Вопрос 25. Теории эмоций. Классификации эмоций, их основания. Эмоции в регуляции деятельности
I. Теории эмоций
В отечественной психологии
Биологическая теория эмоций (П.К. Анохин)
Эмоции – продукт эволюции, это приспособительный фактор в жизни животных. Эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах. Эмоции – это своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и способствующий сохранению отдельной особи и всего вида.
Отрицательные эмоции мобилизуют человека и способствуют удовлетворению потребностей оптимальным способом, эмоциональное беспокойство заставляет искать др. способы достижения целей.
Положительные эмоции сигнализируют об удовлетворении потребностей и тем самым подкрепляют способ удовлетворения потребности.
Информационная теория эмоций (П.В. Симонов)
Эмоции возникают вследствие недостатка или избытка информации, необходимой для удовлетворения потребности. Эта идея отражается в следующей формуле:
|
|
Где Э – это эмоция, ее сила и качество;
П – актуальная потребность, ее величина и специфика;
– информация, необходимая для удовлетворения потребности;
- информация, которой располагает человек в момент возникновения потребности.
На основании данной формулы можно сделать следующие заключения:
1) Если П=0, то и Э=0, т.е. нет потребности, нет и эмоций.
2) Если H=C, то Э=0, т.е. ситуация, когда человек обладает полнотой информации и возможностями для удовлетворения потребности;
3) Если С=0, то Э – максимальна, так как при наличии потребности нет никакой информации о том, как ее удовлетворить. Этот случай, о котором говорят: «Страшно не событие, а его ожидание».
4) Если С больше Н, то возникают положительные эмоции.
То есть эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения, т.е. при недостатке или избытке информации, необходимой для достижения цели. Степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Информированность человека о средствах удовлетворения потребности может снижать эмоции.