Духовные основы конституционного строя в зарубежных странах

Данная сфера наименьшим образом охватывается содержанием конституционных текстов. Подобное связано со стремлением подчеркнуть важность, неприкосновенность внутреннего мира человека. В тоже время духовная жизнь общества в целом замыкается не только на самом человеке, но и на окружающих. В тоталитарных и авторитарных конституциях предполагается полный контроль над духовной сферой, что объясняется активным включением в рассматриваемую сферу не только человека и общества, но и государства.

Духовная составляющая общества имеет тесную связь с социальной, экономической и политической сферой. Различные компоненты духовной сферы оказывают повышенное влияние оказывается на политическую систему – идеологический и политический плюрализм, свобода совести и светский характер государства, свобода слова и др.

Свобода совести и религия. Свобода совести и вероисповедания либо, наоборот, установление религиозных предпочтений или государственной религии – наиболее традиционный аспект духовной составляющей общества.

«Религия – это одна из форм идеологии, реализуемая церковью, которая является проводником религиозных воззрений в сознание верующих».57

Светский характер государства наиболее приемлем для демократических стран. Конституционное выражение данного принципа традиционно

Установление государственной религии (Дания – лютеранская, Греция – Восточно-православная и т.п.) не всегда влияет на осуществление политической власти, в тоже время такая церковь пользуется финансовой поддержкой государства, ее акты признаются официальными и т.п.

Не редким является признание религии в качестве государственной в сочетании с установлением свободы совести и вероисповедания.

Образовательная сфера. Образование является важной предпосылкой для культурной и духовной сферы жизнедеятельности общества.

Зачастую государство стремиться повысить образовательный уровень граждан, чтобы качественно повысить уровень жизни всего общества, не считаясь ни с какими затратами..

Государственные подходы у регулированию вопросов образования существенно разнятся – от либеральных до тоталитарных.

Примером либерального подхода к образованию является конституционно-правовое регулирование образования Конституцией Испании 1978 г. Так, ст.27 не только закрепляет право на обучение и свободу образования, но и устанавливает, что «…Образование имеет целью всестороннее развитие человеческой личности на основе уважения демократических принципов сосуществования и основных прав и свобод…». А само государство выступает неким гарантом: права родителей на выбор ими для своих детей религиозного и морального воспитания в соответствии с их собственными убеждениями; права на обучение посредством общего планирования образования с действенным участием всех заинтересованных секторов и создания образовательных центров; и др. То есть в целом государство оставляет за собою право контроля за соответствием требованиям закона.

Примером же противоположного подхода к регулированию образования выступает конституционная практика КНДР, Кубы и ряда других государства.

Важной характеристикой образовательной сферы государства является закрепление бесплатности и обязательности образования. Традиционно обязательным является лишь некоторый начальный уровень образования. Высшее и иное образование лишь поощряется государством.

Ярким примером конституционного оформления государственного регулирования вопросов образования выступает ст.19 Конституции Китая 1982 г. «…Государство развивает дело социалистического просвещения, поднимает научно-культурный уровень всего народа. Создавая различные учебные заведения, государство осуществляет всеобщее начальное образование, развивает среднее, профессиональное и высшее образование, кроме того, развивает дошкольное воспитание. Расширяя сеть просветительных учреждений, государство ликвидирует неграмотность, проводит политическое, общеобразовательное, научно-техническое, профессиональное обучение рабочих, крестьян, государственных служащих и других трудящихся, а также поощряет самообразование. Государство поощряет коллективные хозяйственные организации, государственные предприятия, учреждения и другие общественные силы на создание в соответствии с законом различного рода учебных заведений…».

Научная и культурная сфера. Важной составляющей духовной жизни общества является его культурная и научная сфера.

Многие исследователи утверждают, что долгое время конституционное право было индифферентно к рассматриваемым сферам, а само государство обеспечивает лишь материальную сторону науки и искусства. Однако, с подобным утверждением вряд ли можно согласиться, обратившись к практике конституционного регулирования зарубежных государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: