«Определение безопасности скорости судов
при заходе в камеру шлюза»
Как показывает практика шлюзования, в настоящее время основной резерв в ускорении шлюзования состоит в уменьшении времени на маневровые операции судов (заход в шлюз, выход из шлюза, движение и маневрирование в подходном канале), которое зависит от многих факторов (внешних условий, типа судна, опыта судоводителя и т.п.). Однако основным фактором ускорения и обеспечения безопасности маневра при прочих равных условиях является правильный выбор скорости судна (состава). Особенно актуальным данный вопрос становится при минимальных запасах воды в подходном канале и на пороге шлюза.
Величину скорости захода в камеру шлюза, при которой динамический запас воды под днищем судна составляет не менее 0,1 м, что обеспечивает безопасные условия движения, можно определять по формуле, м/с:
,
| (5.1) |
где
– коэффициент стесненности;
– площадь погруженной части мидель-шпангоута судна, 
– площадь поперечного сечения камеры шлюза,
;
.
| (5.3) |
Здесь
– ширина камеры шлюза, м.
– глубина на пороге шлюза, м.
Зависимость (5.1) справедлива при
и скоростях захода
м/c.
Содержание задания
1. Определить величину безопасной скорости захода заданного в задании проекта судна в камеру Волжских шлюзов при условиях
=0,7; 0,8; 0,9; 0,95.
2. Построить график зависимости безопасной скорости захода судна от глубины воды на пороге шлюза.
3. Определить величину необходимой безопасной глубины на пороге шлюза при скорости захода
м/c и
= 30 м.
4. Проанализировать полученные результаты.
,
.






