«Убивали жен, обрезавших детей своих…», – здесь нет нужды разуметь непременно собственноручное обрезание матерями своих детей вроде, напр., исключительного случая Исх.4:25; – речь идет просто о женщинах, позволявших обрезывать детей своих; настоящие совершители обрезания, подвергавшиеся той же печальной участи, упоминаются особо далее (1Мак.1:61).
Мак.1:61. а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали.
Как образец не единственной бесчеловечной расправы с матерями и детьми их за обрезание, 2Мак.6:10 приводит случай умерщвления двух женщин с младенцами, привешенными к сосцам матерей: в таком положении несчастные были низвергнуты с высокой городской стены.
Мак.1:62. Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого,
«Укрепились…» – όχυρούσθαι έν έαυτοις – укрепились в себе, крепко вознамерились.
Мак.1:63. и предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святаго завета, – и умирали.
«Предпочли умереть… и умирали». Здесь имеется в виду, вероятно, и мужественная страдальческая кончина семи братьев «Маккавеев» с матерью их Соломониею и учителем Елеазаром, ублажаемая и Христианскою Церковью 1 августа (2Мак.6:18 и д.;2Мак.7).
Мак.1:64. И был весьма великий гнев над Израилем.