Раздел 5. Организация учебного материала

 

"Проклят, кто дело Господне делает небрежно" (Иер. 48:10). В каждом деле есть определенные правила, которых нужно придержи­ваться. Подготовка к занятиям также требует определенного порядка. Рассмотрим этот порядок на примере одного из уроков, а именно: "Шаги к вере через Евангелие. Урок десятый". Для краткости мы опустим моменты, которые увязывают этот урок с предыдущими.

 

I. Библия.

Сначала прочтите отрывки из Библии: Иоан. 1:3-9; 8:12,13,59; 9. (Читает один ученик или вся группа хором). Затем можно познако­мить группу (без обсуждения) с текстом из учебника.

 

II. Цель и задачи.

А. Цель урока.

Без четко поставленной цели урок не имеет смысла. В методичес­ких рекомендациях к уроку предлагается такая цель: "Знать и понимать, что всякий грех - тьма и выход из тьмы озна­чает выход ко Христу, к свету". Напишите цель урока на доске, чтобы и ученики знали, о чем пойдет речь.

Б. В чем должны разобраться ученики, чтобы достичь этой цели?

Предложите ученикам ответить на вопрос. Прокомментируйте от­веты, подведите итог.

1. Что такое грех? (Это понятие нужно конкретизировать).

2. Что для вас означает Христос, Его свет?

3. Как от греха обратиться ко Христу?

В. Как соотносятся между собой золотой стих и цель урока?

Что есть свет? Можно ли грех сравнить с тьмой? Что нужно сде­лать, чтобы не ходить во тьме? Как нужно раскрыть содержание стиха, чтобы он был понят в полном объеме? Назидательное ядро урока находится в этом золотом стихе, а иллюстрация к нему - в главе Иоан. 9.

Г. Какую ответную реакцию ожидаете вы от своих учеников?

1. Какое чувство желательно?

Обсудите этот вопрос, направьте дискуссию в русло двух правиль­ных ответов: а. Отвращение ко греху, б. Любовь к Господу Иисусу Христу и желание следовать за Ним.

2. Каких действий ожидаете вы от своих учеников?

Одного лишь чувства, переживания недостаточно. Нужен поступок, требуется проявление воли. Обсудите этот вопрос, дайте воз­можность ученикам правильно сформулировать свои действия:

а. Исповедав грехи, обратиться ко Христу,

б. Добиваться хождения в свете.

 

III. Приближение к теме: вступление.

А. Для чего нужно вступление?

Вступление необходимо для того, чтобы вызвать интерес к теме и завладеть вниманием учеников.

Б. Как это сделать?

Воспользуйтесь примером физической слепоты, предложите детям закрыть глаза, погрузиться таким образом в темноту. Слепота ду­ши подобна отсутствию зрения, а Иисус Христос - это свет. Здесь место золотого стиха.

 

IV. Содержание и ход урока.

А. С карандашом и бумагой пройдитесь по материалу Иоан. 9.

1. Читая, выписывайте трудные слова и выражения.

2. Найдите действующих лиц (Иисус, слепой, ученики, соседи, фа­рисеи, родители).

3. Определите место, где это происходило. (Ключ к решению - в стихе Иоан. 8:59; это было возле храма).

4. В каком городе был этот храм?

Б. Разбейте главу на несколько частей по ходу событий. Должен полу­читься приблизительно такой план:

1. Встреча Иисуса со слепым.

2. Слепой прозревает.

3. Разговор с соседями.

4. Разговор с фарисеями.

5. Свидетельство родителей.

6. Изгнание слепого.

7. Иисус находит слепого.

 

V. Пример для опыта в жизни.

Вернемся к нашей цели. Что еще нужно сделать? Истина должна осуществиться в жизни. Смысл библейской истории и золотого стиха должны проявиться в поведении учеников.

Все ли ученики в классе находятся на одинаковом духовном уров­не? Наверное, нет. Стало быть, и подход к ним должен быть разным: к христианам и к тем, кто еще не знает Христа. Какие именно момен­ты урока более всего могут способствовать достижению такой цели?

Этапы укрепления веры, через которые прошел слепой в этой главе Евангелия от Иоанна, могут послужить хорошим ориентиром для ду­ховного возрастания в классе.

РЕЗЮМЕ. Еще раз назовем этапы урока:

1. Приближение к теме: вступление.

2. Золотой стих (здесь центральная мысль урока).

3. Библейский рассказ Иоан. 9.

4. Пример для опыта в жизни.

Прочтя таким образом материал, поразмыслив над ним, обра­тившись к Богу с молитвой, вы уже не станете жестко привязываться к учебнику. После того, как вы определили цель урока и наметили пути достижения цели, можно подумать и о наглядных пособиях и других дополнительных материалах.

Вопросы и задания по теме:

1. Всегда ли одинакова схема урока? Всегда ли центральная мысль урока выражена золотым стихом?

2. Как сделать, чтобы пример для опыта в жизни не был похож на проповедь?

3. Если вы хорошо продумали и спланировали урок, если сердце ваше приготовлено и удовлетворено, то как это скажется на ходе уро­ка, на ответной реакции учеников?

4. Обсудите дилемму: сосредоточить внимание на цели урока - со­средоточить внимание на содержании урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: