Другие средства обучения

 

Глава 15. Дисциплина.

 

"Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомуд­рия" (1Тим. 1:7).

 

I. Что такое дисциплина?

Словарное значение дисциплины - выдержанность, подчинение и привычка к строгому (установленному) порядку.

Дисциплина как методическое понятие означает:

- воспитание с целью исправления,

- наказание с целью исправления,

- свод правил поддержания порядка,

- порядок, основанный на послушании.

Воспитание добрых нравов, поддержание порядка, наказание - эти элементы дисциплины необходимы для нормального хода учебного процесса.

 

II. Учитель и дисциплина.

Чем более учитель послушен целомудрию Святого Духа, тем луч­ше он умеет управлять классом. Дисциплину учителя составляют три элемента: А. Убежденность.

1. Убежденность в том, что Господь укрепляет в мудрости и послу­шании (Иак. 1:5; Филип. 4:13).

2. Убежденность в том, что Господь поставил его на это место и через него распространяет Свою власть (Марк. 1:27; Ис. 30:15). Б. Призвание.

Учитель должен знать о своем призвании выполнять задачу, ли­шенную всякого эгоистического интереса. Господь поставил его на это место представлять Христа. Он должен возлюбить Христовой любовью.

В. Готовность.

1. Молитва, знание метериала, подготовка наглядных пособий и технических средств обучения.

2. Заранее спланированный порядок предъявления материала.

3. Порядок и чистота в классе до прихода учеников.

4. Предусмотрительность и решение вопросов до занятий: располо­жение столов и стулЕ>ев, пометки в журнале и т.д.

 

III. Ученик и дисциплина.

А. Предъявите ваши требования в первый же день занятий.

Требований должно быть как можно меньше, но они должны быть понятны всем. Последовательно требуйте их исполнения на всех занятиях. Послушание не должно быть насильственным, но должно стать внутренней потребностью. Терпеливо обучайте детей спо­койствию, уважительному, почтительному отношению.

Б. Ограничения не должны быть слишком строгими.

Не делайте свой урок монотонным. Нужно предоставлять детям свободу движений в некоторых случаях при смене занятий, во вре­мя коротких перерывов. Получая такую свободу, дети не должны понимать ее как ослушание, неподчинение.

В. Приходите раньше всех.

До прихода учеников подготовьте класс к занятиям. От вас должны распространяться на учеников спокойствие, уравновешенность. До урока привлеките учеников к разговору или другому занятию по теме.

Г. Дисциплина в ходе урока.

Больше поощряйте хорошее поведение, меньше привлекайте вни­мание детей к случаям непослушания. Будьте тверды, но добры. Любите детей, молитесь за них. Не обращайте внимания на мелкие проступки, если они не нарушают нормального хода урока.

Д. Наказывайте нарушителей.

С первого занятия не делайте послаблений, накажите первого же нарушителя, тогда, возможно, не будет второго. Никогда не угро­жайте наказанием напрасно. Ваши правила и ограничения должны быть хорошо известны всем и все должны знать, что исключений не бывает. Об этом находим в Писании: Притчи 29:15; 13:23; 22:15. Держите слово. Будьте последовательны.

Е. Найдите причину плохого поведения.

Довольно часто причиной плохого поведения может быть желание выделиться, обратить на себя внимание. Причиной беспокойства может быть Сатана. В молитве сосредоточьтесь на трудном ребен­ке, возложив разрешение вопроса на его собственные плечи (Ис. 9:6). Но если нарушается учебный процесс, лучше удалить учени­ка из класса, оставив возможность вернуться, когда захочет.

 

IV. Дисциплина - это процесс.

Необходимый порядок, обстановка сосредоточенности - результат длительного процесса. "Заповедь на заповедь, правило на правило" (Ис. 28:10) Путем постоянной, настойчивой заботы достигаются по­слушание, смирение сердца. Не забывайте, что дети не имеют жиз­ненного опыта. Будьте нелицеприятны, снисходительны, терпеливы.

РЕЗЮМЕ. Спокойная сосредоточенная обстановка в классе - ус­ловие хороших результатов детских стараний и вашей работы. Дис­циплина начинается с учителя, с того момента, когда он соглашается с призванием быть учителем, любить детей, не разделяя их на "пло­хих" и "хороших". Основа дисциплины, выработанный вами порядок. Понимание возрастных особенностей детей - ключ к решению многих проблем поведения. Любовь и молитва приведут вас к цели.

Вопросы к беседе по теме:

1. Является ли дисциплина одномерным или сложным понятием?

2. Какую роль играют нижеприведенные факторы в решении воп­роса дисциплины?

а. Последовательность.

б. Продуманность и планирование.

в. Терпение.

г. Знание личностных свойств каждого ученика.

д. Любовь.

е. Молитва.

3. Как ваш личный опыт помогает вам находить причину непос­лушания и решать проблему дисциплины?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: