«Привально-отвальные маневры судна»
Основным критерием безопасности выполнения маневра привала судна к причалу в условиях ветра является предельно допустимое значение скорости истинного ветра в районе расположения причала, при которой возможен безударный привал судна (см. рис.2.1.).
|
| Рис.2.1. Схема сил, действующих на судно при привале в навальный ветер |
Она может быть определена по выражению (2.1):
,
| (2.1) |
где
– угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна;
– боковая составляющая рулевой силы определяется по выражениям, кН:
на насадках
| (2.2) |
на рулях
| (2.3) |
– момент движителей, работающих «враздрай», кН×м:
,
| (2.4) |
где
,
– продольные составляющие рулевой силы для переднего и заднего хода, кН;
– расстояние между винтами, м;
Расчетные выражения для величин в формулах (2.2), (2.3) приведены в лабораторной работе №1.
Упор винтов на швартовых
определяется по выражению, кН:
,
| (2.5) |
где
,
– соответственно коэффициент упора и коэффициент момента в зависимости от шагового отношения
(определяются по рис. Приложения 2);
– мощность, подводимая к винтам,
(
– общая мощность СЭУ), кВт;
– номинальная частота вращения движителей, об/мин.
Коэффициент
снимается отдельно для переднего и заднего хода и соответственно этому определяется
и
.
Если привал судна выполняется с использованием якоря, то потребная длина якорной цепи при отдаче одного якоря, отданного с внешнего борта, определяют по формуле:
,
| (2.6) |
где
– высота якорного клюза на грунтом, м;
– держащая сила якоря, кН;
– масса 1 погонного метра якорной цепи, кг.
Вес погонного метра якорной цепи находится по выражению
,
| (2.7) |
где
– калибр якорной цепи, мм.
Держащая сила якоря
определяется по выражению:
.
| (2.8) |
Здесь
– коэффициент держащей силы якоря (табл.2.1);
– масса якоря, кг
Таблица 2.1
Значения коэффициентов держащей силы якоря
| Тип якоря | Тип грунта | ||
| илистый | песчаный | каменистый | |
| Адмиралтейский | 2,2 | 3,0 | 3,0 |
| Холла | 2,2 | 1,5 | 2,8 |
| Матросова | 12,0 | 8,0 | - |
Расстояние от места отдачи якоря до причала, обеспечивающее безопасный привал судна, может быть определено по формуле:
.
| (2.9) |
При этом следует иметь в виду, что моменты сил, действующих на судно при отвале, берутся не относительно ЦМ судна, а относительно точки
контакта судна с причалом (см. рис. 2.2)
.
Тогда предельную скорость ветра
при которой возможен отвал судна от причала в навальный ветер (см.рис.2.2) можно определить по формуле, м/с:
.
| (2.10) |
Отвал судна от причала в навальный ветер может быть обеспечен, если будет соблюдаться следующие условие:
,
| (2.11) |
где
– суммарный вращающий момент от применения различных судовых технических средств, действующих на судне при отвале;
– момент от воздействия силы ветра.
Момент от воздействия силы ветра определяется по выражению:
,
| (2.12) |
Моменты судовых сил, действующих при отвале, определяются следующим образом.
Момент от перекладки органа управления:
,
| (2.13) |
где
– отстояние органа управления от точки
, обычно
.
Момент от натяжения якорной цепи при работе брашпиля:
,
| (2.14) |
где
– усилие, развиваемое носовым брашпилем, кН причем
,
| (2.15) |
или по приближенной формуле
.
| (2.16) |
Момент от работы подруливающего устройства:
,
| (2.17) |
где
– упор подруливающего устройства, кН;
– плечо упора подруливающего устройства, причем
.
| (2.18) |
Момент от силы тяги вспомогательного буксировщика:
,
| (2.19) |
где
– сила тяги на гаке вспомогательного буксировщика, кН.
Рис.2.1. Схема сил, действующих на судно при отвале в навальный ветер
|
Расчеты произвести при направлениях ветра
=
,
,
,
,
и трех режимах работы движителей
(МХ; СрХ; ПХ).
Результаты оформить в виде графика (см. рис.2.3) зависимости скорости ветра от его направления и режима работы движителей
.
Определить потребную длину вытравленной якорной цепи и расстояние от причала до места отдачи якоря при выполнении маневра привала в условиях сильного навального ветра.
Рис. 2.3. Предельная скорость ветра при которой возможен отвал судна
от причала
|
Контрольные вопросы к лабораторной работе №2
1. Оцените влияние скорости ветра на безопасность подхода к причалу.
2. Нарисуйте схему перекладки рулей (насадок) при подходе к причалу без ветра.
3. Нарисуйте схему перекладки рулей (насадок) при подходе к причалу в навальный ветер.
4. Нарисуйте схему перекладки рулей (насадок) при подходе к причалу в отвальный ветер.
5. Покажите на схеме положение раздельно перекладывающихся насадок при маневре подхода к причалу при навальном ветре.
6. Покажите на схеме положение раздельно перекладывающихся насадок при маневре подхода к причалу при отвальном ветре.
7. Может ли судно обеспечить движение лагом в условиях ветра?
,
,
,
,
,
.
.
.
,
,
,
,
,
.
,
.
,
Рис.2.1. Схема сил, действующих на судно при отвале в навальный ветер
Рис. 2.3. Предельная скорость ветра при которой возможен отвал судна
от причала






