Глава 2. Преобразование починка в село Руч

Большую роль в дальнейшем более чем двухсотлетнем развитии деревни сыграл тот факт, что все административное и религиозное управление велось из Деревянска. В 1784 году там была построена деревянная церковь с двумя куполами, в последующем построена другая, тоже деревянная. В 1874 - 1878 годы там была построена кирпичная церковь, открыта церковно-приходская, а позже Земская второклассная школа.(Второклассная школа в Деревянске была открыта 1 октября 1900 года7). Для Ручи Деревянск долгие годы был погостом (вичкоа сикт, т.е. село с церковью), здесь же находилась и волостная администрация, сюда собирались мирские деньги, здесь отмечали рождение ребенка, здесь отпевали умерших, сюда хоронили. Здесь же находилась и почта. Все это создавало большие трудности, задерживало развитие деревни Руч, население которого с XVIII века быстро увеличивалось. В 1885 году в Ручи уже насчитывалось 160 дворов, 992 человек населения. В Кывтыде и Катыде появилась часовня. Все взрослое население упорно продолжало работать над расширением пахотных земель, лугов. Из каждых 10 семей 9 стали иметь лошадь, 7 корову. Большое внимание отводилось выращиванию хлеба, но в северных условиях многим на круглый год не хватало. С годами не стало хватать и окрестных земель, чтобы посеять его больше. В неурожайные годы наступал голод, приходилось есть кач - нянь (кач - нянь - муку делали из коры дерева, ели этот хлеб тогда, когда совсем есть ничего не было; от такого хлеба живот твердел, хлеб не проходил через кишечник, человек очень сильно болел). Чтобы накормить семью, некоторые крестьяне стали делать подсечные земельные участки в верховьях рек Кузӧб (Стахей Юдин, Иван Попов -починки "Стахей" и "Вальӧ" Аныб (Андрей Попов - ''Егор Ӧньӧ"). В местечке Войпока из Деревянска переселились сначала Александр Попов (Сандрик, годы жизни 1816 - 1878 г.), потом Пока Попов, именем которого и стала называться деревня (коми люди букву "ф" произносили как "п" - Пока, Войпока).

Еще раньше, сын Саввы Расова из Кывтыда, Фока Расов отделился от отца и построил дом в 10 км. от Ручи на реке Аныб. Постепенно возникает самобытная деревня Лун - Пока. Известно, что сын Фоки Леонтий жил в 1782 - 1842 годах. Все жители Лунпоки несет фамилию Расов.

К концу XIX века в связи с развитием буржуазных отношений в Коми крае, в Ручи появляются более состоятельные люди. В отдельных семьях стали содержать от 3 до 7 голов крупного рогатого скота. Славу местных купцов приобретают Иван Николаевич Есев (по прозвищу Микулов) и приезжий Дмитрий Ильич Савельев (Семен зять), которые разворачивают торговлю привозными промышленными товарами и солью, открывают лавки — магазины в Ручи и в Деревянске, строят мельницы. Местожительство этих и других более состоятельных людей легко можно определить по их большим, обычно двухэтажным домом (дома купца Микулова и Савельева стояли рядом возле мирской дороги, под горой на уровне нынешнего дома частного предпринимателя С.Жаровского).

С Войпоки Николай Иванович Попов становится большим специалистом по возделыванию кожи, начинает нанимать на работу до 4-5 батраков, укрупняет производство и превращается в настоящего предпринимателя. Клиенты пошли к нему от Корткероса по всей верхней Вычегде, включая Вишеру. Вместе с тем все более становилось ясно, что статус деревни задерживает развитие села. Сознавая это, "ручевские крестьяне неоднократно писали просьбы в Усть-Сысольскую Земскую управу открыть в деревне школу, разрешить останавливаться земской почте, построить церковь, открыть свое волостное правление".

"Школа грамоты, функционировавшая с конца XIX века в приспособленных крестьянских комнатах, не решала проблему начального обучения детей. Наконец-то просьбы были услышаны и в 1902 году в деревне открывается земское начальное народное училище (если назвать просто-начальная школа, где обучали три года)".

В 1905-1910 годы в центре села на пустующем месте на возвышенности возводиться красивая кирпичная церковь, получившая название Сретенской (христианский праздник Сретение Господня отмечается ежегодно 15 февраля). Рядом строится деревянные жилые дома для священников. На должность местного священника с Архангельска или Великого Устюга приезжает выпускник духовной семинарии Николай Перебатинский с женой Лидией.

Все это положительно повлияло на жизнь деревни. Её жители как бы просыпаются от вековой спячки и усиливают борьбу за получение полной независимости. Строится свой хлебозапасной магазин (хлебозапасной магазин-зерновой склад, построенный обществом, т.е всей деревней на свои средства и своими силами. В магазине хранили запасы зерна на случай неурожайного года. Здание сохранилось и простояло до 2003 года, спилили на дрова).

«1июля 1913 года село Руч полностью отделяется от Деревянской волости». Во вновь построенном здании открывается волостное правление, выбираются волостной старшина и писарь (Попов Федор и Матории).

"В это время в Ручевской волости проживало 1320 человек, в Войпоке-36 человек, в Лунпоке-106 человек. В 1914 году число хозяйств достигает цифры 383". За январь-октябрь этого года провели 11 сходов граждан, на которые в каждый раз приходило от 200 до 300 человек (обычно глав семьи).

Принимались приговоры (приговор-решение схода; на сходе принималось несколько приговоров по самым различным вопросом) начиная с ремонта общественных изгородей и кончая обсуждением проблем начавшейся I Мировой войны.

 

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: