Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)

1. Задачи и источники информации анализа себестоимости
продукции.

2. Факторный анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.

3. Анализ себестоимости по экономическим элементам и по
статьям расхода.

4. Анализ комплексных расходов.

5. Анализ прямых материальных затрат.

6. Анализ прямых трудовых затрат.

7. Определение резервов снижения себестоимости

 

1. Задачи и источники информации анализа себестоимости продукции

В условиях перехода к рыночной системе хозяйствования себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Оптимизация прибыли требует постоянного анали­за не только внешних факторов, таких как цена, спрос, конъюнктура рынка, но и внутренних — формирование затрат на производство и уровень рентабельности.

Снижение себестоимости является важнейшим фактором развития экономики хозяйствующего субъекта, основой соизмерения доходов и расходов. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимают затраты всех видов ресурсов, выраженные в денежной форме.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом (Положением о составе затрат), а методы калькулирования — самими хозяйствующими субъектами. Анализ затрат всецело зависит от способа учета затрат. Наименее детальный анализ при котловом способе. Нормативный способ позволяет выявить отклонения, классифицировать их по причинам, виновникам, оперативно принять решения.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

· оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним,

·  оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции,

· определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости, и выполнение плана по
ним, величины и причин отклонений фактических
затрат от плановых,

· оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий,

· выявление упущенных возможностей снижения се­бестоимости продукции.

Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Основными источниками информации для проведения анализа себестоимости продукции являются:

·  форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (ра­бот, услуг)»,

· форма № 2Т «Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда»;

· ведомости №12, 15;

· журналы-ордера № 10, 10/1;

· отчет о себестоимости товарной продукции;

· данные плановой и отчетной калькуляции по важнейшим изделиям;

· отчеты о выполнении и сметы расходов по обслуживанию и управлению производством;

· данные об отходах производства и потерях от брака;

· отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.

 

Анализ себестоимости проводится в следующих направлениях:

 

· анализируются затраты на один рубль товарной продукции,

· анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода,

· анализ себестоимости конкретных видов продукции,

· анализ себестоимости важнейших видов изделий.
Рыночная экономика предполагает постоянное обновление

ассортимента товарной продукции, вследствие чего применяются разные показатели плановых заданий по себестоимости.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: