Патріаршій столовый обиходъ

 

Упоминая о праздничныхъ и поминныхъ столованьяхъ въ Крестовой полатѣ, мы должны сообщить необходимыя свѣдѣнія и о самыхъ кушаньяхъ, какія подавались въ эти дни патріарху и властямъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ обозрѣть общій составъ патріаршаго столоваго обихода и келейные столы патріарховъ.

Самое большое и широкое угощеніе происходило въ соборный праздникъ Успенія Богородицы, августа 15, главный основной праздникъ Патріаршаго Дома. Вотъ перечень блюдъ, поданныхъ на столъ патріарху въ 1691 г. — Августа 15, въ субботу, на праздникъ Успенія Пресвятыя Богородицы св. патріарху подано столоваго кушанья въ Крестовой полатѣ: Хлѣбецъ. Кольцо (родъ витушки). 1) Икра зернистая. 2) Икра бѣлой рыбицы. 3) Вязига подъ хрѣномъ. 4) Прикрошка тѣльная. 5) Прикрошка осетрья. 6) 2 присола щучьи изъ живыхъ. 7) Присолъ стерляжій изъ живыхъ. 8) Присолъ стерляжій свѣжій. 9) 3 щуки паровыхъ. 10) 4 леща паровыхъ. 11) 2 стерляди паровыхъ. 12) 4 линя паровыхъ. 13) 2 язя паровыхъ. 14) 2 шелешпера. 15) 2 спины бѣлой рыбицы. 16) 2 обертки бѣлой рыбицы. 17) 2 звена бѣлой рыбицы. 18) 2 звена осетра живаго. 19) 2 схаба бѣлужьи. 20) 2 оладьи тѣльныхъ. 21) Сбитень. 22) Шти съ тешею. 23) 2 ухи щучьи шафранныя. 24) 2 пирога съ тѣломъ росольные. 25) 2 ухи щучьи черныя. 26) 2 пирога просыпныхъ. 27) 4 ухи стерляжьи изъ живыхъ. 28) 2 пирога съ тѣлесы. 29) 4 ухи окуневыхъ изъ живыхъ. 30) 2 пирога съ молоки. 31) 4 ухи плотичьи изъ живыхъ. 32) 2 пирога косыхъ. 33) 4 ухи линевыхъ. 34) Пироги подовые. 35) 4 ухи карасевыя. 36) 2 середки пирога. 37) Потрохъ. 38) 2 блюда пышекъ. 39). Щука колодка. 40) 2 блюда оладьи путныхъ. 41) 9 щукъ колодокъ. 42) 2 блюда сырниковъ. 43) 3 окуня росольныхъ. 44) Пироги кислые. 45) 3 леща росольныхъ. 46) 2 блюда карасей. 47) 2 полуголовы бѣлой рыбицы. 48) 2 блюда пряжья. 49) 2 полуголовы осетра свѣжаго. 50) 2 полутоловы бѣлужьи. 51) 2 звена ставные.

Почти каждое блюдо подано вдвойнѣ, иныя въ 3 и 4 блюдахъ. Это объясняется тѣмъ обстоятельствомъ, что въ этотъ праздникъ, если самъ государь не присутствовалъ на обѣдѣ, то патріархъ посылалъ во Дворецъ государю, въ настоящемъ случаѣ двумъ государямъ, Іоанну и Петру, весь полный составъ обѣда, почему блюда и удвоены. Кромѣ того, патріархъ посылалъ иныя блюда из-передъ себя, т. — е. со своего стола присутствовавшимъ гостямъ, а также и неприсутствовавшимъ за столомъ знатнымъ или надобнымъ лицамъ, такъ что составъ его стола изготовлялся въ такомъ обширномъ количествѣ именно по поводу подобныхъ подачъ, какъ обозначались эти посылки. Самому патріарху оставалось уже неособенно значительное количество блюдъ.

За тѣмъ же столомъ бѣлымъ и чернымъ властямъ и боярамъ и окольничимъ и думнымъ людямъ и соборяномъ въ Крестовой полатѣ въ столъ ѣствъ подано: Икра зернистая. Икра бѣлой рыбицы. Прикрошка тѣлъная. Прикрошка осетрья. Щука паровая. Лещи паровые. Стерляди паровыя. Звена бѣлой рыбицы. Четверти оладьи тѣльной. Шти съ яйцы. Пироги росольные. Ухи стерляжьи. Пироги круглые. Ухи подлещиковыя. Пироги караси. Звена ставныя. Пироги пряжные.

Къ тому же отдѣлу изготовлено: 7 хлѣбещь крупичетыхъ. 10 калачей четвертныхъ. 20 колецъ. 10 пироговъ росольныхъ. 35 пироговъ круглыхъ. 35 блюдъ карасей. 35 блюдъ пряжья. 35 щукъ паровыхъ. 35 лещей паровыхъ. 35 стерлядей паровыхъ. 35 звенъ бѣлой рыбицы. Коровай тѣльной. 35 сковородокъ стерляжьихъ ухъ. 35 сковородокъ подлещиковыхъ. Перечень 35 блюдъ указываетъ на число присутствовавшихъ въ зтомъ отдѣлѣ лицъ.

Затѣмъ слѣдовали патріаршіе пѣвчіе и властелинскіе ризничіе, которымъ подано: Икра зернистая. Вязига подъ хрѣномъ. Лещи паровые. Стерляди паровыя. Звена бѣлой рыбицы. Крушки тѣльные. Шти съ яйцы. Пироги круглые. Ухи стерляжьи. Пироги пряженые. Ухи щучьи. Звена бѣлужьи. Звена осетрьи. Звена семожьи. — Далѣе кормлены патріаршій казначей съ братіею, кои ѣдятъ по кельямъ: икра, вязига, стерляди паровые, звена бѣлой рыбицы, крушки тельные, шти, ухи плотичьи, звена бѣлужьи, звена семожви, пироги. — Потомъ хлѣбенная братія, дворяне и всякихъ чиновъ дворовые люди, которымъ подано: икра, вязига, шти, каша семожья, звена белужьи, звена семожьи, пироги. — Кормлены также Успенскаго собора пономари и сторожи 18 чел., звонари 11 чел., домовые дворяне и дѣти боярскіе и приставы и конюхи, которые стольничали; властелинскіе пѣвчіе и посошники, что стоятъ предъ властьми съ посохомъ; дѣти боярскіе и монастырскіе служки; нищіе 12 чел.; 270 чел. стрѣльцовъ, которые относили обѣды къ обоимъ царямъ; имъ дано 27 семогь и 27 хлѣбовъ братскихъ, т.-е. семга и хлѣбъ на 10 чел. [124].

Въ тотъ же день въ 1698 г. къ столу этого отдѣла было отпущено разнаго питъя: ренскаго полведра да 2 третника, да воронокъ; меду свѣтлаго ведро, меду малиноваго ведро, меду выкислаго ведро, пива мартовскаго ведро. Въ другихъ случаяхъ такого питья отпускалось больше, смотря по числу гостей.

Въ 1697 г. ноября 30, на праздникъ Андрея Первозваннаго отпущено: ренскаго полведра, секту воронокъ, добраго ренскаго четвертникъ, меду краснаго воронокъ, вишневаго ведро, малиноваго полведра да третникъ, меду выкислаго полтора ведра, пива приварнаго ведро, пива мартовскаго полтора ведра да полведра.

Вообще, о патріаршемъ столовомъ обиходѣ должно замѣтить, что списокъ блюдъ мало различался и за другими праздничными столами. Одни и хѣ же названія господствуютъ во всѣхъ и праздничныхъ, и будничныхъ столахъ. Большой и малый праздникъ отличался отъ рядовыхъ столовъ только количествомъ блюдъ, но самый составъ каждаго блюда или кушанья по всему вѣроятію готовился одинаково въ теченіи цѣлыхъ столѣтій.

Столъ патріаршій былъ столъ монашескій и потому въ скоромные дни на немъ господствовали рыбныя ѣствы. Въ постные дни преобладала разнородная растительная пища, и по преимуществу грибы.

По русскому обычаю на столъ подавалось очень много разныхъ блюдъ, но изъ нихъ кушали только тѣ, какія приходились по вкусу, какія въ тотъ день наиболѣе нравились. Остальныя раздавались въ почетъ любимымъ людямъ.

И такъ какъ кушать по древнерусскому обычаю начинали съ холодныхъ закусокъ, то на рыбномъ столѣ изъ рыбныхъ яствъ первое неотмѣнное мѣсто всегда занимала икра зернистая, а второе вязига подъ хрѣномъ. Иногда къ зернистой икрѣ присовокупляли икру бѣлой рыбицы-красную.

Затѣмъ слѣдовали прикрошки, присолы. Въ большомъ изобиліи подавалась паровая (копченая) рыба: изъ числа живыхъ и свѣжихъ щука, стерлядь, лещь, язь, линь, шелешперъ, сигъ и проч.

Послѣ холодныхъ слѣдовали горячія: щи и разныя ухи — уха щучья, стерляжья, окуневая, линевая, судачья, карасевая, плотичья, подлещиковая, язевая, озимая шафранная, озимая черная, венгерская, при чемъ къ каждой ухѣ подавались особые пироги; къ одной подовые, къ другой съ тѣлесы, къ третьей просыпные и далѣе росольные, кислые, косые, долгіе, съ молоками, караси (печеные въ видѣ карасей), Троицкіе, а также аладьи, пышки, кулебяка, блины простые, блины красные, драчена, коровай яцкой, коровай ставленой и пр.

Другія горячія кушанья въ родѣ соусовъ и похлебокъ подъ именемъ росольнаго составляла разнаго рода разварная или вареная въ разсолахъ рыба, къ которой подавались разныя печенья: пышки, оладьи, сырники, блины, особые пироги и пр.

Ухи и всякія горячія подавались въ мѣдныхъ сковородкахъ. Хлѣбъ подавался къ патріаршу столу бѣлый крупичатый, именно папошникъ, басманъ (особый родъ хлѣба), хлѣбецъ крупичатый, кольцо крупичатое, калачи четвертные, калачи хамутинные (въ видѣ хомута), укруги пшеничные. Употреблялся также хлѣбъ расхожій и братскій, вѣроятно ржаной.

За постными столами, вмѣсто зернистой икры и вязиги, подавались грибы, а за ними кушанья гороховыя, ягодныя и т. п. Составъ постнаго кушанья полнѣе всего обозначается праздничными постными столами, наприм., въ постный день на праздникъ Воздвиженія Честнаго Креста Господня святѣйшему было подано столоваго кушанья: Голова гороху тертаго. Грибы холодные [125], грузди, рыжики холодные. Шти. Грибы грѣтые. Грузди, рыжики грѣтые. Лапша. Капуста лѣнивая. Пирогъ косой. Пирогъ съ грибами. Пирогъ съ морковью. Пироги съ горохомъ. Оладьи въ патокѣ. Блюдо ягодниковъ. Блюдо левашниковъ. Блюдо карасей (печенье). Блюдо пряжья (сдобное). Въ Петровъ постъ, Іюня 8, въ будни подано: Рыжики холодные. Грузди холодные. Грибы холодные. Рыжики грѣтые. Грузди грѣтые. Грибы грѣтые. Шти съ сокомъ. Кисель клюковной. Черносливъ. Зваръ клюковной. Горохъ хлебаной. Пирошки долгіе. Пирошки копытца.

Само собою разумѣется, что Великимъ постомъ значительно сокращались и эти статьи кушаній.

Патріархъ Филаретъ Никитичъ (1624 г.) въ понедѣльникъ первой недѣли Великаго поста совсѣмъ не кушалъ «кушанья не было и ѣствы не держано». Во вторникъ ему было подано: капустка крошеная студеная. Въ четвергъ опять ѣствы не держано. Зато въ середу и пятницу было кушанье особаго состава. Въ середу въ деревянныхъ хоромахъ ему подано: «взваръ со пшеномъ сорочинскимъ да съ шефраномъ да съ перцемъ да съ ягодами. Потомъ капустка студеная, горохъ зобанецъ, ядра миндальные, ягоды винныя на рожникахъ тридевять ягодъ; хрѣнъ, греночки, горшечикъ мазуней съ перцомъ, горшечикъ мазуней съ инбиремъ, горшечикъ мазуней съ шафраномъ, орѣхи грецкіе». Въ пятницу кушанье было въ Крестовой полатѣ, подано: «шти съ цѣлымъ лукомъ да съ перцомъ квашены уксусомъ капуста сѣчена мелка, грибки тяпаные безъ масла, грибки цѣлики безъ масла, горошекъ хлебанецъ безъ масла, лопша гороховая безъ масла, ядра миндальные, орѣхи грецкіе, взваръ медвеный квасной со пшеномъ да съ изюмомъ съ шафраномъ да съ перцомъ, горшечикъ мазуней съ инбиремъ, горшечикъ мазуней съ шафраномъ; греночки, рѣпа вареная рѣзана въ ломтики съ уксусомъ да съ хрѣномъ; два блюда ягодъ винныхъ на рожникахъ, полоса дынная, полоса арбузная, патоки, яблоки, вишни» [126]. Такимъ образомъ въ эти дни очень видное мѣсто занимали сласти, въ другіе рядовые дни вовсе не употребляемыя. Это было такъ называемое Коливо, п редлагаемое по уставу Церкви.

Патріархъ Іоасафъ II въ 1667 г. и патріархъ Адріанъ въ 1691 г. содержали постъ въ слѣдующемъ порядкѣ.

Въ понедѣльникъ первой недѣли Великаго поста, а также и во вторникъ, и въ четвергь они вовсе не кушали. Въ понедѣльникъ и братьѣ и дворовымъ людямъ обиходу не было. Во вторникъ имъ дано по участку хлѣба. Въ среду, напротивъ того святѣйшему Іоасафу готовлено кушанье: хлѣбца четь, папошникъ, взваръ сладкій со пшеномъ и съ ягоды, съ перцомъ да съ шафраномъ; хрѣнъ, грѣночки, капуста тяпаная холодная, горошекъ зобанецъ холодный, киселекъ клюковный съ медомъ, кашка терта съ маковымъ сочкомъ; и то кушанье простояло не подано святѣйшему патріарху, не спрошали, а братью и дворовыхъ кормили за столомъ. Въ тотъ день ему была присылка отъ государя съ укругою, п ринесено: кубокъ романеи, кубокъ ренскаго, кубокъ малвазіи, хлѣбецъ кругличатый, полоса арбузная, горшечекъ патоки съ инбиремъ, горшечекъ мазули съ шафраномъ, горшечекъ мазули съ инбиремъ, три шишки ядеръ (кедровыхъ).

Въ среду же патріарху Адріану было подано: папошникъ-басманъ. Грибы холодные. Грузди. Рыжики холодные. Капуста холодная. Рѣдька. Рыжики грѣтые. Капуста грѣтая. Зваръ сладкой. Клюква грѣтая. Кисель клюковной. Пирогь съ горохомъ. Пироги копытца. Гренки.

Казначею съ братьею, хлѣбенной братьѣ и всякихъ чиновъ дворовымъ людямъ подано-зваръ сладкой, капуста грѣтая, огурцы, шти съ сокомъ.

Въ четвертокъ 26 февраля святѣйшій Адріанъ не кушалъ. Братьѣ дано только по участку хлѣба. Въ пятницу ему поданъ такой же столъ, какой онъ кушалъ въ среду. Братьѣ и дворовымъ: капуста грѣтая, огурцы, толокно.

Къ сладкимъ яствамъ выдавали патоку, изюмъ и винныя ягоды.

Въ Воскресенье Соборное патріарху подано: голова гороху тертаго. Грибы. Грузди. Рыжики холодные. Шти съ сокомъ. Грибы, грузди, рыжики грѣтые. Грибы съ капустою. Кашка ячная (ячменная). Грибы въ тѣстѣ. Грибы съ лукомъ. Лапша гороховая. Манты. Зваръ сладкій. Пирогъ косой съ сокомъ. Пироги съ грибами. Пироги долгіе. Пироги Троицкіе. Оладьи въ патокѣ. Блюдо ягодниковъ. Блюдо луковниковъ. Блюдо левашниковь. Блюдо карасей. Блюдо пряжья.

Въ другое время къ такому же столу взамѣнъ или въ прибавку подавали: кашку смоленскую (изъ смоленскихъ манныхъ крупъ), голушки съ грибами, зваръ клюковной. Горохъ хлебаной, лапша гороховая, горохъ зобанецъ.

Въ рядовые дни Великаго поста подавали безъ масла. Капуста холодная. Рѣдька. Грибы. Грузди, рыжики холодные и грѣтые. Черносливъ, кисель клюкввный. Шти съ сокомъ. Пирогъ косой съ сокомъ. Пироги долгіе съ лукомъ. Кашка тертая.

Въ пятницу на Страстной патріархъ не кушалъ и братьѣ ѣствъ не было.

Въ Великую Субботу святѣйшему поданъ только папошничекъ басманъ; а братьѣ укруги пшеничные.

Такія же блюда подавали патріарху и во время Успенскаго поста, съ тѣмъ различіемъ, что въ праздничные дни этого поста разрѣшалась въ прибавку къ постнымъ кушаньямъ икра и вязига. Такъ, августа 1 на праздникъ Происхожденія Честнаго Креста Господня святѣйшему подано: Икра зернистая. Вязига подъ хрѣномъ. Шти со снятками. Грузди. Рыжики. Грибы грѣтые. Голушки. Калья. Грибы на маслѣ. Пирогъ съ вязигою. Пироги долгіе. Оладьи въ патокѣ. Блюдо ягодниковъ. Блюдо карасей. Блюдо пряжья.

Въ остальные дни патріархъ кушалъ рядовыя ѣства безъ масла.

О винѣ за келейными столами патріарха Адріана вовсе не упоминается. Судя по тому, какой питейный нарядъ отпускался въ село Троицкое Голенищево, куда иногда выѣзжалъ патріархъ, онъ, повидимому, предпочиталъ пивцо легкое, бражку, кислыя щи, медъ вишневый, медъ свѣтлый, которые и отвозились въ мѣшечкахъ с ъ обозначеніемъ непосредственно: святѣйшему.

Вообще же, въ келейномъ своемъ обиходѣ патріархи жили довольно скромно и просто, по крайнѳй мѣрѣ это можно сказать о патріархѣ Филаретѣ Никитичѣ, особенно въ первые годы его патріаршества. Сравнительно не малою роскошью и различными новинами въ своемъ быту отличался только патріархъ Никонъ.

Къ столу Филарета Никитича подключникъ покупалъ ему хлѣбецъ и калачикъ на 4 деньги и ягоды клюквы на 2 деньги. Это повторялось неоднократно въ теченіи всей осени 1626 г., а ноября 10 на 4 деньга куплено и ягоды клюквы, и хлѣбецъ ситный, и калачикъ.

О патріархѣ Никонѣ такія же случайныя свѣдѣнія говорятъ, что однажды 15 генваря 1658 г. его хлѣбникъ сдѣлалъ ему къ обѣду кушанье-пышку противъ государевыхъ (царскихъ) податочныхъ пышковъ, т.-е. такую же по сдобѣ, какую подавали за царскими столами, за что получилъ въ награду 16 алт. 4 д.

Февраля 27 того же года Николаевскаго монастыря, что на Никольскомъ крестцѣ (улицѣ), греческій архимандритъ Діонисій да келарь Евстигней строили патріарху кушанье по-гречески, за что получили въ награду по полтинѣ человѣку. Потомъ марта 16 патріаршій поваръ получилъ въ награду 20 коп. за то, что государю патріарху кисилекъ приспѣлъ, т.-е. состряпалъ вкусно.

Искусство готовить кушанье по-гречески, повидимому, было принесено въ Москву Палестинскими патріархами и въ первое время производилось Греками же, клирошанами патріарховъ. Видимо также, что Никону очень понравились греческія яди. Еще въ 1655 г. іюля 28, по случаю празднованія въ Новодѣвичьемъ монастырѣ Богородицѣ Одигитріи Смоленской, Никонъ ходилъ туда съ Палестинскими патріархами и послѣ службы пригласилъ ихъ къ обѣду въ свое село Троицкое Голенищево, гдѣ Антіохійскаго патріарха кедарь да приспѣшникъ старецъ Ѳеофилъ приспѣвали рыбныя яди по-гречески, за что получили по полуполтинѣ человѣку. При этомъ Московскій патріархъ представилъ Грекамъ и Русское Московское угощеніе: Богородицкіе нищіе (штатные при Успенскомъ соборѣ) 12 человѣкъ пѣли Лазаря и иные стихи, за что получили по 10 денегъ человѣку.

Оканчивая обзоръ патріаршаго столованья, мы должны упомянуть и о хмельныхъ напиткахъ, запасы которыхъ сохранялись въ патріаршихъ погребахъ.

Какъ извѣстно, крѣпкіе издревле Русскіе обычаи во всѣхъ добрыхъ сношеніяхъ людей между собою неотмѣнно требовали при каждомъ такомъ случаѣ и добраго угощенія хмельнымъ питіемъ. Эти обычаи шли еще отъ языческаго времени, когда и древній еще язычникъ Св. Владиміръ подкрѣпилъ ихъ, выразивъ ихъ непреложный уставъ достопамятными словами: «Руси есть веселье питье, не можетъ безъ того быти».

Христіанское время утвердило старые обычаи тою истиною, что «невинно питіе, проклято пьянство», а потому питіе и сохранилось неприкосновенно, какъ добрый и привѣтливый порядокъ жизни.

Добрыя сношенія патріаршаго дома съ людьми различныхъ сословій были столь велики и часты, что для исполненія обычая угощать добрыхъ людей должнымъ порядкомъ требовались не малые запасы разнороднаго питія; поэтому патріаршіе погреба малый и большой и др. въ изобиліи были наполнены различными медами и пивомъ, а также и заморскимъ иноземнымъ виномъ, церковнымъ (краснымъ) и ренскимъ (бѣлымъ).

Въ погребахъ сохранялись меды съ прозваніями: вишневый, малиновый, чернишный, красный, бѣлый, свѣтлый, легкій, выкислый, медъ съ гвозцы, наконецъ, кромѣ другихъ и медъ братскій для домовной братіи.

Пиво: простое, легкое, мартовское, приварное, поддѣльное, т.-е. чѣмъ-либо приправленное, наконецъ брага и кислые щи.

Не забыто было и вино горячее, сирѣчь водка.

Изъ иностранныхъ винъ, беременныя и полубеременныя бочки сохраняли, какъ упомянуто, вино церковное и ренское. Эти вина покупались у Московскихъ торговыхъ Нѣмцевъ. Въ мартѣ 1642 г. по царскому указу было куплено у нихъ двѣ бочки беременныхъ романеи по 30 р. за бочку и двѣ бочки полубеременныхъ ренскаго за 20 р. Вино было куплено къ поставленію патріарха Іосифа и впередъ на патріаршій домовой обиходъ. Подъ именемъ церковнаго слѣдоват. употреблялась романея. Къ церковному вину присоединилось и своего производства- Астраханское. Появились и другія вина, напр. сектъ. Ренское, кромѣ того, поддѣлывалось сахаромъ для подачи къ столамъ въ Крестовую.

Кромѣ того, въ погребахъ хранились: виноградъ свѣжій, виноградъ въ патокѣ, брусника въ морсу, клюква и т. п. овощи.

Иностранныя вина, церковное и ренское, по кубку, отпускалось за столомъ или на домъ властямъ, начиная отъ митрополитовъ и до игуменовъ, а также и нѣкоторымъ игуменьямъ, также нѣкоторымъ боярамъ и боярынямъ и другимъ боярскимъ и Думнымъ чинамъ, и вообще всѣмъ надобнымъ Патріаршему Дому людямъ. Такая посылка вообще обозначала патріаршую почесть.

Гостепріимство Патріаршаго Дома относительно кормленія и питей было очень широкое. Справлялись угощенія по установленному обычаю въ навечеріи соборныхъ и царскихъ праздниковъ, когда служили наканунѣ самаго праздника молебны. Послѣ молебна соборяне отъ старшаго и до младшаго приглашались на патріаршій погребъ, гдѣ ихъ и потчивали медами и пивами. Особенно большое питейное угощеніе Соборянъ и пѣвчихъ справлялось каждый день на Святой недѣлѣ во время столовъ въ Крестовой полатѣ. Тогда отпускалось и иностранное вино. Какое количество питья отпускалось въ эти дни, можно судить по слѣдующей записи: 1698 г. апрѣля 29, въ пятокъ св. Пасхи отпущено въ Крестовую полату соборяномъ и пѣвчимъ: воронокъ ренскаго, три ведра церковнаго, ведро меду вишневаго, извара (небольшая кадушка) меду чернишнаго, полведра меду легкова, полведра пива приварнаго, три ведра меду выкислова, три ведра пива мартовскаго да извара того же пива.

Когда совершались крестные ходы, то бывавшіе при томъ по наряду для охраненія хода отъ толпы и для всякаго уличнаго порядка стрѣльцы и солдаты, какъ и земскіе нарядчики (полицейскіе) городовые, неотмѣнно приглашались на патріаршій погребъ и угощались пивомъ и медомъ. Число такихъ гостей бывало различно и доходило отъ 75 иногда и до 420 чел. Вообще ни одно церковное торжество или личный выѣздъ патріарха не оставлялись безъ угощенія всѣхъ рядовыхъ служебниковъ при такихъ случаяхъ.

Во множествѣ бывали и случайные гости патріаршаго погреба, напр., подьячіе Помѣстнаго приказа, надобные люди по вотчиннымъ патріаршимъ дѣламъ, или подьячіе Ивановской площади (родъ нотаріусовъ), также очень надобные люди по тѣмъ же и разнымъ другимъ дѣламъ. Ихъ кормили въ хлѣбодарнѣ и поили не только что пивомъ и медомъ, но и церковнымъ виномъ. Въ 1698 г. мая 28 на 12 человѣкъ Ивановскихъ было отпущено питья: церковнаго полведра, меду вишневаго полведра, полтора ведра меду бѣлаго, полведра выкислова, полведра пива мартовскаго. Всего на 12 ч. 3 1/2 ведра, слишкомъ по четверти ведра на брата.

Пріѣзжали въ Москву Донскіе или Запорожскіе казаки, имъ также отпускали пиво и медъ, напр., 1697 г. дек. 11 Донскимъ на 35 чел. отпущено 7 ведеръ пива, 3 ведра меду; дек. 27 на 85 чел. Запорожцевъ отпущено 20 ведръ пива простаго, 10 ведръ мѣду бѣлаго.

Мастеровые люди Печатнаго Двора, въ числѣ 130 и 160 человѣкъ, угощались въ извѣстные дни или за особыя работы обѣдомъ и питьемъ, пивомъ и медомъ.

Садовой Московской слободы посадскіе люди и садовники, вѣроятно приносившіе патріарху огородныя весеннія новины, получали даже по кубку ренскаго.

Кремлевскіе монастыри, Чудовъ и Вознесенскій, въ дни своихъ праздниковъ получали съ патріаршаго погреба, въ лицѣ своихъ властей, по кубку ренскаго; такъ, 24 ноября 1697 г., въ Екатерининъ день, Вознесенскаго монастыря игуменьѣ, келареѣ, казначеѣ было отпущено по кубку ренскаго. То же было отпущено и въ Вознесеньевъ день и кромѣ властей двумъ знатнымъ старицамъ. Игуменьямъ и другихъ женскихъ монастырей отпускалось ренское по кубку и въ дни заговѣній, и въ дни ихъ праздниковъ.

На праздникъ Алексѣя митрополита мая 20 въ Чудовъ мон. отпускалось по кубку церковное вино: архимандриту, келарю, казначею и нѣкоторымъ должностнымъ старцамъ.

Въ 1697–1698 г. въ Москвѣ проживала Мелетійская (Имеретинская) царица. Патріархъ Адріанъ заботливо попечительствовалъ о ней, посылая ей вино и овощи. 11 ноября 1697 г. ей отпущено ведро церковнаго Астраханскаго. 3 февраля 1698 г. отпущено кубокъ ренскаго, ведро церковнаго, шесть кистей винограду свѣжаго. 17 марта для Ангела царевича Алексѣя Петровича ей отпущено кубокъ ренскаго, ковшъ винограду изъ патоки, ведро вина церковнаго. 7 августа отпущено: кубокъ ренскаго, полведра церковнаго, дыня, нарядъ яблокъ, нарядъ грушъ, кузовокъ вишенъ Володимерской присылки.

Когда святѣйшій въ маѣ мѣсяцѣ выѣзжалъ на свою дачу въ подмосковное село Троицкое — Голенищево, въ походъ за нимъ отпускали цѣлый нарядъ разнаго питья. Такъ, 26 мая 1698 г. туда было отпущено: 2 ведра ренскаго, 3 ведра меду вишневаго, ведро меду малиноваго, 2 ведра меду свѣтлово, 2 ведра пива приварнаго, мѣшечекъ пивца легкова, два мѣшечка бражки святѣйшему, мѣшечекъ кислыхъ штей, 6 ведеръ меду легкова, 7 ведеръ меду чернишного, 12 ведеръ меду выкислова; въ расходъ 20 ведеръ меду бѣлого, 2 боченка браги, квасу.

Этотъ запасъ потреблялся на угощеніе разныхъ гостей и дворовыхъ и сельскихъ слугъ. Лично самому патріарху отпускались питья, всегда обозначаемыя уменьшительными именами: пивцо, бражка, мѣшечекъ и т. п.

Столовая и различная другая посуда какъ въ келейномъ обиходѣ лично для патріарха, такъ и въ общихъ столахъ употреблялась частью оловянная и частью деревянная. Серебряная посуда украшала только столовый поставецъ во время общихъ столовъ и въ особыхъ случаяхъ ставилась только передъ архіереями, въ видѣ единичныхъ блюдъ, тарелокъ, чарокъ.

Такъ, при Адріанѣ въ 1696 г. къ столамъ въ Столовую полату была выдана тарелка серебряная бѣлая, круглая, въ срединѣ орликъ, по краю надпись золочена, а тое тарелку въ Столовой полатѣ велѣно класть на столъ передъ архіереемъ, который будетъ когда въ Столовой кушать со св. патріархомъ. Одно лишь питье подавалось въ серебряной посудѣ, которая и принималась съ поставца для раздачи питья гостямъ. Въ числѣ серебряной посуды у Филарета былъ заздравный достоканъ.

Для келейнаго стола патріарху Филарету между прочимъ было куплено въ 1626 г. три перешницы сафьянныя про патріарховъ обиходъ на пряныя зелья за 2 алт. 4 ден.; солонка оловянная про патріарховъ обиходъ, цѣна за нее гривна; росольникъ оловянный 9 алт.; въ 1627 г. шесть ставчиковъ корельчатыхъ-гривна; въ расхожую поварню ступа деревянная; въ пивную поварню ковшъ большой да ковшъ подручной, 10 ковшей малыхъ; сдѣлано 12 чарокъ серебряныхъ медвяныхъ. Въ 1629 г. куплено на Англійскомъ дворѣ въ домовой патріарховъ обиходъ 158 блюдъ оловянныхъ трехъ статей, большихъ, середнихъ и мелкихъ, вѣсу въ нихъ 10 пудъ 32 гривенки (фунта).

При вступленіи Іоасафа I въ 1634 г., между прочимъ, куплено: 200 ложекъ корельчатыхъ, — рубль; перешница сафьянная, 10 горшечковъ бѣлыхъ, въ чемъ подается государю-патріарху засыпная кашка; къ Вербному воскресенью 100 ложекъ расхожихъ. Въ 1643 г. къ Вербному воскресенью для стола куплено 100 блюдъ деревянныхъ. Въ 1644 г. куплено семь блюдъ большихъ аглинскаго олова, вѣсу пудъ, да 35 блюдъ средней статьи вѣсу 3 пуда. Въ 1669 г. къ празднику Петра митр. куплено деревянной посуды: 100 блюдъ, 50 стакановъ, 50 ложекъ съ костьми, корельчатыхъ, 150 ложекъ расхожихъ. Въ 1690 г. куплено къ столамъ, когда бываютъ въ Крестовой и въ Верху въ Столовой, 10 ножей чугрѣевъ красныхъ, съ оправою мѣдною съ финифтомъ. Въ 1692 г. отдано въ Скатертную полату для столовъ по Крестовой и въ Столовой два постава ножей, въ одномъ 11 ножей Усольскаго дѣла; въ друтомъ 12 ножей такихъ же; да 16 ложекъ каповыхъ (деревянныхъ), — велѣно тѣ ложки и ножи выдавать въ Крестовую и въ Столовую и класть въ столы властямъ и братіи. Въ 1695 г. выданъ ножъ чугрѣй Усольскаго дѣла, да вилки. Тотъ ножъ и вилки велѣно класть на столъ передъ св. патріархомъ въ Столовой и въ кельѣ во время кушанья.

Въ домашней казнѣ Филарета 1630 г. хранились деревянные суды, поднесенные ему отъ монастырей и разныхъ лицъ, въ томъ числѣ 108 блюдъ Троицкихъ; 42 братины, писаныя красками и золотомъ, тоже Троицкія; 18 достокановъ Кирилловскихъ; 8 кувшинцовъ золоченыхъ, 4 горшечка золочены, ковшъ рѣпчатый великъ; 46 ложечекъ и пр.

Не мало деревянной посуды находилось и въ домовной казнѣ Никона, въ томъ числѣ 14 братинъ, 104 блюда, 68 ложекъ… Еще болѣе тамъ же хранялось и оловянной посуды, въ томъ числѣ, кромѣ многихъ блюдъ и блюдечекъ, 11 уксусницъ, 7 перешницъ, 86 солонокъ… Не упоминаемъ о мѣдной посудѣ, въ числѣ которой находилось 92 сковородки для подачи въ нихъ горячихъ кушаній.

 

Патріаршіе выходы

 

Патріаршіе выходы къ церковной службѣ въ Успенскій соборъ и въ другіе храмы, по случаю мѣстныхъ праздниковъ или по другимъ обстоятельствамъ, а также выходы къ государю во Дворецъ, затѣмъ въ мѣста хозяйственнаго устройства въ патріаршемъ обиходѣ, какъ равно и въ подмосковныя патріаршія села или дачи, словомъ сказать, какой бы ни былъ выходъ патріарха, онъ всегда неотмѣнно сопровождался раздачею милостыни нищимъ, собиравшимся на пути или у мѣста, гдѣ оставался пребывать святѣйшій. Въ теченіи года на эту раздачу выходили немалыя суммы.

Какъ извѣстно, нищій былъ необходимѣйшимъ и очень почтеннымъ членомъ древнеРусскаго общества. Безъ него невозможно было выполнить Христову заповѣдь о поданіи просящему. Онъ былъ путеводителемъ къ пробужденію чувства человѣколюбія и братолюбія, какъ тому непрестанно учила Церковь, и потому св. патріархъ, какъ первосвятитель Церкви, поставлялъ непреложнымъ завѣтомъ соблюдать нищелюбіе на каждомъ своемъ шагу и во всей полнотѣ.

Выходя послѣ службы изъ Успенскаго собора, онъ (нерѣдко и своеручно) одѣлялъ нищую братію денежками и алтынами, нарочно для того наготовленными въ бумажкахъ.

При Успенскомъ соборѣ состояли, такъ сказать, въ штатѣ, записные нищіе, сначала 10, потомъ 12 чел., которые обыкновенно сидѣли у вратъ собора, собирая подаяніе. Эти нищіе именовались домовыми (домашними), дворовыми, соборными и по имени собора «Богородицкими», Пречистинскими, Успенскими, такъ какъ они находились при Домѣ Пречистыя Богородицы и при дворѣ святѣйшихъ патріарховъ. Они получали дачу втрое болѣе противъ прилучавшихся другихъ нищихъ, нештатныхъ, обыкновенно по алтыну, тогда какъ всѣ другіе получали по 2 деньги.

Такіе штатные записные нищіе находились и при другихъ соборахъ. При Архангельскомъ ихъ было 10 чел., то же число и при Васильевскомъ соборѣ (Василія Блаженнаго), а также и при Богоявленскомъ монастырѣ, которые сидятъ у монастыря. При Чудовѣ монастырѣ 12 чел.; Чудовскіе нищіе распредѣлялись на присѣдящихъ, что сидятъ въ притворѣ паперти у трапезы, стоящихъ у трапезы и у воротъ лежащихъ, кромѣ прилучившихся. Примѣчательно, что при соборѣ Николы Гостунскаго записная артель нищихъ 12 чел. состояла изъ однѣхъ только женщинъ, по преимуществу изъ поповскихъ вдовъ. Особое милосердіе къ женскому полу нищей братіи оказывалъ патріархъ Никонъ, раздавая имъ, вдовамъ и старицамъ, милостыню иногда своеручно и притомъ въ соборѣ на заутрени.

Такъ, 16 генв. 1653 г. святѣйшій на заутрени жаловалъ нищихъ старицъ, вдовъ, дѣвокъ милостынею, роздалъ начетныхъ (то-есть приготовленныхъ) гривенныхъ бумажекъ 3 р. да голыхъ денегъ (мелкихъ ссыпныхъ) 5 р. 10 алт.; раздавалъ деньги самъ патріархъ да ризничій діаконъ Іевъ. Февр. 20 въ соборѣ, послѣ обѣдни, пожаловалъ вдовѣ съ дочерью съ дѣвкою на приданое дѣвкѣ 3 р. Февр. 28, въ недѣлю Православія, на заутрени жаловалъ милостынею вдовъ и старицъ, роздалъ 4 вдовамъ по рублю, двумъ по полтинѣ, да вдовамъ же и старицамъ начетныхъ денегъ по полтинѣ 20 бумажекъ, да мелкихъ денегь ссыпныхъ 2 р., всего 12 р. Іюня 6 на заутрени пожаловалъ по челобитной сироткѣ дѣвкѣ Зиновьицѣ на приданое полтину.

Выходилъ ли патріархъ по недалекому пути изъ своихъ хоромъ къ государю во Дворецъ, только черезъ соборную площадь, и здѣсь появлялись нищіе и происходила обычная дача милостыни. Въ 1678 г. августа 11 Іоакимъ ходилъ со властьми къ Вел. государю въ Верхъ звать къ празднику Успенія Пр. Б-цы, къ столу, и идучи дорогою нищимъ милостыни поручно роздано 4 алт. Эти алтыны показываютъ, что нищихъ на пути встрѣтилось очень немного.

Когда по другимъ путямъ въ Кремлѣ или въ Китаѣ, какъ и въ другихъ мѣстахъ Москвы святѣйшій проходилъ мимо Приказовъ и богадѣленъ, то всегда посылалъ содержавшимся тамъ колодникамъ или богодѣленнымъ обычную милостыню по 2 д. или по алтыну человѣку, сколько бы тамъ ни содержалось заключенныхъ.

Нищая братія въ иныхъ случаяхъ являлась также и богомольцомъ при моленіяхъ объ избавленіи отъ наступающихъ напастей и бѣдствій. Лѣтомъ 1681 г. была большая засуха. Патріархъ Іоакимъ по этому случаю 17 іюня совершалъ въ Успенскомъ соборѣ молебное пѣніе о дождѣ. «И къ тому молебну, по указу святѣйшаго повѣщено въ рядахъ всѣмъ православнымъ христіанамъ и по всѣмъ улицамъ нищимъ мужеска полу и женска, чтобъ приходили въ соборную церковь къ молебну». Послѣ молебнаго пѣнія и литургіи на патріаршѣ дворѣ нищимъ поручно милостыни было роздано 28 р. 20 алт. На другой день, 18 іюня, послѣ молебнаго пѣнія и литургіи святѣйшій ходилъ къ Вел. государю въ село Коломенское и поздравлялъ ему, государю, что онъ въ прошломъ во 184 году (1676 г.) сего числа вѣнчался царскимъ вѣнцомъ. И какъ патріархъ пошелъ въ село Коломенское и безъ себя указалъ на своемъ патріаршѣ дворѣ раздать нищимъ поручно милостыни 21 р. 6 алт. 2 д. Раздавалъ казначей Паисій Сійскій, чтобъ нищіе молили Бога о государевомъ многолѣтнемъ здравіи и о дождѣ. Возвратившись изъ Коломенскаго, на другой день, 19 іюня, святѣйшій снова предъ литургіею въ соборѣ молебствовалъ о дождѣ и послѣ службы пожаловалъ на своемъ патріаршемъ дворѣ нищимъ, которые были у собора въ молебное пѣніе и въ литургію, милостыни 61 р. 12 алт. 2 деньги. Судя по цифрѣ расхода, нищихъ въ это время собралось болѣе 2000 чел., если дача была по алтыну, или 600 чел., если дача была по гривнѣ.

Надо упомянуть, что патріаршій дворъ для нищихъ былъ отворенъ во всѣ дни, когда происходили патріаршіе выходы къ церковной службѣ и по другимъ случаямъ, побуждавшимъ творить обычную милостыню, какъ это указываетъ вышеприведенная запись.

Патріаршіе выходы во дворецъ къ государю происходили кромѣ праздничныхъ и по разнымъ случаямъ домашней царской жизни, а также и по царскимъ днямъ съ поздравленіемъ въ дни ангеловъ, вѣнчанія на царство, въ дни родинъ и крестинъ и т. п.

Патріархъ не пропускалъ случая благословить и царское новоселье въ новыхъ хоромахъ, при чемъ подносилась хлѣбъ-соль, соболи и другіе дары.

Въ 1626 г. сент. 20 Филаретъ Никитичъ поднесъ царю Михаилу Ѳед. на новоселье хлѣбъ и солонку соли оловянную, купленную за 5 алт. Окт. 1 такую же солонку съ хлѣбомъ и солью онъ отнесъ въ новую келью на новоселье въ Вознесенскій монастырь къ государынѣ старицѣ Марѳѣ Ивановнѣ. Въ 1628 г. ноября 23 поднесъ царю на новоселье въ новую Брусяную столовую съ хлѣбомъ такую же оловянную солонку, купленную за 2 алт. 3 деньги.

Можно предполагать, что такая простота и малоцѣнность солонки требовалась какимъ-либо старозавѣтнымъ уставомъ при благословеніи новоселья.

Такъ, въ томъ же году сент. 27 святѣйшій отнесъ на новоселье къ боярину Ив. Никит. Романову два хлѣба и двѣ такихъ же оловянныхъ солонки. Хлѣбы куплены по алтыну и 2 д., солонки по 2 алт. и 2 д. — Покупка хлѣбовъ и солонокъ на торгу тоже можетъ скрывать въ себѣ какой-либо бытовой старозавѣтный уставъ. И спустя много лѣтъ, въ 1651 г. сент. 7, патріархъ Іосифъ также отнесъ на новоселье царицѣ Марьѣ Ильичнѣ и четыремъ царевнамъ 5 солонокъ оловянныхъ же, вѣсу въ нихъ было три фунта.

На торгу въ Хлѣбномъ ряду продавались и особые хлѣбы, называемые новосельными, пшеничные по 7 алт. за хлѣбъ, и къ нимъ деревянныя красныя солонки по 2 деньги. Такіе хлѣбы и солонки были посланы патріархомъ въ 1639 г. окт. 1 на новоселье къ царицѣ Евдокѣи Лук. и къ тремъ царевнамъ, всѣмъ одинаковые.

Напротивъ того, Никонъ въ 1653 г. поднесъ царевнамъ на новоселье солонку яшмовую съ камешки, цѣною въ 10 руб.

Въ 1686 г. іюля 17 Іоакимъ ходилъ въ Верхъ къ царицѣ Марѳѣ Матвѣевнѣ въ новыя каменныя хоромы на новоселье съ образомъ и съ хлѣбомъ и послѣ благословенія поднесъ съ хлѣбомъ солонку серебряную круглую бѣлую, вѣсомъ въ 19 золотниковъ.

Въ 1671 г. февраля, по случаю бракосочетанія царя Алексѣя Мих. съ Натальею Кирил., святѣйшій ходилъ во дворецъ съ дарами къ Вел. государю для всемірной радости двоебрачнаго закона, и такъ какъ это дѣло было благодатное, то съ выходомъ во Дворецъ не были забыты и несчастные бѣдствующіе, — имъ въ Большую тюрьму было куплено хлѣба и калачей на рубль, да поручной милостыни по Приказамъ колодникамъ и больничнымъ и нищимъ и по мостамъ леженкамъ, и съ Верху идучи отъ государя, роздано еще рубль 31 алтынъ.

Въ 1675 г. іюня 29 Іоакимъ служилъ литургію въ монастырѣ у Богородицы, зовомыя Донскія, и послѣ литургіи, ради имянинъ царевича Петра Ал., былъ у Вел. государя на Воробьевѣ, кушалъ и послѣ стола былъ въ своемъ домовомъ селѣ Троицкомъ, что на Сѣтунѣ, и того жъ числа изъ села пришелъ къ Москвѣ. И въ томъ походѣ роздано нищимъ поручно 2 р. 10 д.

Патріархи Іоакимъ и Адріанъ не рѣдко ходили въ Преображенское и въ Измайлово съ поздравленіями, когда тамъ пребывали царскія семьи Нарышкиныхъ и Милославскихъ. Въ этихъ походахъ патріарха обыкновенно сопровождали около кареты стрѣльцы, человѣкъ 20, которые также получали небольшую дачу.

Соблюдая извѣстные установленные церковные обычаи, патріархи въ прощеные дни Масляницы дѣлали выходъ во всѣ Москов. монастыри. Въ 1691 г. Адріанъ такой походъ совершилъ въ субботу Сырной недѣли, февр. 21. Сначала онъ посѣтилъ Донской монастырь, потомъ Даниловскій, затѣмъ Симоновъ, гдѣ служилъ литургію и послѣ литургіи въ монастырѣ хлѣба кушалъ у архимандрита въ кельѣ. Потомъ ходилъ въ Новоспасскій монастырь, далѣе въ Покровскій, что на Убогихъ дому и въ Андроніевъ. Въ этомъ походѣ его сопровождали около возка стрѣльцы, тоже 20 чел.

Въ такіе же дни святѣйшій ходилъ и въ тюрьмы раздавать тюремнымъ сидѣльцамъ милостыню.

Въ 1653 г. патріархъ Никонъ ходилъ въ тюрьму генв. 7 и роздалъ сидѣльцамъ по гривнѣ и по 2 гривны человѣку да пожаловалъ каждому по денежному калачу; на калачи издержано 3 р. 23 алт. 4 д. — Февр. 19 святѣйшій ходилъ по разнымъ Приказамъ — колодникамъ на поручную милостыню роздано въ Судномъ Москов., въ Судномъ Володимерскомъ, на Бархатномъ дворѣ, въ Рейторскомъ, въ Разрядѣ, въ Нижегородской Чети, въ Помѣстномъ, въ Новой Чети, въ Большой казнѣ, въ Патріаршемъ Разрядѣ, всего 209 чел. по 3 алт. по 2 д. человѣку. Итого 20 р. 30 алт. — Тогда же государь-патріархъ ходилъ на Тюремный дворъ и тюремнымъ сидѣльцамъ 634 чел. на поручную милостыню роздано по 6 денегъ человѣку, влазнаго 2 р., т.-е. вѣроятно за входъ въ тюрьму, какъ собиралась эта пошлина и съ самихъ сидѣльцевъ. «Да что они кликали Бирюка за кликанье рубль…» Апрѣля 17 опять ходилъ въ тюрьму и поручно роздалъ 395 чел. по гривнѣ-39 р. 16 алт. 4 д. Да за Бирюкъ 2 р., всего было роздано 41 р. съ полтиною.

Бирюкъ, бирючить-значило возглашать, кликать громко какія-либо распоряженія властей, т.-е. публиковать во всеуслышаніе такія распоряженія. Какой смыслъ имѣлъ бирюкъ въ тюрьмѣ, возглашаемый передъ патріархомъ, трудно сказать. Быть можетъ, ему кликали бирюкомъ славу его личности.

Въ 1653 г. дек. 8 Никонъ ходилъ на Пушечный дворъ смотрѣть колокольнаго дѣла — нищимъ роздано 5 р.

Патріархъ Іоасафъ II въ 1668 г. генв. 28, идучи въ Новоспасскій монастырь къ обѣдни, указалъ въ Черную полату и въ иные Приказы купить у мужика малые салазки саекъ горячихъ и покласть въ кульки для раздачи. За сайки отдано 20 алт.

Въ заботливости о своемъ хозяйствѣ, патріархи нерѣдко выѣзжали и на свои загородные хозяйственные дворы, которые находились въ мѣстности Кудрина и Новинскаго монастыря.

Эта мѣстность находилась по теченію рѣчки Прѣсни и съ широкою окрестностью была отдана въ Домъ Пресвятыя Богородицы и во владѣнье митрополичьяго двора еще супругою Владиміра Андреев. Храбраго, Еленою Ольгердовною, и съ того времени стала хозяйственнымъ хуторомъ митрополитовъ, а потомъ патріарховъ. Хотя въ послѣдующія времена эти церковныя земли перешли частью въ царское, частью въ городское владѣнье.

Издревле р. Прѣсня была запружена отчасти для прудовъ царскаго обихода, а также и для патріаршаго.

Патріархъ Іоакимъ въ 1683 г. апр. 25 ходилъ въ Новинскій монастырь для осмотра того монастыря ло межѣ земли, а потомъ мая 21 ходилъ на Прѣсню, указалъ гдѣ строить новый прудъ и, осмотря мѣсто, въ монастырѣ слушалъ вечерню. Іюля 3 онъ опять ходилъ смотрѣть прудъ, что дѣлаютъ вновь на рѣчкѣ Прѣснѣ. Сент. 13 ходилъ смотрѣть тотъ же прудъ, который сдѣланъ на Прѣснѣ вновь.

Съ наступленіемъ весны 1684 г. апрѣля 10 патріархъ снова досматривалъ новопостроенный прудъ. И послѣ того неоднократно хаживалъ на этотъ прудъ каждый годъ весною, лѣтомъ и осенью. Столько же заботился объ этомъ прудѣ и патріархъ Адріанъ, путешествуя туда съ тѣмъ же постоянствомъ и заходя иногда и на патріаршій прудъ, что за Петровскими воротами на Неглинной, или на Житный свой дворъ. При патріархѣ Іоакимѣ еще въ 1681 г. въ патріаршее владѣнье поступилъ изъ Дворца и Прѣсницкій садъ. въ 1691 г. патріархъ Адріанъ ходилъ на Прѣсню на прудъ, рекомый Студенецъ, что за Ваганьковымъ, послѣ литургіи въ церкви Іоанна Предтечи, что противъ Новинскаго монастыря у Кречатнаго двора.

Въ 1681 г. августа 12 патріархъ Іоакимъ ходилъ за Варварскія ворота на Кулишки, смотрѣть новопостроенныхъ богадѣленъ, да на загородный дворъ за Мясницкія ворота.

Въ 1690 г. генваря 31, незадолго до свой кончины, патріархъ Іоакимъ ходилъ къ пѣвческимъ полатамъ, которыя построены за Ветошнымъ Рядомъ, для разводу тѣхъ полатъ пѣвчимъ дьякамъ и подьякамъ, гдѣ кому жить.

Въ 1692 г. сентября 4 Адріанъ ходилъ къ церкви Козмы и Даміана, что за Москвою-рѣкою въ Кадашовѣ для досмотру иконостаса и на церкви главъ, противъ (по подобію) которыхъ строить въ домовомъ патріаршѣ селѣ Пушкинѣ, въ новопостроенной каменной церкви Николая Чудотворца.

Со временъ патріарха Никона святѣйшіе нерѣдко выѣзжали и въ свою подмосковную дачу, въ село Троицкое-Голенищево. Въ этотъ походъ они обыкновенно отправлялись въ праздникъ Новодѣвичьяго монастыря 28 іюля послѣ литургіи. Въ селѣ также было особое и широкое патріаршее хозяйство. Никонъ, какъ упомянуто выше, стр. 582, въ 1655 г. угощалъ тамъ и Вселенскихъ патріарховъ. Въ томъ же селѣ происходило 5 и 6 іюля 1667 прощальное угощеніе Вселенскому Паисію «съ довольнымъ утѣшеніемъ» послѣ церковныхъ службъ въ присутствіи высшихъ духовныхъ властей. Здѣсь въ сельскомъ патріаршемъ храмѣ Паисій произнесъ рѣчь, обратясь къ Московскому Іоасафу, въ которой заповѣдовалъ, чтобы все то, что они Вселенскіе патріархи здѣсь (въ Москвѣ) ученіемъ своимъ утвердили, то бы и въ предыдущія лѣта было неподвижно и нерушимо, то-есть постановленія извѣстнаго собора 1666 г. Изъ Троицкаго села Паисій выѣхалъ въ Семеновское и далѣе по Калужской дорогѣ въ свои страны. Въ Семеновское, спустя два дня, прибылъ и самъ государь совсѣмъ уже попрощаться съ досточтимымъ святителемъ.

Патріархъ Іоакимъ въ 1680 г. изъ Троицкаго ходилъ въ село Владыкино; а въ 1689 г. изъ Троицкаго же ходилъ въ сельцо Кунцово.

Патріархъ Никонъ всегда хаживалъ къ государю и на Воробьеву гору, гдѣ въ 1657 г. апрѣля 30 заложилъ себѣ даже особый патріарховъ дворъ, на окладѣ котораго присутствовалъ и царь Алексѣй Мих., нарочно для этого выѣзжавшій на Воробьеву гору. Этотъ дворъ, можно предполагать, былъ построенъ въ селѣ Красномъ, какъ прозывалось тогда село Воробьево. Вѣроятно, патріаршіе хоромы были выстроены въ теченіи того лѣта. При наступленіи Новодѣвичинскаго праздника патріархъ отправился на Воробьеву гору 27 іюля. 28 приходилъ въ монастырь, служилъ обѣдню и послѣ обѣдни снова пошелъ въ село Красное, къ своимъ хоромамъ.

Примѣчательны выходы патріарха Іоакима на Печатный Дворъ и въ Богоявленскія школы.

Въ 1684 г. генваря 15 патріархъ ходилъ Книгъ Печатнаго дѣла на Дворъ въ правильню и въ школу, гдѣ учатся греческаго и словенскаго книжнаго ученія и писанія ученики, и по указу св. патріарха куплено и дано греческаго діалекта ученикомъ, словесному учащимся, 23 челов. по калачу двуденежному; словенскаго языка ученикомъ, которые учатся словесному и писать, 168 чел. по денежному калачу. Да ученикомъ же первымъ и надъ прочими надсматривальщикомъ, названнымъ старостамъ, Силкѣ Семенову 2 руб., Власку Абрамову да Андрюшкѣ Осипову по рублю. Калачи порунно ученикомъ роздавалъ подьячей.

Въ 1685 г. іюля 7 патріархъ Іоакимъ ходилъ на Дворъ Книгъ Печатнаго дѣла для досмотру книгь древнихъ, и въ школу, гдѣ учатся греческаго языка и грамотѣ. По указу патріарха роздано двумъ учителямъ по 16 алтынъ 4 деньги, ученикамъ греческаго и словенскаго языка 11 чел. по гривнѣ, 28 чел. по 2 алт., 13 чел. по 6 ден., 146 чел. по 2 ден., двумъ старостамъ по 2 алтына.

1685 г. сентября 3 святѣйшій ходилъ въ Богоявленскій монастырь, что за Ветошнымъ рядомъ, для досмотру, гдѣ строить школу для ученія ученикамъ греческому книжному писанію… А изъ того монастыря ходилъ на свой патріаршъ домовой Житной дворъ, что за Землянымъ городомъ подлѣ Новинскаго монастыря для досмотру Житницъ.

1686 г. генваря 29 ходилъ со архіереи въ Богоявленскій монастырь, въ новопостроенную (деревянную) школу, въ которой учатъ грекоіеромонахи Софроній и Аникій (Лихуды) учениковъ греко-латинскому книжному писанію и въ той школѣ учениковъ слушалъ ученія… А изъ Богоявленскаго монастыря ходилъ съ архіереи жъ Книгъ Печатнаго дѣла на Дворъ въ школьныя же полаты, въ которыхъ учитъ учениковъ его св. патріарха дому іеромонахъ Тимоѳей греческому и словенскому книжному писанiю…

Учениковъ въ это время было греческаго писанія 66 чел., словенскаго книжнаго писанія 166 человѣкъ. Въ 1687 г. генваря 29 патріархъ ходилъ въ Богоявленскій монастырь и былъ съ бѣлыми властями въ школѣ, въ которой учать учениковъ греческихъ книгь грекоіеромонахи Софроній и Іоанникій, и слушалъ греческаго граматическаго ученія и послѣ слушанія пожаловалъ учителямъ Софронію и Іоанникію по 5 золотыхъ, да ученикамъ боярина кн. Юрья Михайловича Одоевскаго, дѣтямъ его, кн. Михаилу да кн. Юрью, да князь Петру, да кравчаго Бориса Алексѣевича Голицына сыну его кн. Алексѣю, да дьяка Василья Посникова, сыну его Петру, по золотому одинакому, а золотые подносилъ патріарху казначей старецъ Паисій Сійскій.

Патріархи не отказывали себѣ въ удовольствіи и въ любопытствѣ посмотрѣть въѣздъ иноземныхъ пословъ и другихъ почетныхъ лицъ. Патріархъ Никонъ въ 1653 г. декабря 27 ходилъ смотрѣть выѣзду и встрѣчи, какъ пришелъ къ Москвѣ Грузинскій царевичъ, а въ 1655 г. октября 7 ходилъ на Неглинскія ворота смотрѣть Цысарскаго посла. На этихъ воротахъ (нынѣ Воскресенскія у Иверской часовни) въ то время находились особыя хоромы, устроенныя нарочно для подобныхъ смотровъ, куда смотрѣть иногда приходилъ и самъ государь, а также и царица съ дѣтьми. Тутъ же находилось мѣсто и для патріарха.

Нерѣдко патріархъ выходилъ въ приходскія церкви и въ монастыри на погребеніе болѣе или менѣе знатныхъ или богатыхъ покойниковъ, конечно по просьбѣ ихъ родныхъ, желавшихъ совершить похороны съ патріаршимъ ликомъ. Похоронное дѣло въ то время въ расходахъ на духовный чинъ было въ точности опредѣлено особымъ уставомъ, кому какую дачу должно выдавать на руки.

Этотъ уставъ подъ именемъ Погребальной росписи дѣйствовалъ со времени Никона и при патріархахъ Іоасафѣ II, Питиримѣ и Іоакимѣ. Порядокъ дачи распредѣлялся на три статьи. По большой статьѣ патріархъ получалъ 20 р., по средней-15 р., по меньшей — 10 р., кромѣ дачъ патріаршимъ служебникамъ и пѣвчимъ. По тѣмъ же статьямъ митрополиты получали 10 р., 6 р., 5 р., архіепископы и епископы 6 р., 5 р., 4 р., архимандриты 5 р., 4 р., 3 р., игумены 3 р., 2 р., 1 1/2 р. и т. д.

Соотвѣтственно статьямъ Погребальной росписи происходили и похороны, богатство облаченія и прочія церковныя потребы.

Сверхъ того, въ этихъ случаяхъ собиралась въ патріаршую казну дань за лампадную свѣчу и за ладанъ 20, 25 и 50 копѣекъ.

Въ этихъ выходахъ, какъ равно и въ рѣдкихъ выходахъ въ церковь приходскаго праздника или на освященіе новопостроенной приходской церкви, всегда вывозилась патріархова ризница, стулъ, подушка, коверъ, колодка подножная, приступъ для всхода въ карету, въ возокъ или въ сани.

Въ лѣтнее время въ Крестныхъ ходахъ патріархи ходили пѣшкомъ, при чемъ употреблялся солночникъ, родъ балдахина, или палатка, а впослѣдствіи солночникъ-зонтъ изъ китовыхъ усовъ.

Во время выѣздовъ они шествовали лѣтомъ въ каретахъ, зимою въ зимнихъ возкахъ и въ саняхъ, въ числѣ которыхъ были «вседневные и панихидные».

По временамъ на запяткахъ у святѣйшаго стаивали не маловажные духовные чины. Такъ по крайней мѣрѣ случилось во время пребыванія въ Москвѣ Вселенскихъ патріарховъ, въ 1666–1667 г. Для почета Вселенскихъ Святителей, когда они 18 ноября выѣхали въ монастырь къ Спасу наНовое, у нихъ и на пятахъ у Саней стояли архимандриты Рожественскій да Симоновскій. Потомъ 8 февраля 1667 г., когда новонареченный Московскій патріархъ Іоасафъ возвращался на свое Троицкое подворье, у него, у саней «на запяткахъ» ѣхали соборный протопопъ Михайло да дьяконъ Михайло же.

Неизвѣстно, сколько и какія были кареты у патріарха Филарета. Есть свѣдѣніе, что Іоасафъ II въ 1667 г. возобновилъ Филаретовскую карету, которая внутри была обита чернымъ травчатымъ атласомъ и по мѣстамъ зеленымъ голуномъ. Въ нее положены двѣ подушки, покрытыя зеленымъ бархатомъ, и въ изголовьѣ помѣщены два креста серебряные позолоченые съ мощьми, «что были тѣ кресты въ зимнихъ возкахъ, и тѣ кресты взяты въ карету».

Никонъ въ 1654 г. устроилъ себѣ новую карету, которую дѣлалъ телѣжникъ Дмитровской сотни. Вѣроятно, эта карета не совсѣмъ была хороша по своему издѣлію и потому въ 1656 г. патріархъ купилъ карету нѣмецкое дѣло, обита черною кожею, кругомъ гвоздья золоченыя, по заморской цѣнѣ за 50 р. Однако въ томъ же году ему уже дѣлали новую рѣзную карету, патріаршіе каретные мастера, Поляки (Бѣлоруссы).

Патріархъ Адріанъ при самомъ вступленіи на патріаршество въ 1690 г. купилъ Нѣмецкую карету съ тремя стекольчатыми окончинами и съ 4 мѣдными яблоками на верхнихъ углахъ, покрытую черною кожею съ золочеными гвоздями.

При немъ въ 1697 г. сдѣлана карета даже патріархову архидіакону, цѣною въ 32 р.

Въ 1691 г. на Конюшенномъ патріарховомъ дворѣ находилось старыхъ и новыхъ каретъ девять, въ томъ числѣ и карета, жалованная патріарху Іоакиму Царемъ Ѳедоромъ Алексѣевичемъ, обита черною кожею золочеными гвоздями съ четырьмя яблоками золочеными же по угламъ; внутри обита чернымъ бархатомъ; въ двухъ дверяхъ и въ окнахъ 10 окончинъ стекольчатыхъ съ подъемными тесьмами, двѣ подушки чернаго бархата; въ каретѣ Спасовъ образъ писанъ на золотѣ. Бичь ременный, у него плетовище нѣмецкое покрыто краснымъ сукномъ.

Тамъ же находилась полукарета, въ которой ѣздилъ патріарховъ келейникъ, и три коляски, одна обиходная, что ѣздитъ дворецкій.

Затѣмъ возокъ крытъ бархатомъ вишневымъ съ голуномъ чернымъ; на мѣстѣ двѣ подушки вислыя, сукно лазоревое. Внутри обито сукномъ и бархатомъ лазоревымъ, полы атласъ вишневъ; шесть окончинъ и одна маленькая круглая, слюдяныя. — Другой возокъ крытъ кожею красною, въ немъ положенъ тюфякъ, крыто сукномъ зеленымъ; фонарь слюдяной четыреугольный съ жестянымъ кожухомъ. Сани большіе, въ нихъ и щитъ, обито атласомъ-зеленымъ; подъ мѣстомъ миндерь кожа красная, подушка бархатъ зеленый. Сани панахидные, покрыты кожею красною, въ нихъ и щитъ, обито атласомъ лазоревымъ, въ ногахъ сукно лазоревое, подъ мѣстомъ миндерь, на немъ подушка бархатъ черный. — Сани походные, писаны красками, обиты сукномъ зеленымъ, щитъ— бархатомъ зеленымъ и собольими хвостами. Сани походные новые, писаны краскою зеленою, обиты сукномъ и щитъ бархатомъ зеленымъ.

Патріаршія похороны.

По болѣзни или по старости, предвидя и предчувствуя свою кончину, св. патріархи неотмѣнно прибѣгали къ соборованію масломъ. Патріархъ Филаретъ Никитичъ еще года за четыре до своей кончины въ 1629 г. ноября 23 соборовался, быть можеть, по случаю тяжкой болѣзни. Потомъ предъ кончиною въ 1633 г. октября 1 его снова «святили масломъ» также соборнѣ, при чемъ духовенство получало немалую дачу: духовнику 5 р., архимандритамъ по 3 р., дьяконамъ по 2 р.

Точно такъ же въ 1640 г. ноября 21 «святили масломъ» Іоасафа I съ меньшимъ расходомъ дачи. Это были такъ называемыя милостынныя деньги. На соборованіи Іоасафа II было роздано слишкомъ 20 р., на соборованіи Питирима — слишкомъ 16 р.

Святѣйшій Іоакимъ 5 марта 1690 г. заскорбѣлъ глазною болѣзнію, 15 марта соборовался, посвятился елеомъ. 16 марта за спасеніе души своей и ради облегченія отъ болѣзни указалъ на Москвѣ во всѣ монастыри дѣвичи и женскіе, кромѣ Вознесенскаго и Алексѣевскаго, игуменьямъ и старицамъ, и во всѣ Московскія богадѣльни нищимъ мужеска полу и женска, роздать милостыни по 6 денегъ человѣку и роздано 58 р. 10 денегъ. 17 марта онъскончался. 18 марта погребенъ.

Адріанъ по случаю параличной болѣзни, приключившейся ему въ 1696 г., ожидая кончины, изволилъ посвятить себя масломъ 20 окт. 1698 г. и потомъ еще 24 іюля 1700 г. и въ тотъ же годъ на 13 число октября скончался, въ своей малой каменной кельѣ, «что отъ Соборныя церкви», существующей надъ Синодальнымъ домомъ въ видѣ теремка и донынѣ. По случаю кончины патріарха въ тотъ же часъ на Ивановской колокольнѣ благовѣстили но трижды въ большой и въ Успенскій колокола.

Тѣло покойнаго скутывали или окутывали, то-есть устроивали по обычаю, омывъ его грецкою губкою. Патріарха Адріана окутали въ гробу сверхъ всего зеленымъ бархатомъ. Между тѣмъ покупали дубовый гробъ, цѣна котораго бывала различна, вѣроятно смотря по дереву. Для Іоасафа I такой гробъ купленъ съ провозомъ за 3 р. 4 алт.; для Іоасафа II за полтретья рубля; для Питирима 2 р. 5 алт.; для Іоакима 2 р.; для Адріана также 2 р. При этихъ послѣднихъ двухъ патріархахъ дубовый гробъ, для красной рѣчи, стали именовать деревяннымъ ковчегомъ. Обыкновенно гробъ обивали чернымъ сукномъ и зелеными ремешками; внутри постилали хлопчатою бумагою или бумажнымъ же тюфячкомъ и изъ бумаги же и тафты дѣлали подушечку. Іоасафу I было постлано сукно черное самородъ, монатейное, дешевое, по 2 гривны за аршинъ. Не оно ли Троицкое, упомянутое нами выше?

Для выноса гроба съ покойнымъ изготовляли одръ (съ рукоятками), катафалкъ, обитый темносинимъ или чернымъ сукномъ; у Адріана чернымъ бархатомъ. Послѣ погребенія Іоасафа I сукно темносинее съ одра по царскому указу было отдано соборянамъ Успенскаго собора, протопопу съ братьею.

Послѣ погребенія Адріана съ одра и съ гробовой крыши черный бархатъ употребленъ на покровъ на его гробницу, а остальное розданъ кусками на камилавки домовымъ попамъ и другимъ служебникамъ и на шапочные вершки въ поминовеніе по св. патріархѣ.

Въ тотъ же день кончины покойнаго или на другой день, иногда дня черезъ 4 (Іоасафъ I), когда все надобное было изготовлено происходилъ церемоніальный выносъ умершаго въ Соборную церковь. Къ выносу звонили во всѣ колокола изрѣдка перезвономъ.

Святѣйшихъ Іоакима и Адріана изъ келій выносили предварительно въ церковь 12 Апостоловъ, а патріарха Іоасафа I въ Ризположенскую церковь, гдѣ день и ночь до выноса домовые дьячки читали надъ покойникомъ псалтирь. Всякихъ чиновъ люди приходили кь тѣлу для прощенія и цѣловали руку. Во время выноса очень щедро расходовались милостынныя деньги, которыя раздавались присутствовавшимъ властямъ, старшему и младшему духовенству и прикосновеннымъ выносу всякаго званія церковнымъ слугамъ, оканчивая звонарями и сторожами. Кромѣ того, тогда же раздавали милостыню въ тюрьмы, въ богадѣльни и нищимъ. При выносѣ Іоасафа I (умеръ 29 ноября, погреб. 3 дек.) роздано въ Большую тюрьму 477 чел.; по Приказамъ колодникамъ 385 ч.; въ богадѣльни 300 ч. по 6 и по 4 деньги человѣку. Всего на выносъ было роздано 103 руб. 16 алт. 4 д. Нищихъ въ это время кормили по 100 чел. каждый день на патріаршемъ дворѣ, въ Столовой полатѣ, при чемъ каждому давано по 2 д., т.-е. по копейкѣ.

На выносѣ Іоасафа II роздано въ Большую тюрьму 680 чел.; по всѣмъ Приказамъ 1081 ч. по алтыну; во всѣ богадѣльни 533 ч. по 4 д.; по мостамъ и по крестцамъ нищимъ роздано 8 р. Всего израсходовано 140 р. 31 алт. 4 д. На выносѣ Питирима израсходовано только 91 р. 19 алт., а на выносѣ Іоакима и Адріана такой дачи уже никому не было.

Въ 1690 г. покойника Іоакима несли на одрѣ архимандриты и игумены. Передъ тѣломъ шли протопопы, священники, дьяконы со св. иконами и крестами и съ рипидами, пѣвчіе съ лампадами и со свѣщами, пѣли надгробное пѣніе. Передъ тѣломъ непосредственно несли посохъ св. Петра митрополита. За тѣломъ шли Государи съ Синклитомъ. Звонъ во всѣ колокола. Тѣло было поставлено въ алтарѣ. По принесеніи тѣла пахріарха Адріана въ соборъ, во время входа въ алтарь со св. Евангеліемъ, внесено было въ алтарь и тѣло патріарха и поставлено за престоломъ близь горняго мѣста. По совершеніи литургіи его вынесли изъ алтаря и поставили на амвонѣ, гдѣ архидіаконъ читалъ прощальную молитву, послѣ чего тѣло поставили возлѣ амвона, гдѣ совершено отпѣваніе.

Тѣмъ временемъ каменныхъ дѣлъ рабочіе поспѣшали выкопать въ соборѣ указанную могилу и устроить ее слѣд. образомъ:

Выкопанную могилу они выкладывали кирпичомъ, какъ каменную постройку на извести и пр., для чего выходило 800 и 2000 кирпичей. Въ этой кирпичной кладкѣ поставляли бѣлокаменный гробъ-ковчегъ съ крышкою, который покупался у Мячковскихъ каменщиковъ или у каменныхъ дѣлъ подмастеріевъ, добывавшихъ такіе домовища тоже изъ села Нижняго Мячкова. Для Іоасафа I каменный ковчегъ былъ купленъ за 12 р., для Іоакима за 15 р., для Адріана за 12 р.

Другіе мастера, каменные рѣзцы въ это же время также поспѣшали своею работою вырѣзывать на каменной гробовой крышѣ, а также и на особой каменной доскѣ къ гробницѣ лѣтописи о покойномъ патріархѣ; наружныя слова и около лѣтописи кайму, травы, обыкновенно золотили. Такія лѣтописи были вырѣзаны для Іоасафа II, при чемъ гробничная доска была позолочена сусальнымъ золотомъ по краскѣ голубцу съ росписью и другими красками.

Золота пошло 400 листовъ. Для лѣтописи Питирима употреблено 600 листовъ.

Доска эта ставилась въ подножіи патріаршей гробницы съ наружной стороны; у Питирима на гробовой каменной крышѣ была вырѣзана также лѣтопись о его преставленіи.

Точно такъ же и при погребеніи Адріана были вырѣзаны двѣ каменныя доски, одна, крыша надъ каменнымъ ковчегомъ глубокою рѣзьбою, подписана, и другая для гробницы, на которой слова и каймы были позолочены и росписаны красками.

Наставалъ день погребенія, по случаю котораго вся церковная Москва принимала живое участіе въ этомъ событіи, такъ какъ по этому случаю повсюду раздавались милостынныя дачи въ поминовеніе и не только церковникамъ, но и всѣмъ жившимъ въ заключеніи, въ бѣдности и въ нуждѣ.

На погребеніи Іоасафа I по цареву указу было роздано Ростовскому митрополиту 50 р., Крутицкому 40 р., архимандриту Троицы-Сергіева монастыря 7 р., другимъ по 5, по 4, по 3, по 2 р. по 1 р. и такъ далѣе; дачи уменьшались или увеличивались, смотря по достоинству духовныхь лицъ, или лицъ, прикосновенныхъ къ церковной службѣ, каковы были причетники, пѣвчіе, звонари, сторожа и прочіе. Тогда же Московскимъ мѣстнымъ (приходскимъ) попамъ 372 чел. роздано по двѣ гривны человѣку, дьяконамъ 150 чел. по 4 алтына. Безмѣстнымъ попамъ, толпившимся на Спасскомъ Крестцѣ, у Спасскихъ воротъ, 313 чел. по 5 алт., дьяконамъ 19 чел. по 3 алтына, звонарямъ 64 чел. по 2 алт. по 2 деньги, нищимъ въ Застѣнкѣ 50 р., въ тюрьмы тюремнымъ сидѣльцамъ и по Приказамъ колодникамъ 923 чел. по алтыну; въ богадѣльни нищимъ 300 чел. по 4 деньги. Всего роздано на погребеніи патріарха 500 р. 12 алт.

На погребеніи Іоасафа II въ 1672 г. февр. 18 по царскому указу роздано: Новгородскому митрополиту 50 р., Сарскому и Подонскому и Рязанскому по 40 р., двумъ архіепископамъ по 30 р., епископу 25 р., Чудовскому архимандриту 15 р., остальнымъ по 5 р., и т. д. Московскимъ мѣстнымъ попамъ 315 ч. по 2 гривны; дьяконамъ 150 ч. по 4 алт.; безмѣстнымъ попамъ 179 ч. по 5 алт. дьяконамъ 9 ч. по гривнѣ, безмѣстнымъ старицамъ 18 ч. по алтыну, въ Большую тюрьму 680 ч. и во всѣ Приказы колодникамъ всего 1081 чел. по алтыну, во всѣ богадѣльни нищимъ 533 чел. по 4 д., патріаршимъ больничнымъ и Успенскимъ нищимъ 30 ч. по алтыну. Всего израсходовано 611 р. 28 алт.

Бѣлымъ и чернымъ властямъ и соборному причту раздавалъ въ соборѣ самъ В. Государь.

На погребеніи Питирима роздано 491 р. 7 алт. Властямъ и соборянамъ въ соборѣ раздавалъ самъ же Государь изъ своихъ рукъ. На погребеніи Іоакима роздано 448 р. 25 ал. На погребеніи Адріана-371 р. 31 алт. 2 д.

Погребеніе совершалось, вѣроятно по завѣщанію покойныхъ, неодинаково. Патріарха Іоасафа I схоронили власти, переложивъ его прахъ изъ деревяннаго гроба въ каменный, при чемъ дубовый его гробъ, послѣ переложенія тѣла въ каменный, «по государеву указу велѣно было поставить въ Колокольницу, подъ большой колоколъ». Что значило это государево распоряженіе, неизвѣстно. Такимъ же порядкомъ былъ схороненъ и патріархъ Іоакимъ съ переложеніемъ праха властями изъ деревяннаго въ каменный гробъ. Но Питиримъ не былъ перелагаемъ и въ дубовомъ гробу былъ положенъ въ каменный гробъ, какъ и послѣдній патріархъ Адріанъ.

Послѣ погребенія надъ могилою сооружалась кирпичная надгробница съ замычкою ея свода. Эти надгробницы существуютъ и донынѣ. По окончаніи работъ надгробницы покрывали повседневнымъ покровомъ изъ чернаго сукна, съ изображеніемъ изъ серебрянаго кружива обычнаго креста. Праздничный покровъ шили изъ бархата съ изображеніемъ креста изъ серебрянаго кованаю кружива.

На гробницѣ поставляли кіотъ съ иконами и передъ ними шанданы со свѣчами, а также и серебряное блюдо для кутьи, на чемъ кутью ставить.

Восковыхъ свѣчей на погребеніи выходило 6 и 7 пудовъ слишкомъ.

Въ поминовеніе по царскому указу по всѣмъ церквамъ раздавались сорокоусты, въ главные монастыри, по 4 и п


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: