МОДУЛЬ 2
Древнеиндийская, древнекитайская и античная философия
Вы будете изучать:
♦ общие закономерности развития философии Востока и Запада;
♦ философию Древней Индии и ее главные философско-религиозные направления;
♦ философию Древнего Китая и ее основные философские школы;
♦ философию античности натурфилософского, классического и эллинистического периодов.
Цели модуля:
♦ дать основное представление о философии Востока и Запада;
♦ изучить тенденции развития философских школ Древней Индии, Древнего Китая и античности;
♦ дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада;
♦ показать самоценность философской мысли и Востока, и Запада.
После изучения модуля вы сможете:
♦ знать терминологию философии Индии, Китая и античности;
♦ выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада;
♦ знать специфику философских школ Индии, Китая и античности;
♦ выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада;
|
|
Антология философской мысли. — М Литература
Основная
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2003.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Рат-никова.-М.,2001.
3. Спиркин А. Г. Философия. — М., 1999.
4. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. X. Философия. — М., 1999.
Дополнительная
1.., 1993.
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
3. Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976.
4. Дхаммапада. — Рига, 1991.
5. Древнекитайская философия // В 2 т. — М., 1972.
6. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.
7. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2003.
8. Каратини Р. Введение в философию. — М., 2003.
9. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — М., 2003.
10. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: биографические очерки. — М., 1995.
11. НемировскаяЛ. 3. Философия: Курс лекций. — М., 1998.
12. Боломолов А. С. Античная философия. — М., 1985.
13. Платон. Государство. Закон // Платон. Соч. в 3 т. — М., 1971-1972. -Т.З.Ч. 1-2.
14. Рассел Б. Мудрость Запада / Под ред. В. А. Малинина. — М., 1998.
15. Современный философский словарь. — М., 1998.
16. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М., 1998.
17. Философия: Конспект лекций. — М., 2001.
18. Фрагменты ранних греческих философов. — М., 1969. — Ч. 1.
19. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов. — СПб., 2003.
Введение
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И РАЗЛИЧИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА
|
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие проблемы рассматриваются философией Востока и Запада?
2. В чем специфика философской проблематики Запада?
|
|
3. Особенности философии Востока.
Древнеиндийская философия
В первых священных книгах Индии — Ведах (с санскр. — знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке
Многие философские проблемы эпохи затрагивались в поэмах Древней Индии — эпосах Махабхарата и Рамаяна. Впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого. Ведическая литература содержит знания, касающиеся многих областей: земледелия, медицины, астрономии, ремесла, военной техники.
Ведическая религия политеистична: ее пантеон содержит 33 высших бога. В начале I тыс. возникает брахманизм, разделивший населении Индии на касты.
Следущим движением, которое поставило под сомнение ведические ценности, был ДЖАЙНИЗМ (VI в. до н. э.), пропагандировал аскетический образ жизни.
После V в. до н. э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение БУДДИЗМ. Его основатель — Сиддхартха Гаутама (Будда, 560-483 гг. до н. э.). Согласно его учению, все в мире «преходяще», не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страдания (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Главной идеей буддизма было освобождение от страдания и попытка преодоления кастового строя.
Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является нирвана — великое освобождение. Полагают, что сам Будда, достигнув нирваны, много лет проповедовал свое учение. Его учение не было проповедью пассивности и пессимизма. Напротив, он призывал к активности, направив ее на свою жизнь. Это активность не за место под солнцем, а борьба с чуждым в самом себе. Основные положения отражены в одной из книг буддизма — «Дхаммападе».