Россия к концу XVII века. Предпосылки реформ Петра I

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «ГИМНАЗИЯ № 36»  

Г. ИВАНОВО

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по истории

на тему: «Культура России XVIII века»

 

Выполнил:

ученица 11«А» класса

Вяльцева А..

Руководитель:

учитель истории

Иричук Н.С.

 


2019


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………

Глава I. Главные ценности эпохи Просвещения…………………………………………

1.1 Идея равенства – первый характерный признак эпохи Просвещения……………

1.2 Победа разума – второй характерный признак эпохи Просвещения………………

1.3 Исторический оптимизм – третий характерный признак эпохи Просвещения……

1.4 Философские идеи……………………………………………………………………

Глава II. Начало новой эры в развитии России…………………………………………

2.1 Воцарение Петра I……………………………………………………………………

2.2 Россия к концу XVII века. Предпосылки реформ Петра I…………………………

2.3 Реформы Петра I………………………………………………………………………

2.4 Культура России при Петре I…………………………………………………………

2.5 Образование в России при Петре I……………………………………………………

2.6 Наука……………………………………………………………………………………

2.7 Литература и искусство………………………………………………………………

2.8 Церковная реформа……………………………………………………………………

2.9 Значение реформ Петра I………………………………………………………………

Глава III. Екатерина II: культура и просвещение………………………………………

3.1 Распространение идей Просвещения в России………………………………………

3.2 Просветительские преобразования Екатерины II……………………………………

Заключение…………………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………………………

Приложение 1. К Главе I…………………………………………………………………

Приложение 2. К Главе II…………………………………………………………………

Приложение 3. К Главе III…………………………………………………………………

Введение

Актуальность темы:

Изучение истории необходимо современному человеку для формирования широкого, многогранного кругозора, правильного понимания сути современных явлений, происходящих в окружающем нас мире. Поэтому изучение различных аспектов истории является крайне актуальным и по сей день. Каждый исторический период уникален и внёс свой неоценимый вклад в общий ход истории.

Особое место этой эпохи, охватывающей конец XVII – XVIII веков, отразилось в полученных ею эпитетах "Век разума", "Эпоха Просвещения".

Пётр I и его реформы широко раздвинули горизонт российской жизни, а во время правления Екатерины II, этот процесс ещё более ускорился и расширился.

Цели исследовательской работы:

1. Ознакомление с культурным наследием XVIII столетия;

2. Изучение главных принципов философии эпохи Просвещения;

3. Изучение роли Петра I в распространении идей Просвещения;

4. Оценка вклада Екатерины II в развитие культуры России.

Задачи исследовательской работы:

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Изучить исторические предпосылки возникновения эпохи Просвещения в России;

2. Изучить влияния реформ Петра I на развитие культуры России;

3. Изучить влияние реформ Екатерины II на развитие культуры России;

4. Сделать обобщающие выводы.

Методы исследования:

1. Знакомство, изучение, анализ и сравнение справочных материалов об объектах культуры эпохи Просвещения (литературные и музыкальные произведения, объекты архитектуры, живописи, графики, мозаики, других объектов культурного наследия, предметов быта изучаемой эпохи);

2. Обобщение полученных данных;

3. Формулировка выводов.

В исследовании приведены ссылки на первоисточники.

Глава I. Главные ценности эпохи Просвещения

Идея равенства – первый характерный признак эпохи Просвещения

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых – в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством -- первый характерный признак эпохи Просвещения.

Победа разума – второй характерный признак эпохи Просвещения

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам.

Исторический оптимизм – третий характерный признак эпохи

Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, "рационально" преобразовывая политические и социальные устои.

Философские идеи

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум основой познания и поведения людей), в науке – развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. Не случайно, что и сам период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии – веком Канта.

Целями и идеалами Просвещения являлись свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода.

Глава II. Начало новой эры в развитии России

2.1 Воцарение Петра I

Воцарение Петра произошло в обстановке острой борьбы за власть между различными боярскими группировками. Использовав стрелецкое восстание 1682 г. к власти пришли Милославские и их сторонники. Царями были объявлены Иван и Петр, их сестра, царевна Софья, становилась регентшей, сосредоточив в своих руках реальную власть.

Россия к концу XVII века. Предпосылки реформ Петра I

К концу XVII века Россия оставалась одной из отсталых стран Европы. Динамичное развитие западной цивилизации, изоляция Росси от европейских рынков, засилье средневековых пережитков ставили страну перед необходимостью кардинальных реформ. Решительные перемены во всех сферах русского общества связны с именем выдающегося государственного деятеля и полководца Петра I.

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западно-европейских стран.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Реформы Петра I

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, социально-экономическую, административную (органов власти и управления, сословного устройства русского общества), а также в области культуры и быта, церковную. В данной работе я рассмотрю реформы Петра I в области культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: