Определение закона и подзаконных нормативных актов

Конспекты лекций по курсу «Право» для студентов заочного факультета

Тема 1. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ГОСУДАРСТВЕ.

 

Государство — это особая организация публичной, политичес­кой власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппа­ратом управления и принуждения, которая, представляя общест­во, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его объединение.

Государство руководит обществом, осуществляет политичес­кую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, от­делен от него. Для содержания этого аппарата государство исполь­зует налоги, собираемые с населения.

Государство — не единственная организация, которая осущест­вляет власть в обществе. Есть политические партии, есть професси­ональные организации, молодежные, спортивные и т.д. Но от любой другой организации политически организованного общест­ва государство отличается рядом признаков.

1. Государство — единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общест­венная и т.п.) не охватывает все население. Каждый человек уже в силу своего рождения имеет определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным веле­ниям, а с другой — право на покровительство и защиту государства.

2. Государство обладает суверенитетом как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организа­циям.

3. Наличие специального аппарата принуждения. Только госу­дарство включает специальные силовые структуры (суд, прокура­туру, органы внутренних дел и т.п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию госу­дарственных решений, в том числе и принудительными средствами.

4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты — законы, указы, поста­новления и т.п.

Государственная власть осуществляется в разных сферах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Все это обусловливает создание особого механизма государства, под которым понимают всю совокупность органов, призванных осу­ществлять управление обществом и реализовывать основные на­правления государственной деятельности.

В механизме любого государства выделяют по меньшей мере четыре структурные части:

1. Законодательные органы (парламенты, советы, собрания и т.д.), призванные к установлению основополагающих норм права.

2. Исполнительные органы, призванные обеспечить исполне­ние законов, в том числе и посредством издания подзаконных нормативных актов (кабинеты министров, министерства, ведом­ства, администрация и т.п.).

3. Органы юрисдикции, которые следят за законностью, воз­лагают ответственность, решают споры (суд, арбитраж, прокуро­ры, следственные органы).

4. Материальные придатки (армия, полиция, милиция, тюрьмы и т.п.), в задачи которых входит проведение карательных мер, при­нуждение к правомерному поведению, реагирование на правона­рушения, исполнение наказаний.

Понятие механизма государства отражает структуру государст­ва в его статике. Но государство — живой организм. Его органы постоянно функционируют в тесной взаимосвязи и взаимодейст­вии. Поэтому уместно использовать и другое понятие — механизм функционирования государства.

Под механизмом функционирования государственной власти понимается вся совокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих действие составных частей государства в их взаимозависимости.

Для характеристики названного механизма следует ответить по меньшей мере на три вопроса:

1) что приводит в действие государство;

2) что объединяет (связывает) один орган государства с другим;

3) что способствует или, напротив, тормозит реальное выполнение функций тем или другим органом государства.

В состав элементов механизма функционирования государства входят субъекты внутригосударственного воздействия (взаимодействия), объекты последнего и средства воздействия одной системы на другую, одного органа на другой. Серьезную нагрузку несут такие блоки, как принятие решения, доведение решения до адреса­тов, контроль за выполнением решений.

К механизму функционирования государства относится все то, что связано с внутригосударственным управлением и самоуправле­нием.

Праву в механизме функционирования государства обыкновен­но отводится первостепенная роль.

Социальное назанчение государства проявляется в его фукцниях, о которых принято говорить как об ос­новных направлениях его деятельности, обусловленных задача­ми государства и целями правового регулирования.

Необходимо отличать функции государства от функций отдель­ных его органов. В осуществлении функций государства так или иначе, в большей или меньшей степени, участвуют все эти органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управ­ления, отделы, секторы и т.п.) должны через свои непосредствен­ные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи ор­гана.

Исходя из задач государства, можно выделить следующие функ­ции государства на современном этапе:

Внутренние: 1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая.

Внешние: 1) поддержание мира и мирного сосуществования; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.

Для характеристики внешенй органиацзии государсвтенной власти в науке используется категория форма государства. Форма государства показывает особенности устроения и функционирования государства. Онавключает в себя три связан­ных между собой института: форму правления, форму государст­венного устройства и государственный режим.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и поря­док взаимодействия между собой и населением (разные виды рес­публик и монархий).

Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управ­ления и самоуправления (унитарные государства, федерации, кон­федерации).

Государственный режим означает совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, авторитарный и т.д.).

Если обратиться в качестве примера к России, то с некоторой долей условности можно утверждать:

1. Россия является республикой. Высшие органы власти избира­ются населением. Взаимодействие органов власти с населением и между собой осуществляется на основе законов. Соотношение выс­ших органов между собой позволяет говорить о смешанной форме правления между парламентской и президентской республиками.

2. Россия — федеративное государство, составными частями ко­торого являются республики, края, области и два города федераль­ного значения.

    3. Конституция устанавливает для России демократический политический режим.

 

Тема 2. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ.

 

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с опре­делением права в субъективном смысле — право как нечто принад­лежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, право на отдых и т.д.).

Профессиональное понимание права практикующими юриста­ми обыкновенно базируется на определении права как совокупнос­ти правовых норм (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средст­ва) решения юридических дел.

Так или иначе, но само право и соответственно его понимание связаны с жизнью людей. И главное, с жизнью людей в обществе.

Для понимания процессов правообразования, а также для пони­мания того, откуда брать право в решении юридических дел, необ­ходимо обратиться к источникам права. Об источниках права гово­рят прежде всего как о факторах, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность госу­дарства, воля господствующего класса (всего народа) и в конечном счете — материальные условия жизни общества. Об источниках права пишут также в плане познания права и называют соответст­венно: исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судеб­ные речи, труды юристов и др. Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права»: то, чем практика руководствуется в ре­шении юридических дел. В российском государстве это в основном нормативные акты. Договор как источник права имеет относитель­но небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент российской правовой системой пока отвергается.

По существу речь идет о внешней форме права, означающей выражение вовне государственной воли.

Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена суще­ствующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закре­пить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демо­кратических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохожде­ния нормативных актов в законодательном органе.

Итак, под источником позитивного (исходящего от государст­ва) права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

Разновидностями источников позитивного права являются: пра­вовой обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось истори­чески в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного; правовой прецедент — решение по кон­кретному делу, которому государство придает силу общеобязатель­ного в последующих спорах; договор — акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддерж­ку государства. В современных условиях наиболее распространен­ными источниками позитивного права являются закон и подзакон­ный нормативный акт.

Определение закона и подзаконных нормативных актов

Одной из внешних форм выражения права является закон.

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выра­жающий государственную волю по ключевым вопросам регули­рования общественной и государственной жизни.

Законы — первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:

все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;

они не нуждаются в каком-либо утверждении другими орга­нами;

законы никто не вправе отменить кроме органа, их издававшего.

Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе рефе­рендума.

Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.

Не органы, издающие акты, и даже не характер акта (управлен­ческий, толкования и т.д.) определяют его принадлежность к подза­конным актам. Главное свойство состоит в отражении иерархии нормативных актов, их соподчиненности по юридической силе. Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конститу­ционное закрепление.

Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспе­чить исполнение законов. В механизме реализации законодатель­ных норм подзаконным актам наряду с процессуальными законами принадлежит основополагающее значение в качестве юридичес­кой основы всей правореализующей деятельности.

В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов, подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам президента, поста­новлениям правительства. Министры издают приказы и инструк­ции; местные органы власти и управления принимают решения и распоряжения.

Система права

Изучение основ права предполагает общее представление о сис­теме права, т.е. о строении права, о его структурных частях.

Система права — подразделение всей совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное, семейное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (объема и сложности регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений, диспозитивный метод и проч.).

Отрасли права — большие совокупности правовых норм, кото­рые регулируют одинаковые по своему характеру общественные отношения.

Институт права — тоже совокупность норм, но уже в рамках отрасли права.

С давних времен существует деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, в которых хотя бы одной из сторон является государство. Отношения между граж­данами, и в частности, производственная и потребительская сферы, имущественные отношения требуют частноправового регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: