В Российской Федерации

 

В статье рассматриваются особенности правовой регламентации процессов государственного антимонопольного контроля в России, анализируются перспективы его развития. Автором делаются выводы и предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства в части осуществления государственного антимонопольного контроля.

 

Ключевые слова: антимонопольные органы, ФАС России, антимонопольное законодательство, антимонопольный контроль.

 

Создание здоровой конкуренции, свободного предпринимательства как важнейших факторов развития страны невозможно без эффективного антимонопольного контроля, важным условием осуществления которого является детальная правовая регламентация порядка его исполнения. Целью исследования является анализ законодательства, регламентирующего процедуры осуществления антимонопольного контроля в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции <40> антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 Закона о защите конкуренции. При этом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о защите конкуренции, применяются правила международного договора Российской Федерации.

--------------------------------

<40> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.

 

Таким образом, нормативная правовая база государственного антимонопольного контроля включает в себя четыре уровня:

1-й уровень - международные акты;

2-й уровень - Конституция Российской Федерации;

3-й уровень - федеральные законы;

4-й уровень - подзаконные правовые акты.

К международным актам, имеющим отношение к антимонопольному контролю, относятся соглашения, договоры и меморандумы, имеющие межправительственный (на уровне государств) и межведомственный (на уровне антимонопольных (конкурентных) ведомств зарубежных стран) характер о сотрудничестве и взаимной помощи.

К первому типу относятся, например:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) <41>, который направлен на обеспечение со стороны государств-членов:

--------------------------------

<41> URL: http://www.eaeunion.org/files/history/2014/2014_2.pdf (дата обращения: 15.01.2019).

 

- эффективного контроля за экономической концентрацией в той мере, в какой это необходимо для защиты и развития конкуренции на территориях каждого государства-члена (ч. 4 ст. 75 "Общие принципы конкуренции");

- контроля за соблюдением запрета на антиконкурентные действия и запрета на недобросовестную конкуренцию, за экономической концентрацией, а также полномочиями по предупреждению и выявлению нарушений конкурентного (антимонопольного) законодательства, принятию мер по прекращению указанных нарушений и привлечению к ответственности за такие нарушения (ч. 5 ст. 75 "Общие принципы конкуренции").

2. Статья 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, гарантирующая эффективную защиту от недобросовестной конкуренции <42>.

--------------------------------

<42> См.: Закон. N 7. 1999 (извлечение). СССР подписал Конвенцию 12.10.1967, а ратифицировал 19.09.1968 с оговоркой.

 

3. Соглашение Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15.04.1994 (ТРИПС/TRIPS) (заключено в г. Марракеше 15.04.1994) <43>, обеспечивающее в том числе осуществление контроля за антиконкурентной практикой через договорные лицензии (раздел 8).

--------------------------------

<43> Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). Ст. 2818 - 2849. Документ вступил в силу для России 22.08.2012.

 

Ко второму типу международных актов относятся двухсторонние соглашения, определяющие стратегические направления и формы сотрудничества ФАС России с соответствующими органами зарубежных стран в целях выработки механизмов оперативного и эффективного взаимодействия при рассмотрении конкретных случаев нарушений законодательства, затрагивающие интересы сторон.

Отдельного соглашения, касающегося антимонопольного контроля, нет. В связи с чем во исполнение п. "ф" ч. 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" в целях совершенствования антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках необходимы разработка и принятие Международной декларации руководящих принципов антимонопольного контроля.

Главная цель Международной декларации руководящих принципов антимонопольного контроля - призвать все страны к независимому антимонопольному контролю и провозглашению правового режима, заключающегося в:

- обеспечении свободного перемещения товаров, работ услуг и финансовых средств;

- поддержке и развитии конкуренции;

- обеспечении свободы экономической деятельности участников рынков;

- недопущении глобальной монополизации и недобросовестной конкуренции.

Для достижения этой цели необходимо, чтобы каждая страна имела орган антимонопольного контроля, независимость которого гарантируется Основным Законом страны.

В Конституции Российской Федерации понятие "контроль" применяется всего два раза. В первом случае в п. "а" ст. 71 указано, что контроль за соблюдением федеральных законов находится в ведении Российской Федерации. Во втором случае, согласно ч. 5 ст. 101, контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет Счетная палата Российской Федерации.

В соответствии с основными конституционными принципами в Российской Федерации гарантируются основы конституционного строя: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также гарантируются права и свободы человека и гражданина - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию <44>.

--------------------------------

<44> Часть 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 31. Ст. 4398.

 

Из чего следует, что отношения, связанные с осуществлением антимонопольного контроля, представляют собой особый предмет правового регулирования, при этом главной целью государственного антимонопольного контроля является обеспечение свободы конкуренции и эффективной защиты предпринимательства ради будущего России.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, поэтому важное значение в развитии правового регулирования государственного антимонопольного контроля играют послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, в которых регулярно поднимаются как вопросы совершенствования контроль-надзорной системы, так и вопросы конкурентоспособности российской экономики, предприятий, товаров, работ и услуг.

Конституционные положения получили свою конкретизацию в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", который является основным законодательным актом в сфере антимонопольного контроля.

Легальное определение понятия "государственный контроль" содержится в базовом Законе в сфере контрольно-надзорной деятельности (далее - Закон о проверках) <45>, которое определено как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных Законом о проверках, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями <46>.

--------------------------------

<45> Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.

<46> Пункт 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.

 

Однако положения указанного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в том числе при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации (п. 4 ч. 3 ст. 1 Закона о проверках). Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией (п. 1 ч. 4 ст. 1 Закона о проверках).

Специальные нормы, регулирующие отношения, связанные с государственным контролем за соблюдением антимонопольного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, содержатся в Законе о защите конкуренции.

Но до настоящего времени в Законе о защите конкуренции понятие "антимонопольный контроль" легально не определено, хотя дефиниция "контроль" используется и в самом Законе о защите конкуренции, и в многочисленных научных трудах по вопросам конкуренции и проблемам антимонопольного регулирования, но в основном применительно к контролю за экономической концентрацией <47>.

--------------------------------

<47> См., например: Егорова М.А. Экономическая концентрация: опыт экономико-правового исследования рыночных и юридических конструкций: Монография / В.А. Вайпан, А.В. Габов, М.А. Егорова, А.Ю. Кинев, Д.А. Петров; отв. ред. д-р юрид. наук М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2016. 552 с.; Гриб В.В., Егорова М.А. Понятие "экономическая концентрация" в глобальном правовом пространстве (на примере типового закона о конкуренции ЮНКТАД) // Юрист. 2016. N 24. С. 21 - 27.

 

В связи с чем в Законе о защите конкуренции целесообразно дать следующее определение: "Государственный антимонопольный контроль - это правовой режим, заключающийся в предотвращении нарушений единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, в поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности, а также в недопущении экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию" <48>. Это было бы обоснованным и с позиции юридической техники, и с точки зрения единообразия правоприменения.

--------------------------------

<48> См.: Самолысов П.В. Антимонопольный контроль в Российской Федерации: генезис, сущность и содержание // Вестник арбитражной практики. 2016. N 6. С. 57 - 64.

 

Кроме того, нормы, касающиеся антимонопольного контроля, содержатся не только в Законе о защите конкуренции, но и в ряде кодифицированных актов.

Первый из них - Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Статья 10 ГК РФ <49>, определяя пределы осуществления гражданских прав, запрещает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

--------------------------------

<49> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

 

К нормам антимонопольного контроля можно отнести и ст. 1033 ГК РФ <50>, согласно которой ограничительные условия договоров коммерческой концессии могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

--------------------------------

<50> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.

 

Второй кодифицированный акт - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <51> (далее - КоАП РФ), в части привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

--------------------------------

<51> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.

 

Соблюдение провозглашенных конституционных принципов, эффективный государственный антимонопольный контроль в различных сферах экономики предполагает в том числе и наличие такого инструмента воздействия на недобросовестных субъектов конкурентных отношений, как меры административной ответственности, которые можно разделить на две группы.

1-я группа - нормы об административной ответственности за правонарушения при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, содержащиеся в главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления" КоАП РФ, которая включает в себя ст. ст. 19.4, 19.4.1, 19.5, 19.7, 19.8 <52>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Монография "Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: проблемы теории и практики" (отв. ред. С.В. Максимов, С.А. Пузыревский) включена в информационный банк согласно публикации - НОРМА, ИНФРА-М, 2016.

<52> См., например: Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: проблемы теории и практики: Монография / Отв. ред. С.В. Максимов, С.А. Пузыревский. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. 144 с.; Самолысов П.В. Административные правонарушения против порядка управления при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства // Право и экономика. 2016. N 8. С. 42 - 54.

 

2-я группа - нормы об административной ответственности за непосредственное нарушение антимонопольных требований, которые содержатся в гл. 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций" КоАП РФ и состоят из ст. ст. 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, 14.40, 14.41, 14.42 <53>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Монография "Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: проблемы теории и практики" (отв. ред. С.В. Максимов, С.А. Пузыревский) включена в информационный банк согласно публикации - НОРМА, ИНФРА-М, 2016.

<53> См., например: Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: проблемы теории и практики: Монография / Отв. ред. С.В. Максимов, С.А. Пузыревский. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. 144 с.; Самолысов П.В. Меры административной ответственности за непосредственное нарушение антимонопольного законодательства // Право и экономика. 2018. N 9. С. 36 - 41.

 

Уголовный кодекс Российской Федерации <54> также содержит нормы уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, а именно за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере <55>.

--------------------------------

<54> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

 

КонсультантПлюс: примечание. Монография "Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: проблемы теории и практики" (отв. ред. С.В. Максимов, С.А. Пузыревский) включена в информационный банк согласно публикации - НОРМА, ИНФРА-М, 2016.

<55> См., например: Максимов С.В., Утаров К.А. Уголовная политика в сфере защиты конкуренции: цели и возможности: Монография / Под ред. В.П. Заварухина. М.: ИПРАН РАН, 2018. 80 с.; Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: проблемы теории и практики: Монография / Отв. ред. С.В. Максимов, С.А. Пузыревский. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. 144 с.

 

Следующий уровень нормативной правовой базы государственного антимонопольного контроля составляют подзаконные правовые акты.

Важное значение имеют указы Президента Российской Федерации. Так, Указ N 618, которым был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, провозгласил активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации "приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления" <56>.

--------------------------------

<56> Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. N 52 (ч. I). Ст. 8111.

 

В данную группу источников правового регулирования процедур антимонопольного контроля входят и акты Правительства Российской Федерации. К их числу относится Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" <57>, согласно которому Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю, в том числе и за соблюдением антимонопольного законодательства.

--------------------------------

<57> Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3259.

 

В целях осуществления антимонопольного контроля в зависимости от используемых административных процедур также применяются следующие ключевые приказы ФАС России <58>:

--------------------------------

<58> См.: Самолысов П.В. О научных основаниях классификации государственного антимонопольного контроля // Российское конкурентное право и экономика. 2018. N 1. С. 42 - 49.

 

- Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 340 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2012 N 24593) <59>, в котором определена процедура проведения. Предметом государственного антимонопольного контроля является проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими своей деятельности или исполнение предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

--------------------------------

<59> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 45.

 

- Приказ ФАС России от 01.08.2007 N 244 "Об утверждении Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган" (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.11.2007 N 10441) <60>;

--------------------------------

<60> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 50.

 

- Приказ ФАС России от 20.09.2007 N 294 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2007 N 10370) <61>;

--------------------------------

<61> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 51.

 

- Приказ ФАС РФ от 16.12.2009 N 841 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции" <62>;

--------------------------------

<62> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 14.

 

- Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2010 N 18026) <63>;

--------------------------------

<63> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 34.

 

- Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации" <64>;

--------------------------------

<64> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. N 8.

 

- Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 342 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2012 N 25304) <65>;

--------------------------------

<65> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. N 10.

 

- Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 345 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией" (зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2012 N 25157) <66>;

--------------------------------

<66> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. N 8.

 

- Приказ ФАС России от 28.12.2015 N 1318/15 "Об утверждении Порядка направления предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства" (зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2016 N 41094) <67>;

--------------------------------

<67> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 14.

 

- Приказ ФАС России от 22.01.2016 N 57/16 "Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства" (зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 N 41723) <68>.

--------------------------------

<68> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 22.

 

Важное значение при осуществлении эффективного государственного антимонопольного контроля играют и правовые позиции коллегиального органа - Президиума ФАС России:

- разъяснение N 1 "Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 N 2) определяет особенности выявления монопольно высокой и монопольно низкой цены, устанавливаемой хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке;

- разъяснение N 2 "Вертикальные" соглашения, в том числе дилерские соглашения" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3) посвящено рассмотрению вопросов допустимости "вертикальных" соглашений;

- разъяснение N 3 "Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3) определяет особенности выявления и доказывания недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах;

- разъяснение N 4 "Соглашения в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3) направлено на уточнение практики применения антимонопольного законодательства к соглашениям хозяйствующих субъектов, достигнутых в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности;

- разъяснение N 5 "Оценка допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 24.02.2016 N 4) определяет случаи и критерии оценки допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке;

- разъяснение N 6 "Доказывание и расчет убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 25.05.2016 N 7) определяет особенности доказывания и расчета убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства;

- разъяснение N 7 "Порядок применения Закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 N 15) определяет порядок применения Закона о защите конкуренции с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения ст. ст. 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

- разъяснение N 8 "О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 N 11) посвящено вопросам применения запретов на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения;

- разъяснение N 9 "О порядке Публикации международными морскими контейнерными перевозчиками стоимости перевозки" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 14.06.2017 N 12) адресовано участникам отношений по морской контейнерной перевозке грузов о соблюдении минимальных требований к поведению морских контейнерных перевозчиков на рынке морской контейнерной перевозки грузов, если портом погрузки и (или) портом выгрузки грузов являются порты Российской Федерации;

- разъяснение N 10 "О применении антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях выявления и пресечения нарушений порядка ценообразования" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 29.08.2017 N 17) направлено на создание единообразной практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства, связанной с нарушением порядка ценообразования, а также применения мер административной ответственности, предусмотренных ст. ст. 9.21, 14.6 и 14.31 КоАП РФ;

- разъяснение N 11 "По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 11.10.2017 N 20) подготовлено в целях формирования позиции антимонопольного органа по вопросам, связанным с определением размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства, в случае привлечения территориального органа к участию в деле, рассматриваемом в суде;

- разъяснение N 12 "О применении положений антимонопольного законодательства в отношении владельцев объектов электроэнергетики, в том числе не соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 13.09.2017 N 19) адресовано участникам отношений по морской контейнерной перевозке грузов о соблюдении минимальных требований к поведению морских контейнерных перевозчиков на рынке морской контейнерной перевозки грузов, если портом погрузки и (или) портом выгрузки грузов являются порты Российской Федерации;

- разъяснение N 13 "Об информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 21.02.2018 N 2) касается отношений, связанных с получением, использованием и предоставлением доступа к информации, составляющей коммерческую тайну и подготовлено в целях обеспечения предусмотренных Законом о защите конкуренции прав лиц, привлекаемых к рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, лиц, в отношении которых проводятся проверки соблюдения антимонопольного законодательства, а также при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

- разъяснение N 14 "О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 30.05.2018 N 7) применимо при установлении фактов заключения антиконкурентных соглашений хозяйствующими субъектами при подготовке и участии в торгах;

- разъяснение N 15 "О привлечении к ответственности за злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов, признанных коллективно доминирующими" (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 24.10.2018 N 11) подготовлено в целях разъяснения вопросов определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта по ч. 3 ст. 5 Закона о защите конкуренции.

Указанный перечень разъяснения целесообразно дополнить разъяснениями по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, так как при применении Закона о защите конкуренции и соответствующих регламентов <69> имеются случаи неоднозначного понимания правоприменителем, подконтрольными субъектами и судами содержащихся в них положений.

--------------------------------

<69> См.: Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2010 N 18026) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 34; Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 340 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2012 N 24593) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 45.

 

Следующую группу источников правового регулирования процедур антимонопольного контроля подзаконного уровня составляют совместные документы антимонопольных органов с другими органами власти, например:

- Приказ МВД России N 878, ФАС России N 215 от 30.12.2004 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы" <70>, предметом которого является организация взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы в целях предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях и законодательства о рекламе;

--------------------------------

<70> Документ опубликован не был.

 

- Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной антимонопольной службы при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов от 17.12.2009 N 12/019/09/01 <71>, определяет общие принципы взаимодействия ФССП и ФАС России, их территориальных органов при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных ФАС России и ее территориальными органами, и исполнительных документов, выданных судами на основании принятых ими судебных актов по делам об административных правонарушениях;

--------------------------------

<71> Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2010. N 4.

 

- Соглашение об информационном взаимодействии Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной антимонопольной службы N 01-01-16/3131 от 02.11.2011 (с Дополнительным протоколом от 07.08.2018), в рамках реализации которого ФАС России и Росфинмониторинг обмениваются информацией в целях эффективной борьбы с картелями, пресечения нарушений в бюджетной сфере при проведении государственных закупок и закупок госкомпаний <72>;

--------------------------------

<72> Документ опубликован не был.

 

- Соглашение о сотрудничестве Следственного комитета Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы от 30.10.2012 N 208-796-12/09-45 <73>, устанавливает общий порядок взаимодействия СК РФ и ФАС России при осуществлении ими функций в сфере уголовного судопроизводства, антимонопольного законодательства и в иных установленных сферах деятельности.

--------------------------------

<73> Документ опубликован не был.

 

В целях повышения открытости деятельности антимонопольных органов по осуществлению государственного антимонопольного контроля целесообразно опубликовать указанные совместные документы антимонопольных органов с другими органами власти.

В заключение отметим, что приведенный перечень нормативных правовых актов, имеющихся на вооружении у антимонопольных органов, представляет достаточно весомый арсенал правовых инструментов, с помощью которых обеспечивается эффективный государственный антимонопольный контроль.

Вместе с тем работа по развитию института государственного антимонопольного контроля не стоит на месте, и, как уже отмечалось выше, с каждым годом путем правового и методического обеспечения как процедуры по государственному антимонопольному контролю, так и сама деятельность антимонопольных органов становятся прозрачнее и понятнее для всех участников данного процесса.

 

Список литературы

 

1. Гриб В.В., Егорова М.А. Понятие "экономическая концентрация" в глобальном правовом пространстве (на примере Типового закона о конкуренции ЮНКТАД) / В.В. Гриб, М.А. Егорова // Юрист. 2016. N 24.

2. Егорова М.А. Экономическая концентрация: опыт экономико-правового исследования рыночных и юридических конструкций: Монография / В.А. Вайпан, А.В. Габов, М.А. Егорова, А.Ю. Кинев, Д.А. Петров / Отв. ред. д-р юрид. наук М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2016.

3. Максимов С.В., Утаров К.А. Уголовная политика в сфере защиты конкуренции: цели и возможности: Монография / Под ред. В.П. Заварухина. М.: ИПРАН РАН, 2018.

 

КонсультантПлюс: примечание. Монография "Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: проблемы теории и практики" (отв. ред. С.В. Максимов, С.А. Пузыревский) включена в информационный банк согласно публикации - НОРМА, ИНФРА-М, 2016.

4. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: проблемы теории и практики: Монография / Отв. ред. С.В. Максимов, В.А. Пузыревский. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017.

5. Самолысов П.В. Антимонопольный контроль в Российской Федерации: генезис, сущность и содержание // Вестник арбитражной практики. 2016. N 6. С. 57 - 64.

6. Самолысов П.В. Административные правонарушения против порядка управления при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства // Право и экономика. 2016. N 8. С. 42 - 54.

7. Самолысов П.В. Меры административной ответственности за непосредственное нарушение антимонопольного законодательства // Право и экономика. 2018. N 9. С. 36 - 41.

8. Самолысов П.В. О научных основаниях классификации государственного антимонопольного контроля // Российское конкурентное право и экономика. 2018. N 1. С. 42 - 49.

 

Д.И. СЕРЕГИН


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: