ТЕМА № 5 «ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД. БИОСИНТЕЗ БЕЛКА: ТРАНСКРИПЦИЯ»
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД
![]() |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задание № 1. Заполните таблицу «Генетический код и его свойства».
| № | Термины | Их определения |
| 1 | Генетический код — это | |
| а | Количество азотистых оснований | |
| б | Количество аминокислот | |
| в | Количество возможных комбинаций | |
| 2 | Свойства генетического кода (с примерами) | |
| а | Триплетность | |
| б | Универсальность | |
| в | Вырожденность | |
| г | Специфичность | |
| д | Неперекрываемость | |
| е | Коллинеарность | |
| ж | Наличие «стоп»-кодонов | |
| З | Наличие стартового кодона |
Задание № 2. Заполните таблицу «Матричный синтез — транскрипция».
| № | Термины | Их значение |
| 1 | Матричный синтез — это | |
| 2 | Транскрипция — это | |
| а | Транскриптон - это | |
| б | Ген — это | |
| в | Оперон — это | |
| г. | РНК-полимераза (РНКП)- это | |
| д | Энхансеры- это сайленсеры - это | |
| 3 | Этапы транскрипции |
|
| а | Узнавание промотора | |
| б | Инициация | |
| г | Элонгация | |
| д | Терминация |
Задание № 3. Заполните таблицу «Строение и функции РНК — полимеразы (РНКП)».
| Показатель | Его значение | Схема |
| Субединичное строение РНКП | ||
| Холофермент | ||
| Кор-фермент | ||
| Функция «зажима» |
| |
| Функция «шипа» | ||
| Функция «заслонки» |
Задание № 4. Заполните таблицу «Регуляция экспрессии генов прокариот на уровне инициации».
| Процессинг - это | |
| Где проходит? | |
| Для чего нужен? |
РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ № 4 «ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД. БИОСИНТЕЗ БЕЛКА: ТРАНСКРИПЦИЯ»
Задание № 1. Заполните таблицу «Сравнительная таблица транскрипции у про- и эукариот».
| Показатель | Прокариоты | Эукариоты |
| Место протекания транскрипции | ||
| Форма ДНК | ||
| ДНК-зависимые РНК-полимеразы, за синтез каких РНК они отвечают | ||
| Направление транскрипци | ||
| Единица транскрипции | ||
| Наличие интронов | ||
| Наличие энхансеров и сайленсеров | ||
| Продукты (первичный транскрипт) |
Задание № 2 Заполните таблицу «Структурные элементы оперона».
| Элемент | Назначение | Схема строения оперона |
| Промотор |
| |
| Оператор | ||
| Цистроны | ||
| Терминатор |
Задание № 3. Заполните таблицу «Принципы транскрипции».
| Принцип | Его смысл | Иллюстрация | |
| 1 | Комплементарность | ||
| 2 | Антипараллельность | ||
| 3 | Униполярность | ||
| 4 | Асимметичность |
Задание № 4 Изучите схему этапа транскрипции и ответьте на вопросы:
| Этот этап транскрипции называется - элонгация | |||
| Верхняя цепь ДНК называется - Нижняя цепь ДНК называется - | ||||
| РНК строится из …................. | ||||
| При этом используется энергия ….... | ||||
| Этот этап будет продолжаться до тех пор, пока |
Задание № 5 Изучите механизм процессинга.
| Этапы процессинга | |
| 1. Кэпирование — это 2. Полиаденилирование — |








