На подвижном составе железных дорог Российской Федерации наибольшее распространение получили теплосиловые установки с дизельными двигателями. Они используются на тепловозах, дизель-поездах, изотермических транспортных средствах. На тепловозах применяются четырех- и двухтактные дизели с наддувом.
Принцип работы четырехтактного двигателя иллюстрируется рисунком 2. При движении поршнявниз (1-й такт) воздух подается в цилиндр через открытый впускной клапан. При обратном движении поршня (2-й такт), когда клапаны закрыты, происходит сжатие воздуха, сопровождающееся сильным его нагреванием. В конце этого такта в цилиндр впрыскивается дизельное топливо, которое самовоспламеняется. В цилиндре повышаются давление и температура; продукты сгорания топлива давят на поршень, перемещают его вниз и совершают при этом полезную работу (3-й такт). При следующем ходе поршня вверх (4-й такт) происходит выпуск отработавших газов из цилиндра. Таким образом, рассмотренные процессы, составляющие рабочий цикл двигателя, протекают за четыре хода поршня, т. е. за два оборота коленчатого вала.
|
|
Рисунок 2. Схема работы четырехтактного двигателя:
1 – цилиндр; 2 – поршень; 3 – шатун; 4 – кривошип; 5 – впускной клапан; 6 – выпускной клапан.
Рабочим ходом поршня, совершающим полезную работу (вращение вала), является только третий.
Рисунок 3. Схема работы двухтактного двигателя:
1 – цилиндр; 2 – продувочные окна; 3 – шатун; 4 – кривошип; 5 – поршень; 6 – выпускные окна.
Схема работы простейшего двухтактного двигателя представлена на рис. 3. При движении поршня вверх (1-й такт) вначале закрываются выпускные окна, азатем и продувочные, после чего происходит сжатие воздуха. В конце этого такта в цилиндр впрыскивается дизельное топливо, которое самовоспламеняется. Продукты сгорания топлива давят на поршень и, перемещая его, совершают полезную работу (2-й такт). В конце 2-го такта открываются вначале выпускные окна, через которые выходят отработавшие газы (предварение выпуска), а затем продувочные окна, через которые поступает сжатый воздух для продувки и наполнения цилиндра. Таким образом, работа двухтактного двигателя происходит за два хода поршня, т.е. за один оборот коленчатого вала.
Мощность двигателя пропорциональна количеству сжигаемого в цилиндре топлива, однако чем больше сжигается топлива, тем больше нужно подать воздуха. В связи с этим в двигателях современных тепловозов воздух в цилиндры нагнетается под давлением (l,35-2,4) ·105 Па, что существенно увеличивает мощность двигателя. Такой способ заряда цилиндра свежим воздухом называется наддувом.
|
|
На современных тепловозах распространены двухтактные двигатели 10Д100 и четырехтактные 5Д49.
Подача топлива в каждый цилиндр осуществляется топливными насосами через форсунки. Работой топливных насосов управляет центробежный регулятор. Для изменения частоты вращения вала дизеля и реализуемой мощности машинист воздействует на регулятор с помощью контроллера.
Топливная система дизеля тепловоза 2ТЭ10Л включает топливный бак, топливоподкачивающие агрегаты, фильтры грубой и тонкой очистки, системы коллекторов и трубопроводов. Запас топлива на одной секции тепловоза составляет 6300 кг. Этого хватает на 1000—1200 км пробега.
Масло в системе смазки дизеля циркулирует под давлением, создаваемым насосом. Масло из поддона дизеля направляется в холодильник, где его температура снижается на 15—20 °С. Охлажденное масло проходит через щелевой фильтри поступает в маслораздаточный коллектор дизеля и далее к подшипникам коленчатого вала, и другим деталям. Количество масла в дизеле достигает 1000 кг.
Водяная система тепловоза служит для охлаждения деталей дизеля и масла в водомасляных теплообменниках, а также для подогрева топлива, масла и воздуха, подаваемого для обогрева кабины машиниста. Водяная система содержит до 1500 л воды.