Краткий словарь персоналий 3 страница

Кардинер, Абрам (1891-1981) - американский психиатр, психоаналитик, культурантрополог. Изучал проблематику взаимоотношений культуры и личности в разных обществах. Разрабатывал концепцию «базисных типов личности», представлявшую попытку применения психоанализа в антропологии. Развивал основные принципы, разработанные З. Фрейдом, сосредоточив внимание на процессе адаптации, рассматривая личность как результат адаптации индивида к условиям среды. Основные работы (на англ. Яз.): «Индивид и его общество», «Психологические границы общества», «Клеймо угнетения» (о базисном типе личности американского негра).

Карсавин, Лев Платонович (1882-1952) – выдающийся отечественный мыслитель, религиозный философ, историк культуры. В своих научных поисках проделал путь от истории к культурологии, а затем к философии и теологии. Главной целью учёного был поиск одухотворенной субстанции в человеке. Л.П. Карсавин всячески подчеркивал глубокие отличия человека Средневековья от человека ХХ в. Подход учёного к истории отличался индивидуальностью, и своей нестрогой научностью был схож с подходом П.М. Бицилли. Исторический процесс учёный считал близким человеческому душевному развитию, а постижение истории - реальным проникновением в душевный процесс людей прошлого, вживанием в чужую душу. Учёный ввёл понятие "среднего человека", специально для целей изучения культуры прошлого. Человеческая культура и история рассматривается Л.П. Карсавиным через раскрытие «психической стихии», проявляющейся во всех сферах жизни. В своих трудах Л.П. Карсавин воплотил дух Серебряного века. Основные произведения: «Очерки религиозной жизни Италии XII-XIII вв.», «Основы средневековой религиозности», «Монашество в средние века», «История Европейской культуры».

Кассирер, Эрнст (1874–1945) — немецкий философ, крупнейший представителем марбургской школы неокантианства, один из основателей семиотического направления в теории культуры. Разрабатывал учение о символической природе и символической деятельности человека. В связи с этим назвал человека «символическим животным». Представлял ритуалистическую позицию в понимании мифа - считал первичным ритуал, а не миф, и, вслед за Б. Малиновским и Э. Дюркгеймом, признавал прагматическую функцию мифа, называя первобытное мышление не «примитивным», а «мифологическим». По мнению учёного, систематическое изучение мифов необходимо проводить в соответствии с тем, что духовная деятельность человека есть «символическая» деятельность. Мифология, по мнению учёного, также как язык и искусство, - автономная символическая форма культуры; миф имеет интуитивную и эмоциональную природу, интегрирующую и обобщающую опыт человека. Основные работы: «Эссе о человеке. Введение в философию человеческой культуры», «Философия символических форм» (2-й т., «Мифологическое мышление », посвящён мифологическому сознанию и мифологии).

Кастеллс (Кастельс), Мануэль (р. 1942) - американский социолог и экономист. Занимался социологией города, является одним из теоретиков глобализма. Сторонник теории полной трансформации культуры под влиянием естественного развития тенденции глобализма. Анализировал изменения в жизни городов, вызванные информационными технологиями и реструктуризацией экономики. Современную культуру Каслеллс называет "культурой реальной виртуальности", детерминированной глобальными электронными системами коммуникации. Рассматривал проблемы идентичности в глобальном сетевом обществе, указывая три формы коллективных идентичностей (легитимирующие, идентичности сопротивления, проектные идентичности), выступающие в качестве защитных реакций, направленных против глобализации, сетевых структур и кризиса патриархальной семьи. Кастеллс рассматривает также антипатриархальные и антиглобалистские общественные движения, движение «зеленых»; поднимает вопросы кризиса демократии, становления «четвертого мира» - сетевой информациональной экономики, изучает национальные модели информационного общества. Основные работы: «Городской вопрос», «Город и его обыватели», «Информациональный город»; трилогия «Информационное общество: экономика, общество и культура» (т. 1 – «Подъем сетевого общества»; т. 2 – «Власть идентичности»; т. 3 – «Конец тысячелетия»); «Галактика Интернет: рефлексия над Интернетом, бизнесом и обществом» и др. 

Киреевский, Иван Васильевич (1806–1856) — русский философ-идеалист, литературный критик и публицист. Автор многочисленных статей по проблемам развития русской литературы и культуры. Один из основоположников славянофильства. Предпосылкой самобытной русской философии считал духовно-нравственную цельность личности, находящую своё выражение в религиозной вере. Киреевский видел источник кризиса европейского просвещения в отходе от религиозных начал и гос­подстве отвлеченного мышления. Усвоение Россией достижений Европы должно сопровождаться переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего изначальную истину христианства. В этом, по мнению мыслителя, и состоит то новое, что Россия должна привнести во всемирную историю. Наиболее известные работы: «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России», «О необходимости и возможности новых начал для философии» и др.

Клакхон, Клайд (1905-1960) – американский антрополог. Известен исследованиями индейских культур, а также исследованиями личности и культурных ценностей. Представитель направления «психологической антропологии» (этнопсихологической школы). Антропологиядля Клакхона – междисциплинарная наука, которая должна интегрировать науки о человеке. В его работах этнографические описания сочетаются с теоретическим анализом исследуемых проблем. Важнейшие темы работ учёного – взаимоотношения между культурой и личностью, в частности, стандартизации культурой человеческого поведения и культурных ценностей. Основные работы: «Магия у навахо», «Дети людей: навахский индивид и его развитие» (совместно с Д. Лейтон), «Стандартизация поведения на примере навахской культуры», «Зеркало для антропологии: связь антропологии с современной жизнью», « Культура: критический обзор понятий и определений» (совместно с Крёбером).

Кнабе, Георгий Степанович (1920-2011) – историк, филолог, культуролог. Специалист по культуре античности и семиотике культуры. Направления научных исследований учёного: культура и история Древнего Рима; восприятие античной культуры в России; семиотика современной культуры. Основные публикации: «Корнелий Тацит: Время. Жизнь. Книги»; «Древний Рим - история и повседневность: Очерки»; «Диалектика повседневности»; «Феномен рока и контркультура»; «Воображение знака: Медный всадник Фальконе и Пушкина»; «Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима» и т.д.

Кондорсе, Мари Жан Антуан де (1743-1794) - французский историк, политический мыслитель, один из основоположников теории прогресса. Автор ряда статей в «Энциклопедии» Дидро. Обладал энциклопедическими знаниями: писал работы по физике, математике, политической экономии, философии. Создал серию биографий более чем 50 членов Французской Академии Наук. Идеи Кондорсе в области истории культуры опередили труды современников почти на полстолетия. Его культурологические идеи были созвучны идеям Просвещения и оказали на формирование культурологического знания последующих эпох. Основная работа: «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».

Конрад, Николай Иосифович (1891–1970) — историк, востоковед, переводчик, автор трудов по литературе, языкознанию, истории культуры Япо­нии, Китая и Кореи, проблемам исторического и культурного развития стран Востока и Запада. Редактор «Большого японо-русского словаря», по широте материала до сих пор не превзойденного. Издал переводы на русский язык ряда памятников японской классической литературы («Исэ-моногатари», «Ходзёки» и др.). Автор концепции «Восточного Ренессанса». Книга учёного «Запад и Восток» прослеживает культурно-исторические параллели, способы разного выражения одних и тех же идей в культурах Запада и Востока. Основные работы: «Япония. Народ и государство. Исторический очерк»; «Японская литература в образцах и очерках», «Японский театр. Сборник статей»; «Краткий очерк грамматики японского разговорного языка»; «Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и исследование»; «Запад и Восток: Статьи»; «Очерки японской литературы. Статьи и исследования»;  «Японская литература. От «Кодзики» до Токутоми. Очерки»; «Избранные труды: История»; «Избранные труды: Синология»; «Избранные труды. Литература и театр»; «Очерк истории культуры средневековой Японии, 7-16 вв.» и др.

Конт, Огюст (1798–1857) — французский философ, социолог, основатель пози­тивизма. Ввел в употребление термин «социология». Социологию понимал как высшую ступень иерархии основных наук: математики — астрономии — физики — химии — биологии. Предложил так называемый «закон трех стадий» исторического развития: теологической, связанной с верой в сверхъестественные явления, метафизической, на которой мир объясняется с помощью вымышленных абстрактных сущностей, и позитивной, на которой происходит переход к научному познанию мира. Единственным источником и критерием знания для О. Конта является опыт; при этом познание отождествлялось с научно-исследовательской деятельностью. Основное произведение: «Курс позитивной философии». 

Крёбер, Альфред Луис (1876-1960) - антрополог, культуролог, этнолог, представитель «исторической школы» в американской этнологии, ученик Ф. Боаса. Понимал культуру как универсальный, общечеловеческий феномен. Считал, что каждой конкретной культуре есть и нечто уникальное, и одновременно нечто общее, универсальное (модели, паттерны, культурные формы). Предметом научного изучения должны быть конкретные культуры, однако целью исследования должно быть обнаружение «общих паттернов» - общих свойств культуры «вообще». Для этого, в свою очередь, необходим сравнительный анализ. Одним из первых использовал при анализе культур понятия «культурного ареала», «конфигураций» и «паттернов» культуры. Основные работы: «Антропология: раса, язык, культура, психология, предыстория», «Справочное руководство по индейцам Калифорнии», «Конфигурации культурного роста», «Природа культуры», «Стиль и цивилизация».  

Кузанский, Николай (Николай Кребс), (1401—1464) — немецкий философ, ученый, бо­гослов, гуманист раннего Возрождения, церковный деятель, математик, астроном, картограф. Входил в круг итальянских гуманистов: Лоренцо Валлы, Поджо Браччолини и др. Основными источниками философии Н. Кузанского были неоплатонизм, номинализм, философия Фомы Аквинского, мистические учения средневековья. Философия Н. Кузанского сближает бесконечного Бога с конечным миром, преодолевая разрыв между творцом и его творением. Концепция философа приближалась к позициям пантеизма: Бог — «абсолютный», «бесконечный максимум», бесконечность, а мир — проявление Бога, «ограниченный максимум», «абсолютный минимум» и потенциальная бесконечность. Бог вмещает в себя все сущее и присутствует в любой, самой ничтожной вещи. Основной принцип философии Н.тКузанского - положение о «совпадении противоположностей». Идеи философа расшатывали устои средневековой схоластики. В предложенном им принципе развертывания Бога в мир и свертывания мира в лоно божественного абсолюта Н. Кузанский вернулся к античному взгляду на человека как на микрокосм, подобный макрокосму. Считал человека существом, соединяющим в себе божественное и земное начала. Разум «простеца», противостоящего схоластической «учености» и пребывающего в состоянии «ученого незнания», противостоит гордыне рассудка и бесконечно приближается к истине. Основные сочинения: «Об ученом незнании», сокрытом боге», «Об искании бога», «О даре Отца светов», «О становлении»; цикл «Книги простеца»: «Простец о мудрости», «Простец об уме», «Простец об опытах с весами»; а также «Об охоте за мудростью», «О видении бога» и др.

Кьеркегор, Сёрен (1813–1855) — датский протестантский теолог, философ — идеалист и писатель, предшественник экзистенциализма. Основными темами философа выступают тема смерти и страдания, исследование внутреннего мира человека, оказавшегося перед лицом смерти. Философ не принимал рационального, научного подхода в вопросах, связанных с религией; если у Гегеля Бог – «предмет мысли», то у Кьёркегора Бог – «предмет переживания». Философ настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования - экзистенциальности, что дало возможность считать датского мыслителя одновременно представителем иррационализма и «предтечей» экзистенциализма. Выделял три стадии человеческого существования: эстетическую, этическую, религиозную, в соответствии которыми делил людей на четыре типа: обыватель, эстетик, этик, религиозный человек. Обыватель живет «как все», следуя стадному инстинкту; эстетик выбирает сам свой путь и живет сегодняшним днем, наслаждаясь жизнью; поступками этика руководят разум, чувство долга и ответственности; духовная стадия неподвластна ни чувственности, ни разуму, - человеком руководят сердце, вера. Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, С.Кьёркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние, являющееся следствием греховной природы человека и одновременно единственной возможностью прорыва к Богу. Деградацию христианской культуры С.Кьёркегор видел в подавлении единичного. Основные работы: «Из записок еще живущего»; «О понятии иронии»; «Поучительные речи»; «Или-или»; «Страх и трепет»; «Повторение»; «Философские крохи»; «Понятие страха»; «Стадии на жизненном пути»; «Заключительное ненаучное «Дело любви»; «Христианские речи»; «Болезнь к смерти»; «Введение в христианство».

Лакан, Жак (1901-1981) - французский философ, представитель структурного психоанализа, ведущий представитель французского структурализма. Внёс изменения в практику психоанализа, драматизируя и инсценируя сеансы, считая невыполнимым условием нейтральность аналитика. Стремился к рациональному истолкованию бессознательного; язык интерпретировал как структурное условие «психоаналитических» феноменов; само бессознательное, по его мнению, «структурировано как язык». На место фрейдовской психической структуры (оно - я – сверх-я) Ж. Лакан поставил схему «реальное – воображаемое – символическое», главным в которой выступает взаимодействие воображаемого и символического. Лакан стремился освободить психоанализ от остатков биологизма, которые можно найти у Фрейда. Например, влечение к смерти в концепции Ж. Лакана освобождается от биологической интерпретации: у Фрейда оно понималось как стремление к возвращению в неживое состояние; Лакан относил это влечение к движению вокруг Ничто. Задачей структурного психоанализа Ж. Лакан видел восстановление понятия либидо как воплощения творческого начала в человеческой жизни, источника и двигателя человеческого прогресса. Основные работы: «Тексты», а также опубликованные записи его семинаров.

Ле Бон (Лебон) Густав (1841—1931) — французский социальный психолог, врач, антрополог и археолог. Предложил одно из первых теоретических обоснований наступления «эры масс» и связал с этим общий упадок культуры. Полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая. Лебон предсказал роль толпы в ХХ в., дал характеристику методам воздействия на толпу, позже применявшимся политическими лидерами (например, использование упрощенных лозунгов). Основные работы: «Психология народов и масс», «Психология социализма»; «Эволюция материи».

Леви-Брюль, Люсьен (1857–1939) — французский этнолог, антрополог, философ и психо­лог. По методологии, принципам постановки проблем близок школе Э. Дюркгейма, откуда и заимствовано понятие «коллективных представлений». Л. Леви-Брюль ввел в науку понятие ментальности, создал теорию господства «дологического мышления» в общественном сознании первобытной эпохи. Прежде господствовало представление об одинаковости законов мышления для всех времён и народов. Леви-Брюль считал, что разным типам общества и разным эпохам присущи разные типы мышления, хотя и не абсолютизировал противоположность первобытного и современного типа мышления. Согласно теории дологического мышления, оно, в отличие от современного логического, мистично и нечувствительно к опытному знанию; в любом явлении первобытный человек видит действие сверхъестественных сил или следствие колдовства. В поздних трудах учёный утверждал, что в «низших обществах» преобладают отличные от «индивидуальных» «коллективные представления», которые независимы от человеческого опыта и лишены логических противоречий. Основные работы: «Ментальные функции в низших обществах» («Первобытное мышление»); «Философия Огюста Конта»; «Сверхъестественное в первобытном мышлении»; «Первобытная мифология». 

Леви-Стросс, Клод (1908—2009) — французский этнограф, социолог и культуролог, исследовал системы родства, мифологию и фольклор, является автором «теории инцеста» (как одной из теорий происхождения права и государства). Один из создателей школы структурализма в этнологии («структурной антропологии»); считал, что если нам удастся выявить структуру разума, мы сможем выявить структуру человеческой реальности и сможем познать структуру Вселенной. Создал теорию первобытного мышления, во многом противостоящую концепции Л. Леви-Брюля. Ментальные структуры, по мнению Леви-Стросса, никогда не осознаются и не изменяются в ходе истории, поскольку даны самой природой и являются «отображением биологического характера человеческого мозга». У К. Леви-Стросса присутствует идеализация архаических племён и первобытной логики как инструмента рационального освоения окружающего мира. Эволюция культуры, согласно воззрениям учёного, представляет движение к гармонии и единству чувственного и рационального начал, свойственных первобытному мышлению и утраченных современной цивилизацией. Миф в концепции Леви-Стросса предстаёт как один из путей самопознания человеческого духа, а мифотворчество трактуется в контексте коллективного бессознательного; учёный выступал с критикой ритуализма, настаивая на вторичности ритуала, поскольку мифы имеют «сакральное ядро», несводимое к ритуалу. Основные работы: «Элементарные структуры родства», «Раса и история», «Печальные тропики», «Структурная антропология», «Мышление дикарей».

Ле Гофф, Жак (род. 1924) — французский историк-медиевист, один из ярчайших представителей «Новой исторической науки», вышедшей из школы «Анналов». Специалист по XIII веку, автор биографий Людовика IX Святого и Франциска Ассизского. Сторонник концепции Средневековья как особой цивилизации, отличной от античной и новоевропейской, рассматривает процесс зарождения Европы в эпоху Средневековья и показывает, как складывалась общая для европейцев идентичность. Основные работы: «Цивилизация Средневекового Запада», «Человек Средневековья», «Людовик IX Святой», «Аргументированный словарь Средневекового Запада», «Интеллектуалы в Средние века», «Герои и чудеса средних веков», «История тела в средние века» (в соавт. с Н. Трюон), «Рождение Европы», «Рождение чистилища», «История Европы, рассказанная детям» и др.

Лейбниц, Готфрид Вильгельм (1646–1716) — немецкий философ-идеалист, богослов, юрист, историк, языковед, математик, физик, изобретатель, просветитель, общественный деятель. В языкознании создал теорию исторического происхождения языков, дал их генеалогическую классификацию, развил учение о происхождении названий. Один из создателей немецкого философского и научного лексикона. Основные идеи Лейбница: 1) разумная соразмерность и божественная связанность Вселенной; 2) значительность индивидуального, личного в этой Вселенной; 3) гармоничность Вселенной в целом и в индивидуальном; 4) количественно и качественно бесконечное многообразие Вселенной; 5) динамичность основных состояния Вселенной. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия — монад, которые находятся между собой в отношении предустановленной Богом гармонии. Основные философские сочинения: «Рассуждение о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».

Леонтьев, Константин Николаевич (1831–1891) — русский писатель, философ, литературный критик, публицист, врач, дипломат, в конце жизни — монах. Был одним из наиболее известных последователей Н.Я. Данилевского. Знаток византийской культуры. Поборник «византизма», унаследованной от Византии твердой монархической и религиозной власти, опиравшейся на жестко иерархическое строение общества. По мнению философа, византизм способен противостоять «среднему европейцу как идеалу и орудию всемир­ного разрушения». Создал оригинальную теорию развития: и в природе, и в обществе всякое развитие неизбежно проходит три последовательные стадии - первоначальной простоты, подобно зародышу или зерну; «цветущей сложности», когда раскрываются все потенции отдельного живого организма или народа; «смесительного упрощения», когда организм переходит в стадию стирания своих отличительных черт, разложения и гибели. Наиболее известные произведения: «Византизм и славянство», «Средний евро­пеец как идеал и орудие всемирного разрушения».

  Лиотар, Жан Франсуа (1924-1998) – французский эстетик, философ, теоретик постмодернизма. Теоретик "нерепрезентативной эстетики", создатель концепции «нарратологии». Связывал трагедию тоталитаризма в Европе с самой сутью европейского мышления, ориентированного на поиск безальтернативной истины: религиозной, революционной и т.д. Ж.Ф. Лиотар обосновал ситуацию постмодернизма в философии. Специфика постмодерна заключается, согласно Лиотару, в утрате нарративами (т.е. повествовательными структурами, характеризующими определенный тип дискурса в конкретный исторический период) легитимирующей силы после катастроф ХХ в., когда была подорвана вера в господство разума, правовую свободу и социальный прогресс. Мир философ понимал как выдуманное повествование, а «конец истории» рассматривал как возвращение человечества из исторического времени во «время мифов», которое можно совершить с помощью демонстрации того, что сам европейский логос был мифом. Постмодернистский этап в развитии искусства Лиотар определяет как эру воображения, экспериментов, сатиры. Эстетическое наслаждение, по мнению философа, отличается бесполезностью; поэтому настоящее искусство должно производить бесполезные видимости, как это делают, например, живопись и кино. Искусство Лиотар связывал с истечением творческой энергии либидо: в отличие архаических обществ, в современных обществах пульсации либидо тормозятся. Поэтому цель современного художественного и научного творчества в том, чтобы разрушить внешние и внутренние границы в искусстве и науке, высвободив энергию либидо. Основные труды: «Ситуация постмодерна. Доклад о знании», «О пульсационных механизмах», «Феноменология», «Либидинальная экономия», «Спор», «Склеп интеллигенции» и др.

Лихачев, Дмитрий Сергеевич (1906–1999) — литературовед, филолог, историк культуры, культуролог. Основные труды посвящены истории русской литературы X—XVII вв., а также творчеству русских писателей. Д.С. Лихачёв создал культурологическую концепцию, в основе которой находятся проблемы гуманизации жизни людей. Учёный рассматривал культуру как историческую память, творческую подготовку будущего на основе прошлого и настоящего. Ввел понятие «экология культуры». Важное место в культурологической концепции Д.С. Лихачёва занимают идеи взаимосвязи культуры и природы, интеллигентности и нравственности. Проблемы национальной культуры рассматриваются в этическом аспекте, с точки зрения мирового культурного процесса. Основные труды: «Смеховой мир» Древней Руси»; «Слово о полку Игореве» и культура его времени»; «Память истории священна»; «Экология культуры»; «Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей», «Великое наследие: классическое произведение Древней Руси»; «Мозаика и живопись Древнего Киева»; «Заметки о русском»; «Письма о добром и прекрасном»; «Книга беспокойств. Воспоминания, статьи, беседы» и др.

Локк, Джон (1632–1704) — английский философ, просветитель, продолжатель линии Ф. Бэкона в европейской философии, основоположник британского эмпиризма, создатель теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей. Д. Локк стоял у истоков трудовой теории стоимости, оправдывал буржуазное общество, доказывал незыблемость права частной собственности, разрабатывал принципы свободы совести и веротерпимости, развивал мысль о возможности изменения обще­ственного строя. Внес определенный вклад в развитие теории культуры. В отличие от Т. Гоббса, считавшего, что на заре своей истории общество представляло «войну всех против всех», исходил из того, что первоначально в человеческом обществе царили доброжелательность и взаимная поддержка, так как людей было мало, и каждый владел своим участком земли. Предпосылкой разрушения гармонии отношений стало увеличение населения и нехватка земли. Так возникло состояние «войны всех против всех», длившееся, пока люди не пришли к мысли о необходимости «общественного договора» - учреждения государства. Государство, по Д. Локку - искусственный, культурный феномен, созданный волей людей, генезис государства соответствует генезису культуры, а формы государства соответствуют формам культуры, которая не существует изначально, но создается людьми в процессе их исторической деятельности. Религию Локк, в отличие от Гоббса, не считал феноменом культуры, поскольку вера, в его понимании, есть проявление творческой силы Бога. Основные труды: «Элементы натуральной философии», «Опыт о веротерпимости», «Два трактата о государственном правлении», «Некоторые мысли о воспитании», «Опыт о человеческом разумении».

Ломоносов, Михаил Васильевич (1711–1765) — великий русский просветитель, уче­ный­-естествоиспытатель мирового значения; поэт, заложивший основы современного русского литературного языка; художник, возродивший в России искусство мозаики; историк, первым выступивший против европоцентристски ориентированной норманнской теории; человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поборник развития самостоятельной русской науки. Благодаря его заботе о распространении просвещения в России, в 1755 г. по его проекту был организован Московский университет. Основные работы: «Краткое руководство к красноречию», «Российская грамматика», «Собрание разных сочинений в стихах и прозе», «Краткое начертание римских и российских прав», «Краткий российский летописей с родословием», «Первые основания металлургии или рудных дел», «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года», «О воспитании и образовании», «О сохранении русского народа» и др.

Лосев, Алексей Федорович (1893–1988) — русский философ и фи­лолог, переводчик, автор трудов по истории культуры. Автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского, редактором собрания сочинений Платона. Философу были близки античные идеи о единстве философии, математики, астрономии и музыки. Его «История античной эстетики» изменила традиционные представления об античности, а  10-томная история эстетики не имеет аналогов в мире. Для теории культуры особенно значима работа А.Ф. Лосева «Диалектика мифа» - итог многолетнего изучения античной мифологии, разработки теории социально-исторического развития мифа. Миф, с точки зрения философа, - не идеальное понятие, не идеальное бытие, не вид поэтического творчества, не наука, не догмат, а сама реальность, сама жизнь. Так как идеи способны двигать массами, то мифологизация идеи, по мнению философа, может иметь глобальные последствия. Миф заставляет общество жить по законам мифотворчества, и никакая наука не способна разуверить человека в созданном им личностном или общественном мифе. Основные работы: «Диалектика мифа», «Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Философия имени», «Диалектика художественной формы»; «Диалектика числа у Плотина»; «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Владимир Соловьёв», «История античной эстетики», «Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э.», «Эстетика Возрождения».

Лосский, Николай Онуфриевич (1870–1965) — русский философ, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализ­ма в России. Н.О. Лосский передал духовную эстафету от русской эмиграции к новым поколениям русских людей. Будучи интуитивистом, Н.О. Лосский считал, что познающий субъект не конструирует познаваемый предмет, а интуитивно его созерцает. Значительное внимание философ уделял анализу феномена времени. Время, по его мнению, является формой событий или процессов, причем не только физических, но и психических. Пустого, бессодержательного, несвязанного с физическими или психическими явлениями, времени не существует; можно выделить два вида времени: физическое и психическое время. Время обладает свойством длительности, течёт; причём течет содержание времени, то есть процессы или события. Всё протекающее во времени нуждается в сверхвременном и сверхпространственном связующем начале. Единство сверхвременного и сверхпространственного может дать только «сверхвременное существо», каким, по мнению философа, является человеческая личность. А поскольку мое «я», душа, представляет собой идеальное сверхвременное и сверхпространственное бытие, следовательно, душа вечна. Основные работы: «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция», «Идеал-реализм», «Типы мировоззрений. Введение в метафизику» «Мир как осуществление красоты. Основы эстетики», «Характер русского народа» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: