Крестьянские повинности и цены 5 страница

И что тут непонятного? и что тут обидного для национального самосознания? После этого новгородцы еще 608 лет будут приглашать, нанимать князей. Последним призванным в 1470 году князем был литовский князь Михаил Олелькович. Тоже не славянин.

В перечислении послов чудь опять на первом месте, а славяне на втором, но впервые в летописи появилась весь. Княжить они приглашали "по праву". то есть по правилам, по неписанному закону, потому что письменности еще не было. И еще один факт. "Князь" - слово хотя и общеславянское, но заимствовано славянами из германских языков. Германское "кунинг" - первоначально "старейшина рода". А основа слова - "куни", что значит "род". Ну не было у славян таких слов, потому что князей не было.

Но почему варяги - русь? Нашим патриотам это очень не нравится, по их мнению, русский - значит варяжский. Когда-то, в 9 веке, значило, а теперь нет. И пора успокоиться.

А объяснение слова "русь" - очень простое. Варяги - общее наименование всех восточных скандинавов, плававших по Варяжскому морю в средние века, а русь - имя одного из варяжских племен, так же как и колбяги, давшие свое имя деревне под Бокситогорском.

Сумятицу в язык внеслии также греки, чьими летописями пользовался Нестор. Самая первая запись в "Повести временных лет" с этого и начинается: 852 год - "...Стала называться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что... приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом." Здесь русь - это варяги. До призвания варягов на княжение еще 7 лет. Варяги-русь совершили очередной набег на греков, пришли к Царьграду со стороны полян, со стороны Киева., но выражение "стала называться Русская земля" - это не цитата из греческой летописи, это Нестор придумал. Может быть из патриотических соображений: ему нужно было прикрепить начало Русской земли к мировой хронологии, что он и сделал. Натяжка, но красивая. И далее Нестор объяснил, как название "русь" перешло с варягов на славян. Русью стали сперва называться поляне, киевляне после завоевания Киева Олегом: он же варяг. "От варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне". Славянский и русский язык - одно и то же: первое название от славян, второе от варягов, прозвавшихся русью.

И опять всё понятно и бесспорно. Но. В другом месте летописи Нестор перечисляет народы так: варяги, шведы, норманы, готы, русь, англы... Получается варяги и русь - разные скандинавы. А шведы (свеи) разве не варяги? Так что в летописях тоже есть алогизмы, и их надо раскрывать.

Далее по летописи: трое братьев-варягов пришли со своими дружинами. Рюрик сел в Новгороде (у словен), Синеус на Белоозере (у веси), Трувор в Изборске (у кривичей). "И от тех варягов прозвалась Русская земля". Опять алогизм. Земля прозвалась русской за 7 лет до того на юге, в Киеве.

Через два года Синеус и Трувор умерли, а Рюрик захватил власть над всеми землями "и стал раздавать мужам своим города". А ведь это государственный переворот, конец выборной власти, конец демократии. И власть захватили чужеземцы.

Потом двое бояр Рюрика - Дир и Аскольд - с варяжской дружиной отправились в поход на Царьград, но по пути остановились в Киеве, где было безвластие, и стали владеть полянами. Северная ситуация повторилась на юге, только этих князей никто не призывал - сами пришли. Это 862 год, вторая попытка устроить государство у полян. Вроде бы получилось.

А на севере в 879 году умирает Рюрик. Перед смертью он отдает княжение Олегу, своему родственнику, и отдает ему на руки своего малого сына Игоря.

А это передача власти по наследству через регента. Такое государственное устройство называется монархией.

В 882 году Олег выступил на юг со своей дружиной. Но это уже не варяжская дружина, в нее входят варяги, чудь, славяне, меря, весь, кривичи - это уже общий народ, варяги в нем растворяются. Олег захватывает Киев, предъявляет полянам маленького Игоря как настоящего князя, а Дира и Аскольда убивает как самозванцев. И сказал Олег о Киеве: "Да будет матерью городам русским." Летописец добавляет: "И были у него варяги, и славяне. и прочие, прозвавшиеся русью." А всем северным народам, и славянам тоже, положил дань "по триста гривен ради сохранения мира" (великолепная формулировка) и дань эту они платили до самой смерти Ярослава.

И началась Киевская Русь, общая история восточных славян, финнов и балтов. Центр событий перемещается на юг. Князья ходят походами к соседям. В 907 году Олег сходил на Царьград по морю, прибил свой щит на вратах города и заключил договор с греками. В 912 году новый мир с греками, причем в договоре со стороны русского великого князя перечисляются 15 имен его князей и бояр - все варяжские. Игорь ходил в 941 году на Царьград и на Анатолию. Потом пошел на древлян за данью, но пожадничал, и те его убили. А его жена Ольга отомстила древлянам. Святослав Игоревич, самый темпераментный киевский князь, "видный полководец" по Энциклопедическому словарю, ходил на булгар, на хазар, на болгар, на греков. Шесть лет в походах. Убит печенегами. И печенежский князь сделал из его черепа чашу, чтобы пить из нее на пирах.

А в Европе в 962 году германский король Оттон 1 провозглашает Священную Римскую империю.

И три русских события надо отметить особо: первое - крещение Руси Владимиром Святославичем в 988-989 годах, второе - написание монахом Нестором "Повести временных лет" в 1020-е годы, третье - составление Русской правды при Ярославе Мудром в первой половине 11 века. Этот свод феодальных законов действовал более 400 лет. Он лег в основу Псковской и Новгородской судных грамот. А как быстро распространилась письменность вместе с церковными книгами! За полвека Русь получила летопись и судебник.

Казалось, начинается новый этап в истории государства. Но жить ему оставалось каких-то 100 лет. В середине 12 века великая Киевская Русь распалась на несколько феодальных княжеств.

А как жила 300 лет Северная Русь?

 

х х х

 

В 9 веке границы Руси на севере проходили по восточному берегу Чудского озера, по рекам Нарве и Неве, по южному берегу Ладожского озера. Южный берег Финского залива, где жило финское племя водь, еще не входило в Древнерусское государство, а южное Присвирье только начинало осваиваться. Новгородцы расселялись от Ильменя по Волхову и Луге. В космополитической торговой Ладоге они обосновались вместе с финнами и варягами еще в 8 веке, когда Новгорода еще не существовало. В 9 веке на Луге уже известно новгородское поселение Ям, ставшее в 14 веке крепостью. Сперва она называлась Ямгород, а при Петре на немецкий манер - Ямбург. Теперь это Кингисепп.

В 947 году княгиня Ольга установила по Луге дань и оброк, поставила по Луге и Мсте крепости. Одну из них у современной деревни Городец недавно раскопали археологи. Крепость была уничтожена в 12 веке ливонскими рыцарями. А название сохраняется тысячу лет!

В Тихвинском районе Ленобласти на реке Капше у деревни Еремина Гора археологи вскрыли две насыпи-захоронения 9-11 веков. В них боевые топоры, копья, наконечники стрел, серебряные украшения. Навряд ли это славянские могилы. Древние славянские могилы, жальники (от слова "жаль"), встречаются дальше на восток в Бокситогорском районе. Это невысокие округлые холмы, обложенные камнями. Славян хоронили головой на запад, часто в гробах, но почти без вещей. Может быть, у Ереминой горы могилы варягов?

Вообще в 10 веке Новгородская и Псковская земли густо, по тем временам, заселены. В них существуют не только крупные города, но и сеть погостов, местных центров с постоянными княжескими гарнизонами. Граница Руси на севере уже проходит по южному берегу Финского залива (водь вошла в состав Руси), по Свири, Белоозеру и Шексне. Южное Присвирье, заселенное весью, активно колонизуется.

10 век - это время расцвета всей Киевской Руси, время максимальной консолидации восточных славян, говорящих на одном, восточнославянском, древнерусском языке.

Новгородская земля расширялась. И преимущественно на северо-восток.

На западе жили эсты. В 10 веке они основали город Таллин. Сперва он назывался Лиднанисе (новгородцы переделали его в Леденец), потом Колыванлидна (Колывань по-новгородски). Еще позднее Рявеля, Ревал (Ревель по-русски). В 13 веке его захватили датчане (обогнав шведов), и появилось его четвертое имя - Танинлидна, "Датский город". а оно уже было переделано эстонцами в Таллин (по-эстонски Таллинн). В начале 14 века город перешел во владение Тевтонского ордена, а затем Ливонского. И это только начало истории города.

Новгородское завоевание эстов не состоялось. В 1030 году Ярослав Мудрый сходил в их земли и даже основал город Юрьев (нынешний Тарту). Граница отодвинулась за реку Нарву, но здесь и застыла ненадолго.

Чудь платила дань Новгороду. Новгородские крестьяне освоили плодородные земли Ижорского плато и осваивали земли корелы и веси на обоих перешейках. А в середине 11 века и шведы активизируются и предпринимают первые походы против финнов. Шведская экспансия в Финляндии началась. Началось и русско-шведское соперничество и растянется оно на восемь веков. Формально это совпадает с официальной датой разделения католической и православной церквей - 1054 годом. Были и другие еврлопейские события, отзвук которых до Руси почти не доходил: 1096 год - начало первого крестового похода и 1099 год - основание государства крестоносцев в Палестине и Сирии. Это было где-то на Марсе.

На востоке новгородцы и ростовчане заселили территорию современной Вологодской области - от Онежского озера до Великого Устюга. Их городища располагались в тех же местах, что и стоянки мезолитических саамов. Курганы и поселения 10-12 веков найдены по всей Вологодской области.

А дальше открывались необъятные, неведомые, редконаселенные земли. Побывавшие там новгородцы - купцы и разбойники - рассказывали о сказочном изобилии таежных и притундровых областей. Туда и направилась энергия новгородцев.

Сперва это не была колонизация. Первопроходцами были ушкуйники, которые на манер варягов уходили в дальние края на лодках для торговли и грабежа. Слово "ушкуйник" происходит от названия лодки - ушкуй. Такие лодки строили на реке Оскуй, правом притоке Волхова, близ Новгорода.

Несколько позднее появилась еще одна судоверфь в Ям-Тёсово, на реке Оредеж. Здесь проходила дорога на Новгород. Названо поселение так потому, что здесь издревле изготавливали тёс. Из него и строили лодки. Ушкуйники - это новгородские речные варяги.

Вообще дорогами новгородцев были водные пути, потому что дорог не было. Существовало три пути на Волгу и два на Белое море.

Пути на Волгу: через Вышний Волочок (в 1703-1708 годах на месте волока прорыт канал со шлюзами), через Тихвин (Тихвинская система сооружена в начале 19 века) и через Свирь. Последний путь такой: озеро Ильмень - река Волхов - Ладожское озеро - река Свирь - Онежское озеро - река Вытегра - озеро Матко - волок 30 километров - озеро Ковжа - река Ковжа - озеро Белое - река Шексна - река Волга. (В начале 19 века этот путь превратится в Мариинскую систему).

На Белое море новгородцы ходили или по реке Онеге, или по реке Сухоне, но оба пути начинались от Белого озера, а на него можно было попасть или через Свирь (с волоком), или через Волгу (без волока). Путь по реке Онеге сохранял первостепенное значение до начала 17 века, а потом захирел.

Путь по реке Сухоне сделался очень важным с середины 16 века, когда началась интенсивная торговля с Англией через Белое море. Славянский волок между рекой Славянкой и озером Благовещенским разделял водный путь на две стороны - новгородскую и заволочскую. Отсюда новгородские названия: Заволочье, чудь заволочская. В 19 веке на месте Славянского волока вырыт канал со шлюзами. Это Северо-Двинская система.

В период расцвета Новгородской республики через Волхов проходило за год до 10 тысяч судов, более 30 в день.

 

х х х

 

А расселялись новгородцы по землям, на которых уже несколько тысячелетий жили другие народы. И хотя новгородская колонизация не была военной и несла с собой технический и культурный прогресс, не всё было гладко. Главное, стало тесно: это леса кругом было много, а земли-то мало. Поэтому финские народы потихоньку двинулись на север, началась их вторая миграция.

Весь в 10 веке стала уходить за Свирь и расселяться на Олонецком перешейке. Было два направления их миграции: северо-западное в район Видлицы, Восточного Приладожья и северо-восточное в Западное Прионежье. В центре по Важинке весь, конечно, тоже расселялась, но это не был поток: в центре Олонецкого перешейка не найдено ни одного вепсского памятника. Зато топонимы многообразны.

 

Река Пидьма от вепсского пидим - затор. Здесь на Свири у устья Пидьмы перед порогами всегда скапливались суда. Деревня Мятусово от мятус - холм, Гимрека от хийм - родня (Родная река). Гонгозеро в 7 километрах от Согиниц от хонг - сухая сосна. Деревня Коягино в 3 километрах от Согиниц по-русски Чайкино. Значит, здесь было рыбное место, на которое слетались чайки. Много названий с основой пёрт - изба. В 7 километрах севернее Согиниц - Пёртозеро. Охотники и рыбаки ставили в лесу по берегам рек и озер небольшие избушки (заимки по-сибирски) - отсюда и названия.

Одна интерсная особенность: в русском слове ручей местные жители ставят ударение по-фински на первом слоге - РедорУчей (Грязный ручей).

В 10-11 веках у веси патриархально-родовой строй на стадии военной демократии. В Восточном Приладожье в захоронениях найдены останки вооруженных мужчин (свободных общинников) и ритуально убитых слуг (вероятно, рабов и рабынь). Население занимается подсечным мотыжным земледелием (пашенное земледелие принесут славяне), медно-литейным производством (выплавку железа принесут славяне). Гончарное ремесло славяне принесли веси в конце 9 века, до расселения через Свирь, но лепная керамика продолжалась до конца 12 века. По глухим местам прогресс идет медленно.

Скотоводства еще нет, мясо живет в лесу. Охотничьи звери - медведь, белка, заяц, хорёк. Оленя в списке нет. Но главный промысловый зверь - бобёр. Мехом весь торговала с волжкими болгарами.

Весь белоозерская обгоняла в своем развитии весь приладожскую, так как имела более тесные контакты со славянами.

Вепсы - современные потомки веси - живут тремя небольшими разрозненными группами среди русского населения в Ленинградской и Вологодской областях и в Карелии. Соответственно в их языке три диалекта. Но половина из них считает родным языком русский.

 В 1959 году вепсов насчитывалось 16 тысяч, в 1970-м 8300 человек. Иногда вепсская речь слышна в автобусах на линии Вознесенье-Ленинград. Была слышна в 1980-е годы. А сейчас в начале 2010-х годов? В Винницах старики еще говорят по-вепсски.

Корела снялась со своих мест в северо-западном Приладожье тоже в 10 веке. Потоков расселения было четыре.

Первым потоком корела, обойдя Ладогу с севера, направилась на Олонецкий перешеек, куда расселялась весь. Весь была корелой ассимилирована, но не сразу, процесс продолжался вплоть до 17 века. На перешейке формируется гибридная культура - карельско-вепсская. Местные карелы отличаются от карел Центральной и Северной Карелии и называются они карелы-людики и карелы-ливвики. А на Свири корела столкнулась еще со встречным миграционным потоком новгородцев. И в 12 веке карельское Приладожье вошло в состав новгородской феодальной республики. А еще через 100 лет, в 1227 году произошло официальное крещение корелы.

В 11 веке корела пошла на запад и закрепилась у озера Сайма. Этот поток заселил и перешеек, который у русских стал называться Карельским. В это время корела уже тесно связана с русским (новгородским) населением, ибо славяне активно проникают в земли корелы.

Третий поток направился на север, в земли саамов, вплоть до Беломорья.

Саамы стали отступать дальше на север или ассимилироваться. В 16 веке саамы еще жили в Северной Карелии в глухих местах, которые в новгородских писцовых книгах назывались Лопскими погостами.

А в 12 веке западные финские племена хямэ и суоми тоже стали мигрировать на север (от шведов) паралельно с корелой, тоже оттесняя саамов всё дальше к Полярному кругу. И на Скандинавском полуострове в земли саамов пришли шведы и норвежцы. В том же 12 веке на севере полуострова, у нынешней Печенги встретились норвежцы и новгородцы.

В конце концов остатки саамов оказались разрезанными на четыре части. Всего их порядка 50 тысяч человек. Больше всего саамов в Норвегии - 30 тысяч человек. Они живут преимущественно на севере в области Финнмарк, но отдельные поселения тянутся в горах на юго-запад и не доходят до Осло, столицы Норвегии всего 300 километров. Норвежские саамы сохранили свой язык и культуру, учатся в школах и учительских семинариях по учебникам на саамском языке. Оленеводством занимаются немногие - только 6% населения. В 1973 году создан Северный институт саамов.

В Швеции и Финляндии области, населенные саамами, называются одинаково - Лапландия. В Швеции живет 17 тысяч саамов, в Финляндии 4 тысячи.

Две тысячи саамов живет в России на Кольском полуострове. Они по-прежнему занимаются оленеводством.

На Кольском полуострове 80% названий саамские: полуостров получил название от селения Кола, а это искаженное саамское "куль" - рыба; Мурманск - от "мур" - море и "ма" - земля; Кандалакша - от "канда" - протока и "лакша" - морской залив.

 

Но был у корелы и четвертый поток миграции, что называется, против шерсти, - на юг, через Неву. Это была ижора, отделившаяся корела. Ижорцы (так по-современному) осели по южным берегам Невы и Финского залива по соседству с водью. Граница расселения ижоры хорошо обозначена топонимами: река Ижора, приток Невы, восточнее Петербурга и поселения Большая и Малая Ижора западнее Петербурга за Ломоносовом. Ижора пришла в эти места в 11-12 веках навстречу новгородской миграции и дала свое имя самым плодородным землям - Ижорскому плато.

Ижорских названий много в пригородах Петербурга и в ближних к городу местах. Шушары от ижорского Суо-саари - деревня на болоте, река Мга - значит баба. "Бедный финский рыболов" из пушкинской поэмы "Медный всадник" - это ижорец, который жил в устье Невы, когда сюда пришли войска Петра 1.

Ижора по-карельски "инкери", а по-новгородски "ижера", а на шведский манер "ингры", "ингрикоты". Землю ингров шведы называли Ингрия, а когда шведы эту землю захватили, то назвали свою новую территорию Ингерманландией, а Петр 1, отвоевав ее, назвал новую губернию Ингерманландской. И только в 1719 году она была переименована в Санкт-Петербургскую. В1970 году на территории Ленобласти жило 800 ижорцев.

 А на освобожденное ижорой место пришли финны, теснимые шведами. Позднее в 12-14 веках Швеция захватила Финляндию, которой и владела 6 веков. Западные финские племена оказались расчлененными шведско-новгородской, а потом шведско-российской границей. На западе, в шведской Финляндии остались хямэ и суоми и западные племена корелы. На востоке в новгородской Карелии остались восточные племена корелы. Со временем хямэ, суоми и западные карелы слились в одну, финскую народность, у которой сформировался общий, финский язык. Из восточной корелы произошли современные российские карелы.

Во время шведской оккупации Карельского перешейка он был полностью заселен финнами, а после отвоевания перешейка Петром 1 финны, жившие здесь, вошли в состав России. Еще через 100 лет при Александре 1 к России была присоединена вся Финляндия (с автономными правами). Печальная граница по реке Сестре появилась при Александре 2, который отдал Карельский перешеек Финляндии (а Аляску продал американцам). А когда Финляндия отделилась от Советской России в 1917 году, то увела с собой и перешеек с Выборгом. Потом всё это пришлось отвоевывать. В истории много несуразностей.

Сейчас в Финляндии живут финны и шведы. Население страны около 5 миллионов человек, из них шведов 300 тысяч, в основном в южных и западных районах. На Аландских островах у них свой парламент. В стране два государственных языка - финский и шведский. И никаких гражданских распрей.

В России живет 85 тысяч финнов.

 

На современной карте граница Карелии не доходит до Свири несколько десятков километров, по реке Усланке всего 3 километра. От Согиниц до Свири 16 километров, а до Карелии - 30. Согинский куст деревень - последний в Ленобласти. До Кашкан, первой карельской деревни, 50 километров леса.

В крови коренных согинских жителей, которые считают себя русскими, течет кровь карел, вепсов, саамов, русских. Многие помнят, что у них в роду был карел - дед или прадед. В Коягино один мужчина знает, что он вепс.

 

Карельских названий в согинских местах много - особенно водных: они лучше сохраняются. Палозеро, Палручей от карельского "пало" - пожар, а возможно, и от вепсского "пало" - пожога. Каскесручей от карельского "каски" или вепсского "каск" - тоже пожога. Это термины подсечно-огневого земледелия финно-угров.

Местное русское слово "корба" от карельского "корби" - местность, поросшая глухим лесом. Отсюда - Корбоплесо на Важинке.

Станция Токари (с ударением на последнем слоге) к токарному делу отношения не имеет. Ее название проясняется из сопоставления с названиями финских деревень Токкари около Всеволожска под Петербургом и Токкарлахти около Сортавалы в Карелии (оба, разумеется, с ударением на первом слоге).

 

х х х

 

Новгородская культура в 10-11 веках была на достойной высоте и сказать надо о ней особо.

Самый ранний культурный слой в Новгороде относится к первой половине 10 века и находится на глубине 7 метров. Мусор из города не вывозили, колодцев в городе не рыли, фундаменты не углубляли, очень редко рыли погреба, поэтому культурный слой сохранился хорошо - раскопаны целые усадьбы.

В Новгороде были деревянные мостовые. На Черницынской улице раскопано 27 ярусов мостовой. Самый нижний ярус настелен в 985 году (Новгороду лет эдак 140), самый верхний в 1442 году. Мостовые приходили в негодность и возобновлялись в среднем каждые 15-20 лет. И так почти полтыщи лет. Мостовая делалась так. В три ряда укладывались лаги длиной до 10 метров. Деревья для лаг выбирались не толстые, диаметром 12-18 сантиметров (возраст такого дерева от 40 до 80 лет). На лаги поперек укладывались одна к другой плахи (полубревна) длиной до трех с половиной метров. Это и была ширина мостовой. Деревья для них выбирали как для сруба: возраст от 65 до 215 лет, толщина до 30 сантиметров. (Из таких деревьев построен дом в Трошинском в 1907 году, который я купил в 1975 году).

Новгородцы на улицах грязь не месили, да и во дворах тоже - там укладывались мостки. Лес кругом был в изобилии.

Знаменитые вечевые сходки в Новгороде и Пскове ведут свое начало с 10 века. Но все-таки верховная власть в Новгороде принадлежала посаднику, а посадников присылал из Киева великий князь, а это были его старшие сыновья.

Конец 10 века - это высшая точка развития Киевской Руси: великий князь Владимир крестил Русь. Принятие христианства в Киеве состоялось в 988 году, в Новгороде в 989-м. Тогда же был прислан из Киева в Новгород первый епископ - грек Иоаким Корсунянин, который разрушил языческие святыни новгородцев и руководил крещением. И хотя восстания против новой религии будут и в середине следующего века, христианство укреплялось

Тогда же, в конце 10 века, в Новгороде поставлена легендарная деревянная София о 13 верхах - древнейший христианский храм Северной Руси. (Он сгорел в 1049 году). Каменная София поставлена в Новгороде в 1045-1050 годы через десяток лет после Софии Киевской.

Вместе с христианством на Русь пришла письменность и очень быстро распространилась в народе. В середине11 века новгородцы были грамотными. Об этом говорят раскопки знаменитых берестяных грамот. Первая берестяная грамота была найдена в Новгороде при раскопках 26 июля 1951 года на глубине 6 метров 40 сантиметров (сенсация в археологии). Теперь грамот раскопано более 600. Их время написания: вторая половина 11 века - середина 15 века. Всё - деловые документы, личных посланий мало, хотя встречаются и любовные. Ученые подсчитали, что в новгородской земле лежат 24 тысячи древних берестяных документов - целый архив.

Берестяные грамоты найдены и в других городах северной части Киевской Руси: во Пскове, в Смоленске, в Старой Руссе, в Витебске, в Мстиславле, в Твери. Но их там очень мало - чуть более трех десятков. Видимо, в Новгороде хорошая земля для хранения истории.

Почему люди писали на бересте? Потому что не было бумаги. Она придет на Русь только в 14 веке и будет очень дорогой.

Вместе с христианством на Руси был принят и римский солнечный календарь, год в котором начинался 1 марта. Летоисчисление в нем велось от сотворения мира. Этот календарь просуществует 600 лет.

Ну и надо сказать, что самая древняя русская книга "Остромирово евангелие", которая хранится в Российской национальной библиотеке в Петербурге, была переписана в 1056-57 годах с болгарского оригинала для новгородского посадника Остромира.

 

Никакого феодализма в 9-11 веках в новгородских землях еще не было. Древнее родовое землепользование уже сменилось общинным. Территориальная крестьянская община произошла от рода, когда он закрепился на земле. В 10-13 веках крестьяне владели землей сообща, общиной - это общинное, или черное землепользование. Князья и и х вассалы землей не владели. Крестьяне платили князю дань и выполняли различные повинности. Князь объезжал свое княжество и взимал дань в деревнях - дань натурой: хлебом, медом, пушниной и т.д. Своим вассалам и церкви князь отдавал отдельные волости в кормление, то есть он жаловал им не земли, а дань с крестьян, владеющих своей землей.

Развитие феодальных отношений заключалось в том, что государственная власть накладывала лапу уже не на доходы крестьян, а на их земли и все чаще распоряжалась ими. Но этот процесс шел еще медленно. Даже в 12-13 веках князья еще жаловали дани и другие поборы, не затрагивающие право земельной собственности крестьян.

Выплата дани крестьянами своему князю была естественной. Князь работал, говоря по-современному, на крестьян: он с дружиной защищал их от внешних врагов. В этом было его первоначальное назначение. За свою службу, работу он получал от крестьян дань, зарплату, которой делился с дружинниками. Было разделение труда: одни производили продукты, другие защищали производителей. Позднее защитники оценили свое преимущество, свою силу и использовали ее уже не против внешнего врага, а против крестьян, своих кормильцев. Это было плохо для крестьян, но хорошо для государства: оно богатело и крепло, у него появлялись самостоятельные цели, далекие от крестьянских проблем.

До 10 века земледелие на Северо-Западе было только подсечным. Финские лесные племена подсеку освоили очень давно, а восточные славяне, придя в лес из лесостепи, быстро переняли новое для них земледелие - сложное и простое одновременно: вырубался и сжигался лес, очищенный участок засевался.

У подсеки было два достоинства. Во-первых, подсеке не нужен был плуг, а значит, и тягловый скот - зерно бросади прямо в золу. Во-вторых, подсеке не нужны были удобрения - удобрением служила та же зола.

У подсеки было два недостатка. Во-первых, подсека требовала колоссальной работы. Чтобы подготовить под посевы одну десятину почвы, надо было затратить 50 человеко-дней работы. Одному это было не под силу. Во-вторых, земля на подсеке быстро истощалась: сеяли два-три года, а затем поле забрасывали. В первый год урожай был высоким: по-современному 16-26 центнеров с гектара; на второй год урожайность падала в полтора-два раза.

На подсеке сеяли ячмень, просо и пшеницу: они хорошо росли и не побивались сорняками. Рожь и овес были известны славянам еще до расселения, но были слабо распространены, как и у балтов, и у финнов. Выгоды этих культур проявятся позднее - на пашне.

На заброшенное поле человек возвращался через 30-50 лет. То есть на заросший лиственным лесом участок (бывшее поле) приходили дети и внуки того крестьянина, который когда-то здесь расчистил и сжег лес и собрал 2-3 урожая. А это значит, что, прежде чем вернуться на старое место, крестьяне расчищали от 10 до 20 участков на каждый двор, да желательно поближе к деревне. Вот почему деревни были небольшими - в один-два двора. Собственно, это были хутора.

А возвращаться на старый участок, заросший березняком или осинником, было выгодно. Дело в том, что зола от лиственных деревьев лучше, богаче золы от хвойных деревьев. А леса кругом были хвойные. В сосновую золу сеяли ячмень, реже рожь, а в березовую можно было сеять и привередливый лен.

На подсеке родилась русская поговорка "у черта на куличках", означающая: где-то далеко и не очень ясно где, в глухом месте. Но начальный, прямой смысл народом утерян. А куличка, кулига - это всего лишь расчищенное место в лесу. У черта на куличках означало: далеко в лесу на расчистке. А чтобы понять, причем тут черт, надо хотя бы раз по осени в сумерках пройти по лесу километр и почертыхаться.

С 10 века в южной лесной зоне началась перестройка системы земледелия. Появился плуг, и крестьяне стали переходить от подсеки к трехпольной паровой системе, но пока без унавожения земли. Оказалось, что на пашне ячмень, просо и пшеница побивались сорняками, им не хватало питания, удобрений - навоза не было, ибо животноводство только зарождалось, - а неприхотливые рожь и овес росли на пашне хорошо. Поэтому они и вышли с 10 века на первое место, оттеснив ячмень, просо и пшеницу. Теперь каждому крестьянскому двору требовалось не 10-20 участков леса, а три постоянных поля. Деревни стали увеличиваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: