Перспективы в психологической науке

На протяжении долгого исторического  времени все  вопросы,  которые касались  отношения к жизни, рассматривались в рамках философских и религиозных концепций. Психологическими дисциплинами,  изучение этой проблемы началось недавно, что определяется личностно-индивидуализированным и глубоко интимным характером этого изучения. Обсуждение этих вопросов неслучайно, оно  началось в контексте психологического анализа проблем  важных для человеческого бытия,  его смысла жизни, т.е. проблем которые связанны  с осознанием проблемы жизни

З. Фрейд рассматривал вопросы «смысла жизни» со времен психоанализа. Однако его работы,  которые изучали смысл жизни,  не приобретали характер научных. По мнению Зигмунда Фрейда, вопрос смысла человеческой жизни вообще не может быть решен удовлетворительно. Он полагал, чтосчастье-   целью каждого, и в свою очередь, стремление человека к счастью имеет две стороны: стремление к удовольствию и желание избежать неудовольствия. При этом З.Фрейд указывал о неизменной опоры, вне религиозного опыта,  решение этого вопроса невозможно.

К.Хорни в своей теории указывал на главные источники тревоги и беспокойства личности,  которые имеют начало  в неправильных человеческих отношениях. Одна из проблем, которая отличает невротиков.- является поиск смысла жизни.  

Наиболее полное и  развернутое понимание смысла жизни,  было  сформулировано создателем индивидуальной психологии  Альфредом Адлером.  Он охарактеризовал свою концепцию,  как учение о смысле человеческих действий и экспрессивных проявлений.  Движений  о смысле, который индивиды придают миру и самим себе. Индивидуальный смысл жизни, понимание которого служит, по мнению А.Адлера, ключом к осмысления  всей личности в целом,  и выступает у него как одно из центральных объяснительных понятий. Предмет изучения индивидуальной психологии шире и не сводится полностью к изучению этих смыслов. Стоит отметить что смысл жизни является  первичным по отношению к смыслам отдельно взятых  действий.

Жизнь человека на земле вывязана с конкретными условиях существования что вызывает проблемы которые касаются трудовой деятельности и проф  . самоопределения.  Факт жизни человека в обществе вызывает напряжение в  межличностных отношений, коопераций и дружбы. Существование и взаимодействие двух полов служит проблемой  взаимоотношений между ними,  а также  вопросов любви и брака. Труд, дружба и любовь А. Адлер свидит в этом решением глобальных проблем. По  его мнению, смысл жизни определяется тем, какое решение этих жизненных проблем  находит человек. При  этом обратил внимание, что каждый человек находит собственное уникальное решение, а следовательно, и свой путь.  Также он выделил психологический критерий истинности признав уникальность смыслов жизни. По Мнению А.Адлера, истинные смыслы могут разделяться и приниматься для себя другими людьми. Таким образом, согласно его  представлениям, смысл жизни, формируясь на основе решения  жизненных проблем, отражается во всех психических и поведенческих проявлениях, установках, чертах характера, и в свою очередь, придает им смысл. Как мы видим, подход А.Адлера по отношению к классическому психоанализу    существенно отличается.

Несколько иначе   рассматривает проблему смысла жизни К.Г.Юнг, являясь основоположником  аналитической психологии он рассматривал поиск смысла жизни с естественной, специфической человеческая задачей  и потребность, которая стоит  перед каждым. Смысл жизни обязательно связан с постановкой культурных или духовных целей, стремление к которым является важным  необходимым условием для  душевного и психического  здоровья. Если противопоставлять концепцию Адлера, полагавшего, что смысл жизни имеет каждый человек, х отя может это и  не осознавать то Юнг утверждал наличие особой потребности в поиске и реализации смысла жизни. Смысл жизни, по мнению К.Г.Юнга, обретается человеком в процессе  его индивидуализации («восхождения» к самости) и связан с божественным началом и коллективным бессознательным. По этой причине он не только индивидуален, но и надиндивидуален. Основная суть поиска и реализация смысла жизни- есть приобщение человека к его родовой сущности. Если рассмотреть  утрату смысла,  как психологическую проблему, то К.Г.Юнг связывал ее с ориентацией человека на навязанные извне социальные роли, либо на выдуманный, сам себе внушенный смысл. «Чувство расширяющегося смысла существования,  выводит человека за рамки обыденного приобретения и потребления. Потеря  этого смысла, тотчас делает его  жалким и потерянным».

Под понятием смысла представителями экзистенциально-гуманистической школы (Дж.Бьюдженталь, Р.Мэй, В.Ялом) подразумевается то, благодаря чему  человек  обеспечивает полноту своей жизни. Когда человек делает  попытки отказаться от себя, от выбора, подчиняясь  страху перед неизвестностью и неопределенностью, тем самым приводит к утере контакта с «внутренним Я» к экзистенциальной тревоге и потери смысла.

В концепции лого терапии В.Франкла, смысл жизни выступает как основное понятие. По  его мнению, смысл жизни определяют три группы ценностей: это ценности творчества, ценности отношения, ценности переживания, и именно они делают жизнь человека осмысленной. При этом, как утверждал он   в его концепции,  ценности выступают как желательные формы поведения и предписания, поэтому ценности могут быть между собой сильное противоречие из-за неопределенности большинства ситуаций.  Стоит отметить, что уникальные  смыслы никогда не противоречат друг другу. Смысл никогда нельзя задать, он всегда следствие осознанного и свободного  выбора человека.  Именно благодаря возможности найти смысла в конкретной ситуации,  делает человека свободным и одновременно ответственным за свой выбор.  У трата человеком смысла приводит к попыткам заполнить «экзистенциальный вакуум» к поиску счастья с помощью псевдосмыслов — стремление к потреблению или власти.В экзистенциализме К.Ясперсом анализировалась проблема смысла жизни.  Он  рассматривал его как важное переживание, специфически присущее человеку его  внутреннее восприятие  взаимосвязей, которые происходят  благодаря упорной  внутренней работе. Человеческое бытие представляет собой не имеющий окончательного результата динамический процесс, в рамках которого возникают новые возможности самореализации так полагал К. Ясперс. Осознание собственной свободы, быть тем кем являешься, в этом и есть смысл человеческого бытия. В  его работах на первый план ставится  вопрос о возможности «переживания» смысла, о «внутренней работе», благодаря чему понимается смысл.

Проблематика смысла детально разрабатывается в работах российской психологической науке Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, парадигме смысловой регуляции деятельности (Б.С.Братусь, И.А.Васильев, Ф.Е.Василюк, Б.В.Зейгарник, В.А.Иванников, Д.А.Леонтьев, Е.В.Эйдман) и ряда других современных подходов.

 

Сознание и разум не может быть изучен во всей его полноте без духовного и психического содержания человека. Изучению подвергается память интуиция восприятие пространства и времени, воображение основанное не только на жизненным опыте, а так же на его осознании. Так же наряду с сознательным изучается бессознательное.

По Адлеру  переживание, сходное с переживанием «комплекса неполноценности» побуждает разум человека к постоянному  и страстному движению. Делая попытки пробиться к истине решая главные проблемы бытия, его сложных противоречий не,  мышление заранее обречено на полный провал. Этот трагизм определяет  возможность для человека являться «субъективным мыслителем».

Абрахам Маслоу  американский психолог, один из основоположников гуманистической психологии, затрагивает понятие «компетентность» в описании опросника личностной ориентации. Она  дает возможность измерить поведение и ценностные ориентиры  личности. Компетенция в его понимании  здесь сводится к умению  индивида  успешного существовать  «здесь и сейчас»  которое применимо  к любой жизненной ситуации.

Шкала номер два  разработанного им опросника, имеет название «компетентность во времени».   Она служит для измерением того,  в какой степени человек живет в настоящем, при этом  не концентрируясь  на прошлом и будущем. Он полагает, что люди,  которые компетентны во времени, могут размышлять о том, как прошлое относится к настоящему итд.  Так же отмечено что они  реалистично связывают долгосрочные планы с текущими задачами и Они обладают чувством  непрерывности этих трех  временных аспектов.  Компетентные во времени умеют отделяют будущее и прошлое от настоящего. Не компетентность в  жизни  основывается на сожалениях и чувстве обиды, связанных с прошлым, в идеализированных целях и страхах, к будущим. Они также испытывают трудности в связанные  со своим  прошлым связывая их с надеждами на будущее. Авторы обращают внимание на том, что самоактуализирующийся человек,   обязательно  компетентен во времени.

Тенденцию человека жить в настоящем, а не концентрироваться на прошлом и будущем-  есть компетентность во времени.  

В рамках исследований Фиттс и Познер,   представители когнитивной психологии предложили модель, состоящую из трех стадий развития когнитивных навыков. Она включает:

1. Начальная или когнитивная стадия

2. Промежуточная или ассоциативная стадия.

3. Последняя или автономная

Получение новых знаний и изучение новой информации протекает по данному алгоритму. Понимание компетентности в рамках данного подхода – «это высший уровень развития когнитивных навыков, она занимает важное место в когнитивной психологии».

В первой стадии  понимается задачи и  основное внимание  уделяется нужной  информации. Во второй попытки использовать приемы, обеспечивают быстрое понимание и вспоминание информации. А так же устранение ошибок и повышение скорости выполнения. В последней,  правильные ответы становятся автоматическими.

Развитие личности понимается  Куртом Левиным  как движение от одного региона к другому, являющемуся новым для индивида. Сам факт, что человек находится в постоянном движении, ставит его в шаткое положение. Касательно  темы развития личности Левин в своей статье, посвященной подростковому возрасту, писал: Человек находится в состоянии движения от одного региона А к новому региону В и поэтому он оторвался от региона А, но еще не утвердился прочно в регионе В, ставит его в менее прочное положение и делает его, более способным к развитию. Личностное развитие можно понимать, как включение в жизненное пространство новой неизвестной зоны, движение к которая преобразует  пространство в целом.

Левин так же упоминал при описании развития личности - что  это дифференциированность личностного пространства. Т.е. чем больше дифференциация, тем личность на более высокой ступени развития.   Развитие характеризуется широтой и степенью. Развитие описывается по следующим параметрам:

1) Увеличение широтыжизненного пространства  по  отношении  к тому, что является частью психологического настоящего. Временной перспективы в направлении психологического будущего и прошлого.

2) Растущий уровень уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности за счет его дифференциации.

3) Благодаря организации жизненно пространства.

4) За счет изменения общей жесткости и общей подвижности пространства.

Помехой на  пути к развитию человека может являться регрессия. Когда Левин описывал механизмы, то касался феноменов, которые являются  в той или иной степени помехами в человеческом развитии. Он  писал следующее:

1. Любая фиксация  может вести к регрессии. Насыщение возникает в ситуации, кода  одна и та же деятельность повторяется снова и снова.  Определенные области человека удерживаются в более или менее неизмененном состоянии. Неприятные и приятные  виды деятельности быстрее насыщаются, чем нейтральные.

2. Если уменьшается прочность границ,  мы должны ожидать регрессию.

3. Ограничение вариантов паттернов зависит от двух факторов От степени  дифференциации имеет отношение одна группа, так же она имеет отношение к прочности границ и диаметру целого. Диапазон  состояний, относится ко второму фактору. По утверждению Левина, в отношении первой группы факторов изменения наблюдают у взрослых, а в отношении второй - у детей.

Вывод следующий: на  пути личностного роста препятствиями являются фиксация на отдельном регионе, не дифференцированность жизненного пространства и низкая прочность границ,  а так же насыщение.

Курт Левин рассматривал зоны, связанные с телом, которые  входят в жизненное пространство. Эти зоны и  являются предметом его исследования. К не психологическим данным он относил другие параметры, связанные с организмом. Психологической экологией-   так назвал задачу изучения непсихологических факторов. Через среду человек может осуществлять свои локомоции, должны быть связаны с психологической динамикой жизненного пространства.

Важным изучением является  о «Регионе тела».

Телесный фактор входит  в жизненное пространство человека, тогда  когда он связан либо с  восстановлением или нарушением психического равновесия.  Левин отмечал, что изменения функций и структуры тела, если касаться проблем наследственности, глубоко влияют на психическую структуру, в плане неопределенности и нестабильности.Левин подвергся  критике, за то что он игнорировал объективную среду.

Толмен  считал необходимым  сформулировать ряд принципов,  которые  должны объяснять, благодаря чему, то или иное поведение и посредством чего независимые переменные ситуации и состав личности будут продуцировать. (Эдуард Чейс Толмен американский психолог, представитель необихевиоризма)

Иными словами внутренние и внешние жизненные пространства будут распространяться и на организм.  При изучении привычек Толмен оперировал понятием организма.  Как писал он, чтобы понять привычку и научно ее понимать   рассматривать ее нужно, как следствие сил в организме и его жизненном пространстве, в  обстановке и его группе.

Мотивация — является главным блоком, если рассматривать структуру собственно личностных психологических свойств. В направлениях личности актуализируются мотивы социального поведения. В структуру личностных свойств по Б.Г.Ананьеву входит структура  социального поведения и он   придавал ей самостоятельное значение поведения в персоналистике. Советские психологи критиковали его  и видели в нем только  бихевиористское,   сводя   содержание понятия поведения,  к его животным началам. Личность же  субъект социального поведения. Одно из предложенных им определений личности строится на этом понятии.  Социальное поведение является необходимым для осуществления функционирования мотивов. Его содержание зависят от общественных отношений, преломленным сознанием личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: