

Таким образом, функционирование вторичного рынка является таким же необходимым механизмом перетока капитала в перспективные отрасли как и первичный рынок.

Кроме того, вторичный рынок обеспечивает ликвидность ценных бумаг, то есть возможность их немедленной продажи по приемлемому курсу, что является обязательным условием инвестирования средств в ценные бумаги. Ликвидный рынок характеризуется незначительным разрывом между ценой продавца и ценой покупателя, небольшими колебаниями цен от сделки к сделке.

Также вторичный рынок, концентрируя спрос и предложение на обращающиеся ценные бумаги, формирует равновесный курс, по которому продаются и покупаются ценные бумаги, что необходимо при перераспределении капитала между отраслями и сферами экономики.

В структуре вторичного рынка выделяют две основные организационные разновидности: биржевой и внебиржевой рынки.

Биржевой рынок – это организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, один из регуляторов финансового рынка, обслуживающий движение денежных капиталов.

Внебиржевой рынок – это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу, сделки на котором осуществляются с использованием телефонных или компьютерных сетей.

Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным.

Неорганизованный или «уличный» рынок – наиболее простая форма организации фондовой торговли. Внебиржевой рынок возникает как альтернатива фондовой бирже, которая ограничивает допуск к торгам менее ликвидных и надежных ценных бумаг. В настоящее время во внебиржевом обороте обращается преобладающая часть всех ценных бумаг. Торговлю на внебиржевом рынке ведут брокерско-дилерские компании. Неорганизованный рынок характеризуется отсутствием единого физического центра для проведения сделок, нерегулярностью заключения сделок. Сделки осуществляются с использования телефона, факса, объявлений без посредников. Для неорганизованного рынка характерно отсутствие единого курса ценных бумаг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: