Древнеиндийская философия

МОДУЛЬ 2

Древнеиндийская, древнекитайская и античная философия

Вы будете изучать:

♦ общие закономерности развития философии Востока и Запада;

♦ философию Древней Индии и ее главные философско-религиоз­ные направления;

♦ философию Древнего Китая и ее основные философские школы;

♦ философию античности натурфилософского, классического и эл­линистического периодов.

Цели модуля:

♦ дать основное представление о философии Востока и Запада;

♦ изучить тенденции развития философских школ Древней Ин­дии, Древнего Китая и античности;

♦ дать сравнительную характеристику философии Востока и За­пада;

♦ показать самоценность философской мысли и Востока, и Запада.
После изучения модуля вы сможете:

♦ знать терминологию философии Индии, Китая и античности;

♦ выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада;

♦ знать специфику философских школ Индии, Китая и античности;

♦ выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада;

 

 

Антология философской мысли. — М Литература


Основная

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2003.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Рат-никова.-М.,2001.

3. Спиркин А. Г. Философия. — М., 1999.

4. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. X. Фи­лософия. — М., 1999.

Дополнительная

1.., 1993.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.

3. Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976.

4. Дхаммапада. — Рига, 1991.

5. Древнекитайская философия // В 2 т. — М., 1972.

6. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

7. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2003.

8. Каратини Р. Введение в философию. — М., 2003.

9. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — М., 2003.

 

10. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: биографические очерки. — М., 1995.

11. НемировскаяЛ. 3. Философия: Курс лекций. — М., 1998.

12. Боломолов А. С. Античная философия. — М., 1985.

13. Платон. Государство. Закон // Платон. Соч. в 3 т. — М., 1971-1972. -Т.З.Ч. 1-2.

14. Рассел Б. Мудрость Запада / Под ред. В. А. Малинина. — М., 1998.

15. Современный философский словарь. — М., 1998.

16. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном из­ложении. — М., 1998.

17. Философия: Конспект лекций. — М., 2001.

18. Фрагменты ранних греческих философов. — М., 1969. — Ч. 1.

19. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и ас­пирантов. — СПб., 2003.

Введение ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И РАЗЛИЧИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА
   
 

 

 



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие проблемы рассматриваются философией Востока и Запада?

2. В чем специфика философской проблематики Запада?

3. Особенности философии Востока.

Древнеиндийская философия

В первых священных книгах Индии — Ведах (с санскр. — знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представле­ния о едином мировом порядке

Многие философские проблемы эпохи затрагивались в поэмах Древней Индии — эпосах Махабхарата и Рамаяна. Впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не де­лай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встреча­ется в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого. Ведическая литература содержит знания, касающиеся многих областей: земледе­лия, медицины, астрономии, ремесла, военной техники.

Ведическая религия политеистична: ее пантеон содержит 33 выс­ших бога. В нача­ле I тыс. возникает брахманизм, разделивший населении Индии на касты.

Следущим движением, которое поставило под сомнение ведические ценности, был ДЖАЙНИЗМ (VI в. до н. э.), пропагандировал аскетический образ жизни.

После V в. до н. э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-фило­софское учение БУДДИЗМ. Его основатель — Сиддхартха Гаутама (Буд­да, 560-483 гг. до н. э.). Согласно его учению, все в мире «преходяще», не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страда­ния (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем су­ществовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдель­ные ступени. Главной идеей буддизма было освобождение от страда­ния и попытка преодоления кастового строя.

Буддийская философия каждому верующему предлагает план лич­ного совершенствования, целью которого является нирвана — вели­кое освобождение. Полагают, что сам Будда, достигнув нирваны, много лет проповедо­вал свое учение. Его учение не было проповедью пассивности и песси­мизма. Напротив, он призывал к активности, направив ее на свою жизнь. Это активность не за место под солнцем, а борьба с чуждым в самом себе. Основные положения отражены в одной из книг буддиз­ма — «Дхаммападе».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: