Домашняя обстановка патріаршаго быта

 

Представивъ историческое обозрѣніе зданій Патріаршаго Дома, перейдемъ теперь къ обозрѣнію ихъ внутренняго убранства и различной домашней обстановки патріаршаго быта.

Обстановка патріарховыхъ келій обрисовывается слѣдующими, впрочемъ, отрывочными свидѣтельствами:

Въ крестовой (моленной) кельѣ патріарха Филарета, которая именовалась также «отхожею заднею» и «одинокою» (уединенною), находились иконы: образъ Вседержителя, обложенъ серебромъ, чеканенъ, золоченъ, въ вѣнцѣ изумрудъ, да два яхонта лазоревыхъ; образъ Преч. Б-цы на престолѣ съ Превѣчнымъ младенцемъ, обложенъ басмою серебромъ, золоченъ, вѣнцы рѣзные; образъ Никиты Новгородскаго чудотворца, окладъ такой же, вѣнецъ сканной съ финифты; образъ Актонія Сійскаго чудотворца, окладъ и вѣнецъ такой же; образъ Ангела-Хранителя безъ окладу, (писанъ) на золотѣ [121].

У Крестоваго священника въ государевыхъ патріаршихъ хоромахъ находились служебныя книги (въ 1630 г.): двѣ книги Охтаи, печатныя на 8 гласовъ; Часовникъ писменный; Псалтырь писм.; Апостолъ печатный; Псалтырь печ., съ слѣдованіемъ; Минея общая печ.; Канонъ Ризѣ Господней леч.; Часословецъ писм.; Кануникъ писм.; Минея мѣсячная печ.; ее емлютъ въ хоромы, перемѣняютъ, который мѣсяцъ настанетъ; Евангеліе печатное, оболочено участкомъ золотнымъ; Уставъ писмен. и тотъ Уставъ взятъ въ келейную казну, а въ келью ко крестамъ взятъ съ Печатнаго двора Уставъ, въ переплетѣ въ красной кожѣ, басменъ по доскамъ золотомъ и серебромъ, по обрѣзу краска.

Основная мебель въ келейныхъ, какъ и въ другихъ хоромахъ, была обычная во всемъ народѣ отъ царя до послѣдняго крестьянина, т.-е. лавки неподвижныя возлѣ стѣнъ, покрываемыя болѣе или менѣе богатыми полавочниками, обыкновенно, суконными зелеными, и скамьи, — тѣ же лавки передвижныя.

Въ кельяхъ патр. Филарета (въ 1626–1630 годахъ) находимъ стулецъ точеный, сдѣланный въ 1626 году, покрытый краснымъ бараномъ; другой стулецъ, вѣроятно подножный, вышиною 6 верш., покрытый бараномъ таусиннымъ (зеленоватымъ); далѣе — стулъ деревянный золотный, т.-е. обитый золотною тканью; столъ складной росписанный красками и золотомъ. Въ 1630 г. Суздальскій архіепископъ Іосифъ прислалъ въ даръ патріарху стулъ бархатъ чернъ, оправленъ серебромъ, перильца покрыты золотомъ сусальнымъ.

Патріарху Іосифу въ 1642 г. сдѣланъ стулъ рѣзной кленовый, весь покрытый листовымъ золотомъ, на что употреблено золота 300 листовъ. Тогда же росписанъ красками и его келейный столъ.

У Никона находились: два стола писаные, одинъ съ ящиками; столъ дубовый раздвижной съ ящикомъ, на точеныхъ ногахъ. Столъ складной въ четверомъ, писанъ красками. Стулъ обитъ сукномъ зеленымъ; стулъ круглый деревянный; кресла оболочены бархатомъ таусиннымъ, по немъ шито.

Осенью 1693 г. въ верхнюю келью патріарха Адріана искуснѣйшій того времени токарь и рѣзчикъ, старецъ Ипполитъ, вырѣзалъ: 1) столъ съ ящиками весь вызолоченъ и по золоту писаны травы; 2) столъ съ ящиками, доска выаспижена (подъ мраморъ), на ней написано по золоту Гербъ свят. патріарха; 3) Поставецъ столярный, въ немъ три ящика, вызолоченъ, высеребрянъ и выаспиженъ; по мѣстамъ писаны цвѣтки живописные; къ нему вырѣзаны двои двери створчатыя вызолоченныя, высеребряныя и росписанныя красками.

Въ кельяхъ патр. Іосифа (1642–1644 г.) находились часы домовые большіе мѣдные съ свинцовыми гирями, часы келейные съ часовымъ кругомъ, прописаннымъ золотомъ, часы келейные боевые мѣдные; другіе часы келейные мѣдные столовые боевые; струнные часы башнею, къ которымъ придѣлана вмѣсто струнъ цѣпь стальная; часы боевые четвероугольные съ гирями, доски мѣдныя со всѣхъ сторонъ, вверху боевой колоколъ (въ кельѣ патріарха).

Часы воротные (носимые на вороту, карманные) боевые съ будильникомъ. Въ 1644 г. патріархъ купилъ у Новгородца Ивана Стоянова серебряное паникадило, въ немъ часы битьи; вѣсомъ паникадило болѣе пуда, но серебра вывѣшено и со щипцомъ 36 ф., цѣною на 252 р. слишкомъ. Впослѣдствіи это паникадило висѣло уже въ Крестовой полатѣ; о немъ упоминаетъ архидіаконъ Павелъ Алеппскій. Оно въ этой полатѣ находилось и въ послѣдующіе годы, о чемъ упоминается въ 1698 и 1702 годахъ. У Никона: часы боевые въ черномъ деревянномъ стану съ перечасьемъ; часы въ серебрѣ боевые маленькіе, золочены, съ одной стороны рука благословенная, съ другой стороны на рѣшеткѣ орелъ двоеглавой; часы маленъкіе боевые въ мѣди, золоченые. Трои часы боевые столовые мѣдные, сдѣланы башенками, четвероугольные, всѣ золочены. — Часы серебряные боевые, часы мѣдные указные, часы боевые мѣдные, гири свинцовыя.

Въ 1692 г. патріарху Адріану куплены за 60 р. у Архангельскаго города на ярмонкѣ, на корабляхъ, у иноземцовъ часы боевые столовые мѣдные позолочены съ перечасьемъ и съ часовымъ боевымъ извѣстіемъ, въ деревянномъ черномъ стану англинскаго самаго добраго дѣла; слова указныя латинскія черныя на серебряномъ кругу.

Келейный письменный приборъ у Филарета находился «въ особой шкатулкѣ дубъ черный съ чернилы да съ бумагою и съ иною потребою, что къ письму пригодится». У него же находилась чернильница серебряная въ шкатулкѣ, на ней врѣзываны раковины; прислалъ тое чернильницу Цареградскій патріархъ Кириллъ.

Патріарху Іосифу въ 1647 г. въ келью куплены: чернильница глиненая, перья лебяжьи, песочница, всего на 2 алтына.

Въ кельѣ пахріарха Филарета находился благовѣстный колокольчикъ съ посконною веревкою, посредствомъ котораго святитель призывалъ служащихъ и давалъ указъ къ церковному звону.

Упомянемъ о другихъ различныхъ предметахъ келейнаго обихода. Въ числѣ такихъ предметовъ у Филарета находились: зеркало хрустальное, станокъ костяной, врѣзываны раковины, во влагалищѣ суконномъ. Другое зеркало хрустальное и опахало пернатое, въ немъ зеркало, стекло разбито. 44 кружечка мыла составного съ розными травами; два кружечка да брусокъ мыла грецкого; два косяка мыла костромского; ремень съ кольцомъ мѣднымъ, что вяжутъ постельку.

Въ 1630 г. для него куплены два зеркала хрустальные въ доскахъ, одно въ красной кожѣ басмено золотомъ, другое въ черныхъ доскахъ. Первое отнесено патріарху въ хоромы и сдѣлано на него суконное влагалище.

Въ келью патріарху Іосифу въ 1647 г. было куплено зеркало хрустальное за 14 алт. 4 д. и гребень за 6 алт. 4 д.

У Никона — зеркало стѣнное нѣмецкое съ затворы. Другое зеркало стѣнное небольшое. Фата пестрединная; гребень роговой; гребень тоненькій греческой усовой; 11 гребней большихъ и середнихъ частыхъ усовыхъ греческихъ; два гребня слоновыхъ, одинъ малой, другой большой; два гребня слоновыхъ бѣлыхъ, щотка обшита медью; 11 полотенецъ косматыхъ полотняныхъ; 50 бѣлыхъ полотенецъ и платковъ…

Семеро очковъ, одни во влагалищѣ роговомъ, другіе въ кожаномъ, остальные въ серебряныхъ влагалищахъ (футлярахъ); зубочистка да уховертка серебряныя.

Патріарху Іосифу въ 1643 г. въ келью сдѣлана также зубочистка серебряная золоченая.

Въ кельяхъ патріарховъ въ ларцахъ, коробьяхъ и коробкахъ (шкатулкахъ) сохранялись всякія вещи, принадлежавшія лично каждому святителю и составлявшія ихъ личную келейную казну, которая всегда хранилась отдѣльно отъ домовой казны, составлявшей достояніе патріаршаго дома.

Въ полномъ составѣ келейная казна помѣщалась въ особой полатѣ, но разные предметы, особенно дары, до времени хранились, какъ упомянуто, въ жилыхъ кельяхъ патріарха.

Такъ, у Филарета, въ передней его кельѣ, у келейника хранилось 8 ковшовъ каповыхъ дерев., окованы серебромъ, золочены, а девятый таковъ же ковшъ находился въ комнатѣ; братина съ кровлею Соловецкая; 7 ковшовъ неокованныхъ каповыхъ; братина корельчатая. Да въ задней кельѣ погребецъ поволоченъ ворванью, окованъ желѣзомъ, а въ немъ шесть скляницъ, да два ковша каповыхъ не окованы. Да въ кельѣ въ комнатѣ коробья да коробка съ деньгами, а ключи тѣхъ коробой у государя-патріарха въ кельѣ.

Въ кельѣ Іосифа (1643 г.) находились, между прочимъ, келейный податочный серебряный золоченый кубокъ и келейная серебряная чеканная вызолоченная братина.

Ему же въ келью куплено два турецкихъ цвѣтныхъ ковра, одинъ въ длину 7 арш., цѣна 18 р., другой — 5 арш., цѣна 15 р.

 

Патріаршая одежда

 

Обычную одежду патріарховъ въ домашнемъ обиходѣ составляла ряса, или, какъ чаще ее именовали, ряска, платье, по покрою широкое, длинное до пятъ, съ длинными узкими рукавами, на переди сверху донизу застегнутое многочисленными пуговицами и столькими же петлицами, называемыми нашивкою. Такія ряски кроились изъ тафты, камки, атласа, бархата и другихъ шелковыхъ тканей разныхъ, но по преимуществу смирныхъ цвѣтовъ, каковы были: вишневый, багровый, брусничный, дымчатый, осиновый, таусинный (зеленоватый), синій, зеленый, лазоревый, темнолиловый и др. подобные, кромѣ чернаго, который употреблялся очень рѣдко. Нашивка (петлицы) всегда выдѣлялась особымъ цвѣтомъ, темнѣе или свѣтлѣе. Подкладка дѣлалась изъ тканей болѣе свѣтлыхъ цвѣтовъ.

Филаретъ въ 1626 г. сдѣлалъ себѣ ряску зеленую камчатную съ нашивкою въ 33 гнѣзда изъ зеленой же тафты-веницейки; подкладка была положена изъ свѣтло-лазореваго киндяка. Въ числѣ 23 рясокъ, составлявшихъ въ 1630 г. его гардеробъ, была также ряска камка лазоревая, мелкотравная адамашка (Дамасская), подложенная тафтою зеленою.

Въ томъ же году (1630) ему была сшита новая ряска камка гвоздичная, для которой въ нашивку патріархъ выдалъ отъ себя изъ хоромъ чотки яшмовыя-46 чотокъ; на ряску положено 33 чотки, остальныя возвращены въ хоромы. Изъ простыхъ повседневныхъ рясокъ у Филарета была киндяшная, подложенная крашениною зеленою лощеною.

Патріархъ Никонъ носилъ ряски лазоревыя, свѣтло-зеленыя, лимонныя и особенно зеленыя, кромѣ обычныхъ смирныхъ цвѣтовъ. Была у него ряска и по червчатой землѣ травы черныя, которыя и смиряли яркій красный цвѣтъ рясы.

Изрѣдка патріархи носили также и обычные гражданскіе мірскіе кафтаны. Въ 1667 г. февр. 10, въ день вступленія на патріаршество послѣ Никона Іоасафа II, ему было подано въ келью: 4 клобука, два съ херувимами и два безъ херувимовъ, двѣ ряски отласныя новыя, три мантіи (одна поношенная келейная), ряса поношенная отласная, кафтанъ отласъ свѣтло-зеленый, кафтанъ объярь таусинная гладкая безъ травъ, подложена киндякомъ лимоннымъ, да ряска байберекъ зеленой травчатой; одѣяло на бумагѣ стеганое, тафта лазоревая, подложено киндякомъ лазоревымъ.

Въ сентябрѣ 1690 г. патр. Адріану сдѣланъ кафтанъ на бѣличьемъ мѣху изъ хребтовыхъ сибирскихъ черныхъ чистыхъ бѣлокъ, покрытый атласомъ зеленымъ съ бобровою опушкою и съ пуговицами. Въ 1691 г. къ празднику Успенія ему сдѣланъ кафтанъ байберековый осиновый (цвѣтъ), холодный съ пуговицами.

Къ суконнымъ одеждамъ патріарховъ принадлежали мятли и свитки.

Покрой мятля, какъ можно предполагать, былъ сходенъ съ покроемъ ряски и отличался отъ нея только суконною тканью. У него также была нашивка съ пуговицами, иногда золотная съ кистьми. У Филарета одинъ мятель былъ изъ сукна темно-синяго, другой изъ сукна красно-вишневаго, оба съ шелковыми пуговками, подложены зеленымъ киндякомъ.

Свитки — одежда, вѣроятно, южно-русскаго покроя. Патріарху Филарету ихъ шили изъ Троицкаго сукна. Въ 1627 г. ему было скроено двѣ свитки изъ этого сукна, принесеннаго къ нему отъ Великіе Старицы Марѳы Ивановны.

Зимою 1630 г. изъ такого же сукна ему были скроены новыя двѣ свиточки, какъ и въ августѣ 1631 г.

Наименованіе сукна Троицкимъ указываетъ на изготовленіе въ Сергіевомъ монастырѣ самодѣльныхъ суконъ. Патріархъ Іоасафъ I въ 1635 г. также скроилъ себѣ суконныя двѣ свитки. Повидимому, это была комнатная одежда, носимая в ъ холодное время.

Зимою патріархи надѣвали шубы, покрой которыхъ сходствовалъ съ покроемъ рясокъ, положенныхъ только на мѣху, такъ какъ и шуба и ряска украшались для застегиванія нашивкою съ пуговицами въ 33 гнѣзда, а иногда и болѣе, что заставляетъ предполагать, что шуба кроилась полнѣе и длиннѣе ряски. У Филарета на песцовую шубу, крытую брусничными дорогами, нашивка была положена изъ 35 гнѣздъ. На горностайной шубѣ патріарха Іосифа нашивка состояла изъ 56 гнѣздъ, быть можетъ, соотвѣтственно его росту.

У Филарета (1630 г.) хранилось 14 шубъ, въ томъ числѣ 4 бѣличьихъ, одна соболья пупчатая, одна лисья, остальныя песцовыя.

У Іосифа были шубы, одна на собольихъ пупкахъ, двѣ на горностаяхъ.

У Никона находимъ: двѣ шубы куньихъ, три горностайныхъ, одну изъ чернаго бархата на бѣльихъ черевахъ и одну нагольную бѣлую, пухъ широкій, съ нашивкою ременною.

Шубы покрывались по большей части камкою такихъ же цвѣтовъ, какъ и ряски, въ томъ числѣ и свѣтло-зеленымъ и лазоревымъ.

Между шубами упоминается и кошуля, у Филарета крытая тафтою двоеличною, шелкъ вишневъ да зеленъ, исподъ черева песцовые бѣлы. У Іосифа-кошуля холодная камчатая зеленая мелкотравчатая. По всему вѣроятію, это была короткая шуба, шубейка.

Въ 1626 г., въ октябрѣ, патріарху Филарету въ келью была сшита шуба овчинная изъ 15 овчинъ съ опушкою изъ ирхи, чищенная мѣломъ, слѣд. нагольная.

Зимою патріархи носили штаны теплые, у Филарета тафтяные лазоревые на бѣльихъ черевахъ, у Іоасафа I тоже на бѣличьемъ мѣху.

Въ обыкновенныхъ выходахъ и выѣздахъ, а также и въ домашнемъ быту патріархи покрывали голову шляпами и шапочками, а зимою въ походахъ камилавками и треухами.

Особою цѣнностью по украшеніямъ отличались шляпы. Въ 1627 г. и зимою патріархъ Филаретъ устроилъ себѣ шляпу изъ боброваго ческового (?) пуху, сбитаго въ войлокъ, убранную тесьмою шелковою разныхъ цвѣтовъ съ золотомъ, съ двумя золотными же кистями-одна кисть съ ворворкою (связка корешокъ кисти) къ шляпѣ на верхъ, другая кисть съ двумя ворворками подъ бороду. Шляпа внутри была подложена камкою двоеличною, а по полямъ лазоревою. На верху изъ золотнаго плетенька пришито перекрестье. Подъ шляпою употреблялось полотенце-убрусъ.

Въ 1630 г. у Филарета находились еще 4 шляпы, въ томъ числѣ шляпа Цареградская, бархатъ черкъ, подложена камкою лазоревою.

Патріарху Никону въ 1654 г. Голанской земли нѣмчинъ Кондратій Клинкинъ купилъ за моремъ шляпу пуховую сѣрую, подложена камкою зеленою травчатою по цѣнѣ за 13 р. 13 алт. 2 д.

Кромѣ шляпъ въ большомъ употребленіи были шапочки холодныя и теплыя на собольемъ мѣху; тѣ и другія камчатныя, цвѣтовъ вишневаго, красно-вишневаго, таусиннаго, зеленаго и даже лазореваго. У Филарета такихъ шапочекъ было 16, въ томъ числѣ 6 ветхихъ.

Въ зимнее время, кромѣ шапочекъ, смотря по надобности, патріархи надѣвали треухъ, у Филарета соболій, крытый объярьми гвоздичными; у Никона-лисій черевій съ пухомъ, подъ бѣлымъ бархатомъ. Іоасафъ I носилъ камилавку, а также и Никонъ имѣлъ камилавку Греческую пуховую. Адріану въ 1691 г. былъ сдѣланъ камилавъ теплый изъ бурыхъ лисицъ.

Употреблялись и перчатки, называемыя въ то время рукавками. У Филарета находимъ (1630 г.): 1) рукавки холодныя вязеныя шелкъ зеленъ нѣмецкое дѣло; запястье и зарукавье дѣлано канителью; шиты шелками съ канителью два человѣка, травы и птицы; подложены дорогами алыми, опушка золото пряденое; 2) рукавки замшевыя, обшиваны шелкомъ лазоревымъ; 3) рукавки теплыя-черева лисьи буры; 4) двои рукавки песцовыя подъ камкою вишневою, опушены соболемъ. Для походовъ у Филарета были и рукавицы песцовыя съ собольею опушкою, поволочены камкою красновишневою.

Въ зимнее время, когда происходила церковная служба въ холодномъ соборѣ и въ иныхъ случаяхъ патріархи употребляли для согрѣванія рукъ особо для того сдѣланное серебряное яблочко, въ которое вѣроятно вливалась теплая вода. Такое яблочко устроилъ себѣ патр. Іосифъ въ генварѣ 1649 г., для чего изъ его казны было выдано серебрянику 10 зол. серебра на яблочко, чѣмъ государю-патріарху руки согрѣвать. Въ 1669 г. Іоасафъ II пользовался такимъ же яблокомъ, въ тафтяной оболочкѣ.

Наиболѣе употребительную обувь патріарховъ составляли сафьянные сапожки, зеленые и лазоревые, у Никона даже и красные. Въ комнатномъ обиходѣ они носили сафьянные же башмаки такихъ же цвѣтовъ и черные, а въ походахъ употребляли чеботки также сафьянные черные. Подъ каблуки всегда ставились желѣзныя или мѣдныя скобы. Старая обувь нерѣдко починивалась. Такъ, въ 1626 г. сапожный мастеръ подъ государевы патріарховы сапоги государю-патріарху (Филарету) скобы положилъ да сапожки зеленые оправилъ. Въ 1627 г. февр. 22 чеботникъ вел. государю свят. патріарху подѣлывалъ у сапожковъ каблучки и подбивалъ новыя скобки. Марта 23 патріарху сдѣланы къ Свѣтлому Воскресенію сапожки въ лазоревомъ сафьянѣ. Въ 1629 г. передъ тѣмъ же праздникомъ, марта 16, сдѣланы сапожки въ зеленомъ сафьянѣ. Въ 1631 г. сдѣланы башмачки сафьянные зелененые, тогда же чеботарь правилъ и чистилъ патріарховы чеботки и починивалъ каблучки и скобки подбивалъ у старыхъ башмачковъ. Въ 1643 г. и въ 1650 г. патріарху Іосифу также сдѣланы въ лазоревомъ сафьянѣ сапоги и башмачки со скобами.

При этой обуви патріархи носили чулочки и онучки. Для зимняго времени употреблялись чулки мѣховые. У Филарета (1630 г.) были: чулочки черева лисьи буры подъ тафтою гвоздичною; чулочки суконные черные на пупкахъ собольихъ; чулочки песцовые подъ камкою чешуйчатою; чулочки песцовые подъ черною тафтою; чулочки холодные камчатые таусинные подложенные миткалями; чулочки такіе же подложены киндякомъ. Чулки сермяжные бѣлые. Патріархъ Іосифъ обувалъ чулочки суконные зеленые или темно-зеленые на хлопчатой бумагѣ, а такжо и онучки изъ зеленой байки. Въ 1643 г. ему въ келью куплены въ Рукавич~ номъ ряду чулки шерстяные за 3 алт. 2 д. (10 коп.).

У Никона (1658 г.) находимъ двое чулковъ лазоровые камчатные, чулки вязаные зеленые, четверо чулковъ камчатные стеганые на бумагѣ. Патріархъ Іоакимъ обувалъ онучки изъ тонкаго холста, для чего въ 1683 г. было выдано пять аршинъ такого холста.

Въ спальномъ обиходѣ патріарховъ находимъ слѣдующіе предметы:

Въ собранныхъ нами записяхъ о патріаршемъ бытѣ вовсе не упоминается о кровати. Это даетъ поводъ предполагать, что по общему всенародному обыкновенію и у патріарховъ постель устроивалась на широкой лавкѣ у келейной стѣны. На лавкѣ полагался тюшакь (тюфякъ) изъ хлопчатой бумаги, крытый зеленымъ сукномъ (у Адріана) или простой тюфякъ, покупаемый въ Ветошномъ ряду, какъ въ 1652 г. въ этомъ ряду было куплено (для Никона) три тюшака, «въ келью, на чемъ спать государю-патріарху, по 23 алт. за тюшакъ». Кромѣ того, у него были тюфяки бумажный и кожаный. У Іоакима новый бумажный тюфякъ былъ покрытъ наволокою изъ чернаго киндяка.

Повидимому, на тюфякъ полагали еще пуховикъ. У Филарета пуховикъ былъ покрытъ наволокою камчатною черною. У него же находимъ ремень съ мѣднымъ кольцомъ, чѣмъ вяжутъ постельку, быть можетъ, въ случаяхъ походныхъ.

У Іосифа былъ пуховикъ келейный въ наволокѣ изъ камки алой индѣйской. У Іоакима на бумажный пуховикъ сшита простыня изъ 12 арш. холста.

Одѣяла употреблялись теплыя и холодныя: у Филарета въ числѣ одѣялъ было песцовое крыто тафтою черною, грива (заголовье) камка синя. Изъ холодныхъ — одѣяло камка гвоздичная травная, грива бархатъ вишневъ рытъ; другое: киндякъ вишневъ грива киндякъ лимонной.

Въ 1667 г. Іосафу II въ келью подано изъ Никоновскихъ одѣяло на бумагѣ стеганое, тафта лазоревая, подложено киндякомъ лазоревымъ. Въ 1669 г. ему же сшито одѣяло песцовое, крытое тафтою лазоревою съ заголовьемъ изъ тафты зеленой струйчатой.

Зимнее одѣяло у Адріана было на лисьемъ мѣху съ собольею опушкою, крытое вишневымъ атласомъ съ заголовьемъ или передникомъ изъ зеленаго атласа.

Спальныя подушки были пуховыя изъ гусинаго пуху съ наволочками исподними изъ льняного холста, киндяка и крашенины, а верхнія изъ шелковыхъ тканей. У Филарета были подушки: подушечка [122] пуховая, наволочка тафта черная; подушечка пуховая, поволочена камкою зеленою мелкотравною и др.

Іоасафу I въ іюлѣ 1634 г. сшиты подушки изъ лазаревой крашенины. Іосафу II въ 1669 г. въ келью сдѣланы двѣ подушки изъ крашенины и зеленой тафты съ 4 ф. гусинаго пуху. Въ октябрѣ 1690 г. Адріану сшито 4 подушки съ исподними наволоками взъ льняного холста, въ которые пуху бѣлаго пошло въ прибавку къ прежнему 17 ф.

Выходя изъ келій въ свои пріемныя полаты, то-есть являясь предъ собравшимся священствомъ и монашествомъ, или принимая разнаго званія мірской чинъ, патріархи неотмѣнно на ряску возлагали на себя манатъю, какъ тогда именовалась мантія, и бѣлый клобукъ.

Мантіи шились изъ различныхъ шелковыхъ тканей. У Филарета въ числѣ 26 манатей находилось: 5 бархатныхъ, 8 объяринныхъ, 5 камчатныхъ, 4 атласныхъ, 2 байберековыхъ, 1 тафтяныхъ, и одна самая скромная изъ суконца Троицкаго. Цвѣтъ тканей преобладалъ смирный вишневый, красновишневый, багровый, гвоздичный; но употреблялись и свѣтлые цвѣта — зеленый, лазоревый; изъ упомянутыхъ мантій у Филарета черныхъ было только три, лазоревыхъ двѣ, зеленыхъ три. Самая богатая манатья Филарета описана слѣдующимъ образомъ: «манатья бархатъ красновишневъ рытъ, около евангелистовъ и около источниковъ низано жемчугомъ, подпушено камкою темносинею; евангелисты— камка лазорева».

Подобныя мантіи находились и у Никона; у него также были двѣ мантіи лазореваго цвѣта, одна атласная, другая объяринная; кромѣ того, одна бархатъ по червчатой землѣ травы черныя.

Относительно клобуковъ замѣтимъ, что они обыкновенно бывали вязеные изъ шелковыхъ бѣлыхъ нитей и нерѣдко поновлялись посредствомъ мытья мыломъ и молокомъ. Шились также клобуки изъ бѣлой камки. Въ числѣ 17 клобуковъ Филарета вязеныхъ было 11 и 5 камчатыхъ и, кромѣ того, одинъ теплый черево лисье, покрытъ бархатомъ рытымъ бѣлымъ. Самый богатый клобукъ Филарета былъ также вязеный. Онъ описанъ слѣдующимъ образомъ: «клобукъ большой нарядной, вязеной, шелкъ бѣлой; на клобукѣ херувимъ низанъ жемчугомъ; по сторонамъ по четыре плаща (четыреугольныя дощечки), серебряныхъ да назади плащъ серебрянъ же золоченъ. На плащахъ на правой сторонѣ написано чернью 4 святыхъ: Никола чуд., Петръ митроп., Іона митроп. Московскіе чудотворцы; Исаія Ростовскій чудотвор. На лѣвой сторонѣ-Иванъ Златоустъ, Алексѣй митр, Московскій чудотворецъ; Леонтій, Игнатій Ростовскіе чудотворцы. На заднемъ плащѣ-Варлаамъ Хутынскій чуд., все навожено чернью». По мѣстамъ клобукъ былъ украшенъ дорогими камнями и дорогимъ жемчугомъ. Наверху клобука находился золотой крестъ съ камнемъ лаломъ и двумя жемчужинами бурминскими большими, на ручкахъ у креста 2 яхонта лазоревы да два жемчуга бурминскихъ; херувимъ низанъ жемчугомъ. Изображеніе этого клобука см. «Указатель Патр. Ризницы» еп. Саввы, таблица IX, № 45.

У Никона находимъ 29 клобуковъ вязеныхъ и камчатыхъ и въ томъ числѣ старый Филаретовскій, описанный выше и очень богатый камчатный новый, на греческое д ѣ ло съ изображеніемъ во главѣ деисусовъ, по сторонамъ по 4 иконы, шитыхъ золотомъ, украшенный многими яхонтами червчатыми и лазоревыми, изумрудами, лалами, алмазами, золотыми запонами и жемчугомъ Кафимскимъ и Гурмышскимъ, большими зернами, кромѣ мелкаго.

Этотъ клобукъ на греческое дѣло былъ уже другой формы, другого образца противъ старозавѣтныхъ Русскихъ клобуковъ, о которыхъ Павелъ Алеппскій отзывается, что они «весьма некрасивы, не имѣли камилавокъ, но были пришиты къ скуфьямъ безъ кружка, а съ мѣховой опушкой»; что были они скуфьей, а не камилавкой и съ клобукомъ малымъ, короткимъ и стянутымъ и потому будто бы безобразили лицо. И такъ какъ этотъ греческій уборъ очень нравился Московскому патріарху и очень шелъ къ его лицу, то онъ и поспѣшилъ устроить себѣ новый клобукъ по покрою греческихъ клобуковъ и попросилъ Вселенскаго патріарха Макарія походатайствовать передъ царемъ, чтобы самъ царь возложилъ на него этотъ новый клобукъ. Такъ это и совершилось.

Однако между духовенствомъ и въ народѣ поднялся сильный ропотъ и негодованіе противъ такой новины. Но, подъ конецъ, всѣ архіереи и монахи пожелали надѣть такія камилавки и клобуки, вмѣсто старыхъ, которыя, говоритъ Павелъ, дѣлали ихъ смѣшными.

Объ одѣяніи Никона подробно разсказываетъ тотъ же свидѣтель Павелъ Алеппскій.

Принимая пріѣзжаго Вселенскаго патріарха, Никонъ встрѣтилъ его въ сѣняхъ передъ своими кельями, къ которымъ вели двѣ лѣстницы. «Никонъ», говоритъ Павелъ, «вышелъ одѣтый въ мантію изъ зеленаго рытаго узорчатаго бархата со скрижалями изъ краснаго бархата, на коихъ въ срединѣ изображеніе херувима изъ золота и жемчуга, и съ источниками изъ бѣлаго галуна съ красной полоской въ серединѣ. На головѣ его былъ бѣлый клобукъ изъ камки, верхушка котораго имѣла видъ золотаго купола съ крестомъ изъ жемчуга и драгоцѣнныхъ каменьевъ. Надъ его глазами было изображеніе херувима съ жемчугомъ; воскрылія клобука спускались внизъ и также были украшены золотомъ и драгоцѣнными каменьями. Въ правой рукѣ онъ держалъ посохъ». Въ друтое время, «въ день Пасхи», говоритъ Павелъ, «Никонъ былъ одѣтъ въ одежду изъ рытаго краснаго бархата, длинную до земли съ узкими рукавами. Сверхъ этой одежды (рясы) на немъ была мантія зеленаго бархата, а на головѣ клобукъ (описанный выше). На ногахъ у него была зеленая обувь. Во все это время, замѣчаетъ авторъ, мы часто видѣли на немъ обувь или сапоги зеленаго, голубаго или краснаго цвѣта. Подобную обувь носитъ не одинъ онъ, но и большинство монаховъ, свя-щенниковъ и монахинь, которые щеголяютъ башмаками и сапогами зеленаго цвѣта, ибо большая часть обуви, привозимой сюда Персидскими купцами, бываетъ зеленаго цвѣха. Такую же обувь носятъ и многіе изъ свѣтскихъ людей. Какая эта прекрасная обувь», заключаетъ свой разсказъ діаконъ Павелъ.

При описанномъ архіерейскомъ нарядѣ патріархи неотмѣнно имѣли въ правой рукѣ посохъ, а въ лѣвой — чотки.

Посохъ состоялъ изъ двухъ роговъ наверху древка, которое составлялось изъ трубокъ вперемежку съ яблоками и въ концѣ съ подковомъ, оковомъ, наконешникомъ или осномъ.

У Филарета въ 1630 г. всѣхъ посоховъ было 14, въ томъ числѣ большой чеканный серебряный, золоченый, шестигранный, украшенный, убранный по рогамъ и тремъ яблокамъ дорогими камнями и жемчугомъ. Очень богатый посохъ прислалъ Филарету Кизылбашскій Шахъ-Аббасъ, — безъ роговъ, къ которому святитель велѣлъ придѣлать рога. Весь посохъ былъ убранъ яхонтами, бирюзами, изумрудами и бурминскими большими жемчужинами.

Затѣмъ слѣдують: Посохъ, поднесенный Іосифомъ, архіепископомъ Суздальскимъ, обложенный бархатомъ чернымъ, съ яблоками и трубками серебряными золочеными рѣзными на проемъ: Цареградскій, рога кость рыбья; Воскресенскій, обитъ серебромъ, съ финифтомъ лазоревымъ; два посоха Индѣйское древо; посохъ древо Финиково, рога рыбій зубъ; Понахидной, обитъ серебромъ, поволоченъ бархатомъ; Вседневный, съ костми, врѣзываны раковины; Дерево амбамъ, рога буйволовые; Раковинный, рога и яблоко костяные; Раковинный складной, яблока серебряные, прислалъ Ерусалимскій патріархъ Ѳеофанъ.

Всѣ эти посохи, кромѣ вседневнаго, были украшены серебряными обоймицами. Самый цѣнный посохъ былъ сдѣланъ патріарху въ 1629 г. въ государевой Золотыхъ дѣлъ полатѣ, на что употреблено за каменье и за золото 578 р.,-сумма по тому времени очень значительная.

У Никона въ числѣ 16 посоховъ сохранялись еще богатые посохи Филарета и, кромѣ того, «посохъ чудотворца Алексѣя сандальной, рога да шесть яблокъ да наконешникъ, серебряные, золочены, рѣзные, одно яблоко прорѣзное».

Изъ собственныхъ посоховъ Никона находились: посохъ раковинный Греческой, рога и яблоки костяные, въ нихъ изумруды и лалы. Посохъ раковинный Греческой, рога слоновые, три яблока да наконешникъ, серебряны, золочены. Посохъ костяной рѣзной, вверху на рыбей кости вырѣзаны образъ Спасовъ да Распятіе Господне, яблоки прорѣзные. Посохъ покрытъ зеленымъ бархатомъ, рога и яблоки серебряные съ финифтью. Посохъ серебряный, сканной съ финифтью, яблока угловатые съ каменьи.

Въ числѣ чотокъ у Филарета находились чотки корольковые, бѣлые, пронизки каменные, красные, кисть шелковая, съ золотомъ, ворворка (связки) у ней низана (жемчугомъ). Чотки яшмовые, съ пронизками корольковыми красными. Чотки хрустальные. Чотки рыбій зубъ. Патріарху Іосифу въ келью въ 1642 г. были куплены чотки рыбій зубъ, а въ 1643 г. янтарные жолтые.

У Никона накопилось чотокъ числомъ 45, разнороднаго издѣлья, каковы были черные и бѣлые изъ рыбьей кости, корольковые, деревянные, сердолишные, яшмовые, хрустальные, янтарные, шелковые разныхъ цвѣтовъ, мѣденые, чорные, — всѣ съ различными пронизками, прокладинами, промежками, и нѣсколько Греческихъ шелковыхъ и деревянныхъ. Болѣе другихъ примѣчательные и богатые были «чотки хрустальные, въ промежкахъ шесть араматниковъ въ золотѣ, двѣ ворворки жемчужные, кисть золота съ шолкомъ зеленымъ. Чотки корольковые, промежъ ихъ 3 лала, да въ концехъ яхонтъ лазоревой, ворворка жемчужная, кисть золотная»,

Въ 1721 г. декабря 22, передъ праздникомъ Рождества Христова, Петръ, будучи въ Синодальномъ домѣ, указалъ изъ оставшихся послѣ патріарховъ разныхъ одеждъ и другихъ предметовъ, что годное для церковной потребы, раздать отъ Синода въ бѣдныя церкви; а все другое, именно одежды: клобуки, мантіи, рясы и прочее келейное, раздать Синодальнымъ членамъ, митрополиту, архіепископамъ и другимъ меньшимъ чинамъ. Раздача происходила 31 декабря.

 

Патріаршіе пріемы

 

Переходя къ домашнимъ дѣламъ патріарховъ, къ ихъ домашней жизни, мы должны отмѣтить въ высокой степени примѣчательное обстоятельство, что въ лицѣ святѣйшаго московекіе горожане почитали столько же патріарха-святителя, сколько и патріарха-батюшку, родного отца, владыку общаго родного дома, какимъ въ сознаніи народа являлась вся Москва. Его воля, указаніе, совѣтъ, наставленіе и его святое благословеніе въ быту всѣхъ сословій города, отъ царя-государя и до послѣдняго посадскаго человѣка, въ особенности въ служебной и дѣловой средѣ, принимались какъ необходимая благодатная помощь во всѣхъ домашнихъ и общественныхъ дѣлахъ, которыхъ безъ отеческаго святительскаго благословенія и совѣта невозможно было и предпринимать. Благословеніе патріарха во всѣхъ случаяхъ всегда сопровождалось благословеніемъ иконою по преимуществу Владимірской Божіей Матери.

Кому назначалась служба близкая или далекая, или завѣдываніе и управлевіе Приказомъ или цѣлымъ краемъ, кто оканчивалъ службу, пріѣзжалъ съ воеводства или изъ похода, кто переходилъ на житье въ новопостроенныя хоромы, кто рѣшалъ жениться и т. д., во всякомъ особо важномъ дѣлѣ, начиная такое дѣло, люди прежде всего приходили благословиться у св. патріарха, который и благословлялъ каждаго образомъ въ окладѣ или безъ оклада, писаннымъ на золотѣ или на краскахъ, смотря по значенію случая или по достоинству лица.

Въ 1691 г. у царя Петра Алексѣевича родился сынъ Александръ Петровичъ, и вотъ тетка новорожденнаго, царевна Марѳа Алексѣевна, посылаетъ къ святѣйшему, чтобъ изволилъ къ ней прислать благословеніе для подношенія новорожденному царевичу, образъ въ окладѣ, какимъ св. патріархъ благословитъ. Повидимому, она сама не рѣшалась избрать воимя иконы, и свят. патріархъ послалъ ей образъ Знаменія, цѣною 13 рублей.

По старинному обыкновенію, разныхъ сословій Москвичи, первостепенные князья и бояре и простые мѣщане, ремесленники, плотники, каменщики и пр. почитали необходимымъ приходить къ святѣйшему въ дни своихъ имянинъ съ имяниннымъ пирогомъ, при чемъ патріархъ всегда благословлялъ имянинника иконою. Такіе имянинные пироги присылали патріарху и жены и дочери иныхъ болѣе знакомыхъ людей.

Изъ царскаго дворца, кромѣ имянинныхъ столовъ, неотмѣнно присылались святѣйшему первыя дыни въ іюлѣ; первыя ягоды: малина, смородина и пр.; первыя яблоки, первые привозные арбузы; первый привезенный виноградъ и т. п.;-патріархъ жаловалъ приносившихъ, благословлялъ иконами.

Такимъ же образомъ изъ горожанъ, благословившись у отца-батюшки жениться, по совершеніи брака, каждый приносилъ святѣйшему брачные дары, свадебные овощи и коврижки, свадебные убрусы и ширинки.

Подъ особымъ благословеніемъ святѣйшаго находились также домовыя боярскія мастерскія золотого шитья и низанья жемчугомъ, изъ которыхъ въ то время впереди другихъ стояла мастерская жены стольника Ивана Вас. Дашкова, Анны Алексѣевны, состоявшая, кромѣ хозяйки, изъ 12 мастерицъ. Въ 1691 г. патріархъ всѣхъ ихъ благословилъ иконами: хозяйку богатымъ образомъ Одигитріи, одну мастерицу образомъ Знаменія; остальныхъ иконами Владимірской Богородицы за ихъ мастерство, что строили патріарху омофоръ.

Случаи патріаршаго благословенія иконами указываютъ намъ, что царь Петръ Алексѣевичъ не однажды посѣщалъ св. патріарха Адріана и сиживалъ у него, бесѣдуя, часа по три.

Такъ, 9 декабря 1695 года, собиралсь въ Азовской походъ, онъ изволилъ быть и сидѣть со св. патріархомъ въ Столовой полатѣ съ начала 5 часа ночи до 8 часа: и по востаніи и шествіи его В. Государя патріархъ благословилъ его образомъ Богородицы Владимірскія.

1696 г. октября 1, на другой день и, можно сказать, черезъ нѣсколько часовъ по возвращеніи изъ Азовскаго похода, приходилъ къ святѣйшему ко благословенію въ Крестовую полату бояринъ Алексѣй Семеновичъ Шеинъ, «какъ онъ пріѣхалъ въ Москву съ службы изъ Азова, по взятіи города Азова», — патріархъ благословилъ его образомъ Спасовымъ. Вслѣдъ за нимъ «тогожъ числа Великій Государь Петръ Алексѣевичъ изволилъ быть у патріарха и сидѣть въ Столовой полатѣ съ послѣдняго часа дневныхъ часовъ до другого часа ночи до послѣдней четверти»;-на отпускѣ патріархъ благословилъ его тоже образомъ Всемилостиваго Спаса. Для угощенія государя въ тоть день были куплены въ Яблочномъ ряду у торговца Ивана Васильева 50 яблокъ самыхъ добрыхъ большихъ наливу за 4 рубля.

Въ 1697 г. февраля 21, въ первое воскресенье Великаго поста, государь опять изволилъ быть у св. патріарха и сидѣлъ съ нимъ въ столовой съ перваго часа ночи до третьяго часа ночи;— на отпускѣ патріархъ благословилъ его образомъ Владимірской Богородицы.

Наконецъ, въ 1698 г. августа 31, въ среду, въ 8 часу, въ исходѣ, Великій Государь, по своемъ пришествіи изъ заморя, изволилъ быть у патріарха и въ Столовой изволилъ сидѣть до 10 дневнаго часа, послѣ чего патріархъ благословилъ его образомъ Успенія Богородицы. На угощенье Государя въ это время было отпущено разныхъ питей: вина секту полворонка, ренскаго полведра, 2 ведра меду вишневаго, меду малиноваго ведерный оловеникъ (кувшинъ), пива мартовскаго трехведерный оловеникъ, меду свѣтлаго ведерный. Это послѣднее государево пришествіе къ патріарху случилось въ дни страшныхъ розысковъ и казней стрѣльцовъ, такъ какъ и предыдущее въ 1696 г. передъ днями розысковъ по заговору Соковнина и Цыклера, умышлявшихъ убить Государя.

Эти домашніе пріемы самого Государя происходили, какъ упомянуто, въ Столовой полатѣ. Пріемы нѣкоторыхъ болѣе или менѣе значительныхъ по службѣ и такихъ же пріѣзжихъ лицъ происходили въ Крестовой полатѣ, а домашніе, такъ сказать, ке-лейные пріемы рядовыхъ лицъ, которыхъ было большинство, справлялись или въ сѣняхъ Передней кельи, или въ самой этой кельѣ.

Дабы ближе ознакомиться съ этою стороною патріаршаго быта, помѣщаемъ здѣсь въ извлеченіи Дневникъ такихъ пріемовъ, относящихся ко времени патріарха Іоасафа II и слѣдовавшихъ за нимъ патріарховъ.

Іоасафъ II вступилъ на патріаршество 10 февраля 1667 г. На другой день, 11 февр., послѣ обѣдни отъ Вел. государя приходилъ къ патріарху дьякъ Казеннаго царскаго двора съ дарами, которые у государя послѣ стола въ первый день патріархова поставленія были ему поднесены.

25 марта. На праздникъ Благовѣщенія приходилъ со столомъ (цѣлымъ обѣдомъ) отъ Вел. государя стольникъ Григорій Собакинъ. На праздникъ Свѣтлое Воскресеніе Христово отъ государыни царицы приходилъ съ перепечею (нынѣ куличъ) стольникъ Ѳедоръ Прокофьевъ Соковнинъ.

Іюня 6 приходилъ отъ Вел. государя клюшникъ Алексѣй Лихачовъ съ рѣдькою. Іюля 5 приходилъ ко благословенію стольникъ Петръ Потемкинъ, что онъ посланъ въ Царьградъ.

1668 г. сент. 1 приходилъ отъ Вел. государя со столомъ Григорій Никифоровичъ Собакинъ. — Приходилъ съ имяниннымъ пирогомъ князь Семенъ Мещерскій.

Сент. 5. Бояринъ и Оружейничій Богданъ Матв. Хитрово приходилъ челомъ ударить свадебною ширинкою. Это былъ человѣкъ по своему приближенію къ царю очень надобный, а потому патріархъ благословилъ его образомъ Богородицы Владимірской въ серебряномъ окладѣ. Даровъ поднесено: кубокъ серебряный, вѣсомъ въ 2 ф.; атласъ алъ гладкой 10 арш., камка осиновой цвѣтъ кармазинъ 10 арш., сорокъ соболей въ 35 р.

Того жъ дни приходилъ Иванъ Богдановичъ Камынинъ съ яблоки. Приходилъ отъ Ѳедора Михайловича Ртищева Степанъ Ѳедоровичъ Ждановъ съ свадебною ширинкою.

Сент. 8. Отъ Вел. государя приходилъ со столомъ бояринъ кн. Яковъ Никит. Одоевской. Сент. 13. Приходилъ Ивана Богд. Камынина человѣкъ со сливами. Сент. 17. Приходилъ отъ Вел. государя, благородные царевны и вел. кн. Софіи Алекс. съ имяниннымъ пирогомъ бояринъ кн. Яковъ Никит. Одоевской. Того жъ дни приходилъ отъ Вел. государя со столомъ Григорій Микифоровичъ Собакинъ. Сент. 18. Приходилъ кадашевецъ Семенъ Григорьевъ съ имяниннымъ пирогомъ.

Окт. 3. Приходилъ дьякъ Денисъ Дятловскій съ имяниннымъ пирогомъ. Окт. 5. Приходилъ съ имяниннымъ пирогомъ иконописецъ Симонъ Ѳедоровъ (знаменитый Ушаковъ) съ сыновнимъ пирогомъ. Окт. 15. Приходилъ съ имениннымъ пирогомъ Думный дьякъ Лукьянъ Голосовъ. Окт. 29. Приходили съ имянинными пирогами кн. Иванъ Троекуровъ да гость Дмитрей Строгановъ.

Ноябрь 7. Приходилъ отъ Вел. государя съ арбузомъ кн. Петръ Семен. Прозоровской. — 8. Приходилъ ко благословенію Иванъ Іевлевъ Владыкинъ жениться. — 9. Св. патріархъ благословилъ дьяка Ивана Уварова — переѣзжалъ въ новой дворъ, да Іевлева сына Владыкина-приходилъ съ овощами. — 11. Приходилъ ко благословенію Патріарша Дворцоваго Приказу дьякъ Денисъ Дятловскій — переходить во дворъ. — 12. Приходилъ ко благословенію жениться Ив. Тимоф. Племянниковъ. — 24. Приходилъ отъ Вел. государя со столомъ и съ имениннымъ пирогомъ благородной царевны и вел. кн. Екатерины Алекс. бояринъ к н. Я. Н. Одоевской. — Приходилъ съ имениннымъ пирогомъ отъ Дементья Минича (Башмакова Думнаго дьяка) человѣкъ его. — 27. Бояринъ кн. Ив. Алексѣев. Воротынской приходилъ отъ Вел. государя со столомъ. — Дмитрей Строгановъ приходилъ ко благословенію.

Дек. 2. Приходилъ бояринъ кн. Юрій Алексѣевичъ Долгорукій.

1669 г. генв. 11. Приходилъ съ овощами свадебными кн. Юрья Ивановичъ Пожарской. Генв. 25. Посадскій человѣкъ Игнатій Мих. Пантусовъ приходилъ съ свадебиою коврижкою да съ яблоки. Генв. 27. Приходилъ съ имениннымъ пирогомъ стольникъ Иванъ Глѣбовичъ Морозовъ.

Февр. 3. Приходилъ костоправъ Семенъ. Приходили съ именинными пирогами ловчей Семенъ Ивановъ да поваръ Сенька. Февр. 9. Приходилъ къ благословенію женитъся Ѳедоръ Петровичъ Салтыковъ. Да онъ же приходилъ съ овощами свадебными. Февр. 11. Приходилъ бояринъ кн. Алексѣй Андреевичъ Голицынъ съ имениннымъ пирогомъ. Февр. 13. Приходилъ съ имениннымъ пирогомъ кн. Мих. Юрьевичъ Долгорукой. Февр. 17. Отъ боярина и оружейничаго Богдана Матв. Хитрово приходили (три человѣка) съ овощами. Того жъ дни приходилъ съ имениннымъ пирогомъ его патріаршъ закройщикъ Ѳедоръ Чекало и Успенскаго собора дьяконъ Левъ. Февр. 24. На первой недѣлѣ Великаго поста въ среду приходилъ отъ Вел. государя со столомъ кн. Ив. Борис. Троекуровъ.-27. Приходилъ со здоровьемъ на рожденіе благовѣрныя церевны и вел. кн. Евдокіи Ал. стольникъ Петръ Ив. Матюшкинъ. Того жъ дни на рожденье царевны отъ Вел. государя приходилъ со столомъ стольникъ Іевъ Голохвастовъ.

Марта 2. Приходилъ съ имениннымъ пирогомъ изъ Огородниковъ церкви Харитонія Исповѣдника дьяконъ Микита.-22. Приходили со службы изъ Черкасскихъ городовъ бояринъ и воевода кн. Гр. Гр. Ромодановской да полковникъ и Голова Артамонъ Матвѣевъ на благословеніе.

Апр. 8. Въ великой Четвертокъ приходилъ отъ Вел. государя со столомъ бояринъ кн. Ив. Ал. Воротынской.-10. Приходилъ отъ Вел. государя бояринъ и ору ж. Б. М. Хитрово съ живою съ рыбою. –13. Приходилъ отъ В. г. Посольскаго Приказу подьячій Петръ Донской, приносилъ къ св. патріарху мантію. Приходилъ съ имениннымъ пирогомъ ключарь Успенскаго собора Мартынъ.

Мая 24. Приходилъ староста садовой Мих. Ивановъ съ новою рѣдькою.

Іюня 9. Приходилъ съ имениннымъ пирогомъ иконникъ Ѳедоръ Елизарьевъ.

Авг. 3. Приходилъ ко благословенію, на службу Вел. государя сказано, бояринъ кн. Гр. Гр. Ромодановской. Авг. 8. Приходилъ отъ Вел. государя ключникъ Максимъ Кругликовъ еъ дынею.

1671 г. генв. 21. Великій государь царь Алексѣй Мих. приходилъ къ св. патріарху Іоасафу ко благословенію. Генваря 22 въ недѣлю В. Г. царь Алексѣй Мих. приходилъ предъ обѣдню съ духовникомъ для благословенія законнаго втораго брака сочетанія. Сего жъ числа Вел. государь вѣнчался въ соборной церкви и послѣ вѣнчанія за часъ ночи приходилъ отъ Вел. государя бояринъ и ору ж. Б. М. Хитрово съ короваемъ и съ сыромъ да съ убрусомъ и съ ширинкою. Генв. 23. Въ шестомъ часу ночи приходилъ отъ Вел. государыни царицы Натальи Кирилловны Меньшой Дружка Іевъ Демидовъ Голохвастовъ съ овощами. съ сахарною коврижкою.

1675 г. (при патріархѣ Іоакимѣ) сент. 9. Приходилъ отъ Вел. государя Тайныхъ Дѣлъ дьякъ Данило Полянской съ яблоки. Сент. 11. Приходилъ отъ Вел. государя съ имениннымъ пирогомъ съ Воробьева Думный дворянинъ Александръ Савостьян. Хитрово.-19. Приходилъ отъ Вел. государя съ ѣствами Ѳед. Петр. Салтыковъ, какъ Вел. государь въ походъ пошолъ въ Троицкій монастырь. Того же дня приходилъ отъ Вел. государя Иванъ Демид. Голохвастовъ съ яблоками.

Сент. 20. Приходилъ ко благословенію Донской атаманъ съ товарищи 4 человѣками.-22. Приходилъ отъ Вел. государя со здоровьемъ стольникъ кн. Ив. Борис. Троекуровъ.

Окт. 5. Приходилъ съ имен. пирогомъ Симона Ушакова иконописца сынъ Петръ. –10. Приходилъ отъ Вел. государя съ кушаньемъ стольникъ Ив. Вас. Бутурлинъ. Того жъ дни приходилъ отъ Вел. государя съ арбузомъ Ив. Демид. Голохвастовъ.-18. По указу св. патріарха послано на новоселеніе къ боярину Кириллу Полуехт. Нарышкину образъ Пресв. Богородицы Знаменіе.

Ноября 27. Приходили на благословеніе казаки Запорожскіе, атаманъ съ товарищи.

Дек. 8. Приходилъ съ имен. пирогомъ Голова Моск. стрѣльцовъ Богданъ Пыжовъ. Дек. 25. Приходилъ отъ государыни благ. царицы Натальи Кирилловны и отъ государынь царевенъ съ перепечама Думный дворянинъ Аврамъ Никит. Лопухинъ да путный ключникъ Ѳед. Протасьевъ. Дек. 27. Приходиль отъ боярина кн. Якова Никит. Одоевскаго стряпчій его Ив. Жихаревъ съ полотномъ.

1676 г. генв. 10. Приходилъ, женясь, съ коврижкою подьякъ (пѣвчій) Аѳонасій.-12. Тайныхъ дѣлъ подьячій Андрей Озеровъ приходилъ, женясь, съ свадебною коврижкою и съ овощами.- 19. Приходили ко благословенію Черкасы, что отъ Дорошенка пріѣзжали, Павелъ Елетка съ товарищемъ.

Февр. 8. Приходилъ ко благословенію въ Крестовую Полату бояринъ кн. Юрій Алексѣев. Долгоруково, велѣно ему быть по указу Вел. государя въ Стрѣлецкомъ приказѣ.-12. Приходилъ ко благословенію бояринъ Петръ Васил. Шереметевъ, сказано (ему) быть въ Сибирѣ воеводою. Февр. 18. Приходилъ отъ Вел. государя со здоровьемъ бояринъ кн. Мих. Юрьев. Долгоруково.-19. Приходилъ на благословеніе бояринъ Ив. Бог. Милославской, пожалованъ онъ въ Казань воеводою.-29. Приходили на отпускѣ Донскіе казаки, атаманъ да ясаулъ, да 40 челов. рядовыхъ (всѣмъ по образу).

Апр. 12. Приходили съ имен. пирогами дьякъ Василій Семеновъ да гость Вас. Шоринъ. Апр. 19. Патріархъ отослалъ боярина кн. Мих. Юр. Долгорукова сына его для крещенія образъ Богородицы Взыгранія Младенца.-27. Андрей Ив. Лызловъ приходилъ съ свадебными овощами.

Мая 6. Приходилъ съ имениннымъ пирогомъ бояринъ и ору ж. Б. М. Хитрово. Дочери его Иринѣ Богдановнѣ во благословеніе патріархъ послалъ образъ Богородицы Одигитрія. Мая 10. Приходилъ ко благословенію кн. Вас. Ѳед. Одоевской, по указу Вел. государя велѣно ему быть кравчимъ у Вел. государя. Мая 19. Боярину и ору ж. Б. М. Хитрово въ село Троицкое посланъ на новоселье образъ Живонач. Троицы.-20. Патріархъ благословилъ окольничаго кн. Ив. Борис. Троекурова на отпускѣ, что онъ посланъ на службу во Псковъ.-27. Приходили ко благословенію бояринъ кн. Вас. Вас. Голицынъ да съ нимъ окольничій кн. Гр. Аѳон. Козловскій да Думной дворянинъ Андрей Вас. Толстой, на отпускѣ, идти имъ на службу въ Путивль.-28. Кн. Шаховской приходилъ ко благословенію ѣхать на воеводство въ Псковъ. — 31. Окольничій Иванъ Ѳед. Волынскій приходилъ ко благословенію, что идти ему на службу на Донъ.

Іюня 8. Приходилъ отъ Вел. государя съ столомъ стольникъ кн. Борисъ Алексѣевичъ Голицынъ. Того жъ числа патріархъ благословилъ кн. Никиту Сем. Урусова, что онъ ѣдетъ въ Великій Новгородъ на воеводство. Іюня 21. Патріархъ благословилъ боярина и дворецкаго и оружейничаго Б. М. Хитрово, а благословилъ его ради того, что ему сказана честь-дворчество іюня въ 20 день. Того жъ числа благословилъ боярина Ив. Богд. Хитрово для того, что ему сказана честь-боярство въ томъ же числѣ; окольничаго Александра Савост. Хитрово для того, что ему сказана честь-окольничаго.-24. Ивана Савост. Хитрово, какъ ему сказана честь окольничество.

Іюля 2. Приходилъ отъ Вел. государя клюшникъ Сытнаго дворца съ огурцами Мих. Лихачовъ.

Авг. 31. Приходилъ отъ Вел. государя съ троицкимъ хлѣбомъ Алексѣй Лихачовъ въ то время, какъ государь пришелъ изъ походу Троицкаго Сергіева монастыря.

1678 г. сент. 4 и 27. Степенный ключникъ Ив. Лихачовъ приходилъ отъ Вел. государя съ арбузами. — Сент. 16. Приходилъ сынъ боярскій Агѣй Григоровъ съ свадебными овощами. — Сент. 17. Св. патріархъ благословилъ Грузинскую царицу Елену Леонтьеву образомъ Всемил. Спаса, приходила она къ св. патріарху на отпускѣ ко благословенію.

Окт. 21. Помѣстнаго приказу дьякѣ Дм. Ѳедоровъ приходилъ ко благословенію съ дѣломъ.

Ноября 8. Приходилъ ко благословенію колокольный подъемщикъ Иванъ, который подымалъ большой колоколъ и въ него благовѣстили. Ноябр. 9. Отослано на новоселье Постельничему Ивану Максимовичу Языкову образъ Пр. Богородицы Владимірскія. Того же дня патріархъ благословилъ Ларіона Осипова Панина дочь его Матрену образомъ Богородицы Владимірскія. Приносилъ оть нея ко св. патріарху именинный пирогь отецъ ея Ларіонъ. Ноября 10. Отослано на новоселье стольникамъ Ив. Алексѣеву Мусину-Пушкину, Ив. Демид. Голохвастову по образу Успенія Богородицы. — 21. Св. патріархъ отослалъ во благословеніе Павла Петрова Савелова женѣ его, Марьѣ Микифоровнѣ образъ Б-цы Владимірскія, приносилъ отъ нея ко св. патріарху именинный пирогь сынъ ея Гарасимъ.-22. Приходили ко благословенію на отпускѣ Черкасскаго войска Гетмана Ивана Самойловича сынъ его Іаковъ и съ гетманскими посланники.

Дек. 23. Выдано изъ казны икона Архангела Михаила и по указу св. патріарха та икона послана съ иными четырьмя покупными иконами въ Запороги въ новопостроенную церковь Покрова Богородицы, которая построена въ Запорогахъ у Кошеваго Гетмана Ивана Сѣрика, тоѣ икону патріархъ въ Крестовой полатѣ отдалъ самъ Черкасамъ, которые были у благословенія отъ Ивана Сѣрика съ листомъ.

1679 г. генв. 11. Приходилъ отъ боярина кн. Ѳед. Ѳед. Куракина человѣкъ его съ родинною коврижкою.

Марта 5. Въ среду Великаго поста приходилъ отъ Вел. государя со сластъми стольникъ Никита Хитрово. Марта 30. Приходилъ отъ Вел. государя съ столомъ стольникъ Ив. Колычовъ, какъ святили Григорія Неокесарійскаго церковь.

Мая 4. Патріархъ благословилъ Ирину Мусину-Пушкину образомъ Богородицы Владимірскія, приходилъ отъ нея съ имениннымъ пирогомъ сынъ ея. — 5. Приходилъ отъ боярина и дворецкаго и ору ж. Б. М. Хитрово человѣкъ Дмитрей съ живою рыбою. –27. Приходилъ отъ Вел. государя стольникъ Борисъ Вас. Бутурлинъ съ живою рыбою, да съ тою жъ рыбою стряпчей.

Іюня 24. Пріѣзжалъ отъ Вел. государя изъ походу со здоровьемъ изъ села Воробьева стольникъ Семенъ Ив. Языковъ. — 25. Приносилъ боярина кн. Юрья Петр. Трубецкаго отъ сына его кн. Ивана Юрьевича именинный пирогъ человѣкъ его, и патріархъ отослалъ во благословеніе образъ Б-цы Владимірской.-26. Приходили ко благословенію Арзамазцы новокрещенные изъ Мордвы, три человѣка Ивановъ, и св. патріархъ благословилъ ихъ по образу Б-цы Владимірской.

Іюля 12. Приходилъ оть Вел. государя степенный клюшникъ Сергѣй Бохинъ съ огурцами новыми.-13. Приносилъ отъ кн. Мих. Яковл. Черкасскаго именинный пирогъ человѣкъ его: патріархъ отослалъ ему кн. Михаилу во благословеніе образъ Успеніе Б-цы, а человѣка его благословилъ образомъ Богородичнымъ.

Авг. 5. Приходилъ отъ Вел. государя съ вишеньемъ стольникъ Сергѣй Ал. Хитрово.-17. Приходилъ отъ Вел. государя съ дынями степенный клюшникъ Сергѣй Бохинъ.

1680 г. ноября 19. Приходилъ ко благословенію бояринъ кн. Мих. Юрьевичъ Долгоруково, что ему велѣно вѣдать государевъ Разрядъ и иные Приказы.

Дек. 15. Приходили ко благословенію бояринъ кн. Петръ Ив. Прозоровской, что ему велѣно быть въ Кіевѣ воеводою.

1681 г. апр. 5. На Свѣтлой недѣлѣ приходили ко благословенію въ Крестовую Полату аптекарь Вас. Мих. Шиловъ да сторожъ Мокѣй, да аптекарской цѣловальникъ Ив. Михайловъ, которые на Страстной недѣлѣ варили св. муро передъ церковью Трехъ Святителей, что у св. патріарха на Сѣняхъ.

Мая 28. Отъ Вел. государя прислана въ дарѣхъ корета съ 6 возниками со стольникомъ Ив. Андр. Языковымъ. Мая 30. Приходилъ отъ Вел. государя съ новыми огурцами стольникъ Ив. Вас. Дашковъ.

Іюля 3. Св. патріархъ благословилъ двухъ человѣкъ Арзамазскихъ новокрещеныхъ татаръ по образу, приходили они ко благословенію. Іюля 11. Во второмъ часу дня на рожденіе государя царевича Иліи Ѳеодоровича отъ Вел. государя приходилъ со здоровьемъ постельничій Алексѣй Тимоѳеевичъ Лихачовъ.

Авг. 3. Приходилъ отъ Вел. государя степенный клюшникъ С. Бохинъ съ арбузами.

1683 г. сент. 3. Приходилъ ко благословенію послѣ женитьбы стольникъ Левъ Кирил. Нарышкинъ; патріархъ благословилъ его образомъ Спаса, да женѣ его Прасковьѣ Ѳедоровнѣ послалъ во благословеніе съ ризничимъ образъ Б-цы Владимірскія.-17. Приходилъ отъ Вел. государей съ имениннымъ пирогомъ благородныя г. царевны Софьи Ал. стольникъ кн. Ѳедоръ княжъ Юрьевъ сынъ Ромодановской.

Окт. 9. Приходилъ отъ царевны Татьяны Мих. съ ѣствами бояринъ Петръ Ив. Матюшкинъ. Окт. 17. Св. патріархъ благословилъ прудовыхъ дѣлъ подмастерья Илью Пилатова, за его прудовую работу, что онъ строилъ на Прѣснѣ подъ Новинскимъ монастыремъ домовый прудъ.

Дек. 9. Св. патріархъ послалъ во благословеніе боярынѣ Аннѣ Ив. Вельяминовой образъ Зосима и Савватія; присылала она съ имениннымъ пирогомъ.-21. Приходилъ съ имениннымъ пирогомъ бояринъ Петръ Вас. Меншой Шереметевъ.

1684 г. генв. 14. Приходилъ послѣ женитьбы съ свадебными овощами шестой станицы подьякъ (пѣвчій) Павелъ Ивановъ.

Марта 30. Въ недѣлю св. Пасхи приходилъ отъ благов. государынь царицъ съ перепечами окольничій Ѳедоръ Прокоф. Соковнинъ.

1684 г. апр. 12. Св. патріархъ послалъ во благословеніе Большого Успенскаго собора съ ключаремъ боярина кн. Петра Ив. Прозоровскаго на сговоръ дочери его дѣвицѣ княжнѣ Анастасіи Петровнѣ образъ Б-цы Взыгранія Превѣчнаго Младенца.

Іюня 19. Приходилъ отъ Вел. государей съ свѣжими огурцами с тепенный клюшникъ С. Боховъ. — 23. Онъ же приходилъ отъ Вел. государей съ дынею.

Іюля 23. Приходили ко благословенію на отпускѣ Запорожскихъ казаковъ атаманъ да ясаулъ.-Іюля 24. Св. патріархъ благословилъ кравчаго кн. Бориса Алексѣевича Голицына да подмастерья каменныхъ дѣлъ Бориса Семенова. Того жъ дни приходилъ отъ Вел. государей съ ягодою малиною и съ иными ягодными овощами бояринъ Петръ Ив. Матюшкинъ.

Авг. 18. Послано на новоселье во благословеніе съ хлѣбомъ къ стольнику Кондратью Ѳомичу Нарышкину образъ Богородицы. Авг. 19. Пріѣзжалъ отъ Вел. государя царя Іоанна Ал. изъ монастыря Пр. Б-цы Донскія къ св. патріарху въ село Троицкое на Сѣтунѣ со столомъ стольникъ кн. Ѳед. Вас. Засѣкинъ.

1686 г. мая 24. Приходилъ отъ государей съ новою рѣдькою степ. клюшникъ С. Бохинъ.

Іюня 26. Онъ же приходилъ съ свѣжими огурцами. Іюля 25. Приходилъ отъ г. царевны Анны Мих. съ постилою бояринъ Петръ Ив. Матюшкинъ.

Авг. 5. Приходилъ отъ Вел. государей съ дынею С. Бохинъ.

1687 г. сент. 6. Приходили ко благословенію въ Крестовую Полату бояре и воеводы кн. Вас. Вас. Голицынъ съ товарищи, которые пришли къ Москвѣ съ службы съ Крымской степи. Сент. 15. Приходилъ ко благословенію въ Крестовую Полату на отпускѣ Гетманской писарь Павелъ Самойловъ, который присланъ былъ къ Москвѣ къ Вел. государямъ и св. патріарху отъ гетмана Ив. Степ. Мазепы.

Окт. 8. Присылала съ имениннымъ пирогомъ Кирилла Чаплыгина жена его Полагея. Окт. 11. Приходилъ отъ Вел. государей съ арбузами С. Бохинъ. Того же дни приходиль въ Крестовую полату окольничій Семенъ Ѳед. Толочановъ и благословлялся переходить въ новопостроенныя свои каменныя хоромы. Окт. 30. Приходилъ отъ Вел. государей съ виноградомъ С. Бохинъ.

1688 г. февр. 11. Приходилъ ко благословенію въ Крестовую полату Гетмана И. С. Мазепы племянникъ его Степанъ Трощинскій.-12. Приходилъ ко благословенію въ Крестовую полату Гадячской полковникъ Мих. Васильевъ и благословлялся переходить въ новый свой дворъ, который ему данъ послѣ дьяка Семена Румянцова. Февр. 17. Приходилъ съ имениннымъ пирогомъ Греческой школы ученикъ Ѳедоръ Поликарповъ.

Апр. 8. Св. патріархъ изволилъ отослать образъ Преображенія во благословеніе къ боярину ко Льву Кирил. Нарышкину, что ему сказана честь-боярство.

Мая 24. Приходилъ Вознесенскаго монастыря отъ игуменьи Варсонофіи съ ѣствами дьякъ Козма Семеновъ.

Іюня 18. Приходилъ отъ Вел. государей съ свѣжими огурцами степенный клюшникъ Андрей Михайловъ.

Авг. 5. Приходилъ со столомъ изъ Новодѣвича монастыря огь игуменьи съ сестрами того жъ монастыря дьякъ Ефимъ Зотовъ. — 13. Приходили въ Крестовую полату съ отписками отъ Гетмана И. С. Мазепы генеральной ясаулъ Андрей Гамалѣя да Запорожскихъ казаковъ куренной атаманъ Яковъ Костенковъ.

1690 г. (при патріархѣ Адріанѣ) сент. 21. Приходилъ ко благословенію стольникъ кн. Ив. Ив. Троекуровъ и благословлялся жениться окольничаго Вас. Аврам. Лопухина на дочери его дѣвицѣ.

Ноября 1. Приходилъ ко благословенію въ Крестовую полату дохтуръ, который къ Москвѣ присланъ отъ цесаря, греченинъ Яковъ Дм. Пимариновъ и въ Крестовой полатѣ св. патріарху говорилъ арацію. Ноября 11. Приходилъ Новомѣщанской слободы мѣщанинъ Викторъ Ѳоминъ съ питейнымъ и съѣстнымъ подносомъ. — Ноября 13. Приходилъ послѣ женитьбы съ свадебными овощами дьячекъ Казанскаго собора. — 26. Св. патріархъ изволилъ послать во благословеніе къ боярынѣ вдовѣ княгинѣ Овдотьѣ Петровнѣ Куракиной образъ Соловецкихъ чуд., что у ней боярыни въ дому св. патріарху низали жемчугомъ поручи по красному бархату.

1691 г. генв. 27. Приходилъ ключникъ патріаршаго дому ко благословенію, что онъ сговорилъ жениться. — Того же дня приходилъ въ Крестовую полату стольникъ Леонтій Мих. Глѣбовъ и благословлялся у св. патріарха жениться на дочери Думнаго дворянина Ив. Петр. Савелова. — Генв. 31. Приходилъ казанецъ Никита Кудрявцевъ съ питейнымъ подносомъ и съ рыбою.

Февр. 6. Приходилъ съ подносомъ съ питейнымъ и съ ѣстнымъ города Симбирска посадскій человѣкъ Семенъ Ивановъ.

Марта 5. Приходили ко благословенію въ Крестовую полату Донскихъ казаковъ станичный атаманъ съ казаками (рядовыхъ 122 челов.).

Окт. 3. Въ третьемъ часу ночи въ исходѣ отъ Вел. государя царя Петра Ал. по рожденіи сына его государева царевича Александра Петровича пріѣзжалъ со здоровьемъ изъ походу изъ села Преображенскаго бояринъ Ѳед. Аврам. Лопухинъ.

1692 г. генв. 7. Приходилъ Сущевскія слободы тяглецъ Ив. Романовъ съ имениннымъ пирогомъ и съ подносомъ.

Февр. 28. Приходилъ ко благословенію и съ подносомъ именитый человѣкъ Григорій Дмитріевичъ Строгановъ.

Марта 18. Св. патріархъ изволилъ послать во благословеніе домовыхъ дѣлъ съ стряпчимъ къ боярынѣ вдовѣ княгинѣ Настасіи Львовнѣ Воротынской образъ Богородицы Владимірской, что она боярыня поступилась въ домъ Преч. Богородицы и св. патріарха въ Московскомъ уѣздѣ, въ Горетовѣ стану село Куркино да деревню Барашкова съ пашнею и съ сѣнными покосы и со всѣми угодьи и съ крестьянскими дворы.

Апр. 8. Приходилъ ко благословенію бояринъ кн. Ив. Юр. Трубецкой, что ему сказана честь — боярство.

1695 г. окт. 21. Св. патріархъ благословилъ Вознесенскаго монастыря старицу Евдокію Челищеву образомъ Богородицы Владимірскія, для того что она патріарху на сокосъ шила золотомъ и серебромъ и канителью и трунцаломъ оплечье и передникъ и круживо.

Ноября 3. Приходилъ въ Крестовую полату Думный дворянинъ Ѳед. Андр. Зыковъ, благословился переходить въ новыя свои каменныя хоромы.

1696 г. февр. 21. Приходилъ ко благословенію въ Крестовую полату бояринъ Борисъ Петр. Шереметевъ, какъ онъ пріѣхалъ къ Москвѣ изъ Бѣлагорода.

Іюля 31, въ пятокъ, приходилъ въ Крестовую полату Думный дьякъ Андрей Андр. Виніюсъ съ письмомъ, каково прислано оть Вел. государя къ св. патріарху съ почтою изъ Азова по взятіи города Азова.

1697 г. генв. 1. Приходили ко благословенію въ Крестовую полату на отпускѣ съ Москвы войсковой атаманъ Фролъ Миняевъ съ ясаулы и съ казаками (рядовыхъ 142 ч.). Патріархъ благословилъ ихъ всѣхъ иконами.

1698 г. іюля 10. Приходилъ къ благословенію въ Столовую полату бояринъ А. С. ІПеинъ, какъ онъ пріѣхалъ къ Москвѣ съ службы изъподъ Воскресенскаго монастыря, что на Истрѣ.

 

Славильщики

 

Въ Рождественскій праздникъ, по старому обычаю, послѣ утрени и литургіи къ патріарху приходили славильщики славить Христа — «Христосъ рождается, славите», и святѣйшій раздавалъ имъ обычныя дачи, неособенно, впрочемъ, значительныя. Изъ церковнаго чина приходили только соборяне, отъ всѣхъ Кремлевскихъ соборовъ и изъ Китая отъ Покровскаго (Василій Блаженный) и Казанскаго, когда и тамъ былъ учрежденъ соборъ. Соборомъ обозначался храмъ, въ которомъ, кромѣ 2 или 3 священниковъ, опредѣлялся и протопопъ. Кромѣ трехъ главныхъ соборовъ-Успенскаго, Благовѣщенскаго и Архангельскаго, патріархъ раздавалъ славленое и еще въ 14 соборовъ, изъ которыхъ половина находилась въ зданіяхъ царскаго Дворца. Не многія не соборныя церкви получали также славленое. Размѣръ этой дачи славленаго, повидимому, зависѣлъ сколько отъ давняго обычая, столько же и отъ патріаршаго соизволенія, смотря по достоинству соборянъ.

При патріархѣ Филаретѣ, въ 1626 г., протопопъ съ братіею Успенскаго собора получалъ рубль. При Іоакимѣ, въ 1676 г., — два рубля, при Адріанѣ-3 руб. Благовѣщенскаго собора протопопу, духовнику государя, одному рубль, а остальнымъ на соборъ 10 алт.; Архангельскому протопопу на соборъ полтина, другимъ соборамъ всѣмъ по 2 гривны. Полтина (рѣдко) и 2 гривны и впослѣдствіи были обычною патріаршею дачею славленаго на каждый соборъ.

Другое дѣло, когда при Филаретѣ тѣ же славильщики ходили къ Великой старицѣ Марѳѣ Ивановнѣ. Тогда (въ 1628 г.) Успенскіе получали 5 р., Благовѣщенскіе тоже; Архангельскіе — 4 р., другіе по 3 р. и по 1 1/2 р.

Такъ какъ славить значило воспѣвать Рождество Христово, то прямыми славильщиками въ этотъ и въ другіе Рождественскіе дни являлись исключительно пѣвчіе государевы, патріаршіе и архіерейскіе. Они распредѣлялись по устройству хора на станицы, въ каждой по 5 человѣкъ. Государевыхъ пѣвчихъ числилось 7 станицъ, патріаршихъ 6 станицъ и впослѣдствіи 8. Они получали славленаго на каждую станицу: старшія двѣ по 2 р., другія по полтинѣ, по 10 алтынъ, по 2 гривны и по 5 алтынъ. Учителю (регенту) особо рубль.

Всего славильщикамъ патріархъ раздавалъ въ1635 году 17 р. 10 алт. 2 д., а въ 1696 г. уже-106 р. 28 алт. 2 д.

Славленыя дачи в ъ теченіи лѣтъ увеличивались постепенно и подъ конецъ дошли до суммы во 106 р. по тому обстоятельству, что съ устройствомъ школъ, при Іоакимѣ и Адріанѣ, къ нимъ стали приходить славить школьные учителя и ученики, а также уставщики и крестовые дьяки отъ многихъ царскихъ комнатъ, отъ государя, отъ царицъ и царевенъ.

Школьники по праву малолѣтства и по бытовому смыслу праздника, конечно,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: