Глава 10. Оценка урока

 

"Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чис­тоту, степенность, неповрежденность, слово здравое" (Тит. 2:7,8).

"Опытный учитель дает оценку не только знаниям учеников, но и собственному умению. Первый шаг христианского знания заключается в том, чтобы ученик, воспринимая свидетельство о Христе как Спаси­теле, трудами Святого Духа уверовал и шагнул от смерти к жизни. Истинно христианское назидание и обучение должно давать следую­щие результаты:

1. Личное знание Бога через веру в Иисуса Христа как Спа­сителя.

2. Хорошее знание Библии как руководство, в жизни.

3. Понимание основ христианской жизни.

4. Восприятие братства христиан как обязательство перед Хрис­том, церковью и братьями во Христе.

5. Осознание необходимости свидетельства и участия в распрост­ранении слова о Христовой любви повсюду в мире (К. Иви. Искусство эффективного обучения).

Даст ли такие результаты ваш труд? С точки зрения этих пяти положений проанализируйте ваш урок и сделайте выводы, как добить­ся большей эффективности. Учитывайте разные аспекты. Первое заня­тие рассмотрите с точки зрения своего умения, дайте оценку себе. По­сле второго занятия сделайте анализ знаний учеников. И так далее.

 

I. Вопросы к учителю.

А. Учитель в классе.

1. Чувствовали ли вы себя свободно в классе?

2. Как вы реагировали на неожиданные ситуации?

3. Испытывали ли вы радость от того, что вели занятие в воскрес­ной школе? Говорили о Библии? О Боге?

4. Не были ли вы иногда рассержены, раздражены?

5. Как воспринимали ваше "настроение" дети?

Б. Внешность учителя.

1. Хорошо ли звучал ваш голос? Были ли в нем добрые нотки?

2. Внятно ли вы говорили, не слишком ли быстро? Была ли ваша речь грамматически правильной?

3. Спокойно ли, уверенно ли вели вы урок? Или же вы были сла­бо подготовлены и не могли собраться?

4. Как вы были одеты, как выглядели (прическа, одежда, обувь)?

5. Не слишком ли вызывающе были вы одеты?

В. Взаимоотношения с учениками.

1. Заметны ли были проявления уважительного отношения к вам со стороны учеников?

2. Заметна ли была их любовь к вам?

3. Была ли любовь и радость в ваших приветственных словах, об­ращенных к ученикам?

4. Пытались ли вы установить более тесные отношения с ученика­ми до и после занятий?

 

II. Обратная связь.

А. Дисциплина.

1. Не было ли посторонних занятий в классе?

2. Достаточно ли решительно действовали вы в трудной ситуации?

3. Не остались ли незамеченными случаи, когда ученики отвлека­лись?

4. Достаточно ли мудро поступали вы во всех случаях, когда нуж­но было решать проблему дисциплины? Как предотвратить такие неприятные моменты?

5. С интересом ли слушали вас ученики? Завладели ли вы их вни­манием?

6. На всех ли этапах урока удавалось вам контролировать поведе­ние учеников, особенно при закреплении материала и во время са­мостоятельной работы? Если нет, то что нужно сделать, чтобы ход учебного процесса зависел только от вас?

Б. Усвоение материала.

1. Уверены ли вы в том, что ученики поняли все, что вы им предъ­явили?

2. Можно ли сказать, что они сделали выводы для себя?

3. Не тормозили ли вы их активность?

4. Было ли у них желание более активно участвовать в учебном процессе?

5. Учитывали ли вы личные особенности каждого ученика?

 

III. Некоторые общие моменты.

А. Помощники учителя.

1. Все ли ваши помощники знают свои обязанности и исполняют их?

2. Даете ли вы задание своим1 помощникам заранее?

3. Молитесь ли вы вместе с ними перед началом занятий?

Б. Мотивация.

1. Обостряют ли ваши занятия интерес к Библии? К воскресной школе?

2. Какого рода мотивацию нужно вам использовать, чтобы вы­звать интерес к воскресной школе у учеников?

В. Начало урока.

1. Вовремя ли начался урок?

2. Совпадает ли содержание песен с целью урока?

3. Вникают ли ученики в смысл песен?

4. Достаточно ли ученикам тех двигательных заданий, которые они выполняют?

5. Не слишком ли много времени уходит на некоторые задания?

 

IV. Учебный процесс.

А. Подготовка.

1. Имеется ли у вас общий годовой план занятий?

2. Начинаете ли вы подготовку к занятиям с молитвы?

3. Определили ли вы цель урока, изложили ли ее на бумаге?

4. Теперь, когда вы уже провели урок, уверены ли вы, что отвели на подготовку достаточно времени? Как улучшить подготовку?

5. Получили ли вы от Бога дерзновение и готовность провести урок с желанием и охотой?

Б. Предъявление материала.

1. Взят ли ваш материал из Библии?

2. Удовлетворены ли вы объемом материала, с которым пришли на урок? Все ли вы отдали ученикам из запасов своего сердца?

3. Были ли вы целиком поглощены уроком?

4. Не слишком ли затянули вы урок?

5. На всех ли этапах урока помнили вы о его цели?

6. Уверены ли вы в том, что достигли цели?

7. Завладели ли вы вниманием учеников с самого начала?

8. Оказали ли вы воздействие на каждого ученика? Достаточно ли отчетливо проявилось это воздействие?

В. Результаты.

1. Если говорить о цели урока, то близко ли к сердцу приняли ученики смысл разговора на уроке?

2. Вызвали ли вы у них желание к действию?

3. Была ли ученикам дана возможность проявить свое отношение к разговору на уроке? Если да, то как они проявили это свое отно­шение? Может быть, ваше приглашение было не действенным? Может быть, ученики были заняты чем-то иным, когда вы обра­щались к ним с призывом? Как все это сделать лучше?

 

V. Комната для занятий, учебные пособия и материалы. А. Комната для занятий.

1. Не слишком ли жарко или не слишком ли холодно было в клас­се? Как установить нормальную температуру в классе?

2. Успели ли вы прийти до занятий и подготовить комнату?

3. Все ли предметы, которые можно считать посторонними, из­лишне отвлекающими, были удалены из класса?

4. Правильно ли были расставлены столы и стулья? Б. Учебные пособия и материалы.

1. Подготовили ли вы наглядные пособия и другие учебные мате­риалы заранее и в нужном порядке?

2. Какие наглядные пособия оказались наиболее эффективными?

3. Хорошо ли вписывались наглядные пособия в содержание мате­риала, не привлекали ли они к себе излишнего внимания?

РЕЗЮМЕ. Добросовестный учитель сам оценивает свой урок. Но зачем нужно давать самому себе оценку? Учитель всегда может идти дальше того, к чему он пришел. Мы уже говорили о том, что целью учителя должно быть: представить каждого человека совершенным в Иисусе Христе. Для достижения этой цели должны, с помощью Свято­го Духа, работать все составные части учебного процесса: тщательная подготовка к уроку, эффективное предъявление материала, правильно построенные отношения между учителем и учениками. Детальная оценка хода учебного процесса способствует достижению поставленной цели.

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: