В. Перевод предыдущих трех Отрывков. 3 страница

II.

О Птоломеях, царях египетских.

После него [Александра] воцарился в Александрии, в Египте, Птоломей, [сын] Лага, и царствовал 23 года [40 лет].— Птоломей Филатер [Филадельф] 38 [28] лет; при нем еврейские священные книги переведены на греческий язык и в городе Александрии положены в книгохранилище;— в его время воцарился парфянин Аршак Храбрый.— После него Птоломей Евергет 26 лет [24 года].— Птоломей Филопатер 12 лет, [21 год]. Птоломей Епифан 22 года.— Птоломей Филометор [34 года], при котором воцарился [в Сирии] Антиох, названный Епифаном: деяния, [описанные] в книгах Маккавеев, совершились при Антиохе, принуждавшем евреев обратиться к язычеству. При этом Антиохе, Матафия, сын Асамона, ревнуя к вере отцов своих, стал вождем народа [израильского]. После него сын его, Иуда, названный Маккавеем.— После Птоломея Филопатора [Филометора] воцарился в Египте Птоломей [младший] Евергет II 29 лет.— Птоломей Фискон [Сотер] 17 лет.— Птоломей Александр 10 лет. — Птоломей [Александр] изгнанный [матерью отца своего] 30 лет, [3 года. Птоломей Филадельф, возвратившийся из бегства по изгнании Александра].— Птоломей Дионисий, [он же Филадельф], 30 лет.— Дочь Птоломея, Клеопатра, царствовала 2 года прежде нежели воцарился Кай [Юлий] и римляне завладели Египтом; затем она царствовала еще 20 лет по назначению римлян. Впрочем нам следует внести в нашу таблицу [только вышеупомянутые] 2 года, и оттуда уже считать римское владычество.— После двух Клеопатр воцарился Кай Юлий, первый самодержавный император римский, 4 года. После него Севаст Октавий, он же Август, 56 лет. После него Тиверий 24 года, до возведения Спасителя на крест. 1 {12}

Таким образом, от второго года Дарĕха, т. е. от вторичного построения храма, до 19-го года Тиверия, т. е. до возведения Спасителя на крест, выходит 501 год; от Соломона и первого построения храма — 1012 лет; от Моисея и исхода из Египта — 1501 год; от первого года Авраама — 2006 лет; от потопа — 3068 лет и по Евсевию от Адама до 19-го года Тиверия, когда был распят Спаситель, 5232 года 2.

III.

О еврейских начальниках из священников, явившихся народными вождями.

По выходе из Вавилона Иисус, сын Иоседека, с Зорававелем был [начальником еврейского народа] во время Кира, царя парсийского. Иоаким, сын Иисуса. Елар [Елиасив,] сын Иоакима. Иодай, сын Елиасива. Иоанн, [Ионафан] сын Иоадая. Аду, сын Иоанна [Ионафана]: при нем Александр построил Александрию и, пришед в Иерусалим, поклонился Богу. Ония, сын Иоадда. Елеазар [Ионафан], во время которого Священные Книги переведены семьюдесятью толковниками. Ония, сын Симона, брат Елеазара. Симон: в его время Иисус, сын Сирахов. Ония, при котором Антиох, осадив евреев, принуждал их обратиться к язычеству. Иуда, сын Матафии — 3 года: он очистил страну от нечестивых народов. Ионафан, брат его, 19 лет. Симон, брат Ионафана, 8 лет. Иоанн Гиркан, 26 лет. Аристовул 1 год; он первый, будучи первосвященником, возложил на себя корону. Ианней, он же Александр, 27 лет: в одно и то же время он был и царем и первосвященником. Начиная от Кира до помазанников начальники правили 483 года, что составляет 69 седмин, о которых при Данииле говорилось следующим образом: «И увеси и уразумееши, от исхода словесé еже отвещати, и еже соградити Иерусалим, даже до Христа старейшины седмин седмь и седмин шестьдесят две» [см. у Даниила, IX, 25]. От построения Иерусалима до Христа старейшины седмин семь и сед-{13}мин шестьдесят две.— Первая седмина считается от Кира до Дарĕха, при котором построение храма довершилось, остальные же 62 седмины относятся к предстоящему [будущему]. Видение этих седмин открыто было Даниилу на первом году Дарĕха, сына Аршавира [«в первое лето Дария, сына Ассуирова»]: оно совершается на Ианнее, Александре — помазаннике-старейшине, первосвященнике и царе. Им прекращается преемственный ряд священников, называемых пророком помазанниками-старейшинами. После Александра царствует жена его, Александра. После нее возникли раздоры между ее сыновьями, Аристовулом и Гирканом, вследствие чего полководец римский, Помпей, осадил город Иерусалим, завладел им и вступил в храм. Тогда весь народ стал данником Рима. Помпей дал Гиркану первосвященство, а Антипатра аскалонского назначил в Палестину.

В это время впервые самодержавно воцарился в Риме император Кай Юлий 4 года и семь месяцев. — Август 56 лет и 6 месяцев. На 8-м году Августа Ирод, сын Антипатра аскалонского, первый из язычников стал царем еврейским. По убиении Гиркана Иродом, власть [царская] разделяется между незначительными лицами и уже не по преемству.

При нем родился Господь и Спаситель наш Иисус Христос и совершилось пророчество Иакова: «Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему: и той чаяние языков». Спаситель наш Господь Христос родился на 42-м году царствования Августа и на 32-м году царствования Ирода иноплеменника, сына Антипатра, царствовавшего 37 лет. После него сын его, Архилай, 9 лет. Ирод тетрарх, брат Архилая, 24 года. На 15-м году Тиверия и на 15-м году Ирода Иисус пришел в Иордан и принял крещение от Иоанна: здесь Он и словом и делом начал благовестительное свое учение. На 19-м году императора Тиверия Помазанник Божий, Иисус, по пророчествам об Нем, пришел на страдания.

После тетрарха Ирода царствует Агриппа 7 лет; сын его, Агриппа, 26 лет, при котором Веспасиан и Тит в последний раз разрушают Иерусалим. {14}

От крестной смерти Спасителя нашего, от 19-го года Тиверия, до Константина составляется 291 год, которые рассчитывают следующим образом: после крестной смерти Спасителя Тиверий, сверх 19 лет, царствует еще 4 года. Кай [Калигула] 4 года. [3 г. 4 мес.]. Клавдий 13 лет [14 л. 8 м.]. Нерон 14 лет, [13 л. 7 м.]. Веспасиан 10 лет. Тит 2 года. Домициан 16 лет. Нерва 1 год. Траян 19 лет. Адриан 21 год. Тит Антонин 23 года [22 г. 6 м.]. Аврелиан 19 лет. Коммод 13 лет. Элий Пертинакс 1 год. Север 18 лет. Антонин I 1 4 года. Александр, [сын] Мария, 14 лет 2 [13 лет]. Максимин 3 года. Гордиан 6 лет. Филипп 7 лет. Деций 1 год. Галл 2 года. Валерий 15 лет. Клавдий 2 года. [1 год 9 м.] Аврелиан 6 лет. Тацит 6 лет. Флориан 88 дней [82 дня]. Проб 6 лет. Кар 2 года. Диоклетиан 20 лет. Двадцатилетие Константина — первый год мира церкви 3.

IV.

О царях сирийских 1, парсийских и марских 2.

О двух сыновьях Ноя, Иафете и Симе, мы уже говорили выше; о племени Хама и о царях из его рода мы также упомянули вкратце; подробности же изложим здесь. {15}

После потопа род человеческий от этих трех мужей размножился по всей вселенной. Говорят, что вся Европа, начиная от горы Имауса до западного океана, населена народами из рода Иафета; вся Ливийская страна далеко за западными пределами населена народами из рода Хама; от старшего же брата их, Сима, Ассирия и все страны востока. Еврейские книги первое построение Вавилона приписывают Немвроду и говорят, что он был первым царем, [рассказывая об этом] следующим образом: Хус эфеоплянин родил Немврода, о котором Писание говорит следующее: 3 «сей начат быти исполин на земли» 4, и началось царство в Вавилоне. И Орех, и Архад и Халанни на земле Сенаарской; из той земли вышел Ассур и построил Ниневию: это первый город ассирийский, построенный Ассуром. Как мы сказали, он был из сыновей Сима, которые заняли все страны востока. Говорят, что сыновьями Сима были Елам, Ассур, Арфаксад, Арам, Луд [и Каинан].

От Елама произошли еламиты, первый народ парсийский, построивший город Еламаис; от Ассура ассирияне; от Арфаксада — арфаксиды, называемые также халдеями; от Арама — арамеяне, называемые также сирийцами; от Луда — лудяне. Ассур построил город Ниневию, который царь ассирийский, Нин, вновь перестроил, назвав его своим именем Ниневиею. Говорят, что из сыновей Хама, начиная от Немврода, Нин был шестой и что он первый из ассирийских царей во время Авраама завладел всею Азиею кроме Индии, [царствовав] 52 года; жена его, Шамирам — 42 года; Замес, он же Нинуас [Ниний]; 38 лет; Ариос 30 лет; Арамос 2 года; Ксерксес, он же Балиос, 35 лет; Артамитрес 38 лет; Белихос 30 лет; Сперос 20 лет; Мамелос 10 лет; Спаредос 3 года; Аскакадес 20 лет; Аминдос 7 лет; Белихос II 35 лет; Баресрос 30 лет; Лабедес 32 года; Муарес 10 лет; Ламбарес 22 года; Пан-{16}ниас 45 лет; Сосармас 19 лет; Митреос 27 лет; Тевтамос 51 год, при котором взят город Илион; Тевтейос 40 лет; Фенеос 30 лет; Деркиос 40 лет; Енальмес 38 лет; Лаосфенес 45 лет; Пертиестес 30 лет; Офрат 32 года; Офратинес 50 лет; Окразанес 42 года; Сарданапаллос 20 лет. До этого последнего ассирийские цари царствовали над всеми странами восточными и над частью стран северных, южных и западных, и были могущественны до Фоноса-Конколероса, как называют греки Сарданапалла, который, будучи побежден Маром Варбакесом и Белисиосом, добровольно погибает на костре 5.

Уничтожив царство ассирийское, Варбакес поставил Белисиоса царем вавилонским, а сам перенес в землю Маров ассирийское владычество, продолжавшееся на столько времени, как следует ниже:

Варбакес царствовал над всем востоком 28 лет; Мадокес 20 лет; Хакадимос 30 лет; Декос 54 года; Фраордес 24 года; Куарксарес 32 года; Аждахак 38 лет, которого низложил Кир и положил конец марскому владычеству, и не только марскому, но также халдейскому и вавилонскому. Равным образом Кир, убив Креза, положил конец царству лидийскому. Кир царствовал 30 лет; Камбисес 8 лет; Дарéх Вĕштасп 36 лет; Ксерксес 41 год; Арташес Длиннорукий 40 лет; Дарех Незаконнорожденный 19 лет; Арташес 40 лет; Арташес Ох 26 лет; Арташес Ох 4 года; Дарéх, сын Аршеса, 6 лет, которого убил Александр македонский, сын Филиппа и, завладев равно парсийским и ассирийским царствами, [царствовал] 6 лет 6.

По смерти Александра царство его разделилось между многими, как мы уже сказали прежде; и владения всех назывались царством македонским. В Египте воцарился Птоломей, [сын] Лага; в Вавилоне же, в Ассирии и в Парсии Селевк Никанор; в Азии и Сирии — Антигон и Димитрий, сын его, по прозванию Осадитель. 7 Тогда пришел Птоломей {17} первый Лаг, царь египетский, в древнюю Газу; вступил в бой с Димитрием, сыном Антигона и, победив его, назначил Селевка царем сирийским, вавилонским, верхних стран и парсийским. 8

Между тем парсы, парт’евы и все восточане не хотели признать над собою владычества македонского. Селевк с большим войском пошел на них, дал несколько сражений и победил их, вследствие чего и назван Никатором т. е. Победителем; он царствовал 31 год 9 и жил 75 лет. Ему наследовал сын его, Антиох, названный Сотером, [рожденный] от Апамы, родом из Парсии: он жил 64 года и царствовал 19 лет. После него наследует власть Антиох, названный Тéосом, и царствовал 15 лет. 10 На 11-м году Антиоха и на 60-м году кончины Александра парт’евы отложились от македонян. И воцарился над ними [парт’евами] Аршак Храбрый в царственном Бахле в земле к’ушанов, [освободив от македонского] ига все страны востока после жестокого сражения. Он положил конец македонскому владычеству в Вавилоне и царствовал 57 лет. После него сын его, Арташес, 31 год; ему наследовал сын его Аршак, названный Великим. На него пришел войною в Вавилон Димитрий, царь македонский, который, будучи побежден Аршаком, взят им в плен и отведен в Парфию [Парт’евк’], отчего и назван Сеперитесом [Sidirites]; ибо отведенный в плен, он содержался в оковах в заключении. У Димитрия был младший брат, называвшийся Антиохом, воспитанный в городе Сиде, почему и назван Сидским. Узнав, что брат его содержится в оковах, он отправился из города Сиды и завладел Сирией. Он покорил под власть свою евреев и, осадив город Иерусалим, разрушил его стены и лучших [евреев] истребил. 11

Царь парт’евов, Аршак Великий, подоспел во главе 120,000 войска; прибегая к козням, он отпускает брата Антиоха, Димитрия, бывшего в плену. Между тем Антиох, по при-{18}чине наступившей зимы, напал на войско Аршака в теснинах и дал жестокое сражение; здесь падает он раненный и умирает на 37 году от рождения. Сына же его, Селевка, сопровождавшего отца, Аршак схватил, отвел в плен и содержал как царя 12.

В то время Аршак Великий, внук Аршака Храброго, воцарил брата своего, Вахаршака, в Армении, предоставив ему все страны запада, находившиеся под его (?) властью, и сам отправился в Бахль.— Таким образом разделяются и являются два царственных рода [Аршакидов]: парсийских и армянских!

Аршак Храбрый, родоначальник двух царственных родов: Пахлавика и Аршакуни 13, с большою славой царствовал 57 лет; Аршакан 30 лет; Аршанак 32 года; Арташес 20 лет; Аршавир 46 лет; Арташес 31 год; Дарéх 30 лет; Аршак 19 лет; Арташес 20 лет; Пероз 33 года; Вахаршак 50 лет; Артаван 36 лет: его убил сын Сасана, Арташир стахрский и тем положил конец владычеству Пахлавиков на втором году Филиппа, императора римского. Здесь прекращается царство парт’евов в роде Пахлавиков, начавшееся на 30 году царствования Птоломея Филадельфа и продолжавшееся 457 лет 14. После этого [Арташир] стахрский, сын Сасана, покорив всю Арию и Анарию 15 и многих из того же царственного поколения парт’евов и пахлавиков, царит сам; а после него преемники его по порядку. {19}

V.

О армянских царях-аршакидах 1.

Но обратимся к прежнему порядку.— Как мы уже сказали, 60 лет спустя после смерти Александра 2 воцарился над парт’евами Аршак Храбрый в городе, называемом Бахл-араватин 3, в земле к’ушанов 4. После него сын его, Арташес, 31 год 5. Ему наследовал сын его, Аршак, прозванный Великим, который завладел третьей частью света, как то можно видеть у Геродота в IV книге истории событий 6, где говорится о разделении всей земли на три части, из которых одна называется Европой, другая Ливией, а третья Азией, которой и завладел Аршак [См. Ист. Армении Моисея хоренского, кн. II, гл. II моего перевода, Москва, 1858]. {20}

Тогда же Аршак воцарил брата своего, Вахаршака, в земле нашей, дав ему во владение север и запад [М. Хор. кн. II, гл. III.]. Вахаршак, сосредоточив многочисленное армянское войско около Армавирского холма 7, [во главе его] отправляется к пределам Хахтик’а, дает сражение Морфилику, который захватил было в свои руки страны Мажака и Понта. Они встречаются у высокого холма со скалистой вершиной, [называемого] Колониею [М. Хор. кн. II, гл. IV]. Морфилика убивают храбрые мужи из рода Сеннахирима и из поколения Хайка. Войска его обращаются в бегство, страна покоряется власти Вахаршака и прекращаются нашествия македонян [М. Хор. кн. II, гл. V].

Царь, отправившись в Мĕцбин, занимается устройством дома своего и государства. В лице. еврея Багарата он жалует его роду титул танутер’а, аспет’а, т’агадир’а 8 и право носить меньшего размера повязку с жемчугом в три ряда без золота и драгоценных каменьев, когда придется ему отправляться в царские палаты.

Из потомков хананеян и Ханида 9, во времена Иисуса [Навина] отделившихся от хананеян и скрывшихся в Армению, Вахаршак назначает мужей, долженствовавших надевать ему рукавицы 10 и род их называет Гĕнт’уни. {21}

Он назначает себе телохранителем из племени Хора хайкида Маххаза, мужа доброго, сильного и неустрашимого, сохраняя за его родом имя Хора — его родоначальника.

Из племени Гарника, потомка Гехама, он назначает над царскою охотою Дата, род которого по имени сына его, Варжа, называется Варажнуник’.

Габáх назначается над царскими табунами; Абель же домоправителем и постельничим: им обоим царь жалует селенья, возводит в нахарарское достоинство, назвав их Абелианами и Габехианами.

[Далее следуют роды]: Артцруни, которые носили перед царем орлов, и Гĕнуни, обязанные приготовлять достойные царя напитки. Эти два дома: Артцруни и Гĕнуни, происходят от поколения Сеннахирима.

Спандуни назначаются над бойнями, Хавуни — сокольниками, Дцюнаканы же — поставщиками снегу по летним дворцам [М. Хор. кн. II, гл. VI и VII] 11.

Второй сановник государства назначается из потомков марского царя, Аждахака, называемых ныне Мурацаном. Родоначальник этого поколения называется не Мурацан-тер, но Марацоц-тер. Ему Вахаршак предоставляет все селения, отнятые у пленных маров 12.

Восточными наместниками, командующими каждый десятитысячной армией, назначаются из родоначальников двух родов: Сисакана и Кадмоса.

В северо-восточной стороне царь ставит наместником Арана около реки Кура, прорезывающей великую равнину; племя, которому выпала в наследство Ахванская равнина с горной частью этой же равнины, начиная от реки Ерасха до Хунаракéрта, происходило из рода Сисака. Страна по имени родоначальника этого племени названа Ахванк’; ибо по кротости своего нрава Сисак был прозван Аху. Из его-то чад этот именитый и мужественный Аран назначается Вахаршаком правителем страны, командующим десятитысячной армией. От потомков Арана происходят племена Утицев, Гардманцев, Тцодéцев и Гаргарцев. {22}

Гушар, что от сынов Шарая, получил в наследство темную гору — Кангарк’, и половину страны Джавахов, Кохб, Тцоп’, Дцор до крепости Хунаракерта. Но владения Ашоца и землю Ташира Вахаршак назначает потомкам Гушара хайкида.

Супротив горы Кавказа правителем северной страны царь назначает великое, могущественное племя, родоначальству же дает имя бдешха Гугарского, происходившего от потомка Михрдата, сатрапа Дарéха, и поставленного начальником над пленным иверийским народом, приведенным Навуходоносором. Навуходоносор, могущественнее 13 ливийского Геркулеса, собрав войска, нападает на страну иверийскую, покоряет ее, часть ее жителей отводит и поселяет на правой стороне Понтийского моря. Из Иверии отправившись к крайним пределам запада 14, Вахаршак в великой долине Басéна назначает нахарарство, названное Ордуни из потомков Хайка. {23}

Мужа, по имени Турк’, по страшному безобразию прозванного Ангех’ья, из потомков Паск’ама, внука Хайкака, царь назначает наместником запада и вследствие его безобразия называет и род его Ангех’-тун 15. В песнях воспевалось об нем, что он обладал силою 120 слонов 16; что он брал гранитные скалы, разламывал их по своему произволу, ногтями изображал на них орлов и тому подобное; что у берегов Понтийского моря, встречая неприятельские корабли, бросал им вслед скалы величиною с холм; что от сильного расступления вод тонули многие из кораблей и что другие были отброшены волнами на расстояние многих миль. Несмотря на баснословный характер этого рассказа, должно сказать, что Турк’ был достоин подобных сказаний 17.

Шарашана, из дома Санасара, Вахаршак назначает великим бдешхом и правителем юго-восточной части 18 на самой границе Ассирии на берегу реки Тигра, дав ему об-{24}ласть Арзĕн 19 со всеми прилежащими странами вместе с горою Тавром, т. е. Симом.

Нашед в Мокской области мужа, имевшего под своим начальством многочисленную шайку разбойников, царь утверждает его в достоинстве нахарара, назвав его Мокаци; он то же делает с Кордцами, Андцевцами и Акейцами, получившими свои наименования от своих областей. Я нашел, что Рĕштуник’ и Гохтĕнцы действительно происходят от Сисакана 20.

После всего этого Вахаршак построил мехьян в Армавире и поставил в нем изображения Солнца и Луны 21. Он увещевал еврея Шамбата Багарата, венцеполагателя и аспéта, отречься от еврейской веры и поклониться идолам; Багарат не согласился, а царь Вахаршак не стал принуждать его более.— Он назначил двух докладчиков, обязанных письменно доносить обо всем: один — о добрых делах, другой — о воздаяниях. Докладчику о добрых делах он приказывает в минуты плена напоминать ему о справедливости и милосердии.

Вахаршак постановил закон: одного из царевичей оставлять при царе для наследования престола, а прочих отправлять [на жительство] в страны Хаштианк’ские. На этом основании он оставил при себе сына своего, Аршака, с сыном последнего, Арташесом, а прочих детей своих отправил в Хаштенк’.— Вахаршак умер в Мĕцбине после 22-летнего царствования (См. Моис. Хорен. кн. II, гл. VIII, стр. 83—87).

После воцарился в Армении сын его, Аршак, 13 лет. Во время войны с понтийцами на берегу великого моря знаком своей победы он оставил свое копье с округленным концом, напитанное, говорят, змеиною кровью; Аршак {25} спешившись, бросил это копье и глубоко всадил в высокий каменный памятник, воздвигнутый им на берегу моря. Понтийцы долгое время с уважением смотрели на этот памятник, как на дело рук богов: его бросили в море понтийцы, когда Арташес вторично пошел на них войною.

Аршак принуждал поклоняться идолам сыновей Багарата, из которых двое мужественно погибли под мечом, подобно последователям Анании и Елеазара [М. Хор. кн. II, гл. IX].

После этого в Армении заступил место отца своего Аршака, Арташес, на 21-м году Аршакана, царя парсийского. После многих подвигов Арташес отказывается от второго места и домогается старшинства 22; он бил монету с своим изображением [М. Хор. кн. II, гл. XI].

Арташес собрал такое войско, которому он не знал счету, и приказал, чтобы на местах, по которым он пройдет или будет иметь стоянку, каждый воин бросал в кучу по камню, дабы можно было судить о его многочисленности. Он пошел войною на запад, полонил Креза, царя лидийского 23 и, покорив всю сушу между двумя морями, наполнил океан множеством кораблей, желая поработить весь запад. Я не могу сказать — вследствие чего именно возмутившиеся многочисленные его войска начали истреблять друг друга. Как говорят, Арташес, желая искать себе спасения в бегстве, погибает от своих же воинов после 25-летнего царствования.— В Елладе Арташес, взяв изображения Дия, Артемиды, Афины, Гефеста, Афродиты, приказывает отвести их в Армению 24. Не успели еще внести их в сердце нашей страны, как узнали {26} весть о смерти Арташеса, и потому [сопровождавшие эти изображения] поспешно бросились в крепость Ани [М. Хор. кн. II, гл. XII].

После Арташеса I воцарился сын его, Тигран, на 19-м году Аршакана, царя парсийского. Он пошел против греческих войск, которые по смерти отца его Арташеса и рассеяния войска последнего, шли на нашу землю: Тигран, встретившись с ними, останавливает и опрокидывает их. Зятю своему, Михрдату, вверяет Мажак и управление Средиземными странами и, оставив ему большое войско, сам возвращается в нашу страну. Потом отправляется в Палестину и с множеством евреев, взятых в плен 25, возвращается домой [М. Хор. кн. II, гл. XIV].

В то время римский военачальник, Помпей, с многочисленным войском является в Средиземные страны 26 и, не нашед Тиграна, дает сражение Михрдату, который ищет спасения в Понте. Помпей, взяв город Мажак, берет в плен сына его, Михрдата, и спешит проникнуть в Иудею [М. Хор. кн. II, гл. XV]. Но царь армянский Тигран, услышав это, идет в Сирию на римские войска. Ему навстречу идет римский полководец, Габиний; ибо Помпей [в то время] возвратился уже в Рим. Но Габиний не решился дать сражение Тиграну, и потому тайно заключив с ним мир, возвратил ему племянника его [по сестре], юного Михрдата [М. Хор. кн. II, гл. XVI]. Римляне, усомнившись в Габиние, сменяют его и на место его отправляют Красса, который, захватив все сокровища храма божия в Иерусалиме, пошел на Тиграна. Но перешедши Евфрат, он со всем своим войском понес жестокое поражение в сражении с Тиграном, который, захватив все его сокровища, возвратился в Армению [М. Хор. кн. II, гл. XVII].

В это время юный Михрдат, отложившись от своего дяди, Тиграна, переходит к кесарю, от которого получив в управление город Пергу, приступает к перестройке Мажака {27} в более обширном виде и, украсив его великолепными зданиями, называет его Кесариею в честь кесаря. С тех пор прекращается владычество армян в этом городе [М. Хор. кн. II, гл. XVIII]. Тигран, получив себе в помощь войско от Арташеса, царя парсийского и, назначив главнокомандующим как над ним, так равно и над армянскими войсками, Барзапрана, родоначальника Рĕштуник’, отправляет его в Иерусалим. Войска армянские берут еврейского первосвященника Гиркана, вступают в Иерусалим, захватывают все имущества, стоющие с лишком 300 талантов и, завладев Самаритянским городом, ставят царем Антигона; Гиркана в оковах приводят к Тиграну, который приказывает поселить его вместе с прочими пленными в городе Шамирами. После этого по прошествии 2 лет 27 умирает Тигран, царствовав 33 года [М. Хор. кн. II, гл. XIX].

По прибытии своем во главе римского войска в Шамшат 28, Антоний узнает о смерти Тиграна; он берет этот город и возвращается в Египет. [Сосий] убивает Антигона и ставит Ирода царем всей Иудеи и Галилеи [М. Хор. кн. II, гл. XXI].

В Армении воцарился Артавазд, сын Тиграна. Он отдает в наследственное владение братьям своим и сестрам области: Ахиовит и Арберани на том же основании, на каком прочие аршакиды были поселены в Хаштепк’е и Дцоре 29 [М. Хор. кн. II, гл. XXXII]. Собрав несколько десятков тысяч войска из области Атĕрпатакана, из жителей горы Кавказской, вместе с ахванами и иверийцами, он пошел в Месопотамию и изгнал оттуда римские войска [М. Хор. кн. II, гл. XXII]. Антоний зарычал как лев и во главе многочисленного вой-{28}ска пошел на Артавазда: явился в Месопотамию, нанес жестокое поражение армянским войскам, взял Артавазда в плен и по возвращении в Египет предложил его Клеопатре вместе с богатой добычей [М. Хор. кн. II, гл. XXIII].

В последние дни 20-го года царствования Арташеса [Аршеза] воцарился в Армении Арджам, он же Аршам, сын Арташеса, брата Тиграна, отца Абгаря. Но в том же году скончался Арташес [Аршез] и на парсийский престол вступил младенец Аршавир; поэтому и некому было помочь Аршаму, который [вынужденным нашелся] заключить мир с римлянами, обязавшись платить им дань с Месопотамии и стран кесарийских: с этих пор часть Армении становится данницею Рима [М. Хор. кн. II, гл. XXIV].

Ирод после совершения многих подвигов мужества принимается за благоустройство: воздвигает много зданий во многих городах, начиная от Рима до Дамаска. Он просит у Арджама множество простых работников; Арджам отказывает ему в том и собирает войско против Ирода; потом отправляет послов в Рим, прося освободить его от зависимости Ирода. Император не только Арджама, но и все Средиземные страны подчиняет Ироду. Тогда Арджам покоряется Ироду и дает ему требуемых им работников, при помощи которых Ирод, наполнив антиохийские площади на протяжении 20 стадий, вымащивает их плитами белого мрамора. Арджам умирает после 20-летнего царствования [М. Хор. кн. II, гл. XXV].

На 25-м году 30 царствования Аршавира, царя парсийского, вступает на престол Абгарь, сын Арджама. На третьем году 31 его царствования вся Армения становится данницею Рима. В те дни вышло повеление сделать перепись по всей земле, как говорится в евангелии св. Луки [гл. II]; присланные также и в Армению римские комиссары ставили во всех местах изображение Августа. В это время родился Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий, вечно благословенный. Ирод приказал поставить [также] свое изображение в армянских храмах, на что не согласился Абгарь. {29}

Тогда Ирод собрал войско и под начальством племянника своего (по сестре) отправил его в Месопотамию, где он встретился с Абгарем, стоявшим лагерем в области Бугнане; дал ему сражение, на котором он погиб, а войско его обратилось в бегство. Вскоре после того умер и сам Ирод; Август назначил филархом еврейского народа сына его, Архилая [М. Хор. кн. II, гл. XXVI].

Немного спустя умирает император Август, место которого заступает Тиверий. Абгарь приступает к построению города на месте, где прежде стоял обсервационный корпус армянский, защищавший Евфрат от набегов Кария 32 и называет его Эдессою. Туда переносит он из Мĕцбина свой дворец, свои кумиры и книги храмовых училищ.— После этого умирает Аршавир и царствует над парсами сын его, Арташес [М. Хор. кн. II, гл. XXVII].

Абгарь, отправившись на восток, восстанавливает мир и согласие в Парсии, ибо Арташес думал воцариться с тем, чтобы право на наследство парсийского престола оставалось в его роде; братья его, Карéн, Сурéн и сестра его Кошм, восстали против него; Арташес окружил их; возникли раздоры и несогласия в парсийском войске. Абгарь убедил их помириться, постановив между ними следующее: Арташесу царствовать со всем своим родом; братьям его по имени их города и названию обширной и плодоносной страны именоваться Пахлавами и, как лица царского происхождения, считаться первыми между всеми парсийскими сатрапами; Абгарь закрепил все это клятвенными между ними обещаниями, что в случае пресечения рода Арташеса в мужском колене они вступают на престол, и что кроме царствующего рода [Арташеса] братья его должны быть разделены на три рода с следующими тремя наименованиями: Карéн-пахлав, Сурéн-пахлав и сестра их Аспаханет-пахлав, названная так по сану мужа ее; ибо она была женою главнокомандующего всеми арийскими войсками.— Говорят, что св. Григорий происходит от Сурéна-пахлава, а Камсараканы — от Карéна-пахлава [М. Хор. кн. II, гл. XXVIII]. {30}

Абгарь возвратился с востока [т. е. из Парсии] в свой город Эдессу, заключил союз с царем Петрийским [Аретом] дал ему в помощь войско в войне, которую вел последний с Иродом за оскорбление своей дочери. В сильной сече войско Ирода понесло жестокое поражение вследствие помощи, оказанной мужественными армянами. Казалось, Провидению божию угодно было отмстить за убиение Крестителя [М. Хор. кн. II, гл. XXI]

В то время был назначен от императора правителем Финикии, Сирии и Месопотамии Марин, сын Сторога, к которому Абгарь отправил двух вельмож своих: Мар-Ихаба, бдéшха ахдцник’ского и Шамшаграма, родоначальника апахуник’ского, равно как и приближенного своего, Анана, в Бехкубин [Беткубин] для объяснения ему причины путешествия Абгаря на восток [в Парсию], имеющего целью водворение мира между Арташесом и его братьями. Посланные застали Марина в Елевтерополе, который, сделав им почетный прием, дал следующий ответ: «пусть Абгарь за это не опасается императора».— Оттуда они отправились в Иерусалим видеть Спасителя нашего Христа, привлеченные молвою о чудесах, Им совершаемых, о которых они, как очевидцы, поведали Абгарю. Абгарь, удивленный этим, уверовал, что Он есть истинный Сын Божий. Он отправил к Спасителю письмо, в котором просил Его придти и исцелить его недуги, от которых он не находил исцеления у людей [М. Хор. кн. II, гл. III]. Этому свидетельствует и евангельское слово, говоря: «из пришедших к Нему были некоторые язычники» 33. Спаситель приказал апостолу Фоме написать ответ, который принес Абгарю гонец его, Анан, вместе с изображением лика Спасителя, существовавшим в городе Эдессе, в Урхе, [М. Хор. кн. II, гл. XXXI] до времени греческого императора Никифора, приказавшего митрополиту Аврааму, перенести его в Константинополь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: