ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
С.И. Почкаев
МДОУ центр развития ребенка – детский сад №161, г. Тверь
Полноценное развитие логического мышления, как фундамента математических представлений требует не только высокой умственной активности (способности «действовать в уме»), но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте, что, в целом, позволит ребенку успешно учиться в школе (Р.Грин, В.Лаксон;1982).
Характерной особенностью деятельности по развитию у дошкольника математических представлений, является ее игровая направленность.
Задача воспитателя насытить эту деятельность проблемными ситуациями, творческими задачами, разнообразить игровыми упражнениями, обеспечить наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования и т.д.
|
|
Решению этих задач способствует использование воспитателем игр логико-математического содержания в работе с дошкольниками.
Развивающее воздействие этих игр таково, что развитие психических процессов происходит в единстве с личностным становлением. Ребенок, играя, самостоятельно или совместно со взрослыми, познает свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения, порядок следования, преобразования, сохранения количества, объёма, массы и др.
И, наконец, логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
В приведенном ниже конспекте занятия применяются логико-математические игры (логические блоки Дьенеша, «забавные цифры» Воскобовича, мозаика, «сложи квадрат» Никитина) с использованием их в сюжетном, игровом контексте.
Конспект занятия «Поход к лисе».
Задачи:
· Развивать у детей мелкую моторику кистей рук.
· Развивать интеллектуальные способности детей.
· Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
Цели урока:
1. Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.
2. Формировать умение составлять из геометрических фигур силуэты знакомых зверей, обследовать и анализировать составные части силуэтов.
|
|
3. Закреплять навыки счета в пределах пяти, учить обратному счету от 5 до 1.
4. Воспитывать доброе отношение к лесным жителям, культуру поведения.
Материал к занятиям: Билеты на автобус, таблица с планом, и раздаточные варианты таблицы с планом, набор «забавные цифры» Воскобовича (от 1 до 10), набор геометрических фигур, детали мозаики, карандаш на каждого ребенка. Длинная веревка, игрушки зайца и лисы.
Игра “Автобус”
I. Вступление.
Ребята, к нам в гости пришел заяц и рассказал такую новость: лиса решила сесть на овощную диету и больше не есть зайцев. Теперь все обиды между зайцем и лисой забыты. Они помирились, и лиса даже позвала зайца к себе отпраздновать это событие. Но зайчик боится идти один так далеко. Он пришел к нам и просит помочь ему дойти до домика лисы. Поможем?
II. Работа с планом
У нас с вами есть карта леса, в котором живут зайчик с лисой. Вот один большой у меня(показывает на доску) и по одному у вас на столах. На них мы будем отмечать наш путь. Большую карту мы отдадим зайчику с собой, когда доберемся, чтобы он всегда мог ходить к лисе в гости по нему, а на маленьких вы будете следить чтобы мы ни в чем не ошиблись и подсказывать. Хорошо?
Ход: Формирование навыков счета от 1 до 10 и обратно.
1. Прежде, всего, ребята, нам надо доехать до леса. А поедем мы на автобусе. А автобусы-то нынче платные – без билетов нельзя. Все желающие становитесь в кассу.
Много желающих! (Выстраивается очередь в “кассу”).
2. Давайте, ребята посмотрим на нашу очередь и скажем:
– Кто в очереди первый, третий, пятый, четвертый, второй и т. д.?
Детям раздаются цифры соответствующие их номерам. Посчитаем от 1 до 10.
А теперь назовите числа, по порядку начиная с “хвоста” очереди (по одному, все вместе). Молодцы! Ребята, а карточки, которые у вас в руках и есть билеты и теперь можно ехать.
3. Едем в лес. Каждый сядет на место соответственно билету.
– Хватит ли стульев на всех?
– Как проверить?
Выяснилось, что одного стульчика не хватает. Что можно сказать о количестве стульев в этом случае? Как сделать поровну? Добавляем стул. Дети рассаживаются на стульях.
- Поехали!
III. Работа с планом.
Вот мы и приехали. Самое время посмотреть в наши карты.
Дети садятся за столы. У каждого ребенка план.
Кто объяснит, как мы пройдем к дому Лисы? Ребенок описывает путь по плану.
– Иду прямо, прохожу мимо березки которая от меня слева, поворачиваю на право, дохожу до цветочного поля, поворачиваю на лево, иду прямо, поворачиваю на право и вижу болото.
IV. Игра с деталями мозаики (разбираем по цветам)
Ребята, мы пришли на болото. Можем идти по кочкам. Кочки отмечены цветами на карте. Но мы не знаем по каким можно идти а по каким – нет. Надо нам разобрать вот эти детали мозаики по цветам, каких окажется больше, по таким значит и можно идти.
Пальчиковая игра.
Был у зайки огород, ровненьких две грядки.
И конечно в огород, зайка с радостью идет.
Он сначала все вскопает, а потом все разровняет.
Семена посеет ловко и идет сажать морковку.
Ямка – семя, ямка – семя, и глядишь на грядке вновь
Вырастут горох, морковь, а как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
Объясняет ребенок дальше по плану: “Иду прямо, поворачиваю на право”. Видит фигурки. Что с ними делать? Давайте составим всех зверей каких зайчик может встретить в лесу.
V. Составление на столе фигур животных из фигур геометрических. Работа по подгруппам с наборами геометрических фигур.
У каждой подгруппы на столе наборы геометрических фигур.
Назовите известные вам геометрические фигуры. Каждая подгруппа расскажет о любой фигуре. Покажите стороны у квадрата, треугольника? Сколько их? Сколько углов?
В чем сходство и отличие круга и овала(квадрата и прямоугольника)?
|
|
Сколько сторон у овала? Сколько углов у круга?
Рядом с маленьким квадратом составьте большой квадрат. Сколько фигур меньшего размера понадобилось?
Сколько фигур потребовалось вам для составления волка(медведя, ежа, сороки и т.д)? Сколько треугольников(квадратов, кругов и т.д.)
VI. Физкультминутка
Даю детям толстую веревку, связанную в кольцо. Дети берутся двумя руками и образуют круг, овал, треугольник.
Выполняем движения в соответствии со словами:
Становитесь в круг опять,
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи, мы резвы и горячи,
1,2,3,4 разверните круг пошире.
Продолжаем движение по плану.
Ребенок объясняет свои действия. Видим, что среди леса появился светофор. Что это? Такое может случиться?