Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во – первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во – вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.
Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
|
|
Административные методы - это совокупность приемов, воздействий, основанных на использовании объективных организационных отношений между людьми и общеорганизационных принципов управления.
Характерными особенностями административных методов государственного управления являются:
1) прямое воздействие на управляемый объект путем установления его полномочий (прав и обязанностей);
2) односторонний выбор субъектом управления ближайшей и конечной цели, задач управленческого процесса, порядка, сроков его выполнения объектом, ресурсного обеспечения, условий выполнения задач на к каждом конкретном этапе
3) юридическая обязательность актов управления (указов, постановлений, решений, распоряжений, приказов и резолюций), невыполнение которых рассматривается как нарушение обязанностей и может привести не только административных тивных или дисциплинарную ответственность, но даже уголовное.
Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.
Национальная экономика и ее общая характеристика.
Национальная экономика - это исторически сложившаяся совокупность сфер экономической деятельности на территории данной страны.
Важнейшей характеристикой любой национальной экономики являются сложившиеся в ней макроэкономические пропорции. Они образуют целую систему, в которой можно выделить следующие их виды:
|
|
общеэкономические - между производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством и др.;
межотраслевые - между взаимосвязанными отраслями, например, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью и др.;
внутриотраслевые - между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли, например, выпуском чугуна и стали, тракторов и комбайнов и т. п.;
территориальные - общеэкономические, меж- и внутриотраслевые;
межгосударственные - между отдельными странами на основе международного разделения труда;
натурально-вещественные - характеризующие соотношения между производством и потреблением отдельных видов продукции, например, между производством и потреблением стали, проката, тракторов, кукурузы и т.д.;
стоимостные - показывают соотношения между элементами стоимости национального продукта - доходов предприятий, населения, государства;
пропорции распределения трудовых ресурсов, характеризующие соотношения трудовых ресурсов между городом и деревней, отдельными отраслями и т. п.
Система национальных счетов (СНС). Институциональные единицы. Макроэкономичнсие агенты (сектора) экономики.
Система национальных счетов представляет собой определённый способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых субъектами хозяйствования в процессе общественного воспроизводства; совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение, обмен и использование конечного продукта и национального дохода.
Основой учета в CНC выступает "институциональная единица" (экономический агент, который осуществляет хозяйственные операции). Этот экономический агент (фирма), владеющий товарами и активами, обладает возможностями совершать операции и разного рода сделки с другими агентами.
В макроэкономике выделяют четыре макроэкономических агента:
Домохозяйства – это совокупный, рационально действующий макроэкономический агент, цель экономической деятельности которого состоит в максимизации полезности.
Фирмы – это совокупный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли.
Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.
Государство – это рационально действующий макроэкономический агент, представленный совокупностью государственных учреждений и организаций, обладающих политическим и юридическим правом воздействия на ход экономических процессов, регулировать экономику.
Иностранный сектор – это совокупный, рационально действующий макроэкономический агент, объединяющий все остальные страны мира, с которыми данная страна взаимодействует посредством международной торговли, перемещения капиталов.