II. Классификации эмоций, их основания

Рассмотрим одну зарубежную и одну отечественную классификацию эмоций – классификацию К. Изарда и Е.П. Ильина.

 

1) К. Изард изучил и описал десять основных (фундаментальных) эмоций; первые три из них он относит к положительным, остальные – к отрицательным (отрицательных эмоций больше, т.к. они способствуют самосохранению).

1. Радость. Стеническая эмоция Возникает при удовлетворении потребности и реализации возможностей человека. Способствует формированию уверенности в себе, сопровождается энергетическим подъемом.

2. Интерес-возбуждение. Позитивная, наиболее часто испытываемая эмоция, играет важную роль в развитии мотивации, побуждает человека к активности. Интерес проявляется в любопытстве, чувстве захваченности.

3) Удивление. Кратковременная, переходящая эмоция. Удивление подготавливает человека к событиям, повышает восприимчивость к информации, тормозит другие эмоциональные реакции.

К. Изард отмечал родство удивления и страха: страх связан с концентрацией внимания и оценкой негативных последствий ситуации, удивление – с концентрацией внимания на самой ситуации, причинах ее возникновения. 

4) Страх. Сильная эмоция, может быть стенической и астенической. Возникает в ситуации опасности. Влияет на сознание и поведение человека. Сопровождается чувством незащищенности и опасности, надвигающегося несчастья.

5) Гнев. Сильная отрицательная эмоция, но всегда стеническая эмоция, мобилизующая энергию человека. Возникает при встрече с препятствиями на пути достижения цели (обман, принуждение, оскорбление и др.). Протекает в форме ярости, часто в форме аффекта.

6) Отвращение. Возникает в результате рассогласования нормального и уродливого, может быть вызвана предметами, поведением людей и др., сопровождается желанием устранить или изменить данный предмет.

7) Страдание. Отрицательная астеническая эмоция. Доминирует при депрессии и горе. Проявляется как уныние, упадок, чувство одиночества и пр. Страдание сигнализирует о том, что человеку плохо.

8) Стыд. Социальная эмоция, может вызвать презрение к самому себе. Человеку может быть стыдно как за свои собственные поступки, так и за поступки другого человека.

9) Вина. Социальная, устойчивая эмоция. Возникает при совершении неправильных поступков, нарушении нравственных норм и осуждении человеком своих поступков (когда человек чувствует личную ответственность за происшедшее).

10) Презрение. Чувство превосходства и обесценивания других людей, сопровождающееся враждебным  отношением. Возникает в ситуации, когда человеку надо или хочется чувствовать себя лучше других.

 

(Отечественный подход) Е.П. Ильин предлагает следующую характеристику различных эмоций, распределенных по группам:

1) Эмоции ожидания и прогноза: волнение, тревога, страх, отчаяние.

2) Удовлетворение и радость.

3) Фрустрационные эмоции: обида, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, тоска и ностальгия, горе.

4) Коммуникативные: веселье, смущение, смятение, стыд, вина (как отражение совести), презрение.

5) Интеллектуальные «эмоции» или аффективно-когнитивные: удивление, интерес, чувство юмора, эмоция догадки, «чувство» уверенности – неуверенности (сомнения).

 

III. Эмоции в регуляции деятельности

Взаимосвязь эмоций и познавательных процессов, «аффекта» и интеллекта, является одной из основных психологических проблем.

Эмоции сопровождают, регулируют процесс познания. Например, эмоциональная окрашенность является одним из условий непроизвольного запоминания или внимания, облегчая или затрудняя произвольную регуляцию данных процессов.

С другой стороны, познавательные процессы направляют эмоции на значимые события и ситуации. Эмоциональные реакции контролируются гностическими функциями и подвергаются оценке (плохой-хороший), связанной с отношением (нравится-не нравится). Любой объект внешнего мира, с которым соприкасается человек, вызывает ту или иную эмоцию, положительную или отрицательную. Однако познавательные процессы, связанные с осмыслением объекта или ситуации, могут повлиять и изменить эмоциональное отношение к данному объекту.

Таким образом, следует говорить о взаимодополнении эмоциональных и познавательных процессов, что в итоге способствует достижению цели и удовлетворению потребностей. Познавательные процессы дают информацию, а эмоции вырабатывают отношение к этой информации, таким образом, любой психический акт представляет собой единство познавательных и эмоциональных процессов.

(Главное здесь) Мотивация (внутренний побудитель) задает направленность поведению и деятельности человека. Тем не менее, мотивация во многом может быть основана на эмоциях человека. Эмоция сама по себе может являться мотивом. О побудительной функции эмоции говорил ещё Аристотель; так, например, побудителем познания является удивление. С.Л. Рубинштейн определял эмоции как субъективную форму существования потребности и мотивов.

Эмоции как мотив регулируют поведение и деятельность, активируют психическую деятельность человека. Мотивы в виде эмоциональных состояний в форме переживаний сигнализируют человек о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них свою активность.

Также следует помнить о том, что потребности и мотивы (наряду с особенностями ситуации) лежат в основе возникновения эмоций. Так, А.Н. Леонтьев указывал, что эмоции возникают вслед за актуализацией потребностей и мотивов и до рациональной оценки человеком своей деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: