Крестьянские повинности и цены 6 страница

Кстати, когда мы слышим песню про русское поле, то это песня не о Северо-Западной и уж тем более не о Северной Руси, где поля вплоть до 20 века были скорее похожи на поляны. Русское поле - это символ Средней России. Само слово "поле" произошло от древнерусского слова "полъ" - полый, открытый, свободный. То есть поле - это полый участок леса, участок, свободный от леса. А такие участки были в лесостепной зоне, где и жили первоначально славяне. Однокоренные слова: поляна - маленькое поле в лесу; полынья - место, свободное ото льда; половодье - полая вода, освободившаяся ото льда. Слово "полъ" - очень древнее, индоевропейского происхождения. По-латыни палам - открыто, явно, а палма - ладонь.

Еще кстати. В Европе в это время (9-11 века) происходит то же самое. Там это называется "эпоха вырубок". Рост народонаселения приводил к сведению лесов на обширных пространствах. Европа осталась без леса. У нас лесов побольше, и они пока что держатся.

На Руси борьба пашни с подсекой продолжалась 5 веков - до 15 века. И окончательно пашня победила только в южных районах лесной зоны. На севере, и на Олонецком перешейке в частности, подсека как подсобный вид земледелия сохранялась вплоть до 20 века. В Согиницах от нее отказались перед войной, в 1930-х годах.

Из продуктов питания после хлеба на втором месте стояли овощи. Самые старые овощи на Руси: капуста, репа, редька, лук и брюква.

Капусту восточные славяне заимствовали через скифов от греко-римских колонистов Причерноморья. Русское название овоща происходит от латинского "капитум" - голова. Это был универсальный овощ, из него готовили огромное количество блюд. И, очень важно, в свежем виде капуста сохранялась хорошо до весны. О ее целебных свойствах знали уже в древности.

Из Причерноморья пришли также брюква и лук. Без лука жизнь русского крестьянина вообще немыслима. Самая простая пища: хлеб, квас и лук. Лук еще и лекарство: лук от семи недуг.

Редька тоже была обычной едой крестьян и посадских людей. Выращивали ее повсеместно.

Но особо из всех древних овощей нужно выделить репу. Репа - это картофель древности. Картофель, как известно, привезли из Америки. Петр стал насаждать его на Руси силой. У крестьян он привился только в 19 веке. А 1000 лет до этого место картофеля занимала репа. Это было первое и основное овощное растение восточных славян, самый дешевый и самый распространенный овощ. До наших дней дошли три поговорки: "слаще пареной репы", "проще пареной репы", "дешевле пареной репы". Настоящая - первая, остальные - ее искажения: люди забыли, что такое пареная репа и что такое жизнь без сахара.

Репой питались и крестьяне, и бояре, и цари. Выращивали и в Рязанской земле, и на Соловецких островах. Репу ели печеную, вареную, пареную. Из нее делали начинку для пирогов и разные сложные блюда. Из нее делали даже квас. Новгородцы и финны заквашивали листья репы, из которых зимой варили щи и похлебки.

Другие овощи пришли на Русь позднее. Свекла появилась в Киевской Руси в 11 веке, но широко распространилась только лет через 500. Морковь известна с 14 века, огурцы и петрушка с 15 века. Редис, сельдерей и разные экзотические овощи, включая картофель, - это уже Петровская эпоха.

 

Кроме сельского хозяйства была еще и промышленность, то есть промыслы. И среди них первое место занимала металлургия.

Примитивная металлургия на Северо-Западе существовала уже в 8-9 веках. Даже лопари (саамы) перешли к железному веку. На севере Карелии раскопали так называемые "лопские заводцы" (их называют еще "волчьи ямы") - вырытые в земле круглые ямы, обмазанные глиной. Это плавильные печи. Технология была самая простая: руда плавилась без применения дутья. Добывалась руда из болот и озер, которых так много на Северо-Западе.

Тогда же, в 9-10 веках, выработалась и технология сварки, кузнечной ковки, термической обработки и других операций, которые сохранились почти без изменений до середины 17 века.

Новая технология в металлургии появилась в 10 веке. Во-первых, стали применять дутьё - пока что холодное, сырое. Холодный, неподогретый атмосферный воздух нагнетался в печь ручными мехами (как у Ильмаринена в "Калевале"). Во-вторых, земляная яма, обмазанная глиной, была заменена наземной печью - домницей. В такой печи, в сыродутном горне по-современному, железо выплавлялось из руды способом прямого восстановления. В печи, в огне окись железа, то есть руда, теряла, отдавала кислород - оставалось железо.

Самые древние сыродутные горны раскопаны в Сирии, им 4000 лет. А древнейшая мастерская 10 века в северо-западном крае найдена на берегу Сямозера в Карелии - это всего лишь 100 километров севернее Согиниц. В мастерской было три горна. В каждый горн загружалось 8-10 килограммов железной руды. Выходила одна крица весом полтора-два килограмма. Эта технология осталась без изменений до первой половины 19 века.

Когда я в 1980 году решил расширить огород и начал копать землю около дома, где ее никогда не копали, то лопата уперлась в камни. Снял верхний тонкий слой земли - под ним обнаружилось что-то вроде булыжной мостовой. Меж камней - несколько очень ржавых, явно бракованных топоров и других, тоже испорченных, крестьянских орудий. Соседи объяснили мне, что я раскопал место, где когда-то стояла кузница. Место удобное, у воды. Дом рядом стоять не мог. Значит кузнице этой не менее 100 лет. В 19 веке крестьяне сами выделывали себе орудия труда, в Петербург за 300 километров за ними не ездили.

В новгородских землях железоделательный промысел был распространен широко. Сырья было предостаточно. Древнейшим центром новгородской железоделательной промышленности был южный берег Финского залива. Крестьяне-домники работали на местном сырье. В конце 19 века здесь было раскопано 6000 курганов в основном 11 века. В них найдены 810 ножей, 119 топоров, 117 серпов, 62 косы, гвозди, остроги, стрелы, пики и другие железные изделия.

Даже стекло новгородцы выдували сами. Первые образцы древнерусского стекла относятся к 10 веку. Оно с примесями окиси свинца, хуже привозного. В послемонголькое время будет наблюдаться упадок русского стеклоделия. Причина - замыкание ремесла в узком кругу немногочисленных мастерских.

 

В эту эпоху изменялось всё - даже древнерусский язык.

В 10 - первой половине 13 века во всех славянских языках произошли кардинальные фонетические, звуковые изменения. В лингвистике это называется "падение редуцированных".

Объяснение. В славянских языках было три типа гласных звуков: долгие, краткие (как й) и сверхкраткие (редуцированные). Это досталось им из индоевропейского языка. В древнерусском (восточнославянском) языке было два редуцированных гласных звука, которые обозначались двумя буквами: ъ (ер) - это приблизительно "о" сверхкраткое - и ь (ерь) - это приблизительно "е" сверхкраткое. Твердым и мягким знаками они стали называться в 20 веке.

В 10 веке началась их утрата во всех славянских языках. В древнерусском языке этот процесс занял 350 лет. Редуцированные гласные в одних позициях исчезли совсем, а в других превратились в полные "о" и "е". Это привело к революционным изменениям не только звуковой, но морфологической стороны языка. Язык стал другим. Современный читатель не может читать "Слово о полку Игореве " в подлиннике конца 11 века.

Раньше все слоги были открытыми, то есть состояли из двух звуков: согласный + гласный, как в современных словах ко-ро-ва, со-ба-ка (их легко петь). Теперь появились закрытые слоги: в слове "домъ" было два слога (оба открытые), стал один (закрытый) - "дом" (конец слова не поется).

Появилось противопоставление гласных звонких и глухих (з-с, д-т) твердых и мягких, появились беглые гласные (сон-сны) и нулевые окончания (но ъ на конце слова упрямо писался до реформы 1918 года).

Исчез звук, который изображался буквой ять (но буква тоже оставалась до 1918 года). В русском языке этот звук превратился в звук "е", как в слове "лес", а в белорусском в "я" - ляс.

И, главное, славянские языки разойдутся и станут отличаться друг от друга. Древнерусский язык тоже постепенно разделится на великорусский. белорусский и малорусский. Образуются три языка и три восточнославянских нации. Но это произойдет на фоне и после татаро-монгольского ига.

А в конце 12 века русский (новгородский) язык на бересте "звучал" так: "Хоцеши возяти половиноу коуно. Я пороуцене отецеве твоемоу по Иванока. Не хоцеши ли, да я боле не могоу водати". Орфография и пунктуация современные. Хорошо видно, что новгородцы цокали. А перевод такой: "Если хочешь, возьми половину денег. Я поручился перед твоим отцом за Иванка. Если же не хочешь, так я больше дать не могу."

     9. Корела в "Калевале"            

 

 В Согинском крае смешались четыре культуры: сперва вепсская с саамской, потом карельская с вепсско-саамской, затем новгородская с карельско-вепсско-саамской. Это не считая культуры первичного послеледникового населения. Из ранних форм дославянских культур мы лучше всего знаем корельскую культуру времен миграции корелы на север в земли саамов. Источник этих знаний - карельский национальный эпос "Калевала".

Эпос записал финский фольклорист Элиас Лённрот в 1830-1840-х годах. Это эпоха европейского романтизма с повсеместным увлечением своими историческими, национальными корнями. Лённрот совершил 11 поездок по Финляндии, Карелии, Эстонии и Ингерманландии. Все эти территории уже входили в состав России.

Первое издание вышло в 1835 году, второе в 1849-м. В нем 50 рун, 22795 стихов. А перевел их на русский язык доцент МГУ Л.П.Бельский в 1888 году. Это один из самых архаичных мировых эпосов. Таким фольклорным сводом может гордиться любая нация.

"Калевала" - это отдельные, часто не связанные между собой эпические песни-руны. Лённрот издал их как единое целое. Сквозной сюжет более или менее получился, но швы, его скрепляющие, заметны. Это, однако, нисколько не снижает достоинств эпоса.

Основным заповедником рун были земли современного Калевальского района - Карельское Приморье. Самые южные руны Лённрот записал в Олонце. Есть еще руны ижорцев, собранные позднее, но они в "Калевалу" не входят.

Нет западных, финских рун. Эта загадка породила много споров, но не столько научного, сколько национального характера. Сейчас эти споры затихли, и большинство ученых согласно с тем, что "Калевала" - это карело-финский эпос, возникший до размежевания финнов и карел. Он сохранился на севере Карелии, ибо только там были особые условия - там законсервировалась жизнь: труд, быт, искусство. Вспомним: рядом на Русском Севере точно также сохранились русские былины, сложенные в Центральной России.

 

Спор исчерпан. А в Тампере стоит скульптурный памятник Э.Лённроту и героям "Калевалы".

В рунах описано древнее время с новейшими напластованиями. Противоречий в песнях достаточно, но это уже особенность всякого фольклора. Действие в рунах происходит в земле Калевы, поэтому и назван их свод - "Калевала". Названия Карьяла (Карелия) и Суоми (Финляндия) употребляются как синонимы. Есть еще Савозииме к западу от Карелии, современная Восточная Финляндия. Западная Финляндия особо не выделяется и никак не называется. Иначе: Суоми (Финляндия) как другая страна, страна западных финских племен, а не карел, для певцов не существовала.

Не упоминаются не только западные финны -емь и сумь, - но и весь. Называются как находящиеся далеко: река Вуокса на Карельском перешейке (оттуда началось расселение корелы); Ингрия - земля ижоры на берегах Невы и Финского залива; эстонская земля, или Виру; Таник - замок (Таллин). Упоминаются русские, Россия, но не новгородцы и не Новгород. Глухо упоминаются немцы, они же венецы, и земля немецкая. Нет упоминаний о шведах и Выборге, зато упоминается река Двина (Северная).

Только одна географическая область вне Карелии участвует в сюжете рун. Это Лапландия - северная соседка Карьялы. Она еще называется Рутья, Турья. С ней идентична страна мрака Похъёла (другие названия - Сариола, Пиментола). Лапландцы - это саамы. Они уже живут за Полярным кругом. "Мало хлеба у лапландцев", - часто повторяется в рунах.

Калевальцы и лапландцы постоянно воюют. Их конфликт и создает основу сюжета "Калевалы". По сути дела, в сюжете время создания основной части рун - это время расселения карел и финнов на север и вытеснения ими саамов-лапландцев. Это время не раньше 11-12 веков. Новгородцы уже расселялись в Присвирье, а самые смелые дошли до Белого моря.

Интересная параллель из 20 века: на озерах Пяозеро и Сямозеро жители южных берегов называют себя карелами, а жителей северных берегов, тоже карел, - лопарями. Объяснение одно: так было 1000 лет назад, когда озеро разделяло карел и саамов, и сохраняется по инерции.

В рунах все время подчеркивается бедность и суровость края карел: "В крае северном убогом", "В бедных северных пространствах". Не раз упоминается и главная беда края: "Вот пришло лихое время / Недород и хлеба нету". А земли русских характеризуются совсем иначе: "В ласковой земле у русских". Но в общем калевальцы живут не бедно. С болезнями и поветриями они тоже справляются, хотя и с помощью колдовства.

Дикая таежная природа окружает редкие разрозненные поселения карел. Называются сосна, ель, береза, ольха, ива, черемуха, рябина, можжевельник, вереск. Это вполне северные деревья и кустарники. Но часто упоминаются могучие дубы и реже вишни. Дуб севернее Петрозаводска никогда не рос, а вишня не росла севернее Свири. Зато дуб растет в Северной Финляндии и на Ижорском плато, к югу от Финского залива. Вот откуда этот мотив. А вишня?

Очень подробно описан в "Калевале" быт карел. По рунам можно судить о том, как жили карелы в 11-12 веках.

Они были в то время и земледельцами, и животноводами, и охотниками, и рыболовами. Жили хуторами, хотя и упоминаютя большие деревни с десяток домов. Такие деревни появились на Севере не ранее 16 века, да и то у русских, а не у карел.

Существовало примитивное рабство. Рабов было мало. Они или покупались за деньги, или работали за поденную плату. То есть рабами считали и наемных свободных работников. Здесь новые представления перепутались со старыми. Один раз упоминаются поземельные налоги, а их ввел в новогородских землях Иван 3 в конце 15 века, после присоединения Новгорода к Москве.

Земледелие у карел в то время было только подсечное. Сеяли ячмень, овес, рожь, горох, из технических культур - лен. Упоминается и пшеница. Лен и пшеницу в более позднее времена выращивали в Согинском крае, но севернее они уже не растут.

Карелы выпекали хлеб из ржи, толоконные лепешки (толокно - жареный овес), пироги, пряники. Хлеб и другие припасы хранили в амбарах. Строили и овины для сушки снопов перед молотьбой. Были в хозяйстве жернова, чтобы молоть муку.

В голодные годы, когда кончалась рожь, хлеб выпекали из овса. А когда и овес кончался, толкли в ступе сосновую кору, замешивали ее с соломой - из этого и пекли хлеб.

Пиво считалось признаком богатства в доме, им угощали гостей. Соответственно выращивали хмель и умели делать солод из ячменя. Пиво держали в сосновых бочках с дубовыми затычками.

Домашние животные - это коровы и быки, свиньи и овцы. На самом деле свиньи появились позднее. Разводили и птиц - гусей и уток. Скот содержался в хлевах. Пас его в лесу пастух. У пастуха рожок, у коров на шеях колокольчики. Всё как в 20 веке в Согиницах, я это видел ежедневно. Пастух Митяй, идя за стадом мимо нашего Посада, заходил к нам в дом, и мама поила его чаем. Митяй не спешил: коровы такие медлительные.

Домашний скот давал много молока, простоквашу, масло. Масло сбивали в кадушке.

Охотились карелы на лося и оленя. Их мясо считалось грубым. Оружие охотника - лук и стрелы. У воина - то же, но еще и меч.

Рыбу ловили сетями и удочками. Ловились лосось, семга, щука, окунь.

Передвигались - летом на лодке, зимой на санях и лыжах. Лодка - дощаник со скамейками, с ребрами, уключинами, веслами и рулевым веслом. На лодках ходили и в военные походы. Лыжи были вполне современные - с ременныыми креплениями для носка и пятки. Смазывались лыжи оленьим салом. Были и лыжные деревянные палки с упорными кольцами. Такие лыжи с палками я видел на чердаке у Титовых. Они были сухие и не гнулись - очень старые, древние.

Избы карелы ставили из еловых или сосновых бревен. Между бревнами прокладывался мох. Пол выстилали из липовых досок. Вместо окон вырубались узкие щели, их затягивали мочевым пузырем быка или коровы. А потолков не было. Кровля из бересты держалась на стропилах. В крыше оставлялось окно для дыма. В углу печка-каменка, которая топилась по-черному (сколько пожаров было!). Над очагом на крючьях котел для варки пищи. Для воды использовались ушаты и бочки. Пили из кружек. Ножи точили на точильных камнях. Шили оловянными иголками. Освещались лучиной. Огонь добывали кремнем и трутом.

 

Особым уважением у карел пользовалась баня. Она всегда ставилась у воды на берегу. В углу каменка с открытым очагом. Разводился огонь - камни нагревались и давали тепло. На раскаленные камни клали березовые веники и поливали их водой. Вода шипела, испарялась - вот и парилка. Мылом служил щелок. Еще делали хитрое мыло из простокваши и мозгов животных. В бане даже рожали.

Вообще чистоплотность - это древнее свойство карел. Умерших, прежде чем похоронить, обязательно обмывали.

Самой почетной профессией у карел была профессия кузнеца. Один из главных героев "Калевалы" - кузнец Ильмаринен. Он кует железо и закаливает его. Использует в кузнице меха и молоты. В лесу у него угольные поляны. Он выковывает мечи, топоры, ножи, косы, мотыги, подковы, гвозди.

У карел шел железный век. Такими застали карел на Ладожско-Онежском перешейке новгородцы.

 10. Новгородская республика: начало (12 век)    

 

 В конце 11 века Киев боролся со степняками, а власть великого князя постепенно ослабевала. В русском государстве возобладали центробежные силы.

 В Новгороде как и во всех русских землях-княжествах правил князь, которого сажал на княжение великий, киевский князь. Обычно великий князь сажал в Новгороде своего старшего сына. Но еще в Новгороде был посадник - наместник великого князя. Его князь "посадил", потому он и назывался посадником. А потом возникло выборное посадничество. Князь в городе еще сидел, но его контролировал выбранный новгородцами посадник. Произошло это событие бесшумно, приблизительно в 1095 году.

Последним сильным великим князем был Мстислав (1126-1132), сын Владимира Мономаха. При нем еще сохранялось единство Русской земли, а после него начался распад.

28 мая 1136 года в Новгороде произошло восстание против князя Всеволода Мстиславича, внука Владимира Мономаха. Семь недель князь с женой, детьми и тещей отсидел под арестом, а потом был изгнан из города. Окончательно восторжествовал принцип "вольности в князьях" в Новгороде. Исследователь новгородской истории Б.Д.Греков называл день 28 мая 1136 года "революцией", в результате которой в Новгороде победил республиканский строй. Новгород стал республикой и оставался ею 372 года, до присоединения к Москве в1478 году. Остальные земли распавшейся Киевской Руси стали княжествами-монархиями.

Подробность: Псковская земля входила в Новгородскую республику до 1348 года, а потом обособилась во вторую восточнославянскую республику и оставалась ею 162 года - до 1510 года.

Высшие органы власти в Новгородской республике - вече и боярский совет во главе с архиепископом. Князь приглашался из других княжеств, но не княжил, а служил "министром обороны". С 1095 по 1303 год князья менялись в республике 58 раз, в среднем раз в 4 года.

Вече существовало не только в Новгороде, но и в Киеве, Владимире. Полоцке и других русских городах. И местные князья считались с его мнением, то есть князья не были абсолютными монархами. Но затем в Новгороде победило вече, а в других землях князья.

Почему из всех русских земель только Новгород стал республикой? Почему на всю Европу в средние века было только две республики - на крайнем западе Исландия и на крайнем востоке Новгород? Хороший вопрос, найти бы на него ответ.

Территория республики была разделена на пять земель. Они назывались пятинами: Водская, Обонежская, Деревская, Шелонская, Бежецкая. Олонецкий перешеек входил в Обонежскую пятину.

По сравнению с другими русскими княжествами границы Новгородской республики были фантастично обширны. Новгороду было куда расти: на север и восток не существовало никаких государств. А княжества южнее Новгорода плотно соседствовали друг с другом, или с западными государствами - Польшей, Венгрией, Валахией, - или с неспокойными степняками.

Новгородская республика занимала исключительно удобное географическое положение. Из города Ладоги шли важнейшие торговые пути: на запад по Неве и Финскому заливу - в Скандинавию и Европу, на восток по Свири - в Приуралье и на Волгу. Неудивительно, что Ладога быстро застраивалась. В 1141 здесь была постоена первая каменная церковь, а в конце того же 12 века на территории крепости воздвигнуты два собора - Георгиевский и Успенский, а в первой трети 13 века еще три, и тоже каменных.

Новгородская республика вела торговлю и расширяла свои границы.

На западе граница Новгорода проходила с севера на юг по линии Чудского озера и западнее реки Псковы. Новгородцы, псковичи и полочане, осваивая Прибалтику, дошли до земель пруссов. Историки утверждают, что современные территории Эстонии, Латвии и Литвы зависели от Руси. Конечно, это была торговая экспансия. Дело еще в том. что в 10-12 веках, когда существовало централизованной киевское государство, в русской торговле преобладало южное направление. Но его закрыли половцы. А потом и Орда. Основным торговым направлением Новгорода стало западное.

Вообще-то новгородцы торговали с Западной Европой и в 10-11 веках, а в 12 веке они уже добрались до Дании: известен факт ареста новгородских купцов в Дании в 1134 году. В 11-13 веках главным пунктом балтийской торговли был остров Готланд, и на острове существовало подворье новгородских купцов, а в Новгороде с середины 12 века соответственно -- фактория готландских купцов - Готский двор с церковью святого Олафа. Во второй половине 12 века в Новгород прибывают немецкие купцы из северо-германских городов, основывают Немецкий двор и в 1192 году ставят церковь святого Петра. А в 1198 году крестоносцы вторглись в землю ливов. Это первый крестовый поход в Прибалтике, через сто лет после первого похода на Ближнем Востоке. Новгородцы наткнулись на встречный немецкий, но уже не торговый, а колонизационный поток.

На севере граница продолжалась по той же линии Чудского озера. Новгороду принадлежали земли западнее Карельского перешейка и две трети современной Финляндии. Новгородская республика имела выход к северной оконечности Ботнического залива. Но и здесь возник встречный колонизационный поток - в Южную Финляндию пришли шведы.

В 1157 году шведский король Эрик Святой предпринял первый крестовый поход в Финляндию для распространения христианства. Шведское завоевание Финляндии поощрялось самим папой римским. Шведы в южной Финляндии основали город Турку - будущую первую столицу Суоми.

В 1164 году шведы проникли в Ладожское озеро огромной эскадрой из 55 кораблей и осадили Ладогу. Подоспели новгородцы и шведов разбили, 43 корабля захватили.

В конце века новгородские дружины очень активны. 1186 и 1191 годы - походы новгородцев в Центральную Финляндию, 1188-ой - набег на южное побережье Швеции и разрушение ряда крепостей, 1198 -ой - поход в юго-западную Финляндию. Но самое знаменитое военное событие произошло в 1187 году. Новгородцы и карелы взяли и сожгли шведскую столицу Сигтуну. Военными трофеями, взятыми новгородцами, украшены знаменитые Магдебургские врата - западный вход Софийского собора в Новгороде. Отсюда их второе название - Сигтунские.

А с другой стороны, мирно развивалась западная морская торговля Новгорода. Два века (в 12-13 веках) на шведском острове Готланд, в главном его городе Висбю стояла каменная русская церковь. Здесь находились торговые ряды новгородцев. В городе существовал целый новгородский квартал, даже кладбище при церкви было. Через Готланд путь лежал в Европу.

В середине12 века земли корелы только частично входят в состав Новгородской республики. В это время существует пять групп корелы: обособившаяся ижора, корела центральной части Карельского перешейка, привыборгская корела, присайминская, приботническая. В Новгородскую республику не входят земли от Белого моря до Ботнического залива, заселенные саамами и только частично освоенные корелой.

Что интересно, в борьбе новгородцев со шведами корела выступает на стороне новгородцев. На Карельском перешейке в 12-13 веках корела строит маленькие крепости для защиты от шведов. Одно из первых укреплений - городище Паасо возле Сортавалы. Это убежище для населения площадью 1000 квадрвтных метров. Там же, возле Сортавалы на берегу Ладоги возник первый корельский Сердобольско-Никольский погост (Сердоболь - это русифицированная Сортавала). В 1178 году корельский отряд проник в земли еми, которых шведский король крестил за 21 год до этого. Корелы пленили шведского епископа Рудольфа, увезли его и убили.

На восток и на крайний север путь лежал по Свири. Прямого пути на Кольский полуостров через земли корелы и саамов не было, ибо не было рек, текущих на север. Обонежье только осваивались. Монахи обгоняли крестьян. В 12 веке был основан Рождественский монастырь на Палеострове в Онежском озере.

На восточных торговых путях рано возникали города: Белоозеро основан еще в 9 веке, Ярославль в начале 11, Вологда упоминается в памятниках с 1147 года. Она возникла на месте волока из Сухоны в Шексну (от слова "волок" и название города) в землях чуди заволочской, через Вологду шли пути на Северную Двину и в Беломорье.

Под 1137 годом в разных новгородских документах упоминаются:

1) городок Вель (нынешний Вельск) в верховьях Ваги, левого притока Северной Двины: он был предназначен для обороны от наседавших северных кочевых племен, в частности от летучих отрядов югорского князька Юрады;

2) самое древнее поселение на Ваге "оустье Ваг": это название места, а не самого поселения;

3) три деревни на реке Пинеге, правом притоке Северной Двины: одна из них - современная Пинега.

И Вологда, и Москва появятся в русских текстах только через 10 лет.

Заселялись берега Мезени, верхней и средней Печоры. Новгородцы вошли в контакт с ненцами, а в конце 12 века построили городище с оборонительными сооружениями в земле коми и проникли в Зауралье. Известен факт трагического для новгородцев похода воеводы Ядрея в 1194 году на угру - в область хантов и манси в низовьях Оби. Местные племена оказали русским варягам сопротивление: одних поубивали, с других взяли выкуп. Вернулись в Новгород всего 80 человек.

 Западнее новгородцы осваивали Беломорье. На месте нынешнего Беломорска стояло крупное поморское село Сороки. За 12 век новгородцы освоили все Беломорье и высадились на южном и восточном берегах Кольского полуострова в землях саамов.

В том же 12 веке русские поморы на севере Скандинавии встретились с норвежцами - сомкнулись два миграционных потока новых европейцев. Как утверждают историки, на Шпицбергене поморы высадились раньше норвежцев. Русские называли эту землю Грумант, у них здесь были поселения, в которых они зимовали. Потом архипелаг был забыт. В 1596 году его повторно открыла голландская экспедиция В.Баренца, который и назвал острова - Шпицберген, Острые горы.

 

Поражают эти передвижения, походы новгородцев в эпоху бездорожья. Через лесные дебри можно было пробиться только по воде, но не всгда реки текли в нужном направлении - обычно с юга на север. А как идти на восток?

Только очень предприимчивые, смелые, умные, пассионарные люди могли создать огромную Новгородскую республику. Свободные люди. Территория Новгородской республики в конце 12 - начале 13 века равнялась территориям всех русских княжеств вместе взятых. Только Владимиро-Суздальское княжество, самое большое из русских княжеств, оказало некоторую конкуренцию новгородцам. Оно вклинивалось в новгородские земли двумя большими языками с центрами в Белоозере и Устюге. Но сомкнуться за Сухоной эти языки не смогли. Почему владимиро-суздальцы не пошли на север, к Белому морю и на восток, к Уралу? Почему эти земли освоили новгородцы? Собственно, всё Владимиро-Суздальское княжество было выступом княжеской Руси в новгородских, республиканских землях.

Новгород обладал какими-то центробежными силами, которые растягивали его территорию во всех возможных направлениях. И не надо забывавть, что это не были благодатные земли. Север есть север. Жить здесь трудно. И жить здесь мог только человек умелый, сметливый, предприимчивый. Новгородская республика давала людям того времени максимум свободы.

 

В эту эпоху и пришли новгородские колонисты в Северное Присвирье.

А в Южном Присвирье они уже крепко сидели на земле среди веси. В Уставе князя Святослава Ольговича (1137 год) упоминаются два поселения к югу от Свири. Первое - Юксовичи на Юксовском озере. Сейчас деревни с таким названием нет, но есть пять деревень с другими названиями. Сохранилось только название озера. Второе - Винницы на реке Оять. Такая особенность. Корни у обоих названий сел вепсские, а суффиксы и окончания русские. Это тогда, в 1137 году были русские села с русским населением, причем села большие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: