Тип лидера в зависимости от роли (Л. И. Уманским)

1. лидер‑организатор (выполняет функцию групповой интеграции);

2. лидер‑инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);

3. лидер‑генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

4. лидер‑эрудит (отличается обширностью знаний);

5. лидер‑эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);

6. лидер‑мастер, умелец (специалист в каком‑то виде деятельности).

Типы лидеров в зависимости от характера деятельности:

•  универсальный лидер,

•  ситуативный лидер;

Типы лидеров в зависимости от ее содержания:

•  лидер‑вдохновитель,

•  лидер‑исполнитель,

•  лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором)

Типы лидеров в зависимости от стиля руководства:

Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего и исследовавшего:

- Авторитарный:

Недостатки:

- не способствует проявлению инициативы со стороны членов группы и, следовательно,

полной реализации их возможности.

- т.к. все решения принимаются единолично авторитетным лидером, то эти решения далеко

не всегда являются самыми лучшими и взвешенными

- при таком стиле, остальные члены группы не чувствуют себя в полной психологической

безопасности, поскольку они находятся во власти лидера и эту власть он может употребить

во вред др членам группы.

Вывод: группа не может работать максимально эффективно.

Достоинства:

- обеспечивает самую высокую дисциплину и ответственность в работе

- обеспечивает решение задачи, стоящей перед группой в сравнительно короткие сроки

- такой стиль лидерства не дает возникать и разрастаться в межличностный конфликт в

группе.

Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).

-Демократический:

Недостатки:

- при таком стиле слишком много времени тратится на обсуждение разных вопросов и

надолго откладывается принятие нужных решений

- сравнительно низкая дисциплина и ответственность за порученное дело. именно этим демократический стиль лидерства уступает авторитарному.

Достоинства:

- группа может достичь максимально возможной эффективности в своей работе за счет

полной реализации способностей и возможностей, кот обладают ее члены.

кредо: самостоятельный инициативный работник.

- члены группы чувствуют себя в психологической безопасности

- при демократическом стиле лидерства в группе складывается наиболее благоприятная псих

атмосфера.

Реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.

-Либерально-анархический - -Самый неудачный при групповой деятельности: самые низкие организованность, дисциплина, ответственность. Поэтому специалисты не рекомендуют использовать его в групповой деятельности, тем не менее иногда можно прибегать к нему, т.к. члены группы могут отдохнуть, расслабиться. Практически его можо использовать в зависимости от ситуации, сложившейся в группе

-Непоследовательный (алогичный) проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Стиль руководства эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Лидер время от времени обращается к использованию всех стилей лидерства, но делает это непроизвольно от своего настроения, а от сложившейся обстановке и ситуации в группе.

Типы лидеров в зависимости сферу ориентации (Р. Лайкерта):

• стиль лидерства, ориентированный на задачу (целевые лидеры) - организация работы, установление стандартов и достижение поставленной цели

• стиль лидерства, ориентированный на человека (социальные лидеры) – организация командной работы, устранение конфликтов, оказание поддержки.

 



Перспективы и направления развития современной социальной психологии

НЕМОВ: Современная социальная психология –это одна из активно развивающихся отраслей психологии. Активность её развития проявляется в том, что: 1. Большнство исследований, которые сейчас проводятся в психологии, как фундаментальной науке, имеют __социальную направленность. 2. Во многих прикладных отраслях психологии их основу составляет социально-психологические знания, например экономическая психология, юридическая психология, военная психология, психология спорта, псиология управления, и т.д. Сейчас социально-психологические исследования активно развернулись в рамках социальной психологии, понимаемой как фундаментальной науке (это такие проблемы, как межличностные отношения, проблема конфликтов, социально-пихологические проблемы семьи, взаимодействия людей, межгрупповых и межгосударственных отношений), а с другой стороны знания социально-психологические внедряются в практику через исследования, которые проводятся во многих прикладных психологических науках.

       Ответ: основные пути развития и направления современной социальной психологии это:

- первое, дифференциация психологических наук, выделение новых психологических наук, связанных с различными сферами деятельности.

- второе направление, переход от чистой науки к практике, к прикладным исследованиям.

- третье направление это стирание граней между традиционными направлениями психологии, такими например как, гештальт психология, психоанализ, бехевиреоризм и гуманистическая психология. Стирание граней между ними, взаимопроникновение идей.

- четвертое направление это использование новых методов научного исследования, связанных с современной компьютерной техникой и техникой связи? (не разобрала слово на 10:45).

В конце можно добавить, что каждое из существующих направлений психологии обращается с/к новой проблематике (невнятно на 11:10), связанной с тем, что в настоящее время волнует людей в разных странах мира.

---

Бурное развитие социально-психологического знания в минувшем XX в. принесло свои плоды. Выделившись в качестве самостоятельной науки в начале века, социальная психология расширяла и углубляла сферы своего познания, используя методический арсенал ряда социальных наук, а также разрабатывая свои специфические методы сбора первичной информации. Наряду с обогащением теоретического аппарата социальной психологии как науки очевиден и эффект социально-психологических рекомендаций в различных областях человеческой деятельности. К примеру, в настоящее время секция социальной психологии и психологии личности является самым многочисленным подразделением Американской Психологической Ассоциации.

В развитии представлений о предмете СП можно выделить несколько уже сложившихся направлений.

1. Продолжается экстенсивное развитие научных представлений в виде выделения все новых и новых явлений в качестве предмета СП, (предмет – закономерности взаимодействия индивида, в общей деятельности, как еще один случай, проявление и формирование качеств человека при общ. Деят, восприятие людьми др. др.) однако этот путь, наиболее распространенный в начале становления (и возрождения) СП, сегодня уже не имеет принципиального значения для ее развития, но по-прежнему остается интересным с точки зрения описания пополняемой совокупности «предметов», их конкретизации, уточнения и т. п.

2. Эклектичный путь характеризуется соединением через союз «и» разных по сути предметов. Это фактически упрощенная, рядоположная интеграция предметов, которая получила широкое распространение и вполне допустима при решении учебно-образовательных, просветительских, популяризаторских и некоторых научно-практических задач в области СП.

Можно выделить два перспективных пути решения вопроса о предмете СП, которые в настоящее время рассматриваются нами как основные тенденции ближайшего развития.

- Переход от формулирования конкретного и тем самым всегда частного предмета (например: изучение личностных свойств в группах, интерперсональных процессов, межличностных отношений, общения между людьми, свойств группы, межгрупповых отношений и т. п.) к описанию «предметного поля», позволяющего одновременно включать в него многие известные феномены как частные и специфичные предметы СП. То есть наблюдается явное расширение представлений о предмете, образно говоря, «в плоскости» или «по горизонтали», в результате чего позиции разных исследователей отличаются не только содержанием, но и объемами «предметных полей» СП. От конкретного к общему полю включающего все феномены.

Предметом изучения социальной психологии являются определенные социально-психологические феномены, такие как:

• психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности;

• проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей;

• психологические взаимосвязи, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия;

• психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей и пр. социально-психологические процессы и явления.

 - Переход к более абстрактным, но одновременно и более обобщенным, интегративным формулировкам предмета, включающим в себя конкретные и частные представления, — это «наращивание» предмета как бы «по вертикали», от частного к общему. Один из возможных вариантов такого решения: социальная психология изучает многообразные психологические явления (процессы, состояния, свойства и т. п.), характеризующие индивида или группу как субъектов социального взаимодействия.

Перспективы

В настоящее время в качестве традиционных или классических объектов исследования в СП могут рассматриваться следующие:

— личность в группе;

— межличностное взаимодействие (психологические феномены в системе «Личность — Личность»);

— малая группа;

— межгрупповое взаимодействие (психологические феномены в системе «Группа — Группа»);

— большая социальная группа.

1 - Развитие представлений об объектах исследования в современной СП конкретизируется двумя центробежными направлениями от своего главного объекта (малой группы): усилением интереса к социальной психологии личности и одновременно — психологии больших социальных групп. Этот интерес, будет возрастать и далее. От малой группы к большой.

2 - Сегодня в СП явно доминирует интерес исследователей к психологическим закономерностям негативных социальных явлений. Обычным же, традиционно изучавшимся в отечественной СП социальным группам и явлениям уделяется меньше внимания. Значительно чаще, чем ранее, изучаются семьи наркоманов и алкоголиков, социальнопсихологическая дезадаптация участников боевых действий, терроризм и личность террористов, групповое и массовое насилие, риминальное поведение, информационнопсихологическая безопасность общества и другие явления в трансформирующемся российском обществе. Исследование негативных явлений.

3-Перспективы развития СП связаны со значительным расширением «зоны» объектов исследования, с одной стороны, за счет активного включения в сферу ее интересов внутриличностных феноменов ( таких как: «Я — другое Я», самоотношение, представление о себе в связи с представлением о других, саморефлексия, самосознание и т. п.), а с другой — за счет развития относительно нового макропсихологического анализа общества в целом. Исследования макропсихологических, общественных явлений неизбежно вызывают становление макросоциальной психологии или просто макропсихологии. Расширение зоны объектов включением личностных феноменов

4- Ближайшие перспективы видятся и в возрастании интереса социальных психологов к сообществам большей численности, чем конкретный этнос или суперэтнос, нация или какое-то отдельное современное общество, что, по нашему мнению, постепенно должно привести к формированию континентальной, или материковой, СП, т. е. к исследованиям, включая сравнительные, европейцев, азиатов, американцев, латиноамериканцев, африканцев, австралийцев, полинезийцев и т. П от большой к очень большой группе – от нации к континентальному сообществу.

5- В развитии методов социально-психологического исследования наблюдается не столько разработка принципиально новых способов изучения, сколько их заимствование из смежных социальных наук, а также последующая модификация и адаптация к решению конкретных актуальных проблем. Так, за последние три десятилетия из экономической науки в СП были привнесены методы экспертных оценок и деловых игр, из маркетинга и политологии — метод фокус-групп. Наибольшее развитие из них пока получил метод экспертных оценок, в частности, данные, полученные методом экспертных оценок, оказались продуктивными для выделения психологических типов руководителей и в широком смысле для работы с персоналом

В качестве перспективной тенденции особую роль в СП приобретает естественный эксперимент, причем в разных его вариантах.

Выраженными тенденциями развития методо в в СП являются следующие:

— все более точный учет психометрических требований к разрабатываемым методикам, что приводит к возрастанию степени стандартизированности применяемого инструментария в СП;

повышение общей культуры эмпирического исследования;

— разработка оригинальных авторских программ исследований, различных методов их организации, анализа и интерпретации полученных данных;

— использование оригинальных комплексов взаимодополняющих методов и соответствующих им методик;

— применение все более сложных математико-статистических процедур обработки и анализа данных;

— использование более совершенных способов оформления результатов исследования благодаря внедрению компьютерных технологий.

 

Новыми научными направлениями социально-психологических исследований являются следующие:

социально-психологические процессы (механизмы) изменения культурных норм;

— исследование особенностей дистинктивного социального поведения личности и группы;

социально-психологические аспекты изучения культурной травмы;

исследование коллективной памяти с позиций конструкционизма;

психологические исследования межличностного, межгруппового и организационного доверия и недоверия;

нравственно-психологические детерминанты социального и экономического поведения личности и группы;

— исследование социально-психологического пространства личности и группы;

социально-психологические проблемы управления, в том числе обмена знаниями в организации; - самообучающаяся организация

— социальная психология времени (отношение личности и группы к времени);

социально-психологические исследования терроризма и др.

Этот ряд объединяет перспективность поставленных проблем и заявленных направлений исследования в социальной психологии.

 

Наиболее перспективными являются исследования нравственно-психологических феноменов социальной ответственности и ответственного поведения; справедливости, обязательности и принципиальности в отношениях между людьми и соответствующего поведения; уважительного отношения к людям и уважительного поведения; правдивости, честности и искренности в межличностных и межгрупповых отношениях и правдиво-искреннего поведения и многих других свойств нравственного сознания и самосознания, нравственного поведения личности и группы.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: