Государственный аппарат и государственная служба в зарубежных странах

В организационно-правовой структуре государственной службы и ее административно-правовой регламентации можно выделить следующие модели:

1. Континентальная или романо-германская модель, представленная преимущественно европейскими государствами, странами Латинской Америки, Ближнего Востока, а также франкоговорящими странами Африки, Японией и Индонезией.

2. Англосаксонская модель (система общего права), к которой относятся англоязычные страны и косвенно все государства Британского Содружества.

3. Государственная служба стран исламской ориентации.

4. Трудовая (советская) модель (КНР, Куба, косвенно бывшие страны социалистической ориентации).

Романо-германская правовая система и соответственно законодательство о государственной службе характеризуются в настоящее время тесной взаимосвязью различных законодательств как с точки зрения общего концептуального развития, так и в плане юридической техники. Наблюдается сходство основных юридических и социологических понятий, норма права рассматривается как преобладающее правило поведения. характеризуется тенденцией к кодификации норм, стремлением к простоте и точности. В функциональном плане «публичная служба» понимается как деятельность в целях выполнения общегосударственных задач управления. В институциональном плане под ней подразумевается определенный круг лиц, выполнение публичных функций которыми составляет их специализированную деятельность.

В англосаксонской системе ключевую роль играют судебная практика (феномен прецедента) и вопросы процедуры. Юридическая норма рассматривается не столько как общее абстрактное правило поведения, сколько в качестве средства разрешения споров. Исторически административное право этих стран развивалось с преобладающей ролью судебной практики и неписаной нормы. В отличие от романо-германской системы система общего права имеет преимущественно процедурный и прагматический характер, нежели законодательно-системный.

Англосаксонская система государственного управления представляет собой альтернативу иерархической карьерной романо-германской модели. Сама административная культура государственной службы ориентируется в большей степени на индивидуальные решения, общие положения являются производными от личностных моментов. В целом в англоязычных странах сильнее развита традиция своеобразной «безгосударственности», государственная власть носит многосоставной и плюралистический характер. В континентальной Европе,

наоборот, более развит подход «интегрированной» государственной власти, часто воспринимаемой гражданами абстрактно и обезличенно.

Великобритании вопросы государственной службы регулируются не законами, а нормативно-правовыми актами, принимаемыми по инициативе правительства. В отличие от других западных стран, где обычно принято понятие «публичной» или «государственной» службы, в Великобритании действует понятие «гражданская служба». Это имеет исторические корни: чиновник в английском праве рассматривается как «гражданский слуга Короны», в отличие от ее «военных слуг».

Государственная служба стран исламской ориентации представляет собой наиболее яркую иллюстрацию религиозного права. При этом исламское право и государственная служба являются неотъемлемой частью исламской религии. Исламская государственная служба входит в систему конфессиональных государственных служб. По мнению исследователей, в мусульманском мире особенностью организации государственных органов является то, что исторически верховные должности (светская и духовная) объединялись в одном лице – халифе. В исламской религии понятие права специфично, в целом шариат является правовой системой, допускающей прецедент. Основным законодательным источником является Коран. Исламское право во многом носит архаичный характер, но в то же время оно оказалось способным гибко адаптироваться к нравственной эволюции и техническом прогрессу.

Государственный аппарат — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Государственный аппарат есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой государство осуществляет власть.

Признаки государственного аппарата:

1. Государственный аппарат — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.

2. Первичными структурными элементами государственного аппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой на началах субординации и координации.

3. Для обеспечения государственно-властных велений государственный аппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись ни одно государство.

4. При помощи государственного аппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создается как раз для выполнения функций государства. Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение государственного аппарата.

Весь государственный аппарат подотчетен главе государства (президентские республики) или главе правительства (монархии, парламентарные республики). В их подчинении находятся министерства, штабы, ведомства, агентства и управления, организующие работу всех звеньев государственного аппарата. При этом только министры несут ответственность перед парламентом. Весь остальной руководящий состав государственного аппарата юридически, как правило, независим от парламента. При этом во многих странах существуют так называемые министры-администраторы (постоянный заместитель министра — Великобритания, государственный секретарь — ФРГ, Франция, Италия), которые непосредственно руководят чиновничеством министерства, а по своему положению относятся к несменяемым должностным лицам. Чиновничество, возглавляемое такими минист- рами-администраторами, вершит всем ходом управления в зарубежных странах.

В настоящее время получили развитие так называемые независимые ведомства, действующие в важнейших сферах экономической, социальной и идеологической жизни. К ним относятся управления атомной, энергетической и другими важнейшими отраслями промышленности, агентства, ведающие пропагандой (телевидение, радиовещание, цензура), органы разведки и контрразведки. Все эти учреждения и их руководители изъяты из-под контроля парламентов и комплектуются в особом порядке и, как правило, из представителей богатых слоев общества.

Ведомство — это государственный орган исполнительной власти специальной компетенции, т.е. специализированный в определенной сфере государственного управления, обладающий именно в этой сфере установленными полномочиями.

По предмету деятельности в системе ведомств можно различить 3 основные группы: хозяйственные, социально-культурные и административно-политические. Эта классификация условна, так как встречаются ведомства, относящиеся сразу к двум, а то и ко всем трем отмеченным группам, однако такие ведомства все же составляют исключение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: