Подход французской социологической школы

В психологической науке вопрос о социальной природе человеческого сознания был специально поставленфранцузской социологической школой. Основатель школы — Э.Дюркгейм, юрист, который, изучая бытовое право у отсталых народов, создал концепцию первобытного мышления. Его идеи и проблему социальной обусловленности сознания развил Л. Леви-Брюль. К этой школе примыкал некоторое время Ж. Пиаже. Также представителями были Морис Хальбвакс (1877-1945), Шарль Блондель (1876-1939) и др., а идеи школы впоследствии развивались К.Леви-Строссом, А.Валлоном, И.Мейерсоном.

Д войственность опыта

По Дюркгейму, высшие формы психической активности, которые в нас пробуждает и развивает общество, не находятся на поводу у тела как наши ощущения и кинестетические состояния. Мир представлений, в котором разворачивается социальная жизнь, надстраивается над своим материальным субстратом, а никак не проистекает из него. В двойственности заключается отличие человека от животных: у них нет общественного опыта. Дуализм — характерная черта концепции Э. Дюркгейма.

Общество рассматривается Дюркгеймом как особая реальность. Оно — духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода, обычаев, верований, языка, религиозных представлений, которые отражают различные стороны общественной жизни и называются коллективными представлениями — (единица общественного сознания). Сначала возникает общество, размещается в некоем пространстве, далее возникают коллективные представления. Т.е. общество первично, представления складываются в обществе. Они закрепляются в языке, обладают всеобщностью и необходимостью; являются продуктом длительного развития; создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения (например, запрет на инцест состоит как из интеллектуальной части, так и аффективной – страх перед инцестом, который влияет на человека). Они не столько понимаются, сколько захватывают человека и заставляют, носят принудительный характер. И эти представления не врожденны. Признание влияния на человека коллективных представлений меняет понимание человека, источника наиболее высоких форм духа, объясняемых до этого или из индивидуального опыта, или путем допущения априорных прирожденных форм (эмпиризм или априоризм). Мысль Э. Дюркгейма, что все собственно человеческое в человеке от общества — это действительно капитальная мысль. Однако общество Дюркгейм понимает односторонне, отождествляя его структуру с системой коллективных представлений, т.е. общественным сознанием (такой идеализм). Таким образом, в целом развитие мышления не связывается здесь с развитием человеческой деятельности. Самый процесс внедрения коллективных представлений в сознание индивида трактуется как взаимодействие индивидуального и общественного сознаний. Нет наследуемости коллективного социального опыта – общество не могло бы развиваться, если бы все наследственно закреплялось в организме.

Социализация

Процесс усвоения общественного опыта — суть социализации. На лицо идея интериоризации: внешние условия, сложившиеся в обществе, влияют и детерминируют индивидуальное сознание путем интеориоризации. Социалиация происходит в условиях коллективного общения между людьми, в ситуации общественного контакта; форма контактов – религиозные обряды, ритуалы (охватывают слова, действия, жесты). Реальная производительная жизнь человека (сеяние, собирательство и пр). не формирует сознание, совершается путем проб и ошибок, примитивным образом.

Интериоризация мыслится как взаимодействие коллективного сознания и индивидуального. Общественное сознание «пересаживается» из общества в индивидуальное сознание Согласно культурно-исторической концепции Выготского — формируется внутренний план сознания.

Развитие общества, по Дюркгейму — это однонаправленный переход от первобытных к современным формам – это прогресс, заключающийся в возникновении, развитии совершенствовании, разделении труда. В первобытном обществе нет личности, так как все наполнено коллективными представлениями (знаешь одного представителя общества – знаешь все племя). С развитием общества встает задача выбора определенного рода деятельности => сознание индивидуализируется. Так появляется личность. Личность появляется тогда, когда человек является источником собственный действий со своими целями и мотивами (человек становится действующим лицом, а не членом коллектива с его представлениями). Таким образом, Дюркгейм выступает против мнения, будто коллективы рождены действиями одного индивида, наоборот, возникает коллективное, а потом появляется индивидуальное чувство.

Л. Леви-Брюль — выступил с тезисом о двух формах, типах человеческого мышления и о специфическихособенностях первобытного мышления. Согласно его теории, в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления. По Леви-Брюлю, качественное своеобразие психики (главным образом мышления) определяется структурой общества. Выделяет 2 типа обществ:

1. примитивные — производство не развито; происходит обмен деятельностями; нет различения взаимоотношений с людьми и с природой, ее явлениями и предметами; нет позитивной науки, анимистические представления.

2. цивилизованные – все развито

Им соответствует 2 типа мышления: пралогическое и логическое соответственно.

Современный тип — логический — пришел на смену первобытному мышлению, которое Л. Леви-Брюльназывает пралогическим.

 

Значение французской социологической школы заключается не столько в развиваемых ею представлениях о типах мышления, — как раз это и подвергается критике, — сколько в выдвижении нового — исторического — подхода к исследованию человеческой психики. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской науке (Историческая психология И. Мейерсона), так и в других странах

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: