Проблема лидерства в социальной психологии

НЕМОВ: Кратко осветить все проблемы, которые связаны с изучением лидерства. Сначала дать определение что такое лидер, чем отличается от руководителя (по Парыгину???). Какие проблемы в связи с лидерством изучаются, стиль лидерства-дав общее определение (может ли каждый человек стать лидером и каким достоинством надо обладать, что бы стать лидером).

Называть классические три стиля лидерства, выделенные Левиным. Кратко раскрыть теории лидерства. Обязательно назвать харизматическую теорию лидерства, теорию черт лидерства, ситуационную теорию, теорию целостного обмена. Какие вопросы ставятся и обсуждаются в социальной психологии по этой теме.

---

Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. (отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе)

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Основные функции лидера:

• организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах,

• выработка и поддержание групповых норм,

• внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами,

• принятие ответственности за результаты групповой деятельности,

• установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе

В соответствии с теорией черт, лидером становится тот, кто изначально обладает особыми способностями и качествами, благодаря которым он и выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: стремление к достижениям, упорство и инициативность, уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность (доскональное знание своего дела), сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.

Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

Теория черт - Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Слишком большой список черт и все по разному понимают и лидеры бываюти с другими качествами.

Ситуационная теория лидерства делает акцент на аспектах ситуации, в которой функционирует группа. Согласно теории, лидером становится тот, кто при возникновении в группе той или иной ситуации обладает качествами, свойствами и опытом, способными оптимально разрешить данную ситуацию для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. Пиаже говорил, что в данном случае лидер не лидер, а функционал необх. Данной ситуации. Флюгер.

Синтетическая теория акцентирует внимание на взаимосвязи личностных и ситуационных факторов: лидерство того или иного члена группы определяется как ситуацией, так и личностными качествами человека, соответствующими данной ситуации. согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом.

Проблема- кто такой лидер? Почему человек становится лидером (теории лидерстав)?Отличия лидера и руководителя? Механизм выдвижения лидера?

 

Группа как субъект реализует свою активность: Лидер решает различные задачи: Типы лидерства:
1) В решение задачи и реализации цели;     1) Развитие группового единства. 2) инструментальные – деятельность, направлена на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана, 3) экспрессивные – деятельность, направлена на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение. 4) инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, 5) экспрессивное лидерство –обеспечение позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.

 

Р. Бейлз и Ф. Слейтор рассматривают роли «профессионала» – лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально‑эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений.

Р. Бейлз экспериментально установил, что деловой лидер становится менее популярным, а М.Гофштеттер ссылаясь на эту мысль Р. Бейлза, сформулировал «теорему дивергенции» – все более резкого расхождения «делового» и «популярного» лидеров по направлению влияния на членов группы.

Классификации типов лидеров. Существует несколько подходов к клачификации типов лидеров:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: