Вопросы для экзамена по дисциплине «микроэкономика

 

  1. Предмет микроэкономики.
  2. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора.
  3. Применение микроэкономической теории.
  4. Методы и принципы микроэкономического анализа.
  5. Ординалистский подход к оценке потребителем общей полезности потребляемых благ.
  6. Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Свойства кривых безразличия.
  7. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства.
  8. Графическая интерпретация равновесия потребителя.
  9. Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривые «цена-потребление» для различных видов благ.
  10. Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход-потребление» для различных видов благ.
  11. Эффект дохода и эффект замещения и их влияние на величину спроса на различные виды благ при изменении цены.
  12. Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике.
  13. Совершенная конкуренция и ее основные черты. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.
  14. Два подхода к определению оптимального объема выпуска фирмы.
  15. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в кратко- и долгосрочном периодах.
  16. Совершенная конкуренция и эффективность.
  17. Чистая монополия и ее основные черты. Факторы монополизации. Виды монополии.
  18. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Равновесие фирмы-чистой монополии в кратко и долгосрочном периодах.
  19. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.
  20. Чистая монополия и эффективность.
  21. Монополистическая конкуренция и ее основные черты.
  22. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в кратко- и долгосрочном периодах.
  23. Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.
  24. Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.
  25. Олигополия и ее основные черты. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.
  26. Типология моделей олигополии.
  27. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса.
  28. Олигополия и эффективность.
  29. Рыночная власть, ее источники и показатели.
  30. Антимонопольная политика государства: зарубежный опыт, особенности в Республике Беларусь.
  31. Рынки ресурсов. Спрос на ресурс. Предложение ресурса. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынке ресурса.
  32. Рынок труда. Спрос на труд. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие рынка труда.
  33. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы. Дифференциация заработной платы и ее причины.
  34. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.
  35. Рынок капитала и его структура. Спрос и предложение капитала. Инвестиции.
  36. Особенности функционирования рынка капитала в Республике Беларусь.
  37. Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль: источники и функции.
  38. Земля как фактор производства и ее особенности. Земля как возобновляемый природный ресурс: естественное и экономическое плодородие почвы.
  39. Рынок земли. Рента и арендная плата. Цена земли.
  40. Рынок земли в Республике Беларусь.
  41. Фиаско рынка и формы его проявления. Направления микроэкономического регулирования.
  42. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.
  43. Информация и ее роль в экономике. Причины ассиметрии информации. Неопределенность. Риск.
  44. Общественные блага. Свойства общественных благ. Особенности спроса на общественные блага.
  45. Предложение общественных благ. Проблема «безбилетников».

 


Приложение А

(справочное)


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Тема 1. Предмет микроэкономики

Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условия экономического выбора. Применение микроэкономической теории.

Методы и принципы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов. Моделирование экономических процессов.

 

Тема 2. Теория поведения потребителя

Ординалистский поход к оценке потребителем общей полезности потребляемых благ.

Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения. Карта кривых безразличия.

Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства.

Графическая интерпретация равновесия потребителя.

Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена­ потребление». Построение кривой индивидуального спроса. Кривые «цена­ потребление» и кривые спроса для различных видов благ.

Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход-потребление». Сдвиги кривой индивидуального спроса. Кривые «доход-потребление» для различных видов благ. Кривые Энгеля.

Эффект дохода и эффект замещения. Совокупный эффект цены. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса на различные виды благ при изменении цены.

 




double arrow
Сейчас читают про: