Мак.7:20–21 Потом, поручив страну Алкиму и оставив с ним войско на помощь ему, Вакхид отправился к царю. Алким же домогался первосвященства

«Домогательство» первосвященства Алкимом было домогательство силой оставленных ему Вакхидом войск. Показание Ios. Antt. XII, 10, 3, что Алким льстивыми речами старался снискать благоволение народа, мало согласуется с выражением подлинника ήγωνισατο и произошло вероятно от ложного истолкования 22 ст.

Мак.7:22 И собрались к нему все возмущавшие народ свой, и овладели землею Иудейскою, И произвели великое поражение в Израиле.

«Произвели великое поражение в Израиле…», т. е. умертвили многих правоверных израильтян.

Мак.7:23–24 И увидел Иуда все зло, какое причинил Алким со своими сообщниками сынам Израилевым, – больше, нежели язычники; и, обойдя все пределы Иудеи, сделал отмщение отступникам, – и они перестали входить в эту страну.

«Сделал отмщение отступникам», – т. е. тем, о которых говорится в 22 ст., – «и они перестали входить в эту страну», т. е. с целью «возмущать» народ свой и производить «великое поражение в Израиле» (тот же ст.). – После того как Антиох Евпатор заключил с иудеями мир, предоставив им жить по их отеческим обычаям и законам (VI: 61), – Иуда, вероятно, на некоторое время позволил своему войску разойтись по домам, приняв меры, чтобы в случае необходимости оно быстро сплотилось вновь около него. Когда затем Димитрий по вступлении на Сирийский престол прислал Вакхида и Алкима с сильным войском в Иудею, Иуда с братьями не поддался на коварно мирные слова пришельцев и решил выждать дальнейших событий. Несчастная судьба книжников и Асидеев, поддавшихся на удочку врагов, оправдала его опасения и вывела его из выжидательного образа действий вновь на дело кровавого ополчения за веру и свободу. Успехи Иуды в короткое время привели к тому, что Алким вынужден был возвратиться к царю, с жалобами на иудейского витязя и с просьбою о послании на Иудею нового сильного войска (23–26 ст.).

Мак.7:25–26 Когда же Алким увидел, что Иуда и находящиеся с ним усилились, и понял, что не может противостоять им, возвратился к царю и жестоко обвинял их. Тогда царь послал Никанора, одного из славных вождей своих, ненавистника и враждебного Израилю, и приказал ему истребить этот народ.

Никанор, уже выступавший против иудеев при Антиохе Епифане (III: 38), был – по 2Мак XIV: 12 – заведующим над боевыми слонами, по Иосифу – бежал вместе с Димитрием из Рима, по Polyb XXXI, 22, 4 – был там одним из довереннейших его наперсников. Его ненависть и вражда к Израилю особенно понятны после поражения при Еммауме III: 38; IV: 6 и д.

Мак.7:27–28 Никанор, придя в Иерусалим с большим войском, послал к Иуде и братьям его коварно со словами мирными: да не будет войны между мною и вами; я войду с немногими людьми, чтобы видеть лица ваши в мире.

«Видеть лица ваши…» – посетить для личной беседы или переговоров, ср. Исх X: 28 и д. – «В мире…», т. е. без злого умысла, мирно, дружественно.

Мак.7:29–30 И пришел он к Иуде, и приветствовали они друг друга мирно; а между тем воины были приготовлены схватить Иуду. Иуде сделалось известным, что он пришел к нему с коварством, поэтому он убоялся его и не хотел более видеть лица его.

Повествование о мирных сношениях Иуды с Никанором передается в виде целой саги во 2Мак XIV: 21–29 и д.

Мак.7:31 Когда Никанор узнал, что умысел его открылся, вышел против Иуды на сражение близ Xафарсаламы.

«Хафарсалама» – Χαφαρσαλαμά – у Иосифа названная κωμη τής – находилась неизвестно где, одно достоверно, что – к югу от Иерусалима, потому что после сражения Никанор убегает в Иерусалим (город Давидов) и потом в Вефорон.

Мак.7:32–33 И пало из бывших при Никаноре около пяти тысяч мужей, а прочие убежали в город Давидов. После того Никанор взошел на гору Сион; и вышли из святилища некоторые из священников и старейшин народа, чтобы мирно приветствовать его и показать ему всесожжение, приносимое за царя.

«Взошел на гору Сион…», т. е. на гору храма, см. к I: 33. – «Всесожжение за царя…» Под владычеством язычников иудеи ввели обычай приносить жертву за царей языческих, как за своих государей, и молиться о них. Так делали они это за персидских царей (Езд VI: 10), и позднее – за римских кесарей (ср. Ios. bell. Iud. II, 17, 2; с. Ap. II, 6, Philo, hegat. ad Caj. Opp. II, 592). Это имело основание в напоминании пророка Иеремии XXIX: 7 к пленникам – молиться о благосостоянии города, в котором они поселены.

Мак.7:34 Но он осмеял их, надругался над ними и осквернил их, и говорил высокомерно,

«Осквернил их…» – каким образом? – не указано. По Ioc. Gorion. III, 21, 12 он плюнул на них, или, собственно, по направлению к храму.

Мак.7:35–39 и, поклявшись, с гневом сказал: если не предан будет ныне Иуда и войско его в мои руки, то, когда возвращусь благополучно, сожгу дом сей. И ушел с великим гневом. А священники вошли и стали пред лицем жертвенника и храма, заплакали и сказали:Ты, Господи, избрал дом сей, чтобы на нем нарицалось имя Твое, и чтобы он был домом молитвы и моления для народа Твоего. Сделай отмщение человеку сему и войску его, и пусть падут они от меча; вспомни злохуления их и не дай им оставаться долее. И вышел Никанор из Иерусалима и расположился станом при Вефороне, и пристало к нему здесь войско Сирийское.

О Вефороне, см. к III: 16. – «Пристало к нему здесь войско Сирийское…», т. е. вспомогательный отряд из Сирии.

1Мак.7:40 А Иуда с тремя тысячами мужей расположился станом при Адасе; и помолился Иуда, и сказал:

«Иуда… расположился… при Адасе…», έν ᾿Αδασά – (Иос.: έν ᾿Αδασοίς, и названа κώμη). Адаса – по Евсевию – в 30 стадиях (3 4 мили) от Вефорона, близ Гофны, след. севернее (NO.) от Вефорона.

1Мак.7:41 Господи! когда посланные царя Ассирийского произносили злохуления, то пришел Ангел Твой и поразил из них сто восемьдесят пять тысяч.

О поражении ангелом 185000 ассирийцев – см. 4Цар XVIII:13, XIX:35.

Мак.7:42–45 Так сокруши ныне пред нами сие полчище, да познают прочие, что они произносили хулу на святыни Твои, и суди их по злобе их. И вступили войска в сражение в тринадцатый день месяца Адара, и разбито было войско Никанора, и он первый пал в сражении. Когда же воины его увидели, что Никанор пал, то, побросав оружие свое, обратились в бегство. И преследовали их Израильтяне целый день, от Адаса до самой Газиры, и трубили вслед их вестовыми трубами.

«Преследовали их Израильтяне целый день…» – точнее слав.: «путь дне единаго…». – «До самой Газиры…», точнее слав.: «дондеже пришли в Газир» – εως του έλθείν εις Γάζηρα – до того места как входить в Газиру. Иосиф Фл. исчисляет силы неприятельского войска в 9 000 человек Сильно преувеличено, вероятно, число, указываемое во2Мак XV: 27 – «не менее 35 000 убитых».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: