Проблема способностей в психологии

НЕМОВ: Дать определение способности (по Теплову лучше всего!). Сказать о видах способности. Провести классификацию. Кратко остановиться на вопросе способностей и задатков и о развитии способностей.

В заключении остановиться на проблемах, связанных со способностями. Одна из острых проблем – это проблема соотношения способности и одарённости, таланта и гениальности. Одарённость относится к способностям, но до сих пор нет точного определения одарённости и методов её определения. Возникают серьёхные трудности связанные с диагностикой способностей и задатков. До сих пор ещё удовлетворительные методы определения задатков не найдены, как и методы диагностики способностей, которые оставляют желать лучшего.

       Вопрос: Проблема способностей в психологии?

Ответ: Надо дать определение понятию способности. Лучше всего дать определение понятия способности по Борису Михайловичу Теплову, и подчеркнуть, следуя его идеям, чем способности отличаются от задатков. Дальше, желательно отвечая на это вопрос, предложить классификацию способностей человека, представить группы способностей и дать им определения, дальше коснуться вопроса об оценке уровня развития способностей человека и остановиться на таких понятиях как одаренность, талант и гениальность. Дать определение вот эти трем понятиям. И в заключение ответа на этот вопрос я вам рекомендую остановиться на проблеме формирования развития способностей. И перечислить те условия которые обеспечивают превращение задатков человека в высокоразвитые способности. Вот эти условия – первое, как можно более ранее и полное выявления имеющихся у человека задатков. Второе, включение человека в те виды деятельности в которой имеющиеся способности сильнее всего развиваются. Третье, наличие у ребенка хороших учителей, которые обладают высокоразвитыми способностями и соответствующего типа. Четвертое, наличие у ребенка интереса к формированию и развитию имеющихся у него способностей. Или как говорят психологи наличие у ребенка мотивации к развитию способностей. 

---

  Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей выполняют достаточно сложную деятельность, имея одинаковые подготовку, условия работы, но один при этом продвигается быстрее, значит, он обладает более высокими способностями.

Разные точки зрения на способности.
Один из самых сложных вопросов психологии, которы был и который есть - это вопрос о происхождении способностей. 1 - В психологии существует несколько точек зрения на эту проблему. Само понятие «способности» ввел в науку Платон (428-348 гг. до н.э.), Теории о генетической природе способностей, утверждающая врожденность, предопределенность того или иного качества или свойства, и обычно еще называются «теориями преформизма». Источник развития способностей помещается внутрь человека, они обусловлены наследственным генетическим фактором. Именно благодаря Платону возникло представление о врожденном неравенстве людей по способностям. Платон говорил, что «не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям, потому что люди по своим способностям весьма различны: одни рождены для управления, другие – для вспомоществования, а иные – для земледелия и ремесленничества».
К теориям преформизма примыкают и воззрения испанского врача Хуана Уарте и Фрэнсиса Гальтона. Он является основоположником эмпирического подхода к изучению способностей. Испытывая на себе влияние теории Ч. Дарвина, Гальтон утверждает, что способности имеют наследственную природу, передаются от родителей к детям и «полезные» способности передаются в ряде поколений. К полезным способностям Гальтон относил талант и утверждал, что социальная элита формируется на основе наследуемого таланта. Гальтон высказывал идею о том, что необходимо улучшить британскую расу: повысить умственные способности путем селективного отбора. В 1883 году его идея получает название евгеники.
Впоследствии теория преформизма критиковалась, и в противовес ей стали возникать другие теории.
2 - Теория приобретенных способностей.
Данные теории можно объединить под названием «теории чистой доски» (tabula rasa), в которых ведущую роль в происхождении способностей играет воспитание и среда. Источник развития находится вне человека, в той социальной среде, в которой человек растет. Социальное окружение, атмосфера, в которой растет и воспитывается ребенок, может оказать на развитие его способностей значительное воздействие. В то же время, обедненная среда, создающая дефицит впечатлений, оказывает отрицательное влияние на развитие способностей. Сюда примыкают воззрения Джона Локка, а также Томаса Гоббса. В XVIII в. К.А. Гельвеции заявил, что с помощью специального воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети из самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.
Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес и др. Этими вопросами сейчас заняты В.Н. Дружинин и В.Д. Шадриков.

В настоящее время все существующие подходы к исследованию способностей можно свести к трем основным типам.
1 - В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний.
2 - С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
3 - Третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет или обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый Б.М. Теплов и на сегодняшний день принято определение способностей, предложенное именно Б.М. Тепловым. Способности это 1 -индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого,2 - определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, 3 - не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Т.о способности носят биосоциальный характер.

Классификация. Различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др. В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Одарённость — это уровень развития каких-либо способностей человека, который связан с их развитием. Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит достижение большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой умений, знаний и навыков. Природные задатки организма сами по себе не определяют однозначно одаренности человека. Они являются лишь одним из неотъемлемых компонентов системы условий, которые определяют развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности. Одаренность проявляется лишь через взаимосвязь с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Она выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит та или иная деятельность. Для развития одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, которые выдвигаются в ходе деятельности человека. Например, требований, которые ставит перед учеником учебная программа.

Талант — присущие от рождения определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Высшую ступень развития способностей называют талантом.

Гениальностью называют высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. Не существует такого набора свойств, который определял бы гениальность. Люди, проявляющие себя как гении в одной обстановке, не обязательно делают это в другой.

Различия. Так, в толковом словаре В.Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, умелый. Фактически, в данном случае, способный понимается как умелый. понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия «талант», необходимо отталкиваться от его врожденного характера. То есть, талант - это врожденные способности, данные Богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности человека.

Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень его выраженности. Неслучайно, одаренность, как самостоятельное понятие, отсутствует в толковых словарях В.И.Даля, С.И.Ожегова и в толковом словаре иностранных слов.

Генниальность – высшая степень таланта, результаты деятельности исключительные значимые в истории обощества.

 

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: