И смысложизненной ориентации

Существует множество различных подходов к определению понятия временная перспектива. Первоначальна о нем стало известно благодаря Л. Френку который ввел его в науку в 1939г., пытаясь описать  «жизненного пространства».  С тех пор содержание термина менялось, а также по разному  интерпретировалось,  что    до сегодняшнего дня    является неоднозначным и нераскрытым. Некоторые  исследователи  включают в него все  временные зоны человека — прошлое, настоящее, будущее,  другие предпочитают акцент только на будущем. В первом случае можно сцдить  о временной трансспективе субъекта,  во втором — о временной перспективе.

Одним  из первых современных психологов,  который обозначил важность временной перспективы для человеческой, жизни был Курт Левин. Известный  немецкий  и американский психолога, один  из основоположников современной социальной психологии. Он обозначил  важность временной перспективы для человеческого поведения.  Он определил временную перспективу как целостность видения человеком своего психологического прошлого  и психологического будущего  в данное время.  Дезорганизация это следствие ограниченности  или отсутствия  временной перспективы что ведет к неэффективному выполнению деятельности и пассивности.

Ж. Нюттен, один из первых психологов, который сформулировал  интегрированную когнитивную теорию избирательного научения человека,  а также  известного  своей теорией человеческой мотивации. Согласно его утверждению Термин «временная перспектива» связан с тремя разными аспектами  психологического времени: временной установкой, временной перспективой  и  временной ориентацией.

Временная установка – это негативная или позитивная  настроенность субъекта по отношению к своему настоящему, прошлому и будущему. Временная ориентация –  вид направленности,  который доминирует в   поведении и отражает отношение  на события прошлого, настоящего или будущего. Временная перспектива также может обладать такими свойствами,  как  глубина, протяженность, насыщенность, реалистичность и структурированность.

Устоялось мнение, что временная перспектива имеет, эмоциональную, когнитивную и социальные компоненты. На ее формирование влияет  образование, культурные ценности страны, социоэкономический статус, экономическая  и политическая ситуации, модель семьи, наличия в опыте субъекта травматических событий и персональных успехов. Временная перспектива может также рассматриваться,  как выражение собственной системы смыслов человека.

Такие исследователи как Дж.Бойд и Ф.Зимбардо полагают, что временная перспектива может зависеть от ситуационных сил. Также ВП  может являться относительно стабильной диспозиционной характеристикой личности. Исследователям удалось рассмотреть  пять  измерений временной перспективы: позитивное и негативное прошлое, будущее, фаталистическое и гедонистическое настоящее. Такой фактор как  «позитивное прошлое» отражает, ностальгическое, сентиментальное,  теплое и радужное отношение к своему прошлому и носит характер позитивной реконструкцией прошлого. Негативная установка к прошлому в большинстве случаев  является результатом реальных неприятных травматических  событий,  или негативной реконструкции событий прошлого, предполагает сожаление и боль. Гедонистическое настоящее ориентируется   на получение удовольствия, возбуждения в настоящем, отсутствие заботы о последствиях и будущей выгоде награде. Фаталистическое настоящее представляет собой  беспомощность и безнадежность, убежденность, что будущее предопределено, а настоящее должно покорно переноситься.Ориентированность  на будущее отмечена прежде всего  стремлениям  к целям и вознаграждениям  и характерно планированием.

Изучением жизненного пути личности занимался   Б.Г. Ананьев. Советский психолог, историк психологии.  Он рассматривал жизненный путь человека как историю формирования и развития личности, субъекта деятельности в определенном обществе. Являясь одним из наиболее глубоких по своему теоретическому анализу автором, в рассмотрение временной перспективы и проблемы жизненного пути, ему удалось  сформулировал  принцип гетерохронности развития психических функций индивида.

ВП является многомерной структурой, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров. В узком смысле о ней можно сказать,  что  это представления человека о своем будущем,  она отмечена умением строить планы на; выделяют три уровня: текущая (несколько часов, день), средняя (неделя), дальняя (месяц, год).

В последнее время отечественные психологи  разрабатывая личностно-временную проблематику, ввели  понятие личностное время.  Под этим понятием  подразумевается  психотемпоральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, деятельности и его поведения  в процессе осуществления взрослым человеком его групповой и индивидуальной жизнедеятельности и общения.

Наиболее обьемное понимание модели,   представлено через понятие временной трансспективы. Временная трансспектива - это сквозное видение из настоящего в прошлое,(настоящее в  будущее); а также способность человека чувствовать  течение собственной жизни   и осознавать его в любом енаправлении, возможность его взаимоотнесения, связывания этих временных компонентов в сознании и подсознании.

ФА.А. Кроник и Е.И. Головаха, авторы книг по психологии, подметили  что благодаря  измерению параметров временной перспективы возможно  оценить ее благоприятный или негативный фактор развития личности и его жизненного пути. Они выделили следующие параметры ВП:

1) продолжительность – временной «размах» событий будущего.

2) реалистичность – умение личности отделять  в своем представлении о будущем, вымысел  и  реальность.

3) оптимистичность – соотношение отрицательных и положительных прогнозов; степень уверенности в том, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки.

4) согласованность – взаимосвязь событий прошлого, настоящего и будущего.

5) дифференцированность – степень деления  будущего на последовательные этапы:  отдаленную и ближнюю перспективу.

В настоящее время, исследователями выделяются и другие характеристики временной перспективы. Из них выделяют  направленность, протяженность плотность, (согласованность) и эмоциональный фон и когерентность.                                                                                           

Временная перспектива может также видоизменяться в течение жизни, на это влияют различные факторы. Сила их влияния определяется и  зависима от личности, ее индивидуальных особенностей и черт. 

Современные исследователи временной перспективы не могут точно  обозначить те  группы факторов,  которые влияют на ее формирование. Этому причина того,  что  в каждом индивидуальном случае развития личности, происходит по разному.   Некоторые из  факторов  играют главенствующую роль  по отношению к другим. Стоит отметить,   что   к внутренним факторам относятся убеждения, ценности, мировоззрения, самооценка, настроение, смыслы и т.д. Это то, что берет начало из самой личности из  его системы смыслов,  ее  самосознания и анализа информации, благодаря  внутренней призме мироощущений. Внешние факторы это компоненты окружающей действительности, под ними  может пониматься; политическая ситуация, социальное окружение, социально-демографическое положение, финансово-экономическое положение, статус, стресс, образование, воздействие психоактивных веществ и т.д.

Внешние факторы являются базовыми, так же они  основа  к внутренним факторам. Можно рассмотреть примеры  и подвергнуть оценке   обработке внешние факторы, со стороны внутренних факторов. Рассмотрим на примере;   один  оценивает свое социальное положение как благополучное, а другой оценивает свое положение как неблагоприятное, в виду его ценностей и убеждений, находясь в похожей  ситуации. Это  осложняет  задачу по определению доминирующего фактора развития временной перспективы в заданном  направлении. Факторы могут быть тесно  связаны и поэтому  не стоит  их разделять. Так же следует взять отдельно взятый фактор и  проследить его влияние на формирование временной перспективы. Некоторыми исследователями рассматриваются  развитие временной перспективы в общем онтогенезе личности. В таком подходе  можно рассмотреть, как на  определенном  этапе развития личность сензитивна к конкретным факторам формирования временной перспективы. Обычно эти факторы параллельны общим этапам развития личности.   Прохождение факторов на  каждом этапе  находит свое отражение в формировании умения  ориентироваться во времени, начиная со знакомства понятия «время», заканчивая соотнесением  себя по  временной шкале человечества. Как мы видим, в данном подходе ведущим формирующим фактором,  является взаимодействие с  разными явлениями времени.

 Стоить отметить, детям присуще ориентация  на настоящее,  но эта  ориентация  является временной.  Можно так же  затронуть влияние отдельно взятых факторов на формировании временной перспективы:

Социальное окружение.

Подмечено,  что человек имеет похожую временную перспективу сюдьми ближнего окружения и членами  референтных групп.  Данное влияние происходит за счет усвоения общего набора ценностей, вне зависимости от типа самой временной перспективы. 

Социальный класс.

Люди, принадлежащие  к низшим социальным классам, ориентируются больше  на настоящее. Люди же  среднего класса это не свойственно, они  делают акцент на будущее.

Уровень образования.

Есть  такая закономерность, чем выше уровень образования, тем чаще можно встретить ориентацию на будущее.

Политическая и экономическая стабильность.

Люди,  которые живут в культуре, где очень высокий уровень инфляции, ориентируются на настоящее.  То же самое можно сказать о политической нестабильности: если  в стране постоянны политические перевороты,  и часто меняется правительство, то люди перестают быть ориентированными на будущее, их жизнь сконцентрирована на выживании, и носит характер  здесь и сейчас.

Выделяют так же  исследователей, которые говорят о влиянии географического положения и климата на особенности временной перспективы. Они сделали вывод:  чем ближе люди живут к экватору, тем больше они ориентированы на настоящее. Это закономерность объясняется тем, что времена года не сильно отличаются  друг от  друга. Отдаляясь от экватора, уже появляется зима, появляются различные времена года, и это всегда заставляет задумываться о будущем.

И так, чем больше культура подвержена  сменой сезонов, тем чаще среди населения можно встретить ориентацию на будущее.      

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: