double arrow

Фокус-группа как метод социально-психологического исследования

Ф окус-группа относится к качественным методам социально-психологических исследований. Она представляет собой групповое, фокусированное (полустандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников «субъективной информации» о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности, например материалы средств массовой коммуникации, рекламу и др. Основным методическим приемом фокус-группы можно считать групповую дискуссию.

Групповая дискуссия лежит в основе практически всех групповых методов, используемых социальными психологами. Групповая дискуссия позволяет прояснить собственную позицию ее участников, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу. Она развивает умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевая недоверие к себе и приверженность старым образцам. Основные усилия ведущего (модератора) направлены на создание и поддержание общей групповой атмосферы доверия, открытости, включенности группоуниверсальных суждений типа «обычно считается» на личные формы высказываний «я считаю», «я думаю» и др. Кроме того, групповая дискуссия требует умения отнестись к своему мнению не как единственно возможному. Основные принципы организации и проведения групповой дискуссии хорошо описаны в социально-психологической литературе.

Исследователи отмечают, что каждая дискуссия проходит определенные этапы развития. В социально-психологическом плане обычно выделяют три таких этапа:

• ориентация в проблеме и друг в друге;

• оценка, сопоставление и даже конфронтация идей;

• консолидация мнений.

В организационном плане развитие групповой дискуссии проходит следующие фазы:

• определение целей и темы дискуссии;

• сбор информации (знаний, суждений, мнений, новых идей, предложений всех участников дискуссии) по обсуждаемой проблеме;

• упорядочение, интерпретация и оценка полученной в ходе дискуссии информации;

• подведение итогов дискуссии.

Процедура фокус-группы в целом проходит те же этапы развития, за исключением стадии интерпретации и оценки информации ее участниками. Это объясняется тем, что целью фокус-группы является не достижение консенсуса, а сбор информации.

Одной из существенных социально-психологических характеристик групповой дискуссии является наличие в ней непосредственной обратной связи, характерной для любого процесса межличностного общения. Фокус-группа предполагает, что люди могут нуждаться в том, чтобы услышать мнение других, прежде чем они сформулируют свою собственную точку зрения. Некоторые мнения могут формироваться быстро и иметь абсолютную определенность, другие же динамичны и легко поддаются влиянию извне. Исследователь фокус-группы, учитывая, что мнение каждого члена группы может меняться, узнает о том, как это изменение возникает, и изучает природу влияющих на это факторов.

В фокус-группе ключ к успеху лежит в том, чтобы поставить закономерности развития группы на службу целям и задачам исследования.

В общем, успешное проведение и эффективность полученных данных зависит от степени ощущения комфорта участниками при открытой передаче своих мыслей и чувств. Множество работ свидетельствует о том, что существует много переменных, которые влияют на «зоны комфорта» участников. Специалисты в области фокус-групповых исследований делят эти переменные на следующие категории: intrapersonal (внутриличностные), interpersonal (межличностные) и environmental (экологические переменные, относящиеся к влиянию окружающей обстановки). Такое деление соответствует классификации, принятой в социальной психологии малых групп.

Внутриличностные переменные или индивидуальные различия включают демографические, физические и личностные характеристики. М. Шоу разбил эти характеристики на три класса переменных биографические переменные, способности и черты личности. Необходимость понять внутриличностные влияния на групповые процессы кроется в том факте, что группы создаются из индивидуальностей и что результаты группы – это совокупность индивидуальных действий.

Внутриличностные характеристики влияют на динамику группы в двух направлениях:

• первое – уникальное сочетание индивидуальных особенностей обусловливает поведение человека в группе и реакции на него других членов группы;

• второе – индивидуальные характеристики участников группы влияют на развитие группы. Например, привлекательные экстравертные люди, производя ощущение ярких, доброжелательных, тем самым могут склонять других участников группы благосклонно воспринимать их комментарии и таким образом способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе.

Демографические переменные включают в себя возраст, пол, профессию, социальное положение, образование, религию и национальность. Очень часто трудно определить влияние этих факторов на групповую динамику. Например, хорошо известно, что возрастные различия влияют на поведение группы, но степень и направление влияния возраста до сих пор в литературе не описаны.

Исследования влияния возраста на частоту и сложность взаимодействия в группах говорят о том, что количество и процентное соотношение социальных контактов увеличиваются с возрастом; индивидуальная способность сопереживать, умение поставить себя на место другого с возрастом увеличивается; склонность перебивать и говорить одновременно с возрастом уменьшается; лидерское поведение с возрастом усиливается.

Другая рассматриваемая нами демографическая характеристика личности – пол. Установлено, что в некоторых видах деятельности женщины очень часто проявляют меньшую активность в присутствии мужчин, чем последние в смешанных группах.

В этом смысле показательны данные Е. Эрис, свидетельствующие о том, что при решении дискуссионных задач в смешанных (по признаку пола) лабораторных группах мужчины являлись инициаторами 66 % всех коммуникативных актов в группе. Исследования половых различий показывают, что мужчины более агрессивны, чем женщины; женщины больше подчиняются давлению группы; женщины более чувствительны, беспокойны и способны лучше объяснить свои эмоции, а мужчины более скрытны. Эти стереотипные половые различия в агрессивности, зависимости, социальной ориентации и эмоциональности влияют на различные аспекты межличностного общения, особенно на невербальное поведение.

Разнообразие социально-экономических данных индивидов также влияет на динамику группового взаимодействия. Взаимодействие легче в группах с одинаковым социальным положением, сходным интеллектуальным и образовательным уровнем. Национальная и культурная гомогенность также облегчает общение в группе.

Физические характеристики людей – рост, вес, здоровье и внешность – тоже влияют на поведение в группе. Например, Стогдилл нашел положительное соотношение между лидерством и весом, ростом. Было показано, что физически привлекательные люди считаются более социально опытными и внушающими симпатию, чем менее привлекательные. Манера одеваться также влияет на поведение человека в группе и отношение к нему других участников. Однако М. Шоу замечает, что «связанные с другими переменными эти факторы, как правило, слабее и могут быть преодолены влиянием более сильных переменных, таких как личность и способность».

Личностные характеристики наиболее важны в групповом процессе. Влиянию способностей личности на групповой процесс уделялось большое внимание. М. Шоу относит к способностям интеллект, умения, знания и т. п. Наиболее изученной здесь является связь интеллекта с лидерством. Специалисты подчеркивают, что лица, обладающие большим интеллектом, обнаруживают тенденцию быть более активными и менее конформными в группах, нежели их менее интеллектуальные партнеры. По данным Р. Стогдилла, между интеллектом и лидерским статусом существует небольшая позитивная связь.

Вопросы: 1. История становления и развития социально-психологических идей. 2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии (с 20-х гг. ХХ века по настоящее время).

Истоки социально-психологических идей в античной философии и в социально-философской мысли нового времени. Первые социально-психологические теории и отражение в них общего уровня развития психологической науки. Описательный этап возникновения социально-психологического знания (6 в. до н. э. - середина ХIХ века): 1 период (античный): а) линия социоцентризма Платона (коллективистская концепция – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения); б) линия эгоцентризма Аристотеля (индивидуалистическая концепция – решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе); 2 период (средние века и эпоха Возрождения): а) индивидуалистическая линия (Т. Гобсс-“естественное право человека” имеет примат над обществом и государством; А. Смит –движущими силами общественной жизни является стремление индивидов к удовлетворению собственных интересов, а общество это зеркало для индивидуальной самооценки); б)социоцентристская линия (Дж. Вико, Прудон, Макиавелли, К. Гельвеций, Л. Фейербах и др. –общественная среда формирует личность, ее характер, потребности, межличностные отношения).

Этап относительно самостоятельного становления социально-психологического знания(60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века): “Психология народов” (М. Лацарус, Г. Штейнталь) – главная сила истории народ, “дух целого”, душа индивида это часть народной души. Развитие этой теории В. Вундтом и А. Потебней; “Психология масс” (Г. Лебон, С. Сигеле) –основой социального поведения является подражание (от Г. Тарда), индивид в массе (в толпе) обезличен, чувства преобладают, интеллект и ответственность утрачиваются, массе нужен вождь поскольку она хаотична, неупорядочена); “Теория инстинктов социального поведения” (У. Мак- Дауголл) – “гормэ”(врожденные инстинкты) определяют поведение и эмоции людей (борьбы-страх, бегства-самосохранение, воспроизведения рода-ревность, робость, приобретения-чувство собственности, стадности-чувство принадлежности и т. д.). Общественные и научные (создание методологических, в том числе философских основ) предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину.

Развитие социальной психологии и появление ее новых отраслей знания в ХХ веке. Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке: 1 период – господство эксперимента в социальной психологии (20-е –40-е годы), прагматическое, прикладное направление в социальной психологии (В. Меде, Ф. Олпорт) о влиянии группы на поведение индивида. Переход к выявлению закономерностей социально-психологических процессов. Бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология о детерминированности поведения стимулами, бессознательным и целостными структурами психики. Развитие социальной психологии в России. Н. К. Михайловский о“массовой психологии”, Г. В. Плеханов об общественной психологии, Г. И. Челпанов об общетеоретической и экспериментальной психологии, П. П. Блонский о детерминированности психики человека социальной средой. Рефлексология В. М. Бехтерева, М. В. Ланге, В. Н. Мясищева о проявлении в поведении людей сознательного и бессознательного, о взаимосвязи личности и коллектива. Л. С. Выготский о культурно-исторической обусловленности общественной психологии, о взаимосвязи личности и коллектива. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев о единстве сознания и деятельности. Возникновение и развитие возрастной психологии (Фортунатов, Залужный, Макаренко Вахтеров, Канторов, Крупская).

2 период – развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания(с 50-х годов ХХ века по настоящее время): необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитии социальной психологии.

Необихевиористские концепции: 1. Теория агрессии и подражания(Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура) об оперантной обусловленности поступков и поведения, о промежуточных переменных между стимулами и реакциями; 2. Теории диадического взаимодействия: а) Теория “взаимодействия исходов” (Д. Тибо, Г. Келли) о зависимости взаимоотношений от суммы “вознаграждений”, получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т. п.); б) Теория социального обмена Г. Хоманса о зависимости качества взаимодействия от соотношения “вознаграждений” (позитивных подкреплений) и “издержек” (негативных подкреплений). Когнитивистская социальная психология: 1. Теории когнитивного соответствия: а) Теория структурного баланса Ф. Хайдера (Р-О-Х) –поведение человека обусловлено стремление к сбалансированию межличностных отношений, отношений с миром (“L” – “nL”, “U” – “nU”); б) Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома –у позитивно относящихся в диаде друг к другу, имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объекту путем снятия дисбаланса; в)Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера –переживание противоречия между знанием и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий к действию; г)Теория конгруэнтностиЧ. Осгуда и П. Танненбаума об изменении отношений личности, под влиянием потребности установить соответствие когнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;

2. Когнитивный подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилдао восприятии человеком социальной действительности в зависимости от предшествующего знания, о“перцептивной интеграции” (соединении старого и нового знания). Психоаналитическое направление социальной психологии о роли бессознательного в динамике развития личности: 1. Динамическая теория функционирования группы В. Байона (2 уровня функционирования группы: рациональный компонент - осознанные действия и иррациональный уровень–групповая культура, между ними неизбежны конфликты, которые приводят в действие“коллективные защитные механизмы”); 2. Теория группового развития В. Бенниса и Г. Шепардао двух фазах развития группы (решение вопроса о лидерстве и установление межличностных отношений); 3. Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца о 3- этапах развития группы (включение, контроль, любовь). Интеракционистское направление в социальной психологии: 1. Концепция символического интеракционизма Джорджа Мидао личности как продукте социального взаимодействия на основе символов (мимики, жестов), принятия роли другого, о зависимости поведения индивида от структуры личности, ее роли и референтной группы. Чикагская школа (Г. Блумер) –поведение человека это динамический процесс, его можно объяснить на основе символов, но нельзя предсказать; Айовская школа (М. Кун) –познав самооценку личности, в том числе на основе символов, можно предсказать ее поведение; 2. Ролевые теории(Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс) о видах социальных ролей (конвенциональные, предписанные, активные и латентные), о межролевом и внутриролевом конфликтах; 3. Теории референтной группы(Т. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф): Т. Ньюком о типах референтных групп (позитивные, негативные); М. Шериф о группах членства и референтных группах и их роли в формировании социальных установок.

Культурологические социально-психологические концепции(С. Московичи, Г. Тэджфел, Р. Харре), как стремление к созданию общей социально-психологической теории: 1. Концепция социальных представлений С. Московичио предмете социальной психологии (совокупность социально-психологических представлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений (информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих поведение индивида; 2. Теория “межгрупповых отношений” Г. Тэджфелаоб опосредованности взаимодействия индивида с социальной средой через групповое взаимодействие; 3. “Этогенетический подход” Р. Харре - модель человека (мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении репутации, борьба за репутацию способствует общественному развитию, необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания для этого необходимых условий).

Особенности развития отечественной социальной психологии:

1. Стремление к созданию общей социально-психологической теории; 2. Преемственность от зарубежной социальной психологии всего позитивного; 3. Определение социальной и деятельностной детерминированности социально-психологических явлений; 4. Разработка методологических основ социально-психологических исследований; 5. Исследование новых социально-психологических явлений; 6. Возрастание роли прикладных и практических социально-психологических исследований; 7. Проблема использования результатов исследований социальных психологов в различных областях профессиональной деятельности людей.

Основные категории: описательный этап возникновения социально –психологического знания, этап относительно самостоятельного развития социально– психологических идей, этап экспериментально –теоретического развития социальной психологии, западная социальная психология, отечественная социальная психология.

Контрольные вопросы:

Основные этапы и периоды возникновения и развития социально – психологического знания? Назовите основные направления описательного этапа социально – психологических идей. Назовите основные социально – психологические школы 2–го этапа развития социально – психологического знания. Назовите основные направления 1–го периода 3 – го этапа развития социально – психологического знания. Какими направлениям представлена современная зарубежная социальная психология? Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии?

Литература:

Обязательная:

Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб., 2000.

Шихарев П. Н. Современная социальная психология. М., 1999.

Дополнительная:

Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1989.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1995. Шихарев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1984. Шихарев П. Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

Тема 3. Общение как социально-психологическое явление.

Вопросы: 1. Социально-деятельностная природа общения.

2. Сущность, типология и функции общения.

Закономерности возникновения, формирования, функционирования, изменения и развития социально-психологических явлений. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов.

Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как “реализация”безличных отношений в деятельности конкретных личностей. Персонофицированность и эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных, дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств. Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.

Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов; когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты; трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями; необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический – общение как личностная самоактуализацияэкзистенциональной сущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла; отечественный –общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: