Просветительские преобразования Екатерины II

Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерины в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). В губернских городах возникают главные народные училища, а в уездных - малые училища. В Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове при содействии государыни и попечении общественности предполагалось учредить университеты.

В 1764 году в Санкт-Петербурге, при Воскресенском монастыре, было учреждено учебное заведение для "воспитания благородных девиц" (Смольный институт).

Учрежденная в 1763 г. Медицинская коллегия должна была озаботиться подготовкой лекарей, было учреждено также несколько специальных школ (в частности, кадетских корпусов).

В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека.

Екатерина занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты), коллекции живописи и скульптуры; приглашала европейских художников украшать ее дворцы и города.

Среди известных приобретений Екатерины - библиотеки Дидро и Вольтера. За сравнительно короткий срок, не жалея средств, она купила уникальные живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Рембрандта, Пуссена, Ван Дейка, Рубенса и других знаменитостей. Екатериной II был основан Эрмитаж - богатейшее собрание художественных коллекций при дворце.

При Екатерине началась научная работа в области русской истории – Академия наук в это время стала издавать русские летописи.

При Екатерине Великой были достаточно распространены драматические и музыкальные театры во многих городах России. В репертуаре этих театров значились пьесы Бомарше и Мольера, а также трагедии, драмы и комедии русских авторов Сумарокова, Фонвизина, Княжнина, Крылова. Большое распространение получили крепостные театры, принадлежавшие крупным вельможам (среди них известным был театр графа Шереметьева в Останкине).

На подъеме находилась и музыкальная культура. Россия знакомилась с достижениями европейской музыки. В Санкт-Петербурге и Москве гастролировали известные иностранные музыканты, исполнявшие произведения Моцарта, Гайдна, Генделя и других композиторов. И сама русская национальная опера с успехом соперничала с итальянской и французской. И также высокой степени совершенства в екатерининскую эпоху достигло русское изобразительное искусство, пронизанное идеями гуманизма и патриотизма (выходцы из простого народа В. Баженов и М. Казаков). Их творчество - это наиболее яркие образцы русского классицизма.

Екатерина II продолжала традиции Петра Великого, приглашая в Россию наиболее известных европейских зодчих, таких как Растрелли, Камерон, Росси, Кваренги, Фальконе, внесших огромный вклад в русскую культуру. Символом Санкт-Петербурга стал знаменитый памятник Петру I, созданный Этьеном Фальконе.

Время Екатерины II - это расцвет градостроительства в России. При ней осуществлялась планомерная застройка Петербурга - "Северной Венеции" - и строительство новых городов: Николаева, Екатеринослава, Одессы, Севастополя и других городов. Большой размах получило строительство загородных императорских дворцов: Петергофа с его величественным каскадом фонтанов, Царского Села, Павловска, Гатчины.

Особенных успехов также достигла живопись (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровицкий).

Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Целью свободного общества, по мнению просветителей, является благополучие граждан. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева "О воспитании", который охватывал широкий спектр политических, мировоззренческих и нравственных проблем, включая и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян.

Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломоносов (1711–1765). Его стараниями в 1755 г. был открыт Московский университет. Ломоносов большие надежды возлагал на деятельность "просвещенных" монархов, к которым в России он относил Петра I.

В 60-80-е годы XVIII в. приходит новое поколение русских просветителей. Среди них почетное место занимают А.Я. Поленов (1738– 1816), автор записки "О крепостном состоянии крестьян в России", проникнутой сочувствием к крестьянам. Я.П. Козельский (ок. 1728–ок. 1794) в своих "Философских предложениях" предупреждал, что накопившиеся обиды могут превысить терпение крестьян, и их выступление против обидчиков будет подобно напору реки, прорвавшей плотину. Он развивал идеи справедливого общественного устройства, выступал против крепостничества.

Д.С. Аничков (1733–1788), профессор Московского университета, защитил диссертацию по проблемам происхождения религии, носившую по существу антицерковный характер. Диссертация была осуждена за атеизм, все ее экземпляры сожжены на Лобном месте в Москве.

С.Е. Десницкий (ок. 1740–1789) – профессор права Московского университета, предложивший в 1768 г. программу преобразований государственного строя России в конституционную монархию.

Идеи просветительства нашли широкое распространение в русской литературе – в произведениях Д.И. Фонвизина (1744/45–1792), написавшего широко известные комедии "Недоросль" и "Бригадир", обличавшие нравы помещиков, в одах Г.Р. Державина (1743–1816).

Резкой критике крепостнические порядки в деревне были подвергнуты на страницах сатирических журналов "Трутень" и "Живописец", издаваемых в 1769–1773 гг. одним из самых ярких представителей русского' Просвещения Н.И. Новиковым (1744–1818). Он был организатором типографий, библиотек, книжных магазинов (в 16 городах). Книги, издаваемые при его участии, охватывали все отрасли знаний. В 1792–1796 гг. по приказу Екатерины II Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Вершиной Русского Просвещения были идеи А.Н. Радищева (1749–1802). В 1773 г. в примечаниях к переведенной им книге Мабли "Размышления о греческой истории" он дает такое определение сущности абсолютизма: "Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние". В 1790 году в произведении "Путешествии из Петербурга в Москву" он предсказал развитие Великой русской революции.

Екатерина II, познакомившись с "Путешествием", заявила, что находит "тут рассеивание заразы французской, а автор его бунтовщик хуже Пугачева". Вскоре последовали арест и ссылка Радищева в Сибирь.

 

Заключение

Выполнив данную исследовательскую работу, я достигла всех поставленных мной целей и задач исследования. Я тщательно изучила исторические и справочные материалы о периоде Просвещения в России, познакомилась с литературными и музыкальными произведениями, объектами архитектуры, живописи, графики, мазаики, предметами быта и другими объектами культурного наследия эпохи Просвещения в России. Я проанализировала и обобщила полученные мной данные и сделала выводы.

Эпоха европейского Просвещения стала для России её собственной эпохой.

В российской жизни коренным образом менялись духовные запросы, интересы, сформировались новые нравственные гуманистические критерии жизни. Изменилось отношение к человеку, к человеческой личности и человеческой жизни. Одновременно под влиянием просветительской гуманистической философии иным становилось отношение к целям и задачам общества, к природной среде, к месту человека в системе общества и природы.

Одной из особенностей развития российской культуры в это время стал синтез (т.е. взаимопроникновение) старой русской культуры XVII в. и новых духовных веяний уже иной эпохи. Кроме того, российская культура во всех своих проявлениях становилась всё более светской, т.е. освобождённой от влияния церкви.

Одновременно появление новых культурных ценностей приобретало в условиях многонациональной России интернациональный характер.

В течение всего XVIII в. иностранцы оказывали сильнейшее влияние на становление российской цивилизации. Они участвовали в создании системы образования, стояли у истоков Академии наук, внесли огромный вклад в развитие русской архитектуры, скульптуры, живописи, театра, музыки. В большинстве своём это были талантливые и увлечённые своим делом люди, которые принесли немало пользы России, передавали русским людям свой опыт, своё мастерство.

Идеи Просвещения в России, пришедшие в страну с запада, приобрели на Руси самобытный и оригинальный характер. Принимая все передовые, прогрессивные мысли западных философов русское Просвещение развеивалось по своим собственным законам. Нельзя не отметить его ярко выраженный патриотической характер, а также стремление русских просветителей нести Просвещение абсолютно ко всем слоям русского общества. Идеи Просвещения глубоко изменили всё русское общество, подняли его духовную культуру на высокий уровень, а имена выдающихся просветителей навсегда вошли в историю России.

Вклад деятелей эпохи Просвещения в развитие мировой цивилизации огромен и его трудно переоценить. Прогрессивная мысль этой эпохи подготовила благодатную почву для грандиозных свершений следующего века.

 

 

Список использованной литературы

1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.

2. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IХ-начало ХХ века: учеб. пособие. - М.: ООО "Фирма МХК", 2000.  — 101 с.

3. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. - М.: АСТ Пресс, 1999. — 65 с.

4. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. - М.:

ВЛАДОС, 2002. — 32 с.

5. И. Н. Кузнецов "Отечественная история"- М.: АСТ Пресс, 1998.  —136-149 с., 608 с.

6. Б.И. Краснобаев "Очерки истории русской культуры"- М.: ВЛАДОС, 1987. — 51 с.

7. В.О. Ключевский "Исторические портреты"- М.: АСТ Пресс, 1990. — 121 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: