Предмет психологии: логика развития

Средневековье (душа), 17 век (организм как машина), открытие Декартом рефлекса и инроспекции, учение Дарвина, период возникновения знаний о психике (эксперементальной психологии+влияние социологии Маркса, Дюркгейма), открытие лаборатории Вундта, методологический кризис, разделение псих. на неск. направелний, новые школы, тенденции к объединению.

---

Психология, как наука возникла в в Древней Греции в первом тысячилетии до н.э. (предметом этой науки была душа). Она же оставалось предметом науки психологии и в эпоху средневековья, но в эпоху Возрождения предмет психологии видоизменился, благодаря трудам французского философа Декарта. Он определил психологию как науку о сознании и предложил метод изучения сознания, получивший название интроспекция.

Затем в этом статусе, называясь наукой о сознании психология продолжала существовать ещё долгое время. В конце 19 века, в последней её четверти, появилась экспериментальная психология. Была создана первая лаборатория Вундтом в 1879 году в Лейпциге. Сам он определил экспериментальную психологию как физиологическую психологию, подчеркнув тем самым, что в новой экспериментальной психологии он ориентируется на методы этиологических заимствований из физиологии, методов физиологических исследований.

Затем наступил кризис психологической науки. И прежде, единая психология разделилась на ряд направлений, в которых появились новые предметы исследования – это бихеовиеризм (предметом исследования стало поведение), гештальтпсихология (предметом исследования стали познавательные процессы человека, но с позиции теории относительности и тороиии целостности). На гештальтпсихологию, которая родилась в Германии, существенное влияние оказала теории эволюции Энштейна. Многие гештальт-психологии имели базовое физическое образование. Поэтому они старую по предмету психологию старались перенести на новые общенаучные теории и новые методы исследования. Появился психоанализ (предметом исследования стала личность человека: сознательное и бессознательное). Далее появилась гуманистическая психология (предметом исследования была личность человека с т.зр. гуманистических позиций).

Ну и, наконец, во второй половине двадцатого века появилась последняя по времени современное направление – когнитивная психология (предмет исследования: познавательные процессы человека, а если говорить широко – процессы обработки информации).

---

Исследования многих ученых показали, что ведущим фактором, влияющим на развитие психологии как науки является логика развития психологических знаний –это связано с изменением ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии.

0 – душа. На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, при этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде всего для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. В новое время психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Это позволило отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.

1 – организм как машина. В 17 веке сложилось представление об организме как своего рода машине, которая работает подобно помпе, перекачивающей жидкость. Прогресс научного знания заключался в поиске и открытии реальных причин, доступных проверке опытом и логическим анализом. Научное знание – это знание причин явлений, факторов (детерминант), которые их порождают, что относится ко всем наукам, в том числе и к психологии. Результатом этой научной революции явились открытия, на которых базируется современная наука.

2 – воздействие внешнего импульса на Нс и реакция. Декарт открыл механизм рефлекса - воздействие внешнего импульса на нервную систему и ее ответным действием. Данной же схемой объяснялись простейшие чувства (зависящие от состояния организма), простейшие ассоциации (связи между различными впечатлениями) и другие функции организма, относимые к разряду психических. Такой строй мышления царил до середины 19 века.

3 – Учение Дарвина, наследственность, изменчивость, приспособление, естественный отбор. Учение Дарвина доказало зависимость всех функций (в том числе психических) от наследственности, изменчивости и приспособления (адаптации) к внешней среде. Это был биологический детерминизм, который пришел на смену механистическому. Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляет все, что не способствует выживанию организма. Из этого следовало, что и психика не могла бы возникнуть и развиться, если бы не имела реальной ценности в борьбе за существование.

4 – возникновение знаний о психике, эксперименты на органах чувств. Изучение деятельности органов чувств, скорости психических процессов, ассоциаций, чувствований и мышечных реакций, основанное на эксперименте и количественном измерении, позволило открыть особую психическую причинность. Тогда и возникла психология как самостоятельная наука.

Крупные изменения в строе мышления о психических явлениях произошли под влиянием социологии (Маркс, Дюркгейм). В середине 20 века к новым идеям и открытиям привел стиль мышления, который условно можно на звать информационно-кибернетическим (поскольку он отразил влияние нового научного направления кибернетики, с ее понятиями об информации, саморегуляции поведения системы, обратной связи, программировании).

5 – открытие лаборатории Вундта, эксперименты. Вундт сделал психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою модель психологии Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики.

6 – методологический кризис. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название периода методологического кризиса.

7 – разделение психологии на несколько направлений. Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 10-30-х годах 20 в. психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой. Так, в психологии появляются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также такие школы, как французская социологическая, или понимающая, психология.

8 – новые школы. Во второй половине 20 в. возникают новые школы и направления - гуманистическая психология, генетическая психология, когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в 20 в. психологическая школа.

9 – тенденция к объединению. Таким образом, можно сказать, что с середины 20 в. психология вступила в современный этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: