Возникновение починка Руч связано с общим заселением верхней Вычегды во II половине XVII века. Источником изучения миграционных процессов Коми этого периода являются Переписные книги Яренского уезда (перепись - занесение всего населения всех существующих на этот год населённых пунктов в специальные книги).
Так перепись 1646 года впервые отметила на Вычегде население Сторожево, Шойнатскую, Усть - Кулом, Керчому, Усть - нем, Кужбу, Нёбдино (принято утверждать, что до середины XVII века начинается активное переселение людей вверх по реке Вычегда, выше устья реки Вишера). Руч впервые попадает в перепись 1678 году. В документе записано: "Деревня Ручь, на речке Руч - ю, поселились после переписных книг тому 8 лет: во дворе крестьян Савка Никитин сын Минин, у него брат Лазарка в возрасте, у Савки сын Федька 10 лет, я поселился он с погосту Шешок с Сысолы во дворе бобыль Петрушка Стефанов сын Ульныров, у него браг Тихонка 15 лет, у него ж Петрушки сосед Илюшка Иванов бездетен, а поселились они с Сысольские волости с погосту Большого Ибу".
Получается, что приход первых переселенцев в Руч приходится на 1670 год. Первыми жителями деревни были Савелий и Лазарь Никитичи Минины, переселившиеся сюда "с погосту Шошек с Сысолы" (теперь - село Шошка Сыктывдинского района), Петр и Тихой Степановичи Ульныровы и Илья Иванович Ульныров "родом с Сысольские волости с погосту Большого Ыбу" (нынешнее село Ыб того же района).
Перепись 1678 года также показывает, что по соседству на 12 лет раньше Ручи появились деревня Деревянный кряж (ныне Деревянск) и на 7 лет раньше починок Аныб.
Однако, есть основание утверждать, что первые жители в Руч переселились раньше 1670 году. В грамоте царя Алексея Михайловича 1671 году об отводе земель Ульяновскому монастырю говорится: "А в нынешнем в 179 году (1671 г. по новому стилю) писал нам, великому государь, Усть-Куломскому приходу ниже оброчного места с Деревянского кряжу крестьянин Сенька Дементьев с товарищи: "в прошлые де годах поселился оне на те кряжи над деревянного курьею и над Ручьемской, вверх реки Вычегды, по обе стороны, вниз по Аныбе речке на пустых местах, из черного леса расчистили в нашим и в сеченые покосы, и дворы поставили и дани они дают, и стрелецкие деньги и сибирские запасы платят, и иные всякие подати с Вишеры и с Усть - Куломцы вместе"".
В грамоте четко говорится о переселении людей в эти "пустые места" (т.е. до них здесь никто не проживал) "в прошлых де годах" (т.е. ранее 1671 г.), четко указано место ("Ручьемской", видимо, курьей), чем занимались они в первые годы.
О более раннем расселении говорит и следующее сравнение. Переписная книга 1678 г. первыми жителями называет Савелия и Лазурку Никитиных Мининых, а также Петра и Тихона Стефановых Ульныровых. Между тем записанных рассказах старожилов села первым жителем настойчиво называется Стефан Ульныров, видимо отец Петра и Тихона. Поэтому, будет правильнее сказать, что первые жители в с. Руч переселились в период между двумя переписями, с 1646 по 1678 год. До переселения они проживали на реке Сысола и нижней Вычегде (ниже современного Сыктывкара). Переселиться на новые места крестьян заставляла сама жизнь: они бежали от налогов царских властей на новые земли, мечтали о высоких урожаях хлебов, большей свободы. Их занятиями в первую очередь были земледелие, (подсечное), скотоводство, а потом уже охота.
При этом нельзя забывать, что до их переселения в эти места уже ступала нога человека. На берегу речки Руч - ю где-то в районе современного кладбища несколько десятков лет назад в земле находили бронзовые украшения. Сейчас эта находка хранится в Коми филиале Академии наук (г. Сыктывкар). В эти места делали набеги вогулы (манси) с более северных или восточных территорий. В этих местах охотились более ранние коми, может проживали племена чуди...
.... Стефан Ульныров поселился на горе (в полукилометре от нынешнего озера Руч - ты). Теперь мы называем это место Чоййыв шмак. Несомненно, его жилище представляло собой чёрную избу - четырехстенку, выполненную только топором, с отверстиями в стене для выпуска дыма, бревенчатым полом, уложенным прямо на землю (му джоджа сёйысь вартом пача сьод керка). Не случайно такие же дома этого периода в Керчомье называли понятием "кер чом". Пилу тогда коми еще не знали.
В переписной книге 1678 г. в деревне Руч отмечено несколько дворов, считай домов. Их 3, людей проживало 6, женщин нет. Никаких дополнительных сведений больше нет.
Название села "Руч" скорее всего коми происхождения, и в буквальном переводе на русский язык означает "лиса". Старожитель села Иван Федорович Ульныров (Педь Вань- 1903 - 1985 г.р.) часто рассказывал услышанную в детстве от дедов историю о том, как первые жители удачно охотились на лис и это дало название их деревне. Точно такое же название имеет и река, протекающая с Пармы и впадающая в Вычегду. Такое совпадение дает некоторым историкам - ученым основание утверждать, что река дала название селу (И.Жеребцов, Л.Рощевская). Для примера, в с. Деревянск точно так же: есть село Деревянск и есть река Деревянка.
Другим местом, куда поселились первые жители, стал Лева - сикт на крутом берегу р. Руч - ю. Все жители этой части села были Зезеговы. В местечке "катыд", по имеющимся воспоминаниям старожилов, первым поселился Елизар Холопов (Еля), переселившийся из д. Кочпон близ нынешнего Сыктывкара...
Так, год за годом, поколение за поколением, крестьяне - переселенцы топором и подсекой расчищали от лесов земли под камни и луга. Способы обработки земли, орудие труда, приемы содержания скота, охоты и рыболовства у них были такие же как на Сысоле и нижней Вычегде.
Строить новые дома было трудно, поэтому крестьянские дворы постепенно разрастались до 15-20 человек и более. Отцы держали сыновей с их женами при себе. В последующем старшие сыновья обзаводились своими дворами, но, как правило, недалеко от отцовского. Вновь прибывающие обзаводились хозяйством на значительном удалении от Ульныровых, Зезеговых, Холоповых. По именам первожителей в Кывтыде возникает Исак сикт, Ӧлеш сикт, Савва сикт, Ӧне сикт и позднее Пашӧ сикт (небольшие поселение). В Катыде возникают Рӧман сикт, Шор дор, Катыд пом. Лева сикт растёт как в южном, так и в северном направлении здесь возникают Кассян, Кассян - лунбок. Лева сикт - Войбок. Центр села заселяет относительно поздно (и этот процесс здесь идет до сих пор). Название этих поселений сохранены до сих пор. Узкой линией беспорядочно поставленных дворов деревня (под понятием "деревня" здесь подразумевается поселение, где нет церкви и местных органов власти) растянулась почти на 7 км. Исторически (т.е. постепенно по мере прихода новых жильцов) получилось, что в каждой части деревни стали проживать однофамильцы в Кывтыде это Ульныровы, Есевы, Расовы, Мозымовы, Порошкины, в Катыде — Холоповы, Поповы, в центре - Зезеговы, Гуляевы, Кирушевы, Юдины, Чувьюровы.
Ульныровы переселились в 1646 году с погоста Ыба Сыктывдинского района: «Федька да Ивашка Дмитриевы дети прозвище Ульныровы, у Ивашки сын Стелька 12 лет». Ульныровы в Ыбе в наше время уже нету, они переселились также в Деревянск в 1656 году. Уль - "мокрый" и ныр - "нос" - Мокроносов.
Есевы - Есевы когда - то были жителями Усть-Сысольского погоста. В нынешнее время Есевы в Руче и в Деревянске встречаются. Фамилии произошло от имени Иосифа. У русских Оська, у коми Еська, Еся формы. Есесянь - Есев, он же Осипов. Также у русских Федосюк, Осипов - Есип -Еськов.
Мозымовы и Чувьюровы переселились из Деревянска.
Поповы - фамилие старое и по Коми земле большего всего распространено. Самые первые Поповы были дети попскими, позже прозвище могли дать слугам, казакам "бобылям".
Холоповы - в 1645 году в переписной книге написано то, что в Ыбе Сыктывдинском районе при переписи было указано, что "в нежилом ломе сына Дмитрейко Андрюшкова было прозвише Холопов, от "холопа""
Юдины - фамилие - Юда (шодка), имени церкви
Зезеговы - от слова гусь, "дзодзӧг".
Гуляевы - выходец из Шошки в 1678 году в Деревянск, "гуляй" означает, что любитель погулять.
Некоторые фамилии имеют русское происхождение и вообще в образе жизни, традициях с.Руч много русского. Видимо когда — то (еще в доручевские времена) бассейны рек Вычегда и Сысола имели часть русскоязычного населения, но они восприняли коми язык и стали коми.
В первое столетие деревня росла медленно. Так, в 1743 г. документы отмечают 36 дворов. В экономических примечаниях к Генеральному Межеванию (Генеральное межевание - точное определение границ земельных владений отдельных лиц, общин черносошных крестьян, городов, церквей и других учреждений, произведенное в России с 1765 г. до середины XIX в) по Усть-Сысольскому уезду, проведенному в 1784 - 1886 гг., здесь отмечен 58 дворов, 186 мужского и 190 человек женского населения (поревизских душ)






