И ее реализация в правовых нормах

 

Статья посвящена научному исследованию понятия государственной конкурентной политики, ее целей и конкретных мер, включая развитие и защиту конкуренции, реализацию в нормах права.

 

Ключевые слова: конкуренция, конкурентная политика, развитие конкуренции, защита конкуренции, национальный план.

 

Понятие "конкурентная политика" все чаще используется в ряде документов, принимаемых государственными органами. Так, в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанном Минэкономразвития России <22>, также содержится соответствующий раздел "Конкурентная политика", в котором указывается, что "политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий, с одной стороны, и уровень жизни граждан - с другой", перечислены основные направления государственной политики в сфере развития конкуренции.

--------------------------------

<22> Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Разработан Минэкономразвития России. URL: http://www.economy.gov.ru.

 

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р, также упоминается о конкурентной политике в сочетании с политикой в сфере борьбы с коррупцией" <23>, в котором предусматривается ряд мер, в частности минимизация возможностей для несправедливой конкуренции через использование административного ресурса, предотвращение и пресечение антиконкурентных действий доминирующих на рынках хозяйствующих субъектов, формирование благоприятного предпринимательского климата, включая деятельность правоохранительных и контрольных органов, судебной системы, конкурентоспособность российской юрисдикции, общее правовое регулирование создания и ведения бизнеса.

--------------------------------

<23> Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р "Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 1. Ст. 216.

 

Нередко конкурентная политика отождествляется с антимонопольной политикой. В частности, в нормативных актах Евразийского экономического союза используется термин "конкурентная (антимонопольная) политика". Согласно п. 4 ст. 74 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2017 <24>, государства-члены проводят согласованную конкурентную (антимонопольную) политику в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств-членов. Отождествление конкурентной и антимонопольной политики встречается и в юридической литературе <25>. О необходимости разграничения данных понятий указывалось в экономической литературе. По мнению А.Е. Шаститко, Н.С. Павловой, "конкурентная политика - понятие более широкое, чем политика антимонопольная. Если антимонопольную политику можно определить как совокупность действий, которые направлены на защиту конкуренции и связаны с установлением и поддержанием правил, запрещающих определенные виды соглашений и поведения участников рынков, то конкурентная политика, наряду с задачей защиты конкуренции, преследует цель ее развития и включает меры, направленные на формирование новых рынков...". Сходной позиции придерживаются другие экономисты, отмечая, что меры государственной конкурентной политики достаточно разнообразны и подразделяются на стимулирующие меры (меры по созданию и развитию конкуренции), ограничительные меры и меры по защите конкуренции <26>; <27>.

--------------------------------

<24> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org.

<25> См.: Писенко К.А. Понятие государственной антимонопольной политики в контексте проблематики административно-правового обеспечения баланса интересов // Конкурентное право. 2018. N 1. С. 16 - 20.

<26> Шаститко А.Е., Павлова Н.С. О сбалансированности инструментов конкурентной политики // Бюллетень конкурентной политики. 2012. Выпуск 7. С. 4.

<27> См.: Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю. и др. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации: Монография: В 2 т. М.: Научный эксперт, 2008. Т. 1. С. 15.

 

Такое направление конкурентной политики, как развитие конкуренции, имеет важнейшую роль. Активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации объявлено приоритетным направлением деятельности государства на всех уровнях: от высших органов законодательной и исполнительной власти до законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Важнейшими нормативными актами, направленными на обеспечение государственной политики по развитию конкуренции, следует выделить следующие:

- Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в соответствии с которым был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы <28>;

--------------------------------

<28> Собрание законодательства РФ. 2017. N 52 (часть I). Ст. 8111.

 

- распоряжение Правительства РФ от 16.08.2018 N 1697-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы" <29>;

--------------------------------

<29> Собрание законодательства РФ. 2018. N 36. Ст. 5655. Действует в ред. от 20.11.2018.

 

- распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 N 1738-р "Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации" <30>;

--------------------------------

<30> Собрание законодательства РФ. 2015. N 37. Ст. 5176.

 

- Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг., утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013 <31>.

--------------------------------

<31> URL: http://www.fas.gov.ru.

 

Важную роль в формировании государственной конкурентной политики имеет создание юридических условий существования и развития конкурентных отношений, создание государством норм и институтов права, базирующихся на следующих основных принципах: свободном развитии предпринимательства, формальном равенстве участников имущественных отношений, всемерной охране частной собственности, свободе договора, обеспечении защиты нарушенных прав, в признании за субъектами предпринимательства возможности осуществлять конкурентные действия (право на конкуренцию) и иных способов государственной поддержки конкуренции. На этих принципах основана система гражданского и предпринимательского права.

В Российской Федерации данные принципы нашли свое законодательное закрепление в положениях целого ряда законодательных актов. Особое место среди них занимает Конституция РФ. В частности, п. 1 ст. 8 Конституции РФ устанавливает гарантированность единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности. Для создания и развития предпринимательства и конкуренции признаются и защищаются равным образом государственная, муниципальная и частная формы собственности (п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 35 Конституции). На создание и функционирование конкурентной среды направлены также другие нормы Конституции РФ, в особенности устанавливающие право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 34), а также защиту прав собственника (п. 4 ст. 35).

Конституционные принципы существования и развития конкуренции получили свое развитие в ст. 1 Гражданского кодекса РФ (основные начала гражданского законодательства) и других традиционных нормах и институтах гражданского права. В частности, принципы свободного развития предпринимательства, равноправия хозяйствующих субъектов, охраны частной собственности находят свое развитие в положениях ГК, устанавливающих порядок организации и деятельности субъектов предпринимательства, о праве собственности, обязательствах и т.д. Принцип свободы договора, установленный в ст. 421 Гражданского кодекса РФ, реализуется в других нормах Кодекса (о сделках и договорах, их исключении и ответственности за нарушение их условий и т.д.).

При формировании и проведении государственной конкурентной политики важно определить ее цели, и, соответственно, цели законодательства в данной области.

По мнению А.Г. Сушкевича, "пожалуй, только праву конкуренции США свойственна полная концентрация на достижении единственной цели - свободы конкуренции и противодействия созданию монополий. В иных национальных системах права защита конкуренции, как правило, не является единственным и наивысшим приоритетом". В этой связи автор упоминает о двоякой природе такого явления, как конкуренция: "конкуренции в качестве цели" и "конкуренции в качестве средства" <32>. Также в науке обращается внимание на то, что в европейском праве даже появилось выражение "конкуренция как способ" (concurrence-moyen) <33>.

--------------------------------

<32> Сушкевич А.Г. Исследование товарного рынка и формальное применение запретов как элементы российского антимонопольного законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 2. С. 11 - 17.

<33> См.: Конкурентное право России: Учебник / Отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, А.Г. Сушкевич. М., 2014. С. 24.

 

В.Г. Истомин полагает, что конкуренция выступает средством достижения более важных целей - развития предпринимательской деятельности, экономики в целом, защиты прав и интересов предпринимателей и потребителей, достижения баланса частных и публичных интересов <34>.

--------------------------------

<34> См.: Истомин В.Г. К вопросу об основных направлениях правового регулирования конкуренции и месте конкурентного права в российской правовой системе // Конкурентное право. 2015. N 4. С. 9 - 14.

 

В п. 2 Указа Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" определены цели совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, а именно:

а) повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

б) повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

в) стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

Повышение удовлетворенности потребителей названо в качестве первоочередной цели совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, поскольку конкуренция ведется за потребительский спрос. По мнению А.Ю. Юданова, конкуренция - это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка <35>. Цель состязания субъектов предпринимательства в конечном счете достигается лишь в том случае, если результаты их деятельности (товары, работы, услуги) будут одобрены и приобретены другими субъектами, непосредственно не участвующими в соперничестве, т.е. потребителями (покупателями, заказчиками), выступающими в качестве как бы третьей стороны в конкурентной борьбе. Иначе конкуренция как таковая была бы бессмысленной. На это также указывал профессор Г.Ф. Шершеневич: "Общественная идея конкуренции состоит в том, что обеспечение личного существования со стороны каждого хозяйства ведет к наилучшему обеспечению интересов общества... Среди торговых представителей открывается ожесточенная борьба перед потребителями... Каждое предприятие стремится привлечь к себе и отвлечь от другого возможно большее число потребителей..." <36>.

--------------------------------

<35> Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 1998. С. 12.

<36> Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. СПб., 1908. С. 109.

 

Конкуренция в предпринимательской деятельности выступает в качестве побудительной силы, направляющей деятельность производителей и поставщиков (продавцов) на удовлетворение потребностей потребителей. "При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их слуги" <37>. Аналогичное определение содержится и в зарубежной правовой литературе. Конкуренция характеризуется как "усилия двух или более сторон, действующих независимо друг от друга, с тем чтобы завладеть клиентурой третьей стороны путем предложения товаров на более выгодных условиях" <38>.

--------------------------------

<37> Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. I. С. 95.

<38> Chevalier F. Unfair Competition // Industrial Property in Asia and the Pasific. 1988. N 22. P. 41.

 

При постановке целей и задач государственной конкурентной политики важен прогноз ожидаемого результата. В частности, в распоряжении Правительства РФ от 16.08.2018 N 1697-р указаны ожидаемые результаты развития конкуренции в отдельных отраслях (сферах) экономики (видов деятельности: увеличение удельного веса организаций социального обслуживания, основанных на негосударственной или немуниципальной формах собственности, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, повышение уровня товарности основных видов сельскохозяйственной продукции в агропромышленном комплексе, снижение зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материалов и связанных с ними агротехнологических решений, обеспечение формирования инновационных инфраструктур на принципах установления недискриминационных требований для участников рынков вне зависимости от технологий, используемых при оказании услуг в сфере связи и другие <39>.

--------------------------------

<39> Всего 28 пунктов согласно распоряжению Правительства РФ от 16.08.2018 N 1697-р.

 

Таким образом, государственная конкурентная политика является неотъемлемой частью экономической политики государства и состоит в системе мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту добросовестной конкуренции. Реализация мер государственной конкурентной политики может быть эффективно осуществлена в системной взаимосвязи с реализацией других направлений государственной экономической политики и ее отдельных составляющих: промышленной, инвестиционной, инновационной, бюджетно-налоговой, таможенной, ценовой, политики поддержки малого и среднего предпринимательства и др.

 

Список литературы

 

1. Истомин В.Г. К вопросу об основных направлениях правового регулирования конкуренции и месте конкурентного права в российской правовой системе // Конкурентное право. 2015. N 4. С. 9 - 14.

2. Конкурентное право России: Учебник / Отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский А.Г. Сушкевич. 2-е изд. М., 2014.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. I.

4. Писенко К.А. Понятие государственной антимонопольной политики в контексте проблематики административно-правового обеспечения баланса интересов // Конкурентное право. 2018. N 1. С. 16 - 20.

5. Сушкевич А.Г. Исследование товарного рынка и формальное применение запретов как элементы российского антимонопольного законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 2. С. 11 - 17.

6. Шаститко А.Е., Павлова Н.С. О сбалансированности инструментов конкурентной политики // Бюллетень конкурентной политики. 2012. Выпуск 7.

7. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. СПб., 1908.

8. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 1998. С. 12.

9. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю. и др. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации: Монография: В 2 т. М.: Научный эксперт, 2008. Т. 1.

10. Chevalier F. Unfair Competition // Industrial Property in Asia and the Pasific. 1988. N 22.

 

П.В. САМОЛЫСОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: