Социальная политика и различные социальные институты по упорядочению, формализации и стандартизации социальных связей, направленные на оптимизацию социальной структуры, позволят обеспечить стабильность общества. А главнейшей целью социальной политики является не поддержка определенных социальных слоёв или групп, а интеграция общества, обеспечение равновесия социальной системы.
XX век показал, что одним из основных направлений внутренней политики любого государства выступает социальная политика. Важнейшей задачей социальной политики является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через:
· предоставление государственных гарантий для предотвращения, либо амортизации последствий стихий, голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т.д.;
· перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определённого уровня жизни и изменения его качества в направлении, снижающем социальную напряжённость;
|
|
· регулирование образа жизни (налогами, средствами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы и т.д).
Социальная политика направлена на расширение и углубление тенденций социальной защиты, создание условий, обеспечивающих участие индивидов в структуре управления экономического производства. Одним из основополагающих положений социальной политики является создание механизма выработки и реализации соответствующих приоритетов в интересах социально незащищенных слоев общества [1]. Волгина Н.А. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2015 – 736 с.
Социальная политика Республики Казахстан реализуется посредством различных механизмов, наиболее известными и эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития, а также специальной законодательной базы в данной сфере.
Источниками финансирования государственного социального заказа являются республиканский и местный бюджеты. На республиканском уровне государственный социальный заказ размещается в основном на организацию и проведение мероприятий республиканского значения, на местном уровне, каждая область закладывает средства на социальные проекты, реализуемые в областном масштабе. В то же время, государственный социальный заказ не ограничивает участие НПО в конкурсах социально значимых проектов на республиканском уровне. И, как показывает практика, государственный социальный заказ на республиканском уровне реализуют НПО со всех регионов страны. В настоящее время государственный социальный заказ на республиканском уровне размещается министерствами культуры, образования и науки, внутренних дел, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, юстиции, сельского хозяйства, а также агентствами по делам спорта и физической культуры, по делам религии. На местном уровне данную форму реализации социальных программ и проектов при участии НПО осуществляют управления внутренней политики, здравоохранения, координации занятости населения и социальных программ, природных ресурсов и регулирования природопользования, по развитию языков, туризма, физической культуры и спорта при областных акиматах и районные, городские отделы внутренней политики. [Электрон. ресурс]. – 2017 Официальный Интернет-ресурс города Алматы, Режим доступа: URL: http://www.almaty.gov.kz (Дата обращения 0.9.2017).
|
|
На сегодня в стране действует ряд государственных программ, одна из них Государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы "Еңбек". Ее цель – содействие продуктивной занятости населения и вовлечение граждан в предпринимательство.
В ее задачи входит:
· подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием с учетом потребностей рынка труда;
· краткосрочное профессиональное обучение по заявкам работодателей и востребованным на рынке труда квалификациям и навыкам;
· подготовка кадров в рамках проекта "Мәңгілік ел жастары - индустрияға!" ("Серпін");
· профессиональное обучение работающих по трудовому договору, в том числе сокращаемых работников;
· обучение основам предпринимательства по проекту "Бастау Бизнес" и др.
Устранение безработицы всегда было актуальной темой, как для нашей страны, так и для других. Казахстан в последние годы понемногу снижает уровень безработицы, и сейчас этот показатель составляет 4,8% по Республике. По сравнению с нашими соседями это не плохой результат, рисунок 1. По данным Статкомитета СНГ (дата обращения 15.01.2020 / электронный источник www.cisstat.com)
Рисунок 1. Уровень безработицы
Рассмотрим Государственную программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства "Еңбек" на примере ее реализации в Бухар-Жырауском районе Карагандинской области.
Программа действует в трех направлениях. Первое направление заключается в обеспечении участников программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением. За период с 2017 по 2019 годы по краткосрочному обучению прошли 464 человека, а по техническому и профессиональному 114,таблица 1.
Таблица 1
Результаты первого направление программы
2017 | 2018 | 2019 | |
Краткосрочное обучение | 256 | 102 | 106 |
Техническое и профессиональное обучение | 58 | 28 | 28 |
Второе направление - развитие массового предпринимательства. С 2017 по 2019 годы программой было выделено более 15 миллионов тенге, а количество участников составило 361,таблица 1.
Таблица1
Результаты второго направление программы
Выдача направлений на микрокредитование | 2017 | 2018 | 2019 | |
Сумма | 516,7 тыс.тг | 546,1 тыс.тг | 474,8 тыс.тг | |
Количество участников | 101 человек | 130 человек | 130 человек |
Третье направление состоит в развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов. Всего за аналогичный период было трудоустроено 7832 человека, 609 были направлены на общественные работы, а 182 на молодежную практику, таблица 1.
Таблица 1
Результаты второго направление программы
2017 | 2018 | 2019 | |
Трудоустройство | 2433 | 2659 | 2740 |
Направление на общественные работы | 250 | 259 | 100 |
Направление на молодежную практику | 49 | 59 | 74 |
Создание социальных рабочих мест | 52 | 52 | 20 |
Как видно на рисунке 1, с 2012 по 2017 год наблюдается медленный спад количества безработных. Их численность колеблется около 1000. С 2017 года после внедрения программы мы можем наблюдать существенные изменения в лучшую сторону. Сейчас уровень безработицы в районе составляет 3,8%, а это 256 безработных.В Приложении В обозначены все округа района с их количеством безработных.
|
|
Рисунок 1. Численность безработных Бухар - Жырауского района
Такому результату способствовали следующие мероприятия:
· Вовлечение безработного населения в активные меры содействия занятости (трудоустройство, переобучение, обеспечение временной занятостью с последующим трудоустройством);
· Охват инвалидов, освободившихся из мест лишения свободы, а также высвобожденных трудоустройством, в том числе через электронную биржу труда (направление на переобучение, социальные рабочие места, молодежную практику, микрокредитование);
· Развитие малого, среднего бизнеса, в т.ч. через микрокредитование на уровне поселков, сел, сельских округов;
· Проведение информационно разъяснительной работы индивидуально с каждым трудоспособным получателем ОДП о необходимости трудоустройства.
Конечно, говорить с уверенностью, что эти цифры отражают реальную обстановку в районе - не совсем правильно. Ведь в данных указаны только официально зарегистрированные безработные, а сколько еще тех, кто так и не собираются идти в центр занятости и вставать на учет в качестве безработного. Тем не менее, мы видим сейчас результаты программы и они не могут не радовать. Это означает, что все работает, остается только убедить придти в центр занятости тех, кто сомневается или по каким-то причинам не желает это сделать.
Следующая Государственная программа - "Нұрлы жер". Цель программы - повышение доступности жилья для населения.
Программа направлена на решение важнейшей задачи – обеспечить жильем 1,5 миллиона семей. В программе заложены комплексные меры развития рынка жилья. Это удешевление для застройщиков банковских кредитов за счет предоставления государством субсидий через АО «Даму». Производиться субсидирование ипотечных кредитов для населения, выдаваемых банками, через АО «Казахстанская Ипотечная Компания». Продолжится строительство кредитного жилья акиматами для вкладчиков Жилстройсбербанка.
|
|
Для социально уязвимых слоев населения акиматы развивают арендное жилье без права выкупа. Более подробно о программе описано в приложении Б.
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017. – Казахстанская правда / Еженедельная общенациональная газета. / Выпуск №20(28399).
(конец подраздела)
Стоит отметить, что экономический подъем в Республике Казахстан и улучшение в последние годы социальной ситуации привели к некоторому росту показателей естественного прироста населения, снижению уровня материнской и младенческой смертности, что приводит к общему росту численности населения РК, более подробно описано в таблице 1. Всему этому способствовали оживление экономики, реализация социальных программ, борьба с наркоманией и наркобизнесом, профилактика правонарушений и борьба с преступностью и т.д.
Таким образом, путём утверждения социальных программ, экономической реабилитации и социальной поддержки наиболее уязвимых слоёв населения государством обеспечивается устойчивое развитие человеческого потенциала, а также улучшение уровня и качества жизни.
Таблица 1
Социально-экономические показатели
Наименование | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Естественный прирост населения | 250888 | 267022 | 267647 | 269463 | 261253 | 267351 | 269575 |
Коэффициент младенческой смертности (на 1000 родившихся) | 11,39 | 9,83 | 9,41 | 8,59 | 7,93 | 8,03 | 8,4 |
Коэффициент материнской смертности (на 100 000 родившихся) | 13,10 | 15,70 | 15,80 | 15,7 | 14,8 | 13,9 | |
Численность населения (тыс. человек) | 17160,9 | 17415,7 | 17669,9 | 17918,2 | 18157,3 | 18395,6 | 18632,2 |
Приложение А
Государство | Выход на пенсию в странах мира в 2020 году |
Бельгия | 65, но при наличии стажа свыше 41 г. можно уйти в 63 |
Дания | 67 |
Италия | 62 — при наличии стажа 38 лет, но в целом работает формула «возраст + трудовой стаж = 100», то есть при большом стаже можно уйти с работы раньше |
Норвегия | 67 |
Финляндия | 63, но по различным причинам можно уйти и в 60 |
Швеция | 65, но некоторые льготники могут покинуть службу и раньше |
Швейцария | Женщины — в 64, мужчины — в 65 |
Беларусь | Согласно утвержденной реформе, с 01.01.2022 мужчины будут выходить на пенсию в 63, а женщины — в 58. В 2020 женщине можно прекратить работать в 56,5, а мужчине — в 61,5 |
Болгария | Женщины — в 60,8 при наличии стажа не менее 34,8 лет, мужчины — в 63,8 при стаже не менее 37,8 |
Польша | Женщины — в 60, мужчины – в 65 |
Россия | Женщины — 55,5, мужчины — 60,5 при наличии стажа не менее 10 л. Согласно реформе, к 2028 г. женщины будут уходить на пенсию в 60, мужчины — в 65 |
Словакия | 62 |
Украина | 60 — при наличии полных 26 л. стажа; если менее 16 л., то на заслуженный отдых отпустят в 65 |
Чехия | Граждане, рожденные после 1971 года, — в 65 |
США | 59,5 - 67 |
Китай | Уйти со службы китайские мужчины могут в 60, а женщины — в 50-55, в зависимости от рода занятий |
Наименование Программы | Государственная программа жилищного строительства "Нұрлы жер" | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель программы | Повышение доступности жилья для населения | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи программы | Задача 1. Строительство арендного жилья без выкупа. Задача 2. Строительство кредитного жилья. Задача 3. Развитие индивидуального жилищного строительства. Задача 4. Стимулирование строительства жилья частными застройщиками. Задача 5. Строительство жилья с привлечением субъектов квазигосударственного сектора. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Сроки реализации | 2017 - 2021 годы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Целевые индикаторы |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Источники и объемы финансирования |
*- млрд. тенге
|
Приложение Б
Численность безработных | |||||||||||
№ | Наименование округа | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год |
Бухар-Жырауский | 2004 | 1856 | 1769 | 1574 | 1387 | 1378 | 1270 | 1181 | 196 | 256 | |
1 | п. Ботакара | 141 | 138 | 135 | 126 | 122 | 122 | 119 | 118 | 22 | 36 |
2 | п. Мустафина | 117 | 104 | 103 | 84 | 67 | 66 | 63 | 62 | 21 | 19 |
3 | п. Кушокы | 86 | 85 | 84 | 81 | 74 | 74 | 71 | 69 | 15 | 17 |
4 | Акбельский с/о | 44 | 44 | 42 | 35 | 23 | 23 | 20 | 18 | 2 | 2 |
5 | с. Акоре | 39 | 39 | 39 | 36 | 31 | 29 | 25 | 23 | 0 | 0 |
6 | Актобинский с/о | 58 | 55 | 54 | 49 | 42 | 42 | 37 | 36 | 4 | 4 |
7 | с/о Баймырза | 73 | 72 | 68 | 63 | 58 | 56 | 54 | 52 | 2 | 1 |
8 | с. Ботакара | 52 | 49 | 45 | 34 | 28 | 28 | 22 | 19 | 6 | 6 |
9 | Белагашский с/о | 47 | 45 | 42 | 39 | 36 | 36 | 32 | 19 | 3 | 3 |
10 | Бухар-Жырауский с/о | 35 | 32 | 31 | 28 | 25 | 25 | 21 | 18 | 5 | 4 |
11 | Гагаринский с/о | 61 | 57 | 54 | 49 | 44 | 44 | 41 | 39 | 6 | 6 |
12 | Доскейский с/о | 72 | 63 | 48 | 45 | 37 | 37 | 36 | 28 | 1 | 4 |
13 | с. Жанаталап | 46 | 43 | 39 | 37 | 29 | 29 | 26 | 25 | 4 | 4 |
14 | с. Каракудук | 57 | 51 | 49 | 45 | 38 | 38 | 28 | 26 | 4 | 4 |
15 | Каражарский с/о | 91 | 83 | 74 | 71 | 63 | 63 | 59 | 55 | 4 | 4 |
16 | Кокпектинский с/о | 113 | 107 | 106 | 102 | 95 | 95 | 92 | 87 | 5 | 9 |
17 | Корнеевский с/о | 74 | 62 | 59 | 54 | 47 | 47 | 38 | 35 | 9 | 8 |
18 | Кызылкаинский с/о | 42 | 39 | 39 | 36 | 33 | 32 | 29 | 26 | 5 | 4 |
19 | Новоузенский с/о | 69 | 61 | 57 | 42 | 36 | 36 | 34 | 31 | 2 | 2 |
20 | Петровский с/о | 83 | 78 | 73 | 52 | 47 | 47 | 47 | 45 | 4 | 5 |
21 | Ростовский с/о | 96 | 93 | 91 | 84 | 79 | 79 | 77 | 74 | 30 | 32 |
22 | Самаркандский с/о | 51 | 45 | 43 | 36 | 29 | 28 | 26 | 25 | 3 | 5 |
23 | с. Суыксу | 29 | 26 | 25 | 22 | 15 | 15 | 12 | 9 | 0 | 0 |
24 | с/о Тузды | 52 | 45 | 42 | 35 | 27 | 27 | 23 | 18 | 2 | 4 |
25 | Тогызкудукский с/о | 59 | 51 | 48 | 43 | 39 | 39 | 31 | 25 | 2 | 3 |
26 | Умуткерский с/о | 72 | 68 | 65 | 62 | 58 | 58 | 55 | 53 | 9 | 9 |
27 | Уштобинский с/о | 128 | 123 | 121 | 104 | 95 | 94 | 91 | 89 | 18 | 23 |
28 | Центральный с/о | 48 | 40 | 39 | 33 | 28 | 28 | 24 | 22 | 4 | 4 |
29 | Шешенкаринский с/о | 69 | 58 | 54 | 47 | 42 | 41 | 37 | 35 | 4 | 4 |
Приложение В