Государство как экономический субъект. Экономические функции государства. Административные и экономические методы регулирования

Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во – первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во – вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Административные методы - это совокупность приемов, воздействий, основанных на использовании объективных организационных отношений между людьми и общеорганизационных принципов управления.

Характерными особенностями административных методов государственного управления являются:

1) прямое воздействие на управляемый объект путем установления его полномочий (прав и обязанностей);

2) односторонний выбор субъектом управления ближайшей и конечной цели, задач управленческого процесса, порядка, сроков его выполнения объектом, ресурсного обеспечения, условий выполнения задач на к каждом конкретном этапе

3) юридическая обязательность актов управления (указов, постановлений, решений, распоряжений, приказов и резолюций), невыполнение которых рассматривается как нарушение обязанностей и может привести не только административных тивных или дисциплинарную ответственность, но даже уголовное.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

 

Национальная экономика и ее общая характеристика.

Национальная экономика - это исторически сложившаяся совокупность сфер экономической деятельности на территории данной страны.

Важнейшей характеристикой любой национальной экономики являются сложившиеся в ней макроэкономические пропорции. Они образуют целую систему, в которой можно выделить следующие их виды:

общеэкономические - между производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством и др.;

межотраслевые - между взаимосвязанными отраслями, например, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью и др.;

внутриотраслевые - между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли, например, выпуском чугуна и стали, тракторов и комбайнов и т. п.;

территориальные - общеэкономические, меж- и внутриотраслевые;

межгосударственные - между отдельными странами на основе международного разделения труда;

натурально-вещественные - характеризующие соотношения между производством и потреблением отдельных видов продукции, например, между производством и потреблением стали, проката, тракторов, кукурузы и т.д.;

стоимостные - показывают соотношения между элементами стоимости национального продукта - доходов предприятий, населения, государства;

пропорции распределения трудовых ресурсов, характеризующие соотношения трудовых ресурсов между городом и деревней, отдельными отраслями и т. п.

 

Система национальных счетов (СНС). Институциональные единицы. Макроэкономичнсие агенты (сектора) экономики.

Система национальных счетов представляет собой определённый способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых субъектами хозяйствования в процессе общественного воспроизводства; совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение, обмен и использование конечного продукта и национального дохода.

Основой учета в CНC выступает "институциональная единица" (экономический агент, который осуществляет хозяйственные операции). Этот экономический агент (фирма), владеющий товарами и активами, обладает возможностями совершать операции и разного рода сделки с другими агентами.

В макроэкономике выделяют четыре макроэкономических агента:

Домохозяйства – это совокупный, рационально действующий макроэкономический агент, цель экономической деятельности которого состоит в максимизации полезности.

Фирмы – это совокупный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.

Государство – это рационально действующий макроэкономический агент, представленный совокупностью государственных учреждений и организаций, обладающих политическим и юридическим правом воздействия на ход экономических процессов, регулировать экономику.

Иностранный сектор – это совокупный, рационально действующий макроэкономический агент, объединяющий все остальные страны мира, с которыми данная страна взаимодействует посредством международной торговли, перемещения капиталов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: