Варьирование условий для количественных оценок выявляемых закономерностей

Таким образом, психологический эксперимент можно определить как метод, при котором исследователь сам вызывает интересующие его явления и изменяет условия их протекания с целью установить причины возникновения этих явлений и закономерности их развития. Кроме того, получаемые научные факты могут неоднократно воспроизводиться благодаря управляемости и строгому контролю условий, что дает возможность их проверки, а также накопления количественных данных, на основе которых можно судить о типичности или случайности изучаемых явлений.

Классификация. Виды экспериментов, как и формы наблюдения, можно расклассифицировать по ряду оснований. Не приводя всех возможных классификаций, воспользуемся одной из них, предложенной известным отечественным психологом А. Р.Лурия. Он разделил все методы экспериментального исследования на три группы.

1. Группа методов структурного анализа, с помощью которых выделяется и анализируется структура изучаемого психического процесса или явления.

Метод структурного анализа, по А. Р.Лурия, заключается в следующем. Психолог, изучающий тот или иной психический процесс, ставит перед испытуемым какую-либо конкретную задачу и прослеживает строение соответствующих действий испытуемого, характер используемых при этом средств в процессе решения поставленной задачи и пр.

2. Совокупность экспериментально-генетических методов, с помощью которых прослеживаются различные стадии развития изучаемого процесса (метод срезов) или организуется формирование той или иной психической деятельности (формирующий эксперимент).

Обращаясь к экспериментам второй группы, покажем отличие метода срезов от формирующего эксперимента на конкретном примере экспериментального исследования, проведенного А. Н.Леонтьевым под руководством Л. С. Выготского в конце 20-х гг. XX в. Его предметом было развитие памяти как высшей психической функции1. В эксперименте приняли участие испытуемые трех возрастных групп: дошкольники, школьники и взрослые, у которых в одной из экспериментальных серий изучалась способность использовать для запоминания слов особые средства — «узелки на память», т.е. нужно было запоминать слова («рука», «книга», «хлеб», «дом» и т.п.) с помощью карточек, на которых были нарисованы другие предметы. Карточки выбирались испытуемыми по принципу какого-либо отмеченного ими самими сходства с предметом, обозначенным запоминаемым словом (например, для слова «хлеб» могла быть выбрана карточка, на которой была нарисована масленка с маслом, так как масло можно намазать на хлеб).

Было установлено существенное различие между испытуемыми разных возрастных групп в использовании карточек как средства запоминания слов: дошкольники еще не использовали карточку для запоминания слова, потому что не понимали смысла этой операции, школьники очень хорошо запоминали с карточками (и плохо без карточек). Взрослые же запоминали слова с карточками лучше, чем школьники, и намного лучше по сравнению со школьниками без карточек (согласно гипотезе Л.С.Выготского, подтвердившейся в данном экспериментальном исследовании, у взрослых имеются уже внутренние «карточки», т.е. определенные внутренние средства запоминания).

Таким образом, в этих экспериментах были получены данные, раскрывающие особенности запоминания у испытуемых каждой возрастной группы. Экспериментатор производил как бы срез процесса развития памяти в онтогенезе. Возникал, однако, вопрос: а что происходит на линии «между» этими точками? Ответить на этот вопрос позволил формирующий эксперимент. В частности, с помощью остроумного методического приема у испытуемого формировалось умение использовать внутренние средства для запоминания, если до этого он применял только внешние средства.

В одном из экспериментов школьникам предлагалось для запоминания не 30 карточек, как обычно, а всего одна. Тогда процесс запоминания превращался в рассказ, каждое слово которого определенным образом было связано с карточкой, т.е. средством запоминания теперь выступали слова. В результате у испытуемых появлялась сформированная в эксперименте высшая форма внутренне-опосредствованного запоминания. Формирующий эксперимент широко используется также в возрастной и педагогической психологии, в частности в исследованиях и практических разработках, проводимых на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.

3. Экспериментально-патологические методы (называемые А. Р.Лурия также методами синдромного анализа), которые выявляют комплекс изменений при каких-либо болезненных нарушениях психической деятельности (например, при повреждениях головного мозга или психических заболеваниях) и вскрывают факторы, «отвечающие» за возникновение того или иного комплекса изменений (синдрома).

В группе экспериментально-генетических методов часто выделяют так называемый лонгитюдный метод, т. е. систематическое изучение одних и тех же испытуемых в течение весьма долгого времени (например, в течение нескольких лет или даже десятилетий).

По месту проведения. Виды экспериментального исследования можно классифицировать и по ряду других оснований. Так, выделяют, например, эксперименты естественные и лабораторные, отличающиеся разными условиями их проведения (а именно в естественных или лабораторных — и поэтому иногда весьма искусственных — условиях).

 



Познание как прием, переработка, хранение и использование информации человеком.

НЕМОВ: Познание – это получение знаний о ком-либо или о чём-либо. В психологии познание обеспечивается с помощью всех познавательных процессов: ощущения, восприятия, внимание, память, мышление, речь.

В современной психологии эти процессы активно изучаются в сравнительно новом направелнии, которое возникло во второй половине 20 века в США – когнитивной психологии.

В современной когнитивной психологии психические процессы, главное назначение который заключается в познании человека себя и окружающего мира, принимается как приём, переработка хранение и использование информации.  Каждый из психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь обладает своими функциями. Например, ощущения и восприятия позволяют получать первичные знания об окружающем мире. Внимание человека ориентирует его в познании тех или иных вещей и явлений, которые его окружают и воздействуют на него, обеспечивая избирательность восприятия и переработки информации. Память обеспечивает хранение соответствующей информации.

Когнитивная психология изучаются все эти процессы, но несколько иначе, чем в старой психологии. Когнитивная психология возникла под влиянием необходимости совершенствования компьютерной техники и техники связи. Поэтому познавательные процессы человека в когнитивной психологии принимаются примерно так же, как процессы, которые существуют и работают в современных компьютерах. В когнитивной психологии для каждого процесса существует блок-схемы, которые являются аналогией компьютерных схем и средств связи.

Приём информации обеспечивается с помощью ощущения и восприятия. Хранение обеспечивается с помощью разных видов памяти. Переработка информации обеспечивается при помощи воображения и мышления. Использоваться может самим человеком для рещения каких-либо возникающих проблем и психологической саморегуляции, в разных видах мышления, творчества, и в самых рахных видах деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: