Теоретические вопросы

1. Мифологическое сознание как феномен первобытной культуры, его смыслоорганизующее и социокультурное значение.

2. Анимизм и тотемизм как основа духовного мировидения человека первобытной эпохи. Фетишизм. Шаманизм.

3. Магия как способ воздействия на окружающий мир. Виды и типы магии. Обряд и ритуал. Культ. Синкретизм первобытной культуры.

4. Происхождение, особенности и назначение первобытного искусства.

 

Практические задания

 

Структура и функции мифов

…В самом общем смысле можно сказать, что миф, каким он проживается в первобытных обществах:

1) составляет историю подвигов сверхъестественных существ;

2) это сказание представляется как абсолютно истинное (так как оно относится к реальному миру) и как сакральное (ибо является результатом творческой деятельности сверхъестественных существ);

3) миф всегда имеет отношение к «созданию», он рассказывает, как что-то явилось в мир или каким образом возникли определенные формы поведения, установления и трудовые навыки; именно поэтому миф составляет парадигму всем значительным актам человеческого поведения;

4) познавая миф, человек познает «происхождение» вещей, что позволяет овладеть и манипулировать ими по своей воле; речь идет не о «внешнем», «абстрактном» познании, но о познании, которое «переживается» ритуально, во время ритуального воспроизведения мифа или в ходе проведения обряда (которому он служит основанием);

5) так или иначе миф «проживается» аудиторией, которая захвачена священной и вдохновляющей мощью воссозданных в памяти и реактуализированных событий.

Проживание мифа предполагает наличие истинно «религиозного» опыта, поскольку он отличается от обычного опыта, от опыта каждодневной жизни. Религиозный характер этого опыта есть следствие того факта, что актуализируются легендарные события, события возвышенного характера и наполненные чрезвычайной значимостью. Мы как бы заново присутствуем при творческих актах сверхъестественных существ. Мы покидаем мир обыденности и проникаем в мир преображенный, заново возникший, пронизанный невидимым присутствием сверхъестественных существ. Речь идет не о коллективном воссоздании в памяти мифических событий, но об их воспроизведении. Мы ощущаем личное присутствие персонажей мифа и становимся их современниками. Это предполагает существование не в хронологическом времени, а в первоначальной эпохе, когда события произошли впервые. Именно поэтому можно говорить о временном пространстве мифа, заряженном энергией. Это необычайное, «сакральное» время, когда обнаруживаются явления новые, полные мощи и значимости. Переживать заново это время, воспроизводить его как можно чаще, заново присутствовать на спектакле божественных творений, вновь узреть сверхъестественные существа и воспринять их урок творчества — такое желание просматривается во всех ритуальных воспроизведениях мифов. Вообще мифы показывают, что мироздание, человек и жизнь имеют сверхъестественное происхождение и сверхъестественную историю, и что эта история значима, обладает большой ценностью и является образцом для подражания.

Трудно было бы найти лучшее заключение для этой главы, чем цитату из Бронислава Малиновского, где он пытается определить природу и функцию мифов в примитивных обществах: «Если рассматривать миф как нечто, наполненное жизнью, то он не дает объяснения, способного удовлетворить научную любознательность; он является повествованием, которое воскрешает первозданную реальность, отвечает глубоким религиозным потребностям, духовным устремлениям, безусловным требованиям социального порядка, и даже требованиям практической жизни. В цивилизациях примитивных народов миф исполняет незаменимую функцию: он выражает, возвышает и кодифицирует верования; он защищает и налагает моральные принципы; он гарантирует действенность ритуальной церемонии и предлагает правила для практической жизни, необходимые человеческой цивилизации; он отнюдь не лишенная содержания выдумка, а напротив – живая реальность, к которой человек постоянно обращается; это ни в коей мере не абстрактная теория и не простое развертывание образов, это кодификация религии примитивных народов и их практической мудрости. (...) Все эти сказания служат для аборигенов выражением первозданной реальности, более величественной и богатой смыслом, чем реальность современная, и определяющей ежедневное существование и судьбу человечества. Знание, которое человек имеет об этой реальности, раскрывает ему смысл ритуалов и задач духовного порядка, так же как и форму, в которую он должен их облечь».

Элиаде М. Аспекты мифа [Электронный ресурс] // Сайт «Библиотека Гумер». –

Код доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/el_asp/01.php

(дата обращения: 07.02.2020).

Вопросы:

1) Каковы главные особенности мифа?

2) Каково значение мифа в жизни общества?

3) Какую роль играет миф в культуре?

 

Учебная литература по теме

1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – Глава 10.

2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук, Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – Глава 8.

Дополнительная литература по теме

1. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под ред. Г.В. Драча. –
Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с.

2. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. –
М.: ПедагогикаПресс, 1999. – 608 с.

3. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. – М.: Республика, 1994. – 384 с.

4. Петрухинцев, Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры / Н.Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

5. Пархоменко, И.Т. История мировой и отечественной культуры / И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 320 с.

6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: ЛГУ, 1986. – 364 с.

7. Радклифф-Браун, А.Р. Структура и функция мифа в примитивном обществе /
А.Р. Радклифф-Браун. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 304 с.

8. Садохин, А.П. Мировая культура и искусство / А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2012. – 415 с.

9. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 573 с.

10. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М.: Политиздат, 1990. – 624 с.

11. Фрейзер, Д. Золотая ветвь / Д. Фрейзер. – М.: АСТ, 1998. – 784 с.

12. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М.: Академический проект, 2000. – 251 с.

 

Тема 11. ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА И ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

 




Термины

Волшебная сказка, инициация, сказка

 

Практические задания

1. Познакомиться с главой (выбор главы – по желанию) из книги
В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки», написать краткий конспект главы

2. Подготовить на основе этого материала краткое сообщение «Основные функции (элементы) волшебной сказки в концепции В.Я. Проппа».

 


Учебная литература по теме

1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – Глава 10.

2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук, Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – Глава 8.

Дополнительная литература по теме

1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: ЛГУ, 1986. – 364 с.

2. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 573 с.

3. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М.: Политиздат, 1990. – 624 с.

4. Фрейзер, Д. Золотая ветвь / Д. Фрейзер. – М.: АСТ, 1998. – 784 с.

5. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М.: Академический проект, 2000. – 251 с.

 

Тема 12. КУЛЬТУРА РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Термины

Антропоморфизм, Веды, жречество, зооморфизм, индуизм, карма, мокша, пирамида, сансара, фундаментализм, храм, язычество


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: